Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:13, диссертация
Целью диссертационной работы является разработка принципов и методики управления маркетингом некоммерческих субъектов с целью достижения социального и экономического эффекта
Рис.2.3. Матрица "специализация - технология" ДонГУЭТ
Специализация (субрынки) | Обозначение специализации | Технология | |||||
Очное | Заочное | Очно-заочное | Ускоренное | Экстернат | Дистанционное | ||
А | Б | В | Г | Д | Е | ||
Финансы | А | АА | АБ | - | - | АД | - |
Учет и аудит | Б | БА | ББ | - | - | - | - |
Банковское дело | В | ВА | ВБ | - | - | - | - |
Маркетинг | Г | ГА | ГБ | - | - | ГД | ГЕ |
Менеджмент организаций | Д | ДА | ДБ | - | - | ДД | ДЕ |
Менеджмент ВЭД | Е | ЕА | ЕБ | - | - | ЕД | - |
Рис.2.4. Матрица "специализация - технология" ДонГУУ
Таким образом, исходя из исследований установлено, что ДонГУЭТ имеет 25 субрынков, а ДонГУУ – 18.
Охарактеризовав таким образом продукт вуза, его потребителей, покупателей и клиентов, можно перейти к рассмотрению других элементов комплекса маркетинга.
Продажная цена (Price) является ключевым элементом для частных вузов, где основа финансирования - оплата обучения. Однако и для государственных вузов это немаловажный момент, поскольку многие вузы имеют так называемый коммерческий набор или предлагают дополнительные образовательные услуги на платной основе.
Правильное позиционирование вуза и образовательной программы сточки зрения цены предоставляемых услуг как "общедоступной", "элитарной" или "с оптимальным сочетанием качества и цены" является важным компонентом маркетинговой стратегии вуза. Позиционирование является одним из ключевых факторов, способных привлечь целевые сегменты потребителей к получению образовательных услуг (рис.2.5).
Рис.2.5. Позиционирование вузов Донецкого региона в соотношении «цена –качество»
Таким образом, следует отметить, что практически все государственные вузы находятся в секторе 2, то есть имеют достаточно высокий уровень качества образования и высокую цену. Следовательно, цена является индикатором качества образования.
Выпускники вуза также опосредованно характеризуют качество его образовательных продуктов. В зависимости от уровня подготовки и набора имеющихся у них знаний и умений их стартовая зарплата на рынке труда различна и отражает качество предоставляемых вузом образовательных услуг, что находит свое отражение и в цене.
Качество образовательных услуг предопределяет и экономическую эффективность деятельности и стратегии учреждения образования, и социальную эффективность.
Ряд вузов Донецкого региона имеет сеть филиалов как в Донецкой области (ДонНУ имеет 4 филиала в городах Донецкой области), так и за её пределами (ДонГУЭТ имеет 5 филиалов в городах Украины: Мариуполе, Луганске, Кривом Роге, Севастополе, Симферополе). Наличие сети филиалов формирует удобство для потребителя и способствует предоставлению образовательных услуг на месте.
Это создает как дополнительные преимущества в области такого инструмента маркетинга как территориальная доступность. Однако, территориальная доступность сама по себе малоэффективна без использования маркетинговых коммуникаций.
В данном случае коммуникации (система продвижения) с одной стороны формирует имидж учреждения и позиционирует его на рынке, а с другой – повышает эффективность его деятельности в части повышения рейтинга выпускников.
Основные средства коммуникации для вузов, которыми можно воспользоваться в зависимости от имеющихся финансовых возможностей и выбранных сегментов потребителей образовательных услуг, представлены в таблице 2.27
Таблица 2.27
Средства маркетинговых коммуникаций для вузов
Средство коммуникации | Виды |
Реклама | - телевидение (местное, региональное); - радио (местное, региональное); - пресса адекватная выбранным сегментам; - специализированная литература, содержащая информацию об учебном заведении; - информационные рекламные листовки, буклеты, брошюры, стенды, щиты, содержащие информацию об учебном заведении с логотипом вуза. |
Стимулирование продаж | - организация различного рода мероприятий, на которых могут присутствовать потенциальные потребители, в том числе выставки |
Связи с общественностью | - отражение деятельности, событий и мероприятий вуза в СМИ |
Прямой маркетинг | - пригласительные билеты для выпускников школ, техникумов на «День открытых дверей», «День карьеры», «День первокурсника», или на другое широкое мероприятие, где потенциальные потребители могут познакомиться с образовательным учреждением, его деятельностью и пр.; - информационно-рекламные листовки, буклеты, брошюры учебного заведения, распространяемые через обычных посредников (по почте); - Web – страница; - организация выступлений, конференций сотрудников вуза перед целевой аудиторией: учащимися школ и техникумов, родителями; - встречи с руководителями различных предприятий, учреждений, организаций, предприятий. |
Применение маркетинга необходимо чтобы, во-первых, предлагать обладающие большим спросом услуги, а во-вторых, выдержать конкуренцию со стороны других образовательных учреждений.
Практические решения осуществляются службой маркетинга вуза по каждому из пяти направлений комплекса маркетинга в соответствии с табл. 2.28.
Электронный коммуникационный канал позволяет расширить характеристики продукта по отношению к образованию на основе пособий в традиционном виде за счет возможности быстрого получения усовершенствованного или нового курса за счет сокращения времени на публикацию.
Таблица 2.28.
Комплекс маркетинга образовательных услуг
Направление | Решения
|
Продукт | перечень специальностей, набор курсов по каждой специальности, структура и содержание предлагаемых методических материалов, форма предоставления материального образовательного продукта (сайт, дискета, книга), организационные формы консультаций и контроля |
Место | сайты студентов в Internet или адреса электронной почты |
Продвижение | выбор способов информирования потребителей об образовательных продуктах. Если это реклама, то следует выбирать канал распространения рекламы, частоту и время выхода и т.д. |
Цена | по выбору ценовой стратегии, а также по системе скидок и условий оплаты за обучение |
Персонал | по сотрудникам службы маркетинга: образование, стаж работы, система переподготовки, прием и увольнение, график работы, система оплата труда и другие |
Следует выделить тот факт, что эффективность деятельности вуза и эффективность управления маркетингом являются тесно взаимосвязанными категориями. Кроме того, эффективность данных процессов предопределяет формирование соответствующей стратегии направленной на достижение определенных целей вузов в регионе. Следовательно, целесообразно связать такие показатели деятельности вуза как численность выпускников в целом, количество, устроившихся работать по специальности, которые предопределяют эффективность деятельности вуза, с долей рынка вуза и затратами на маркетинг.
Для исследования данной взаимосвязи воспользуемся экспертными оценками ряда параметров вузов Донецкой области (табл.2.29).
С целью установления взаимосвязи целесообразно рассчитать индекс эффективности деятельности вуза и индекс эффективности затрат на маркетинг.
Таблица 2.29
Данные экспертных оценок для расчета взаимосвязи эффективности деятельности вузов и эффективности управления маркетингом
Наименование вуза | Доля рынка, % | Доля затрат на маркетинг, % | Доля выпускников; % | Доля выпускников, работающих по специальности, % | Коэффициент выпускников, имеющих диплом с отличием, к | Индекс эффективности деятельности вуза | Индекс эффективности затрат на маркетинг |
ДонНУ | 22,6 | 5,2 | 22,6 | 92,3 | 0,23 | -0,0399 | 0,230 |
ДонНТУ | 18,7 | 1,6 | 18,7 | 81,1 | 0,16 | -0,0197 | 0,086 |
ДонГУЭТ | 10,5 | 3,1 | 10,5 | 96,4 | 0,22 | -0,0431 | 0,295 |
ДонГУУ | 9,7 | 4,5 | 9,7 | 94,8 | 0,19 | -0,0324 | 0,464 |
ГАДИ | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 89,6 | 0,08 | -0,0063 | 1,000 |
ДонГМУ | 13,2 | 0,2 | 13,2 | 98,7 | 0,1 | -0,0087 | 0,015 |
ДонГАСА | 5,9 | 1,9 | 5,9 | 94,3 | 0,14 | -0,0184 | 0,322 |
ЕУФИМБ | 1,3 | 6,5 | 1,3 | 93,2 | 0,18 | -0,0009 | 5,000 |
ПГТУ | 4,7 | 0,7 | 4,7 | 81,3 | 0,12 | -0,0136 | 0,149 |
ДУЭХП | 2,6 | 3,4 | 2,6 | 87,4 | 0,1 | -0,0097 | 1,308 |
ДИЖДТ | 0,9 | 0,1 | 0,9 | 96,3 | 0,05 | -0,0025 | 0,111 |
ДГИИИ | 2,1 | 1,8 | 2,1 | 89,7 | 0,17 | -0,0282 | 0,857 |
ДИТБ | 0,3 | 2,4 | 0,3 | 94,6 | 0,11 | -0,0121 | 8,000 |
ДИПП | 0,4 | 0,7 | 0,4 | 84,6 | 0,09 | -0,0081 | 1,750 |
ДИП | 0,7 | 0,3 | 0,7 | 81,3 | 0,07 | -0,0049 | 0,429 |
ДЭГИ | 0,9 | 1,6 | 0,9 | 78,6 | 0,1 | -0,0099 | 1,778 |
МЭГИ | 0,2 | 1,1 | 0,2 | 76,5 | 0,09 | -0,0081 | 5,500 |
КЭГИ | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 79,6 | 0,05 | -0,0025 | 2,000 |
ДИСО | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 72,1 | 0,05 | -0,0025 | 1,333 |
ДИУ | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 68,7 | 0,03 | -0,0009 | 1,000 |
ДИРСП | 0,8 | 0,4 | 0,8 | 70,3 | 0,02 | -0,0004 | 0,500 |
Прочие | 3,1 | 0,1 | 3,1 | 84,2 | 0,03 | -0,0009 | 0,032 |