Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:53, контрольная работа
Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей турпредприятия. Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. а) Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Но общая туристская подвижность достигает пика в 30-50 лет. Неженатые и незамужние люди более мобильны, чем семейные, женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.
Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:
Задача маркетинговых исследований контактных аудиторий состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.
Цель исследования внешней среды — выявление возможностей и угроз турпредприятия, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для фирмы в будущем. Возможности – положительные факторы внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Угрозы – отрицательные факторы внешней среды, которые, при отсутствии соответствующей реакции турпредприятия, могут привести к значительному уменьшению объема продаж и прибыли (Индивидуализация спроса – если не будет индивид.туров часть клиентов уйдет).
Кроме того, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Поэтому важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
возможности |
угрозы |
перспективы выхода на новые рынки или сегменты |
появление новых конкурентов |
расширение производства и ассортимента предлагаемых услуг |
снижение темпов роста рынка |
ослабление позиций фирм-конкурентов |
изменения вкусов и предпочтений потребителей |
рост емкости рынка |
спад в экономике |
неблагоприятные изменения курса валют | |
неблагоприятная политика правительства | |
неблагоприятные демографические изменения |
Внутренняя среда — это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им (рис.). Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Внутренняя среда
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования туристского предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
Если действия различных служб и персонала туристской фирмы не объединены единой маркетинговой стратегией, может возникнуть эффект "лебедя, рака и щуки", когда отдельные подразделения и сотрудники не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга.
Подобной ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру предприятия, которая должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований.
Культура предприятия складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Достигнутый уровень культуры может помочь предприятию грамотно работать; отсутствие культуры, напротив, будет препятствовать нормальной реализации его делового поведения. Все здесь имеет значение — начиная от оформления офиса и заканчивая тем, какую реакцию сотрудников вызывает тот или иной вариант маркетинговой стратегии.
Так как культура предприятия не имеет явно выраженного проявления, то ее достаточно сложно изучать. Однако есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые культура придает предприятию.
Основные показатели, позволяющие оценить уровень культуры турпредприятия:
Во-первых, для предприятий с высокой культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих на них. Такие предприятия уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей.
Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.
В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система карьеры и какие критерии используются для продвижения сотрудников по службе.
В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, насколько об этом осведомлены все сотрудники и как серьезно они к ним относятся. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории фирмы, серьезно и с уважением относятся к правилам и символам, то можно с высокой степенью вероятности предположить, что предприятие обладает высокой культурой.
Особая важность анализа культуры предприятия состоит в том, что она не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с внешней средой.
Цель исследования внутренней среды — выявление сильных и слабых сторон туристского предприятия. Сильные стороны – достоинства и преимущества, выделяющие фирму среди конкурентов. Слабые стороны – недочеты предприятия, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не смогли использовать их как свои преимущества. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо постараться избавиться от большинства из них.
Подходы к определению сильных и слабых сторон:
Перечень сильных и слабых сторон турпредприятия:
сильные стороны |
слабые стороны |
адекватные финансовые ресурсы |
отсутствие четких стратегий развития |
хорошая репутация у потребителей |
слабый финансовый потенциал |
статус признанного лидера |
отсутствие необходимых навыков и профессионализма |
эффективное использование
маркетинговых и |
отставания в области обновления турпродуктов |
опыт разработки турпродуктов-новинок |
неблагоприятный или несформировавшийся имидж на рынке |
надежный и профессиональный менеджмент |
слабая система продвижения продуктов |
высокая себестоимость |
Мы проанализировали возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия – так какая же существует взаимосвязь между ними? Для успешной маркетинговой деятельности турфирмы, ей необходимо уметь прогнозировать как возможные угрозы в будущем, так и появляющиеся новые возможности с одновременным учетом ее слабых и сильных сторон.
Основная цель исследования среды маркетинга состоит в определении маркетинговых возможностей турфирмы. Маркетинговые возможности турпредприятия – привлекательные направления маркетинговых усилий турпредприятия, на которых оно может добиться конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества
анализ внешней среды
угрозы+взможности
Конкурентные преимущества – материальные (осязаемые - финансовые и физические ресурсы) и нематериальные активы (качественные характеристики предприятия), а также сферы деятельности, которые стратегически важны для турпредприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе.
Конкурентные преимущества являются
факторами конкурентоспособност
возможности |
угрозы | |
сильные стороны |
СИВ |
СИУ |
слабые стороны |
СЛВ |
СЛУ |
Поле «СИВ» открывает наиболее
благоприятные маркетинговые
Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
16. Маркетинговые исследования туристского рынка
После того как предприятие выявило свои рыночные возможности, необходимо правильно оценить и предсказать размер рынка, потенциал его роста и возможную прибыль. Прежде чем приступить к исследованию туристского рынка, необходимо дать его определение.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
Информация о работе Маркетинговые исследования среды туристского предприятия