Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:34, дипломная работа
Цель дипломного проекта - оценить организацию сбытовой деятельности ОАО «Славянка» и обосновать направления ее совершенствование.
В соответствии с данной целью в проекте поставлены следующие основные задачи:
раскрыть сущность организации сбытовой деятельности;
провести анализ организации сбытовой деятельности на ОАО «Славянка»;
дать рекомендации по совершенствованию организации сбытовой деятельности ОАО «Славянка».
Введение………………………………………………………………...............
1 Сущность организации сбытовой деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………….
1.1 Понятие, цели и задачи организации сбытовой деятельности предприятия………………………………………………………………….….
1.2 Виды организационных структур служб сбыта……………………….....
1.3 Специфика организации сбытовой деятельности на промышленном предприятии…………………………………………………………………….
2 Анализ организации сбытовой деятельности ОАО «Славянка»…………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………
2.2 Анализ организации сбыта готовой продукции на предприятии………..
2.3 Анализ рынков сбыта……………………………………..………………..
2.4 Анализ маркетинговых коммуникаций предприятия, осуществляемых с целью стимулирования сбытовой деятельности……………………………
3 Рекомендации по совершенствованию организации сбытовой деятельности ОАО «Славянка»….…………………………………………….
3.1 Рекомендации по созданию в отделе маркетинга штатной единицы агента по сбыту……………………………...………………………………….
3.2 Рекомендации по проведению мероприятий для стимулирования покупателей……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………...............
Список использованных источников………………………………….............
Далее рассмотрим так же товаропроводящую сеть ОАО «Славянка» и представим ее в виде рисунка 2.2
Рисунок 2.2 – Товаропроводящая сеть ОАО «Славянка»
Примечание – Источник: собственная разработка.
Подводя итог
по данному параграфу, отметим, что
на ОАО «Славянка» существует отдел
маркетинга, состоящий из начальника
отдела и двух маркетологов один из
которых выполняет функции
Вся работа
в данном отделе происходит четко
по определенным функциям, которые
в свою очередь четко распределены,
благодаря чему работу по сбыту и
реализации продукции удается хорошо
выполнять, однако политика предприятия
такова, что хорошего выполнения не
достаточно, нужно постоянно
Конечно, если
ввести в отдел маркетинга штатную
единицу специалиста по сбыту
– возможно, сбыт продукции стал
бы более эффективным, но необходимо
также учитывать все
Ведь если ввести дополнительную штатную единицу, необходимо будет увеличить и процент производства готовой продукции, чтобы предприятие не несло убытки. Более подробно рассмотрим этот вопрос в третьей главе моего диплома.
2.3 Анализ рынков сбыта
Одной из важнейших сторон деятельности ОАО «Славянка»» является сбыт и реализация продукции. Номенклатура выпускаемой продукции на предприятии достаточно большая. Все виды этих изделий востребованы потребителем. Деятельность ОАО «Славянка» в области сбыта и распределения продукции подчинена определенным целям.
Во-первых, обеспечивать доставку произведенных товаров в необходимом количестве в такое место и в такое время, которое более всего устраивает потребителей.
Во-вторых, способствовать привлечению внимания покупателей к продукции предприятия и всемерно стимулировать расширение ее продажи.
ОАО «Славянка» - уникальное швейное предприятие. Уникальность «Славянки» в огромном разнообразии выпускаемого ассортимента и широком перечне используемых материалов. ОАО «Славянка» выпускает более 30-ти наименований изделий в размерной шкале: детская одежда от 26-го размера и взрослая от 84-го по 148-й размер.
Среди предприятий швейной промышленности в Республике Беларусь ОАО «Славянка» занимает одну из лидирующих позиций на рынке. Изделия предприятия давно и хорошо известны в нашей республике и за ее пределами, благодаря своему постоянно обновляющемуся ассортименту и высокому качеству.
Основной стратегией ОАО «Славянка» является удержание своей ниши на рынке Республики Беларусь, а также освоение и продвижение на рынки новой продукции.
Далее так же рассмотрим долю рынка, занимаемую предприятием и, анализируя её, отметим, что на рынке Республики Беларусь, можно сказать, данное предприятие является лидером (14 %) на ряду с другими швейными предприятиями о чем и свидетельствуют данные показанные на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Доля ОАО «Славянка» на рынке РБ в 2011 г.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Отметим, что ОАО «Славянка» занимает лидирующее положение на рынке РБ, на втором месте ЗАО «Калинка» (12%), затем ОАО ШФ «Надекс», ЗАО «Веснянка» и РУП «Новогрудская швейная фабрика» у них по 11% от общей доли рынка, на четвертом месте разместились ОАО «Элема», ОАО «Коминтерн» по 9%, , потом ОАО БШФ «Надея», ОАО «ЗИ» у них по 8% и на последнем месте РУПП БШФ «Баравчанка» с 7% от общей доли рынка РБ.
Главными каналами сбыта на внутреннем рынке являются базы, магазины Госторговли и Белкоопсоюза, фирменные магазины. ОАО «Славянка» имеет три фирменных магазина в г. Бобруйске и один в г. Гомеле. В 2010 г. Открыт фирменный магазин в г. Минске.
Главной целью отдела сбыта является поддержание тесных контактов предприятия со всеми торгующими организациями Республики Беларусь, среди которых наиболее надежными партнерами по реализации продукции являются магазины:
- ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», ТД «На Немиге», ООО «Детский мир» г.Минск;
- ЦУМ, ТД «Детский мир» г. Брест;
- «Витебский универмаг» г. Витебск.
Так как одним из рынков сбыта продукции ОАО «Славянка» является рынок Беларуси.
Поэтому анализ потребителей проводится применительно к белорусскому рынку.
По демографическому признаку.
В основном это уже семейные люди, что позволяет больше времени уделять себе и покупкам для себя и своих детей. Среди данной группы потребителей выделяется ещё одна подгруппа – это женщины и мужчины больших размеров. Они тоже хотят выглядеть красиво и модно, и поэтому такая продукция пользуется большим спросом.
3. Группа потребителей дети и подростки до 18 лет, делится на две подгруппы:
а) дети до 10 лет – это потребители, для которых покупки совершают, как правило, мамы на свой вкус, а они хотят, чтобы одежда для их детей была удобная, теплая, яркая.
б) подростки до 18 лет – это потребители, у которых уже формируются свои требования к одежде, которые нельзя не учитывать, но они сами порой не могут определиться, чего хотят. Покупки для них, как правило, совершают родители.
По уровню доходов. Потребители продукции ОАО «Славянка» - это мужчины и женщины со средним уровнем доходов.
Покупательские предпочтения.
Для покупателей очень важными факторами при совершении покупки являются: фасон одежды; качество пошива; тип ткани; удобство в носке. Важные факторы: 1) цвет и 2) цена.
Для более полной картины рассмотрим так же структуру сбыта продукции ОАО «Славянка» по регионам Республики Беларусь, которая показана на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Доля реализуемой продукции ОАО «Славянка» по Республике Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка.
В основном продукция ОАО «Славянка» реализуется в Минской области (38,4 % всего объема продаж за 2011 г.), это обусловлено наличием широкой сети магазинов в данном регионе Республики Беларусь, на втором месте Могилевская область (23%), на третьем Брестская 15,3%, Витебская и Гродненская по 11,5%, а вот на последнем месте 0,3% от общей доли продаж по регионам занимает Гомельская область.
Отметим, что фирменный магазин в г. Гомеле открылся только недавно и объемы сбыта еще не успели набрать обороты.
Продолжая анализ
сбыта продукции ОАО «Славянка»
Таблица 2.8 Доля фактически поставляемой продукции ОАО «Славянка» на внутренний рынок, %
Канал сбыта |
2010 г. |
2011 г. |
Фирменная торговля |
45 |
37 |
Организации Минторга |
45 |
53 |
Организации потребкооперации |
10 |
10 |
Итого |
100 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Потребителями продукции предприятия являются торгующие организации разных уровней и форм собственности: государственные, акционерные, частные – от крупнейших универмагов до маленьких магазинов в селах и районных центрах.
Согласно заключенным договорам, основными покупателями продукции, выпускаемой ОАО «Славянка» в 2011 г. стали: г. Минск СП «ТД на Немиге», г. Минск ГУМ, г. Минск ЦУМ, г. Минск универмаг «Беларусь», г. Брест ЦУМ, г. Витебск «Универмаг», г. Могилев «Центральный» и многие другие.
Фирменная торговая сеть на ОАО «Славянка» представлена тремя магазинами в г. Бобруйске и одним магазином в г. Гомель.
Следует отметить, что для такого масштабного предприятия фирменная сеть недостаточно развита и отдел маркетинга сейчас проводит различные мероприятия для расширения данной сети и продвижения продукции производимой ОАО «Славянка».
Однако, в настоящий момент на предприятии используются прямые и косвенные каналы товародвижения, представляющие собой такие каналы распределения, при которых производимая продукция распределяется и доставляется от производителя к потребителю с участием одного или нескольких посредников.
Оптовые покупатели имеют возможность в личном отборе продукции со склада ОАО «Славянка», а также по индивидуальным заявкам.
Локальная сеть позволяет в достаточно быстрые сроки произвести оформление документов и отгрузку продукции со склада.
Крупным покупателям предприятие обеспечивает доставку продукции.
С этими предприятиями заключены долгосрочные договора на поставку продукции.
Оплата по данным договорам производится с отсрочкой платежа 45 календарных дней.
Товарооборот по оптовым организациям представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Объем реализации продукции по оптовым организациям
Наименование организации |
Объем реализованной продукции, млн. руб. |
Темп роста, % | |
2010 год |
2011 год | ||
г. Гродно ОАО «Торгодежда» |
220,800 |
250,500 |
113,5 |
г. Бобруйск ОАО «Торговый Центр» |
270,800 |
315,400 |
116,5 |
г. Минск ОАО «Торгодежда» |
85,900 |
115,400 |
134,3 |
ИТОГО |
577,500 |
681,300 |
118,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
По данным таблицы 2.9 мы видим, что объем реализованной продукции по оптовым каналам сбыта г. Гродно увеличился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 13,5%. По г. Бобруйску на 16,5 % по сравнению с 2010 годом и на 34,3% по г. Минску. Однако общий объем продукции увеличился не на много – на 18% что свидетельствует о слаборазвитой дилерской сети предприятия.
Далее рассмотрим
конкурентоспособность
Так как нельзя
продать и расширить рынки
сбыта некачественной продукции, необходимо
проводить различные
Так швейные изделия, выпускаемые ОАО «Славянка», находятся в рейтинге швейных товаров на не достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуют данные таблицы 2.10, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров ОАО «Славянка» по сравнению с товарами ОАО «Элема».
Таблица 2.10 Единичные и групповые показатели конкурентоспособности товаров ОАО «Славянка» и ОАО «Элема» в 2011 г.
Параметр |
Весовой коэффициент |
Оцениваемые товары ОАО «Славянка» |
Товары конкурента ОАО «Элема» | ||
значение параметра (балл) |
оценка |
значение параметра (балл) |
оценка | ||
Качество реализуемых товаров |
0,1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
Широта ассортимента |
0,09 |
8 |
0,72 |
8 |
0,72 |
Возможность приобретения товаров в кредит |
0,12 |
8 |
0,96 |
9 |
1,08 |
Использование средств продвижения товаров |
0,11 |
7 |
0,77 |
9 |
0,99 |
Соответствие направлениям моды |
0,1 |
9 |
0,9 |
10 |
1 |
Среднее время выполнения заказов |
0,13 |
9 |
1,17 |
9 |
1,17 |
Цена приобретения |
0,15 |
7 |
1,05 |
7 |
1,05 |
Соответствие цены товара его качеству |
0,2 |
8 |
1,6 |
9 |
1,8 |
Суммарный параметрический индекс |
1 |
8,17 |
8,81 |