Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций
Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.
Данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще. По мнению Родіонової Н.Л., альтернативой использования данного метода может служить определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации [238].
Этапы оценки
конкурентоспособности
1. Проведение маркетинговых исследований по изучению рынка. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка), исследование позиций конкурентов, изучение информации о потребителях. На основе маркетинговых исследований формулируются требования к товарам.
2. Формулировка требований к изделию. Главные критерии: технический уровень продукции; соответствие уровня качества продукции требованиям международных стандартов, законодательных актов страны-импортера и специфическим требованиям потребителей; соответствие уровня качества продукции в эксплуатации и потреблении требованиям нормативно-технической документации; уровень расходов потребителя на приобретение продукции, оплату таможенных пошлин, налоги, транспортировки, монтаж, наладку приобретенного оборудования, оплату запасных частей, обслуживание и ремонт изделий, оплату материалов, топлива, электроэнергии и тому подобное.
3. Определение цели анализа конкурентоспособности. Цели анализа конкурентоспособности формулируются в зависимости от стадии жизненного цикла изделия. Базируясь на установленных целях, осуществляется определение перечня параметров изделий, которые подлежат оценке и количественно характеризуют свойства продукции.
4. Определение перечня параметров изделия, что подлежат оценке. Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие параметры» описывают самые важные функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных границах, заданных конструктивными принципами изделия (технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели ергономічності; параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и тому подобное).
«Мягкие параметры» характеризуют эстетичные свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в частности с похожими «жесткими показателями», растет значение «мягких параметров», что добавляют товарам особенную привлекательность. При определении перечня параметров изделия, которые подлежат оценке, анализе нормативных параметров целесообразно руководствоваться: действующими международными (ИСО, МЕК и тому подобное) и региональными стандартами, национальными, иностранными и отечественными стандартами; действующей нормативно-законодательной базой; техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, которые устанавливают требования на продукцию, что ввозится к стране; документацией на поставку; каталогами, проспектами и стандартами фирм-производителей данной продукции; патентной и конъюнктурно-экономической документацией; результатами сертификации продукции.
Дальше необходимо эти
параметры количественно
Более сложной проблемой является количественное определение «мягких параметров», которые не имеют, как правило, природной физической меры, и поэтому тяжело поддаются непосредственной количественной оценке. Возможные методы оценки: органолептичні (построены на субъективном восприятии человеком того или другого свойства объекта и выражении результатов восприятия в количественной (балловой) форме); экспертные методы (основаны на сравнении разных свойств изделия; проводятся группой экспертов, что ориентируются не столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько на опыт работы на рынке, на понимание роли свойств изделия в удовлетворении потребностей покупателя).
При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению лишь ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки – 8-10 главных показателей. При избыточной номенклатуре (характерно для сложно-технических товаров) имеется опасность «растворения» главных показателей в большом количестве второстепенных. В ряде случаев большое число показателей (более 30—40) создает только видимость точного решения, приводит к многократному росту сложности расчетов.
5. Выбор оценочной базы. Поскольку конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента, то оценка конкурентоспособности товара включает сопоставление значений показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкуренту (базовым или эталонным образцом). Причем выбор товару-эталону представляется одним из наиболее ответственных этапов процедуры оценки конкурентоспособности товара.
Как базовые могут быть выбраны следующие параметры: потребность покупателей; конкурирующий товар; гипотетический образец товара; группа аналогичных товаров; величина полезного эффекта.
Если как база сравнения
выступает потребность
Второй вариант оценочной базы — наличие конкурирующего товара. В этом случае товар-образец моделирует потребность и выступает как материализованные требования покупателей, которым должна удовлетворять продукция, что подлежит оценке.
Использование как сравнительная база гипотетического образца, что является «усредненным значением» для группы изделий, применяется в том случае, когда информации по конкретному образцу-аналогу недостаточно. Данная оценка обычно рассматривается как ориентирование и подлежит последующему уточнению.
На практике за базу берется группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции. Сначала из них выбираются наиболее представительские, а затем – наиболее прогрессивные изделия, что имеют наилучшие перспективы для последующего расширения объема продаж. Вовлеченные в группу аналогов изделия должны отвечать следующим критериям: конкурирующая та оцениваемая продукции должны быть аналогичными по назначению и условиями эксплуатации и ориентированы на одну группу потребителей; изделие-конкурент должно отвечать цели оценки уровня конкурентоспособности; существование изделия-конкурента на рынке в момент оценки и тенденции ее изменения на перспективу должны подтверждаться достоверной информацией. В группу аналогов входят: при оценке продукции, что разрабатывается - перспективные и экспериментальные изделия, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции, значение показателей перспективных образцов прогнозируется на период выпуска продукции, которая разрабатывается; при оценке продукции, что изготовляется - образцы, которые реализуются на мировом рынке; значения показателей образцов устанавливаются на основе существующей на них документации и ( или) за результатами испытаний; при оценке не допускается в качестве аналогу использовать рекламные и экспериментальные образцы продукции, что не освоены производством.
В том случае, когда за базу сравнения берется величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, как эталон выделяется сам полезный эффект.
Источниками информации при выборе базового образца могут быть: правительственные внешнеэкономические издания; публикации международных, региональных и национальных организаций по стандартизации и сертификации продукции; отраслевая, периодическая и специальная литература; проспекты, каталоги, издание зарубежных фирм; отчеты специалистов о посещении выставок, ярмарке, зарубежных фирм.
6. Анализ технического уровня изделия, цени потребления и организационно-коммерческих показателей.
В основе расчета единичных, комплексных и интегральных показателей - показатели ( параметры), что характеризуют конкурентоспособность продукции, и разделяются на: технические; экономические; организационно-коммерческие.
Технические показатели
характеризуют техническое
Значения этих показателей позволяют отнести образцы, что существуют на мировом рынке, к группе аналогов оцениваемой продукции. Для последующего сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются.
Техническое совершенство изделия измеряют посредством оценки его технического уровня относительно к образцу, используя: показатели технологичности (удельная конструкционная масса; удельная металоємкість); показатели транспортабельності (габаритные размеры); эргономичные показатели (параметры среды на рабочем месте оператора; параметры вибрации); показатели безопасности: путь торможения; предельные углы подъема и спуска); патентные-правовые показатели (показатели правовой защиты и патентной чистоты); показатели стандартизации и унификации (коэффициент применимости); эстетичные показатели. В зависимости от специфических особенностей продукции и условий ее применения система використовуваних оценочных показателей может дополняться или сокращаться, а часть указанных показателей может использоваться при оценке в качестве ограничений.
Экономические показатели характеризуют полные расходы покупателя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) товара и представляют собой элементы цены потребления. Ценовая привлекательность товара измеряется на основе сопоставления фактурных цен товаров и цен потребления. Ценовая привлекательность может быть уточнена также и в сравнимые качества, упаковки, марки, условий обслуживания и тому подобное.
Организационно-коммерческие показатели определяют условия продажи продукции. К группе этих показателей можно отнести показатели, что характеризуют условия платежа, поставок, сроки и условия гарантии, условия скидок и т.п.
7. Расчет единичных, групповых показателей
При анализе технического уровня изделия, цени потребления и организационно-коммерческих показателей проводится расчет единичных, групповых показателей, на базе которых определяются интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
Единичный показатель (параметрический индекс) определяется как процентное соотношение величины параметру оцениваемого изделия к величине параметру базового образца.
Групповой показатель рассчитывается
на основе единичных показателей, как
сведенный параметрический
8. Расчет интегральных показателей конкурентоспособности товара. Вывод о конкурентоспособности изделия, в сравнении с базовыми образцами
Интегральный показатель – рассчитывается как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или употребления продукции к суммарным затратам на приобретение и использование этой продукции.
9. Разработка технико-экономических решений о повышении конкурентоспособности изделия
На основе сделанного вывода формируется политика предприятия касательно оцениваемого изделия. В случае позитивного результата оценки (показатели оцениваемого изделия превышают показатели базовых образцов), предприятие принимает решение о производстве и выходе на рынок с пробными продажами. В случае негативной оценки происходит разработка технико-экономических решений по повышению конкурентоспособности промышленной продукции.
10. Решение о производстве и выходе на рынок с пробными продажами.
ТЕМА 6. СИСТЕМА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия
Наиболее обобщенно конкурентос
В значительной мере конкурентоспособность предприятия определяется его способностью в сложившихся условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам являются более привлекательными для потребителей, чем товары их конкурентов. С другой стороны, конкурентоспособно, как правило, то предприятие, которое длительное время может оставаться прибыльным в условиях рыночной экономики.
Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"