Основы некоммерческого маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:13, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является разработка принципов и методики управления маркетингом некоммерческих субъектов с целью достижения социального и экономического эффекта

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.4

Классификация услуг [115, 7].

Классификационный признак

Виды услуг

Экономическая природа

Абсолютные

Утилитарные

Назначение

Личные

Коллективные

Сфера распространения

Производственная сфера

Непроизводственная сфера

Степень коммерциализации

Коммерческие

Некоммерческие

Форма организации

Государственные

Негосударственные

Способы производства

Чистые

Смешанные

Уровень абстракции

Идеальные

Реальные

Экстернализм

Общественные блага

Частные блага

 

В отличие от традиционных услуг, некоммерческие по экономической природе могут быть отнесены к: утилитарным, в большей степени коллективным, характерным для непроизводственной сферы, и несущих скорее общественное, нежели частное благо.

Согласно В.Н. Стаханову «…сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности» [115, 11] (рис.1.3).

Рис.1.3. Принципиальная модель основных сфер человеческой деятельности

 

Сфера услуг – крупный, развивающийся сектор современной экономики. Развитие сферы услуг способствовало возникновению и развитию сферы некоммерческого маркетинга, представленного организациями государственного и частного секторов. Одной из наиболее важных составляющих некоммерческой сферы является сфера образования в целом, и высшего образования в частности. 

Образование как отрасль представляет собой "совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества"[129, 29]. Основным видом деятельности учреждений образования является создание и предоставление образовательных услуг.

В экономической литературе наметились разные подходы к определению образовательных услуг.

Так, В.Щетинин под образовательными услугами понимает "систему знаний, информации, умении и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства" [129, 29].

А.Панкрухин образовательными услугами называет "комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии" [88, 28]. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, как работника, как гражданина.

Образовательные услуги специфичны. Их специфика проявляется и в традиционных характеристиках услуг и в присущих только им чертах. Так, двояко проявляет себя несохраняемость образовательных услуг. А.Панкрухин по этому поводу пишет: "С одной стороны, невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса". Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является "естественное для человека забывание полученной информации, знаний" [88, 28]. Сюда относится и устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

К отличительным чертам образовательных услуг относят: сезонность; высокую стоимость; относительную длительность исполнения; отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся; невозможность перепродажи и другие.

Особенности образовательных услуг проявляются и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализаций, участвуют в обеспечении воспроизводства разнообразных способностей человека к труду, то есть в формировании человеческого капитала. Недостаточность государственного финансирования развития как самой высшей школы, так и её материально-технической базы заставляют администрации учреждений образования всех типов искать внебюджетные источники финансирования.

Действующее законодательство разрешает привлекать дополнительные внебюджетные средства, получаемые в результате оказания потребителям дополнительных образовательных услуг и развития предпринимательской деятельности, организации платного обучения по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, углубленное изучение предметов за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Организация деятельности по предоставлению платных образовательных услуг населению, предприятиям, учреждениям и организациям сопряжена с определенными трудностями: невысоким платежеспособным спросом населения на эти услуги (особенно в сельской местности), падением престижа тех или иных профессий  в обществе и другими.

Тем не менее, именно в сфере образования проявляется социальный эффект, который характеризуется определенной отсроченностью конечного результата.

Отсроченность конечного результата формируется под влиянием имманентного свойств самой системы образования – она достаточно растянута во времени – от начального образования через среднее (специальное) к высшему, и впоследствии к системе непрерывного образования. Природа образовательных учреждений (в дальнейшем – ОУ) на различных этапах проявляется по – разному (табл.1.5).

Таблица 1.5

Типология образовательных учреждений в соответствии с некоммерческой компонентой

Тип образовательного учреждения / образования

Характер и сущность услуги

Дошкольное образовательное учреждение

Некоммерческий. Пропедевтика счета, письма, чтения.

Начальная школа

Некоммерческий. Основы знаний, навыков и умений.

Средняя общеобразовательная школа

Некоммерческий. Углубление знаний, навыков и умений.

ПТУ

Некоммерческий. Специализация знаний, навыков, умений. Практическая направленность.

Лицей, колледж, техникум

Некоммерческий / коммерческий. Специализация знаний, навыков, умений. Теоретическая направленность.

Высшая школа (первое высшее образование)

Некоммерческий / коммерческий. Углубление специализации знаний, навыков, умений.

Дополнительное высшее образование (второе высшее образование)

Коммерческий. Расширение диапазона знаний, навыков, умений. Перепрофилирование специализации.

Система повышения квалификации

Коммерческий.  Обновление существующей специализации знаний, умений, навыков.

Система аспирантуры, докторантуры

Некоммерческий / коммерческий. Усиление специализации знаний, умений, навыков. Теоретическая направленность.

 

              Следовательно, исходя из табл.1.5. характер образовательных услуг является в большей степени некоммерческим, особенно на начальных стадиях образовательного процесса.

              Система образования в целом носит некоммерческий характер, так как получение экономического эффекта (в  виде прибыли) не является приоритетным и не декларируется как цель ОУ. Данная система полностью направлена на максимизацию социального эффекта, который достигает своего апогея к моменту обучения в аспирантуре или докторантуре.

Таким образом, социально-экономическая природа некоммерческих организаций заключается не в отсутствии какой-либо прибыли, а в отсутствии приоритетности экономического эффекта и превалировании социального эффекта, получаемого от деятельности организации.  Следует отметить, что в некоммерческих организациях, и особенно в образовательных учреждениях (а именно в высшей школе) имеет место проблематичность не столько само получение социального эффекта (это заложено изначально), а максимизация адекватности социального эффекта потребностям общества.

Адекватность социального эффекта потребностям общества (применительно к ОУ в целом и высшей школе в частности) проявляется  в создании и предоставлении определенных образовательных услуг соответствующего качества  в сочетании с предоставлением специализации знаний, умений и навыков в дальнейшем востребованных обществом.

Инструментом способным обеспечить формирование адекватности социального эффекта потребностям общества является маркетинг, основной целью которого является удовлетворение потребностей потребителей. Так как в нашем случае потребителем является общество в целом, то налицо возможность активного использования маркетинга в некоммерческой сфере. 

1.3. Маркетинг учреждений образования как направление маркетинга некоммерческих субъектов

 

Формирование рыночной экономики в Украине требует адекватного формирования рынка образовательных услуг, которые были бы адекватны реальным потребностям работодателей и потребностям населения. Как и любой рынок, рынок образовательных услуг в своей основе содержит систему экономических взаимоотношений в области купли – продажи образовательных услуг. В целом рынок образовательных услуг взаимосвязан со всеми товарными и нетоварными рынками: рынком капитала, рынком рабочей силы, информационным рынком, рекламным рынком, рынком потребительских товаров и рынком товаров промышленного назначения.

Для правильного понимания функционирования системы маркетинга учреждений образования необходим анализ взаимодействия рынка образовательных услуг и двух сопряженных с ним рынков. Процесс подготовки специалистов реализуется на трех взаимосвязанных рынках - рынке услуг преподавателей, рынке образовательных услуг и рынке труда молодых специалистов (рис.1.7).

Информация о работе Основы некоммерческого маркетинга