Маркетинговая деятельность в ОАО «СКБ-банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере;
рассмотреть деятельность ОАО «Скб-Банк» на рынке кредитования населения;
проанализировать программу продвижения банковских услуг ОАО «Скб-Банк» на рынок.

Содержание

Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные показатели финансовой и хозяйственной деятельности банка. 45
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Скб-Банк». 58
2.4. Предложения по совершенствованию системы маркетинга в банковской сфере. 62
Заключение 69
Библиографический список 71

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 146.09 Кб (Скачать)

На основании анализа доходов  и расходов ОАО «СКБ-банк» можно  сделать вывод о том, что в  первом полугодии он получил прибыль, имеющую неустойчивую тенденцию  к возрастанию.

Для оценки прибыли банка в зависимости  от видов его деятельности, а также  детального рассмотрения непроцентных расходов целесообразно перегруппировать статьи отчета о прибылях и убытках (приложение 5; таблица 3). Расчетные  данные по этой методике необходимо производить  за полугодие накопленным итогом.

Анализ, основанный на таком разделении слагаемых прибыли, позволяет оценить  результативность деятельности банка  в динамике и отследить изменения  в структуре прибыли по видам  деятельности.

Абсолютные размеры прибыли  возрастали каждые полгода и увеличились  с 4 815 тыс. руб. до 9 332 тыс. руб. (в 1,9 раза). Накопленным итогом банку за анализируемый  период удалось получить прибыль  в размере 19 329 тыс. руб.

В первом анализируемом полугодии  наиболее прибыльными были операции по ссудам и депозитам, предоставленным  клиентам и операции с иностранной  валютой. Убыточными оказались операции по получению ссуд от кредитных организаций, так как проценты, уплаченные по размещенным средствам в кредитных  организациях, превысили в 1,3 раза полученные проценты по привлеченным средствам  кредитных организаций. Однако по итогу  процентные доходы превысили процентные расходы на 29 424 тыс. руб.(1,8 раза).

Непроцентные расходы превысили  непроцентные доходы на 4 563 тыс. руб. (в 1,1 раза). Доходы по основной деятельности превысили расходы по основной деятельности на 24 861 тыс. руб. (в 1,3 раза). Прочие доходы превысили прочие расходы на 42 120 тыс. руб. (в 5,5 раза). По итогам полугодия  доходы превысили расходы на 7 465 тыс. руб. (в 1,05 раз).

Во втором полугодии наиболее прибыльными  были операции по ссудам и депозитам, предоставленным клиентам и операции с иностранной валютой. Убыточными оказались операции по получению  ссуд от кредитных организаций, так  как проценты, уплаченные по размещенным  средствам в кредитных организациях, превысили в 2 раза полученные проценты по привлеченным средствам кредитных  организаций. По итогу процентные доходы превысили процентные расходы на 34 804 тыс. руб.(2,1 раза).

Непроцентные расходы превысили  непроцентные доходы на 9 782 тыс. руб. (в 1,2 раза). Доходы по основной деятельности превысили расходы по основной деятельности на 25 022 тыс. руб. (в 1,3 раза). Прочие доходы превысили прочие расходы на 47 411 тыс. руб. (в 8,1 раза). По итогам полугодия доходы превысили расходы на 13 258 тыс. руб. (в 1,09 раз).

В третьем полугодии также наиболее прибыльными были операции с иностранной  валютой и операции по ссудам и  депозитам предоставленным клиентам. Убыточными оказались, как и предыдущий период, операции по получению ссуд от кредитных организаций, так как  проценты, уплаченные по размещенным  средствам в кредитных организациях, превысили в 4,7 раза полученные проценты по привлеченным средствам кредитных  организаций. Однако по итогу процентные доходы превысили процентные расходы  на 25 197 тыс. руб.(1,56 раза).

Непроцентные расходы превысили  непроцентные доходы на 19 430 тыс. руб. (в 1,4 раза). Доходы по основной деятельности превысили расходы по основной деятельности на 5 767 тыс. руб. (в 1,05 раза). Прочие доходы превысили прочие расходы на 69 608 тыс. руб. (в 3,5 раза). По итогам полугодия  доходы превысили расходы на 10 332 тыс. руб. (в 1,05 раз).

По итогам анализируемого периода  наиболее прибыльными видами деятельности для банка были операции по ссудам и депозитам, предоставленным клиентам и операции с иностранной валютой. Наибольшее отрицательное влияние  на размер годовой прибыли оказал финансовый результат операций по привлеченным средствам кредитных организаций.

Абсолютные показатели прибыли  не всегда могут охарактеризовать эффективность  работы коммерческого банка, особенно при анализе динамики. Поэтому  целесообразно применять различные  относительные показатели прибыльности (рентабельности) характеризующие эффективность  отдачи средств, затрат, капитала.

В настоящее время в экономическом  анализе банковской деятельности наиболее часто используют четыре показателя – определение отношения прибыли  к капиталу, активам, доходам, расходам. Каждая группа и каждый индивидуальный показатель имеет свой экономический смысл и свое значение.

Таблица 2.1. Динамика показателей рентабельности ОАО «СКБ-банк»

Показатели

2006

2007

Среднее значение, %

ROE

0,0041

0,0074

0,0058

ROA

0,95

0,79

0,87

dd

3,24

4,35

3,795

dr

3,53

4,56

4,045

Da

29,56

18,3

23,93

da

65,7

64,01

64,855

Ri

56,26

44,03

50,145

 

Из таблицы 2.1 видно, что значение показателя рентабельности активов (ROА) было неустойчивым за анализируемый период. Рост активов опережает рост прибыли.

Возрастание обобщающего показателя рентабельности (ROЕ) говорит о том, что прибыль увеличивается намного быстрее, чем акционерный капитал.

Значение показателя (dd) характеризующего долю прибыли в общих доходах имело устойчивую тенденцию к возрастанию. Значение показателя (dr) характеризующего долю прибыли в общих расходах также имело устойчивую тенденцию к возрастанию.

Доходность активов (Da) за анализируемый период была неустойчивой, и в период снизилось с 29,56% до 18,3%. Активы коммерческого банка опережают рост его общих доходов.

Из вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

Во-первых, рентабельность активов  за период имела отрицательную динамику, обусловленную превышением темпов прироста активов над темпами  прироста прибыли.

Во-вторых, наблюдается рост рентабельности доходов банка, однако общее снижение рентабельности активов при одновременном  росте рентабельности доходов свидетельствует  о том, что в банке к концу  анализируемого периода произошло  увеличение объемов активов не приносящих доход, что является отрицательной  стороной деятельности банка.

В-третьих, эффективность использования  привлеченных ресурсов имела отрицательную  динамику, что говорит о преобладании привлеченных средств над долей  активов, приносящих доход в общей  сумме активов.

В-четвертых, произошло опережение темпа прироста доли прибыли в  общих расходах (dr) над ростом доли прибыли в общих доходах (dd). В целом можно сказать, что чем меньше разница между данными коэффициентами, тем меньше значение полученной прибыли.

За 2007г. Банк  получил балансовую прибыль в размере 656 млн. руб., при  этом сумма чистых доходов составила 3 674 млн. руб., чистых расходов  2 700  млн. руб., сальдо резервов – 318 млн. руб. (таблица 3).

В структуре чистых доходов  за отчетный период 2008 г. основную долю составили чистые процентные доходы – 2 548 млн. руб., или 69% в их общем объеме. Максимальный удельный вес в этом показателе сохранили чистые процентные доходы по кредитам юридическим лицам – 50%. Однако, по сравнению с 2007 г., их доля в чистых процентных доходах Банка снизилась на 10%. Это связано с увеличением доли чистых доходов по кредитам физическим лицам с 30% до 42%, вследствие сложившейся динамики увеличения объемов данного направления бизнеса Банка. Величина чистых доходов по ценным бумагам увеличилась в абсолютном выражении на 59 млн. руб., а в относительном выражении осталась практически без изменений, составив 4,3%, что отражает стабильность безрисковой политики Банка в отношении операций с ценными бумагами и поддержание данного портфеля в необходимом и достаточном объеме для обеспечения ликвидности Банка.

Таблица 2.2 - Структура чистых (сальдированных) доходов и расходов Банка в 2008 г.

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

Млн. руб.

доля, %

1 Чистые доходы, в т.ч.:

1 063

100%

2 127

100%

3 674

100%

Процентные, в т.ч.:

870

81,8%

1 539

72,4%

2 548

69,4%

По кредитам юридическим лицам

569

53,5%

917

43,1%

1 272

34,6%

По кредитам физическим лицам

104

9,8%

458

21,5%

1 081

29,4%

По ценным бумагам

98

9,2%

97

4,6%

156

4,3%

По векселям сторонних эмитентов

99

9,3%

67

3,2%

39

1,1%

Непроцентные, в т.ч.:

193

18,2%

588

27,6%

1 126

30,6%

По операциям с иностранной  валютой

37

3,5%

36

1,7%

56

1,5%

Комиссионные доходы

151

14,2%

544

25,6%

1 059

28,8%

Прочие доходы

5

0,5%

8

0,3%

11

0,3%

2 Чистые расходы, в т.ч.:

870

100%

1 489

100%

2 700

100%

Процентные, в т.ч.:

358

41,1%

700

47%

1 278

47,3%

По остаткам на расчетных счетах

5

0,6%

37

2,5%

52

1,9%

По депозитам юр. лиц и собственным  векселям

101

11,6%

261

17,5%

529

19,6%

По межбанковским кредитам (сальдо)

2

0,2%

15

1,0%

86

3,2%

По срочным вкладам физических лиц

250

27,8%

387

25,8%

563

20,8%

По облигационному займу

       

48

1,8%

Неоперационные, в т.ч.:

512

58,9%

789

53,0%

1 422

52,7%

Заработная плата сотрудников

264

30,3%

406

27,3%

664

24,6%

Административно-хозяйственные расходы

248

28,5%

383

25,7%

758

28,1%

3 Сальдо резервов

40

 

257

 

318

 

ПРИБЫЛЬ (1-2-3)

153

 

381

 

656

 

В рамках указанной политики и вследствие сокращения объема операций с векселями сторонних эмитентов  снизились и чистые доходы по данному  виду операций с 67 млн. руб. в 2007 году до 39 млн. руб. в 2008 году.

Объем чистых комиссионных доходов  по сравнению с 2007 годом, увеличился почти в 2 раза и составил 1 059 млн.  руб., или 29% в общем объеме чистых доходов Банка. Данный показатель явился следствием активной работы Банка по разработке и внедрению новых комиссионных продуктов, развитием сети продаж.

В 2008 году Банком произведены  чистые расходы в размере 2700  млн. руб.

Чистые процентные расходы  Банка в отчетном периоде составили 1 278 млн. руб. или 47% в общей сумме  чистых расходов. Наибольший удельный вес в чистых процентных расходах по-прежнему сохранили чистых расходы  по срочным вкладам населения  – 44%, хотя в отчетном году их доля снизилась  на 11%. Тем не менее, указанный рост расходов по вкладам населения в  абсолютном выражении на 176 млн. руб. был связан с устойчивым наращиванием объемов их привлечения. Положительную  динамику показал удельный вес чистых расходов по депозитам юридических  лиц и выпущенным векселям Банка: произошло увеличение их доли в чистых процентных расходах с 37% до 41%, в абсолютном выражении рост за 2008 год составил 268 млн. рублей. Удельный вес чистых расходов по остаткам на расчетных  счетах в чистых процентных расходах изменился с 5% до 4%. 

В связи с увеличением  кредитного портфеля Банка увеличилась  и статья расходов «Сальдо резервов»: с 257 до 318 млн. руб.

Доля чистых неоперационных расходов Банка в общем объеме чистых расходов в отчетном году осталась без изменений. В абсолютном выражении  они составили 1 422 млн. руб., увеличившись на 80% по сравнению с предыдущим годом.

Внутренние расходы Банка  на содержание персонала за 2008 год  составили 664 млн. руб., что связано  не только с расширением штата  сотрудников Банка, но и с увеличением  заработных плат.

В связи с активным развитием  сети линейных подразделений Банка  закономерно увеличение административно-хозяйственных  расходов в абсолютном выражении  на 258 млн. руб. (60%), по сравнению с  предыдущим годом. Арендная плата увеличилась на 91 млн. руб. с 57 до 148 млн. рублей. Рост арендной платы в 2,6 раза обусловлен открытием новых филиалов, представительств, дополнительных офисов филиалов, дополнительных и операционных офисов Банка на арендованных площадях.

Информация о работе Маркетинговая деятельность в ОАО «СКБ-банк»