Основы некоммерческого маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:13, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является разработка принципов и методики управления маркетингом некоммерческих субъектов с целью достижения социального и экономического эффекта

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

 

Рис.2.3. Матрица "специализация - технология" ДонГУЭТ



Специализация (субрынки)

Обозначение специализации

Технология

Очное

Заочное

Очно-заочное

Ускоренное

Экстернат

Дистанционное

А

Б

В

Г

Д

Е

Финансы

А

АА

АБ

-

-

АД

-

Учет и аудит

Б

БА

ББ

-

-

-

-

Банковское дело

В

ВА

ВБ

-

-

-

-

Маркетинг

Г

ГА

ГБ

-

-

ГД

ГЕ

Менеджмент организаций

Д

ДА

ДБ

-

-

ДД

ДЕ

Менеджмент ВЭД

Е

ЕА

ЕБ

-

-

ЕД

-

 

Рис.2.4. Матрица "специализация - технология" ДонГУУ



Таким образом, исходя из исследований установлено, что ДонГУЭТ имеет 25 субрынков, а ДонГУУ – 18.

Охарактеризовав таким образом продукт вуза, его потребителей, покупателей и клиентов, можно перейти к рассмотрению других элементов комплекса маркетинга.

Продажная цена (Price) является ключевым элементом для частных вузов, где основа финансирования - оплата обучения. Однако и для государственных вузов это немаловажный момент, поскольку многие вузы имеют так называемый коммерческий набор или предлагают дополнительные образовательные услуги на платной основе.

Правильное позиционирование вуза и образовательной программы сточки зрения цены предоставляемых услуг как "общедоступной", "элитарной" или "с оптимальным сочетанием качества и цены" является важным компонентом маркетинговой стратегии вуза. Позиционирование является одним из ключевых факторов, способных привлечь целевые сегменты потребителей к получению образовательных услуг (рис.2.5).

Рис.2.5. Позиционирование вузов Донецкого региона в соотношении «цена –качество»

 

Таким образом, следует отметить, что практически все государственные вузы находятся в секторе 2, то есть имеют достаточно высокий уровень качества образования и высокую цену. Следовательно, цена является индикатором качества образования.

Выпускники вуза также опосредованно характеризуют качество его образовательных продуктов. В зависимости от уровня подготовки и набора имеющихся у них знаний и умений их стартовая зарплата на рынке труда различна и отражает качество предоставляемых вузом образовательных услуг, что находит свое отражение и в цене.

Качество образовательных услуг предопределяет и экономическую эффективность деятельности и стратегии учреждения образования, и социальную эффективность.

Ряд вузов Донецкого региона имеет сеть филиалов как в Донецкой области (ДонНУ имеет 4 филиала в городах Донецкой области), так и за её пределами  (ДонГУЭТ имеет 5 филиалов в городах Украины: Мариуполе, Луганске, Кривом Роге, Севастополе, Симферополе). Наличие сети филиалов формирует удобство для потребителя и способствует предоставлению образовательных услуг на месте.

Это создает как дополнительные преимущества в области такого инструмента маркетинга как территориальная доступность. Однако, территориальная доступность сама по себе малоэффективна без использования маркетинговых коммуникаций.

В данном случае коммуникации (система продвижения) с одной стороны формирует имидж учреждения и позиционирует его на рынке, а с другой – повышает эффективность его деятельности в части повышения рейтинга выпускников.

Основные средства коммуникации для вузов, которыми можно воспользоваться в зависимости от имеющихся финансовых возможностей и выбранных сегментов потребителей образовательных услуг, представлены в таблице 2.27

Таблица 2.27

Средства маркетинговых коммуникаций для вузов

Средство коммуникации

Виды

Реклама

- телевидение (местное, региональное);

- радио (местное, региональное);

- пресса адекватная выбранным сегментам;

- специализированная литература, содержащая информацию об учебном заведении;

- информационные рекламные листовки, буклеты, брошюры, стенды, щиты, содержащие информацию об учебном заведении с логотипом вуза.

Стимулирование продаж

- организация различного рода мероприятий, на которых могут присутствовать потенциальные потребители, в том числе выставки

Связи с общественностью

- отражение деятельности, событий и мероприятий вуза в СМИ

Прямой маркетинг

- пригласительные билеты для выпускников школ, техникумов на «День открытых дверей», «День карьеры», «День первокурсника», или на другое широкое мероприятие, где потенциальные потребители могут познакомиться с образовательным учреждением, его деятельностью и пр.;

- информационно-рекламные листовки, буклеты, брошюры учебного заведения, распространяемые через обычных посредников (по почте);

- Web – страница;

- организация выступлений, конференций сотрудников вуза перед целевой аудиторией: учащимися школ и техникумов, родителями;

- встречи с руководителями различных предприятий, учреждений, организаций, предприятий.

 

Применение маркетинга  необходимо чтобы, во-первых, предлагать обладающие большим спросом услуги, а во-вторых, выдержать конкуренцию со стороны других образовательных учреждений.

Практические решения осуществляются службой маркетинга вуза по каждому из пяти направлений комплекса маркетинга в соответствии с табл. 2.28. 

Электронный коммуникационный канал позволяет расширить характеристики продукта по отношению к образованию на основе пособий в традиционном виде за счет возможности быстрого получения усовершенствованного или нового курса за счет сокращения времени на публикацию.

 

Таблица 2.28.

Комплекс маркетинга образовательных услуг

Направление             

Решения

 

Продукт

перечень специальностей, набор курсов по каждой специальности, структура и содержание предлагаемых методических материалов, форма предоставления материального образовательного продукта (сайт, дискета, книга), организационные формы консультаций и контроля

Место

сайты студентов в Internet или адреса электронной почты

Продвижение

выбор способов информирования потребителей об образовательных продуктах. Если это реклама, то следует выбирать канал распространения рекламы, частоту и время выхода и т.д.

Цена

по выбору ценовой стратегии, а также по системе скидок и условий оплаты за обучение

Персонал

по сотрудникам службы маркетинга: образование, стаж работы, система переподготовки, прием и увольнение, график работы, система оплата труда и другие

 

Следует выделить тот факт, что эффективность деятельности вуза и эффективность управления маркетингом являются тесно взаимосвязанными категориями. Кроме того, эффективность данных процессов предопределяет формирование соответствующей стратегии направленной на достижение определенных целей вузов в регионе. Следовательно, целесообразно связать такие показатели деятельности вуза как численность выпускников в целом, количество, устроившихся работать по специальности, которые предопределяют эффективность деятельности вуза, с долей рынка вуза и затратами на маркетинг.

Для исследования данной взаимосвязи воспользуемся экспертными оценками ряда параметров вузов Донецкой области (табл.2.29).

С целью установления взаимосвязи целесообразно рассчитать индекс эффективности деятельности вуза и индекс эффективности затрат на маркетинг.

Таблица 2.29

Данные экспертных оценок для расчета взаимосвязи эффективности деятельности вузов и эффективности управления маркетингом

Наименование вуза

Доля рынка, %

Доля затрат на маркетинг, %

Доля выпускников; %

Доля выпускников, работающих по специальности, %

Коэффициент выпускников, имеющих диплом с отличием, к

Индекс эффективности деятельности вуза

Индекс эффективности затрат на маркетинг

ДонНУ

22,6

5,2

22,6

92,3

0,23

-0,0399

0,230

ДонНТУ

18,7

1,6

18,7

81,1

0,16

-0,0197

0,086

ДонГУЭТ

10,5

3,1

10,5

96,4

0,22

-0,0431

0,295

ДонГУУ

9,7

4,5

9,7

94,8

0,19

-0,0324

0,464

ГАДИ

0,8

0,8

0,8

89,6

0,08

-0,0063

1,000

ДонГМУ

13,2

0,2

13,2

98,7

0,1

-0,0087

0,015

ДонГАСА

5,9

1,9

5,9

94,3

0,14

-0,0184

0,322

ЕУФИМБ

1,3

6,5

1,3

93,2

0,18

-0,0009

5,000

ПГТУ

4,7

0,7

4,7

81,3

0,12

-0,0136

0,149

ДУЭХП

2,6

3,4

2,6

87,4

0,1

-0,0097

1,308

ДИЖДТ

0,9

0,1

0,9

96,3

0,05

-0,0025

0,111

ДГИИИ

2,1

1,8

2,1

89,7

0,17

-0,0282

0,857

ДИТБ

0,3

2,4

0,3

94,6

0,11

-0,0121

8,000

ДИПП

0,4

0,7

0,4

84,6

0,09

-0,0081

1,750

ДИП

0,7

0,3

0,7

81,3

0,07

-0,0049

0,429

ДЭГИ

0,9

1,6

0,9

78,6

0,1

-0,0099

1,778

МЭГИ

0,2

1,1

0,2

76,5

0,09

-0,0081

5,500

КЭГИ

0,1

0,2

0,1

79,6

0,05

-0,0025

2,000

ДИСО

0,3

0,4

0,3

72,1

0,05

-0,0025

1,333

ДИУ

0,2

0,2

0,2

68,7

0,03

-0,0009

1,000

ДИРСП

0,8

0,4

0,8

70,3

0,02

-0,0004

0,500

Прочие

3,1

0,1

3,1

84,2

0,03

-0,0009

0,032

Информация о работе Основы некоммерческого маркетинга