Заключение
Исходя из задач данной бакалаврской
работы было установлено, что маркетинг
является фактически основной деятельностью
коммерческого банка.
Банковский маркетинг включает
решение следующих задач:
- установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
- охват уже обслуживаемых клиентов новыми банковскими продуктами и услугами;
- выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика;
- установление долго - и краткосрочных целей для развития существующих и новых видов услуг;
- введение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения;
- формирование спроса на вилы услуг, и его поддержание.
Особенности банковских услуг порождают
«клиентскую» часть специфики банковского
маркетинга, состоящую из необходимости:
оптимизации клиентской базы банка,
устойчивого сотрудничества с клиентами
(установление, поддержание доверительных
партнерских отношений с клиентами).
Развитие новых видов финансовых
услуг, активное продвижение в регионы,
эффективное позиционирование банка на рынке —
все это требует очень четкой проработки
всех деталей каждого конкретного продукта.
Еще совсем недавно новые банковские продукты
и услуги разрабатывались клиентскими
департаментами по принципу «мы работаем
с клиентами, и мы лучше знаем, что кому нужно».
Однако сейчас маркетологи стали далеко
не последними людьми в любом банке, а внедрение
новых для банка продуктов и услуг не обходится
без детального анализа структуры рынка,
изучения его тенденций, принципов ценообразования
и конкурентной среды.
На предприятии ОАО «Скб-банк»
маркетинговая структура соответствует
потребностям и задачам бизнеса. Маркетинговые
подразделения работают по линиям бизнеса,
будь то корпоративный, инвестиционный
или розничный. Также есть управление
маркетинговых исследований. В целом маркетинг
централизован, направлен на бизнес и исследования,
подчинен главному управляющему директор,
однако существует ряд проблем, препятствующих
выходу банка на лидирующие позиции. Среди
них недостаточная известность бренда,
и, соответственно, малая доля доверия
со стороны потенциальных клиентов.
В качестве решения предлагается:
- Расширить поле рекламной деятельности путем поиска ее новых форм и ориентации на конкретного потребителя;
- Увеличить количество услуг, а именно разнообразить виды кредитов, депозитов, консалтинговых услуг;
- Ценовая диверсификация потребителей по категориям.
Библиографический
список
- Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. на 28 февраля 2009г.);
- Закон РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (в ред. на 23 июля 2008г.);
- Федеральный закон от 30 декабря 2004г. № 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. на 24 июля 2007г.);
- Положение ЦБР от 26 июня 1998г. № 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (в ред. на 24 декабря 1998г.);
- Положение ЦБР от 31 августа 1998г. № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (в ред. на 27 июля 2001г.);
- Положение ЦБР от 26 марта 2004г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (в ред. на 19 декабря 2008г.);
- Положение ЦБР от 26 марта 2007г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. на 12 декабря 2008г.);
- Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 2004.;
- Банковские операции: Учеб. пособие. / Под общ. ред. О.И. Лаврушина. М.: ИНФРА-М, 2006.;
- Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2004.;
- Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М. X. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 2000.;
- Бусыгин М. Каким может стать рынок потребительского кредитования после кризиса? // http://bankir.ru/;
- Григорьев М.Н. Маркетинг: учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2006 . – 366 с.;
- Гурьянов С.А. Маркетинг банковских услуг / Под общей редакцией Томилова B.B. М.: ИНФРА-М, 2007. – 59с.;
- Джозеф Синки. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина, 2007.;
- Егоров Е.В., Романов А. Маркетинг банковских услуг. Учебное пособие. М.: Теис, 2007.;
- Зубченко Л.А. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, 2000, №1;
- Ковтун Р.С. Теоретические основы и экономическая сущность потребительского кредитования // Известия УрГЭУ, 2008, № 1.;
- Котлер Ф. основы маркетинга. – М,: Бизнес-книга, 2000. – 702 с.;
- Кредитное поведение россиян // Социальная реальность, 2009, № 1.;
- Крылов А. Как грамотно потратить рекламный бюджет // Банковское дело в Москве, 2006, № 5.;
- Крылов А.В. Особенности рекламы и продвижения в условиях кризиса // Организация продаж банковских продуктов, 2008, № 4.;
- Крылов А. О типичных недостатках банковской рекламы и о том, как их избежать // БДМ. Банки и деловой мир, 2007, № 2.;
- Кузнецова Л.А. Лояльность клиентов и управление рекомендациями // Организация продаж банковских продуктов, 2008, № 1.;
- Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг. – Спб: Питер, 2003. – 193 с. ;
- Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка. - М.: Юристъ, 2005.;
- Леви Т. Маркетинг и PR в банке // Бухгалтерия и банки, 2006, № 1.;
- Лопатинская И.В., Лояльность как основной показатель удержания потребителей банковских услуг // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 3.;
- Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А.
Цыпкин и др.; Под ред.
Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и
доп. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 623с.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие /Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.;
- Маркетинг в отралсях и сферах деятельности: учеб. Пособие/ Под ред. Проф. Алексунина В.А. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 716 с.;
- Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка. М.: ИНФРА-М, 2007.;
- Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: учебник для вузов. – Спб: Питер, 2008. – 45 с. ;
- Мещеряков А.А. Банковский маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2007 г. – 267 с.;
- Мехряков А.Д. Банк и клиент: выживать надо вместе // Банковское дело, 2005, № 7.;
- Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина, 2007.;
- Основы банковского менеджмента: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.И. Лаврушина. М.: ИНФРА-М, 2004.;
- Пахомов В.Ю. Коммуникации банков при продвижении розничных продуктов: принципы выбора и сравнительная эффективность // Банковский ритейл, 2007, № 3.;
- Пахомов В.Ю. Маркетинговые и коммуникационные стратегии продвижения банковских кредитных продуктов // Банковское кредитование, 2006, № 3.;
- Питер Роуз С. Банковский менеджмент / Пер с англ. М.: Дело, 2004.;
- Романенко В.А. Особенности банковского обслуживания населения // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 2-й международной научной конференции. 29-30 марта 2007 года: Сборник докладов. Т.2 / Под ред. д.э.н., проф. В.Е. Леонтьева, д.э.н., проф. Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007.;
- Романенко В.А. Розничная стратегия коммерческого банка // Финансы и кредит, 2007, № 35.;
- Рынок потребительского кредитования: 42% россиян живет в кредит // Вопросы экономики, 2009, № 1.;
- Саркисянц А. Анализ клиентской базы в коммерческом банке // Бухгалтерия и банки, 2007, № 11.;
- Соловьева Т. Банковская реклама: как поймать на крючок россиянина? // Бухгалтерия и банки, 2007, № 4.;
- Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. М.: АО «Тарнекс» ЦММС «Писнайн», 2003.;
- Терещенко Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации // Управление в кредитной организации, 2006, № 3.;
- Трушина Н. Прогнозы развития потребительского кредитования на 2009 год // Банковское обозрение, 2008, № 12.;
- Хабаров В.И., Попова Н.Ю. Банковский маркетинг. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.;
- Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. – М.: КНОРУС, 2007. - 240 с.;
- Шваб Т.С. Новая парадигма банковских услуг // Организация продаж банковских продуктов, 2007, № 1.;
- Щегорцов В.А., Таран В.А. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 447 с.;
- http://www.skbbank.ru/.
Приложение А. Организационная
структура ОАО «СКБ-банк».