Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций

Описание работы

Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций Управление конкурентоспособностью.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Поскольку конкурентоспособность  предприятия характеризует степень  реализации потенциальных возможностей предприятия по приобретению и удержанию на протяжении длительного периода времени конкурентного преимущества, то под конкурентоспособностью следует понимать не только текущую эффективность, но и динамику приспособления предприятия к переменным условиям внешней среды. Таким образом с точки зрения системного подхода конкурентоспособность может быть представлена в виде свойства производственно-экономической системы (которым и является предприятие) изменять траекторию развития либо определенный режим функционирования в процессе адаптации к влияниям внешней среды с целью сохранения и развития уже имеющихся, либо создание новых конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособности предприятия  присущие такие признаки:

  • релевантность - конкурентная позиция и конкурентные преимущества данного экономического субъекта относительно других субъектов могут быть определенной только в пределах релевантной внешней среды;
  • относительность – конкурентоспособность проявляется исключительно через сравнение характеристик данного экономического субъекта с характеристиками других субъектов, что действуют на том же рынке;
  • динамичность - часовой характер критерия конкурентоспособности характеризует положение субъекта в конкурентном поле в координатах времени как результат его конкурентной деятельности.

Прежде чем рассматривать  факторы конкурентоспособности, определим, что означает термин “фактор” вообще. Фактор (или – фактор; от лат. factor – тот, что обусловливает) – это движущая сила или причина любого процесса или явления, что определяет его характер или отдельные черты. Отсюда выплывает, что факторами конкурентоспособности являются те или другие причины (существенные обстоятельства), которые частично влияют на уровень и характер конкурентоспособности предприятия, или же полностью определяют его.

Таблица 6.1

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия

Классификационный признак

Группы факторов

Место возникновения

  • внутренние
  • внешние

Сфера происхождения

  • научно-технические
  • организационно-экономические
  • социальные
  • экологические
  • политические

 

Характер фактора
  • общие
  • специфические
  • индивидуальные

Длительность действия

  • постоянные
  • временные

Степень взаимообусловленности

  • независимые
  • производные

 

Степень полезности
  • стимулирующие
  • дестимулирующие

Роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия

  • основные
  • второстепенные

Факторы формирования конкурентоспособности  предприятия действуют не изолированно, каждый сам по себе, а системно, что  усиливает следствия действия каждого  отдельно взятого фактора.

Ключевыми аспектами обеспечения конкурентоспособности предприятия является:

  • производственный – ключевое значение имеют номенклатура и ассортимент товаров, качество продукции, характер технологии, масштабы производства, обеспеченность основными видами ресурсов, качество ресурсов, гибкость производства;
  • маркетинговый – ключевое значение имеют исследование и прогнозирование рынка, система продвижения и сбыта товара, ценообразования, рекламная деятельность, обслуживание потребителя;
  • финансовый – ключевое значение имеют степень ликвидности, активность, доходность, платежеспособность предприятия, привлечения внешних финансовых ресурсов, инвестирования имеющихся средств, общее финансовое состояние предприятия;
  • инновационный – ключевое значение имеют осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) собственными силами, использование заимствуемых результатов, степень обновления продукции, технологии, степень использования информационных технологий;
  • кадровый и организационно-культурный – ключевое значение имеют количественный и качественный состав персонала, тип лидера, характер организационных ценностей, коммуникации и процедуры;
  • управленческий – ключевое значение имеют тип организационной структуры управления (ОСУ), гибкость и рациональность ОСУ, стиль и методы управления, адаптационные возможности, гибкость и гомеостатичность предприятия.

 

6.2. Методы оценки  уровня конкурентоспособности предприятия

Базовыми принципами оценки уровня конкурентоспособности предприятия является:

  • комплексность – результаты исследования конкурентоспособности предприятия должны соединять и оценку эффективности процесса его адаптации к переменным условиям функционирования, и степень реализации стратегического потенциала, и конкурентные позиции предприятия относительно одного или нескольких конкурентов, которые рассматриваются как база сравнения;
  • системность – основой для оценки уровня конкурентоспособности и разработки соответствующих рекомендаций могут выступать лишь результаты системного анализа влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия с учетом между факторных взаимосвязей и обусловленного ими синергического эффекта;
  • объективность – результаты исследования и оценки конкурентоспособности предприятия должны базироваться на полной и достоверной информации о внешних и внутренних условиях его функционирования и отображать реальные конкурентные позиции субъекта ведения хозяйства;
  • динамичность – основным заданием исследования конкурентоспособности является не статическая оценка фактических конкурентных позиций предприятия на конкретный момент времени, а прогнозирование их изменений та разработка на этой основе эффективных управленческих решений;
  • непрерывность – процесс исследования и оценки конкурентоспособности и изменений ее уровня должен носить непрерывный характер (путем создания системы мониторинга рынка, факторов конкурентоспособности, конкурентных позиций предприятия), поскольку дискретные оценки не всегда дают возможность своевременно зафиксировать скачкообразные изменения факторов конкурентоспособности, оценить возможные тенденции динамики конкурентных позиций предприятия и своевременно принять и реализовать соответствующие управленческие решения;
  • оптимум – в соответствии с этим принципом объектом исследования является не только сам уровень конкурентоспособности, но и степень эффективности его достижения, поэтому очень необходимой является комплексная оценка путей достижения определенных конкурентных позиций с учетом как прямых расходов, связанных с реализацией мероприятий по регуляции конкретного фактора, так и потенциальных расходов на развитие и поддержку конкурентного преимущества в будущем.

Общий порядок исследования, оценки и, в целом, управления конкурентоспособностью предприятия охватывает такие принципиальные этапы:

    1. проявление факторов внешней и внутренней среды, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия, та оценка их значимости;
    2. группировка факторов, анализ их внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей;
    3. оценка влияния избранных для исследования факторов (или групп факторов) на уровень конкурентоспособности предприятия и количественное определение этого уровня;
    4. прогнозирование изменений включенных в модель факторов в результате возможных изменений условий внешней и внутренней среды;
    5. прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия;
    6. выяснение путей и методов повышения конкурентоспособности;
    7. разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности;
    8. оценка прямых и опосредствованных расходов на реализацию разработанных мероприятий;
    9. выбор критерия эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;
    10. определение эффективности разработанных мероприятий и выбор оптимального комплекса регулирующих влияний;
    11. принятие соответствующих управленческих решений.

Конкурентоспособность предприятия определяют показатели, которые характеризуют:

      • конкурентоспособность продукции;
      • финансовое состояние предприятия;
      • эффективность сбыта и продвижения товаров;
      • эффективность производства;
      • имидж предприятия и тому подобное.

Конкретный набор показателей  зависит от метода оценки конкурентоспособности предприятия.

Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия предусматривает их деление на отдельные группы по определенным признакам. Чаще всего таким признаком выступает форма представления результатов оценки, соответственно которой выделяют графические, матричные, расчетные и комбинируемые (расчетно-матричные, расчетно-графические) методы.

Графический метод  оценки конкурентоспособности базируется на построении так называемой “Радиальной диаграммы конкурентоспособности” или “Многоугольника” конкурентоспособности”. Построение многоугольников осуществлялось следующим образом: круг разделен радиальными оценочными шкалами на равные сектора, количество которых равнялось количеству избранных критериев (в данном случае – 9); шкалы на радиальных прямых было градуируемый так, чтобы все значения критериев находились внутри оценочного круга; значения критериев увеличивались по мере отдаления от центра круга; на каждой вехе с использованием соответствующего масштаба измерения было обозначенный точки, что отвечали значением критериев; по точкам соответственно для каждого из предприятий проведена ломаная черта, которая и сформировала многоугольник. Из черт. 7.3 видно, как отличаются предприятия друг от друга по отдельным критериям.

Преимуществом графического метода оценки конкурентоспособности предприятия является его простота и наглядность; недостатком следует считать то, что он не дает возможности установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности предприятия.

Преимущества метода: дает возможность исследовать развитие процессов конкуренции в динамике и при наличии достоверной информации об объемах реализации позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки; как недостаток отмечают избыточную упрощенность метода та невозможность проведения анализа причин того, что происходит, в результате чего осложняется выработка управленческих решений. Кроме матрицы БКГ существует достаточно много матричных моделей, которые могут быть использованными для оценки уровня конкурентоспособности предприятия:

      • матрица “Привлекательность ринка/конкурентоспособность” (модель GE/Mc Kinsey);
      • матрица “Привлекательность отрасли/ конкурентоспособность” (модель Shell/DPM);
      • матрица “Стадия развития ринку/конкурентная позиция” (модель Hofer/Schendel);
      • матрица “Стадия жизненного цикла товара/конкурентная позиция"”(модель ADL/LC) и тому подобное.

Табличный метод оценки уровня конкурентоспособности предприятия фактически представляет собой вариацию матричного и поэтому не выделяется здесь в отдельную категорию.

Расчетные методы оценки конкурентоспособности предприятия являются весьма многочисленными. Они разделяются на:

      • специфические методы – методы, что позволяют оценить конкурентоспособность предприятия по отдельным аспектам его деятельности – производственному, инновационному, маркетинговому, финансовому и тому подобное;
      • комплексные методы – методы, что базируются на комплексном подходе до оценке конкурентоспособности предприятия.

Среди комплексных методов  оценки определяющее место занимают:

  1. метод, использующий в качестве главного подхода оценку конкурентоспособности продукции предприятия;
  2. метод, базирующийся на анализе сравнительных преимуществ предприятий-конкурентов;
  3. метод, базирующийся на основе теории эффективной конкуренции;
  4. интегральный метод;
  5. метод самооценки (Европейская модель делового совершенства, английская методика матрицы усовершенствования бизнеса (ВИМ)).

Сжатая характеристика комплексных методов представлена в табл. 6.2.

К ключевым методам оценки конкурентоспособности предприятия  относятся методы, в основе которых лежит: жизненный цикл товара (услуги); оценка конкурентоспособности единицы продукции; часть рынка; теория эффективной конкуренции; конкурентное преимущество; метод бенчмаркинга; потребительская стоимость и тому подобное.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции [167]. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованна работа всех подразделов и служб. На эффективность деятельности каждой из служб влияет множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделов допускает оценку эффективности использования ими этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей - критериев конкурентоспособности (табл.6.3).

Таблица 6.3

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Критерии и  показатели конкурентоспособности

Роль показателя в оценке

Правило расчета  показателя

1

2

3

1. Эффективность  производственной деятельности  предприятия

1.1. Расходы  на производство единицы продукции, грн.

Отображает эффективность  расходов при выпуске продукции.

Валовые расходы / Объем  выпуска продукции.

1.2.Фондоотдача,  тыс. грн.

Характеризует эффективность  использования основных производственных средств

Объем выпуска продукции / среднегодовая стоимость основных производственных средств.

1.3. Рентабельность  товара %.

Характеризует степень  прибыльности производства товара.

Прибыль от реалізації*100/ Полная себестоимость продукции.

1.4.  Производительность  труда, тыс. грн. /чел.

Отображает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

Объем выпуска продукции / Среднесписочная численность работников.

2.Фінансовий  состояние предприятия

2.1.Коэфициент  автономии

Характеризует независимость  предприятия от ссудных источников.

Собственные средства предприятия/ Общая сумма источников финансирования.

2.2. Коэффициент  платежеспособности

Отображает способность  предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет достоверность  банкротства.

Собственный капитал / Общие  обязательства.

2.3. Коэффициент  абсолютной ликвидности

Отображает качественный состав средств, что являются источниками  покрытия текущих обязательств.

Денежные средства и  краткосрочные ценные бумаги/ Краткосрочные  обязательства.

2.4. Коэффициент  оборотности оборотных средств

Характеризует эффективность  использования оборотных средств. Отвечает времени, в течение которого оборотные средства проходят все  стадии производства и обращения.

Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных  средств.

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товаров

3.1. Рентабельность  продажи %.

Характеризует степень  прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара.

Прибыль от реализации х 100 % / Объем продажи

3.2. Коэффициент  затоваренности готовой продукцией

Отображает степень  затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о  снижении спроса.

Объем нереализованной  продукции / Объем продажи

3.3. Коэффициент  загрузки производственных мощностей

Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта

Объем выпуска продукции/ Производственная мощность.

3.4. Коэффициент  эффективности рекламы и средств  стимулирования сбыта 

Характеризует экономическую  эффективность рекламы и средств  стимулирования сбыта.

Расходы на рекламу и  стимулирование сбыта / Прирост прибыли  от реализации

4. Конкурентоспособность  товара

4.1. Качество  товаров

Характеризует способность  товара удовлетворять потребности  соответственно его назначению.

Комплексный метод.

4.2. Цена товара

Характеризует доступность  товара для потребителя

Определяется разными  методами

Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"