Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:53, контрольная работа
Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей турпредприятия. Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. а) Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Но общая туристская подвижность достигает пика в 30-50 лет. Неженатые и незамужние люди более мобильны, чем семейные, женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
3 этап – Стратегический анализ (сравнение выявленных целей и задач с результатами исследования внешней и внутренней среды фирмы);
4 этап – Формирование стратегии развития (окончательный стратегический план деятельности турфирмы, адекватный условиям внешней и внутренней среды и увязанный с реальными и потенциальными возможностями предприятия);
5 этап – Маркетинговый контроль (сбор данных о результатах деятельности и их оценка, решение о проведении ситуационного анализа, то есть переход к 1 этапу).
Виды базовых
маркетинговых стратегий
При разработке маркетинговых стратегий применяется модель конкуренции М.Портера, согласно которой выделяется два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Низкие издержки связаны с таким показателем экономической деятельности предприятия, как эффект масштаба или размера операций, за счет которого маркетинговые затраты на реализацию туруслуг убывают до определенного значения величины объем выпуска, а затем возрастают. Специализация связана с существованием эффекта освоения (опыта), то есть по мере накопления опыта при реализации турпродукта, маркетинговые затраты с увеличением объемов реализации в процессе освоения туруслуг убывают до определенного значения, а затем возрастают. Таким образом, эффект масштаба обусловлен размером операций, а эффект опыта проявляется со временем.
На основе этих показателей выделяют следующие виды маркетинговых стратегий турпредприятия: стратегию массового маркетинга, стратегию дифференцированного маркетинга и стратегию целевого маркетинга.
Стратегия массового маркетинга (лидерство в области издержек) предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. Используя эту стратегию, фирма ориентируется на широкий круг клиентов, чьи потребности имеют схожие черты. Эта стратегия наиболее успешна, когда:
- производимый продукт стандартен;
- ценовая конкуренция среди продавцов особенно сильна;
- различия в цене для покупателя существенны;
- ценовая власть покупателей значительна;
- эластичность спроса по цене высока.
На практике данная стратегия применяется по отношению к популярным массовым направлениям отдыха, на которых турпредприятие имеет определенный опыт работы; каналы распространения, позволяющие обеспечивать крупные объемы туротправок с постоянной регулярностью. Эта стратегия означает необходимость минимизирования как отпускных цен поставщиков, так и собственных постоянных и переменных издержек турпредприятия. Однако эта стратегия имеет ряд существенных недостатков:
- она менее гибкая
и не всегда может
- недорогие туры привлекают более «бедный», хотя и многочисленный сегмент рынка, который, однако не может позволить себе частые путешествия;
- падение качества обслуживания туристов.
Стратегия дифференцированного маркетинга заключается в том, что турпредприятие предлагает продукты, значительно отличающиеся от услуг конкурентов, направленные на удовлетворение специфических нужд потребителей. Чем сильнее отличия предлагаемых услуг, тем значительнее преимущества компании. Эта стратегия не требует крупных вложений в свое осуществление, однако является самым коротким путем к достижению потребительской идентификации данного турпредприятия с направлением или видом тура, на продаже которых он специализируется. Основные преимущества этой стратегии: низкая чувствительность потребителей к изменениям цены в связи с тем, что существует определенная связь потребителей с имиджем предприятия; имидж и высокая прибыль облегчают отношения с поставщиками. Минусы стратегии: возможность установления слишком высокой цены, недоступной потребителю, и резкого изменения системы ценностей, при котором имидж предприятия может потерять свое значение.
Стратегия целевого (концентрированного) маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает продукты в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп клиентов. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность предложения, либо то и другое вместе. Этой стратегии следует большинство небольших и не имеющих значительных рыночных или финансовых возможностей турпредприятий, так как она не требует существенных усилий, ограничивая рекламную кампанию и другие маркетинговые мероприятия лишь границами одного сегмента. Недостатки стратегии: она может привести к росту зависимости турпредприятия от потребителей, любое изменение в сегменте может негативно сказаться на его деятельности.
Фирмы все больше переходят
от методов массового и
Методы определения бюджета маркетинга.
В практике маркетинга используются различные методы формирования бюджета, однако ни один из них не является универсальным и совершенным. Рассмотрим наиболее распространенны методы определения бюджеты маркетинга.
Принципы построения
маркетинговой структуры
При организации маркетинговой структуры турпредприятия н необходимо соблюдение следующих основных принципов ее построения:
а. Простота маркетинговой структуры. Чем проще структура при прочих равных условиях, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех;
б. Эффективная система связей между подразделениями. Она обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь.
в. Малозвенность маркетинговой
структуры. Чем меньшим количеством
звеньев характеризуется
г. Гибкость и приспособляемость. Под влиянием быстрого изменения покупательского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения сбыта, а также других факторов, изменяются характер и направление целей предприятия, способы их достижения.
Маркетинговые структуры могут считаться гибкими только в том случае, если они способны менять свои организационные формы при изменении стратегии предприятия. Для того, чтобы маркетинговые структуры были гибкими, предприятия должны постоянно располагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде, которая представлена демографическими, экономическими, природными, техническими, политическими и культурными факторами
Правильный выбор
Руководители и ведущие
По мнению специалистов, три четверти проблем маркетинга лежат в области психологии. Поэтому в личностном плане специалисту по маркетингу должны быть присущи такие черты, как пунктуальность, широта души, высокая культура и жизнелюбие. Иронизируя над столь высокими требованиями к маркетологам, отмечают, что они должны обладать широтой души голландца, культурой австрийца, жизнерадостностью швейцарца, манерой вождения автомобиля бельгийца и пунктуальностью немца.
Система маркетингового контроля: виды, цели и содержание контроля.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.
Контроль маркетинга – это постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Другими словами, это сравнение норм и реального положения. Обычно процесс контроля состоит из четырех стадий:
Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. В этом и состоит сущность и назначение системы маркетингового контроля.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля (табл.), предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности турфирмы, выявления всех недостатков и принятия соответствующих мер.
вид контроля |
цель контроля |
содержание |
а. контроль за выполнением годовых планов
б. контроль прибыльности
в. контроль эффективности маркетинговых мероприятий |
проверить, были ли достигнуты запланированные результаты
проверить, где турпредприятие получает, а где теряет деньги
оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности |
анализ объемов продаж, рыночной доли, отношения объемов продаж и затрат на маркетинг, мнения потребителей, финансовый анализ
определение прибыльности в разрезе турпродуктов, отдельных рынков, сегментов, видов туризма, форм сбыта и т.д.
анализ эффективности рекламы, стимулирования сбыта, каналов сбыта, продуктовой и ценовой стратегии и пр. |
2. Стратегический контроль |
проверить, наилучшим ли образом турфирма использует свои маркетинговые возможности |
ревизия маркетинга |
Каждая турфирма должна периодически проводить стратегический контроль маркетинга. У Ф.Котлера этот вид контроля назван ревизией маркетинга. Согласно определению Ф.Котлера, ревизия маркетинга – комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (или ее организационной единицы), ее задач, стратегий и оперативно-коммерческой деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. Таким образом, целью ревизии должно быть обнаружение имеющихся проблем в организации маркетинговой деятельности и разработка соответствующих мероприятий по их преодолению.
Информация о работе Маркетинговые исследования среды туристского предприятия