Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций
Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.
Участие в альянсах позволяет бороться со стратегическими недостатками, а иногда – и достигать стратегических преимуществ.
Партнеры обычно осуществляют свое взаимодействие путем:
Кооперационные стратегии
конкурентного поведения
С раскрытия сути стратегий конкурентного поведения можно увидеть, что они приближаются к тактическому уровню и иногда имеют короткие сроки реализации (до одного года), хотя приводят к долгосрочным последствиям.
4.5. Ситуационное
проектирование конкурентной
Учет динамических характеристик рынка выступает необходимым условием адаптации стратегии конкуренции к особенностям разных этапов жизненного цикла развития рынка: новый быстрорастущий рынок, рынок в период замедления роста и рынок в период застоя (табл.4.9). Г.Л. Азоев отмечает необходимость учета особенностей конкурентной среды на разных этапах развития рынка при формировании конкурентной стратегии [1].
Конкурентная стратегия в
Основные стратегии для компаний, что работают на быстрорастущих рынках [1]:
Конкурентная стратегия в
Таблица 4.10
Стратегии фирм в ответ на изменения в конкурентной среде отрасли на стадии зрелости
Стратегия |
Характеристика | |
Оптимизация обслуживания |
Поскольку все производители начинают предлагать товар с теми характеристиками, которые предпочитают покупке, выбор последних будет зависеть в большей степени от того, какой продавец предложит товар за оптимальным для покупателя соотношению цены и уровня обслуживания. | |
Агрессивные методы борьбы |
Фирмы, что желают поддерживать существующие темпы роста, начинают искать новые способы переманивания клиентов у своих конкурентов. Распространение получают ценовая конкуренция, рост рекламы и другие агрессивные методы борьбы. | |
Коррекция производственных мощностей |
Снижение темпов роста отрасли означает замедление развития производственных мощностей. Каждая фирма должна отслеживать планы конкурентов с увеличению производственных мощностей и регулировать собственные объемы выпуска продукции, чтоб не допустить перепроизводства по отрасли в целом. | |
Сокращение параметрического ряда |
Производство великоватого количества подвидов и модификаций товара не дает возможности фирмам достигать экономии за счет длительного производства одного и того же изделия. Цены на модификации товара, что медленно реализовываются, не всегда могут покрыть реальные производственные расходы. Снятие С производства такой продукции сокращает расходы и позволяет к центрировать усилие на тех товарах, которые дают максимальный уровень прибыли, по которым фирма имеет конкурентные преимущества | |
Акцент на модернизацию производственного процесса |
Усилия С модернизации производства могут иметь четырехкратную отдачу: более низкие расходы, лучший контроль качества, большие возможности по производству разнообразных модификаций продукции и сокращения сроков между разработкой товара и его выходом на рынок. Модернизация производственного процесса может коснуться механизации высокорасходных видов работ, переоборудование производственных линий с целью повышения производительности труда, создание самокерованих рабочих команд, реінженірінг производственной части, создание цепочки ценностей, использование современных технологий (робототехніка, компьютеризованный контроль) | |
Усиление внимания снижению расходов |
Конкуренция, что усиливается, вынуждает фирмы сокращать расходы на единицу продукции. Усилия могут быть направлены на разные сферы деятельности: добиваться более выгодных цен у поставщиков, переключаться на использование дешевых компонентов, более экономически осуществлять разработку продукта, ликвидировать малоэффективные и дорогие звенья в цепочке ценностей, увеличивать производственную и сбытовую эффективность, проводить реорганизацию внутрифирменного управления. | |
Увеличение объемов продажа существующим потребителям |
Стратегии С увеличения продаж собственным клиентам могут включать подарки от фирмы, поиск новых возможностей применения товаров или предоставления дополнительных услуг. | |
Приобретение фирм-конкурентов по низкой цене |
Иногда можно дешево приобрести пострадавшие крах компании-конкуренты. Приобретение по выгодным ценам фирм может способствовать уменьшению расходов, если оно также обеспечивает возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Самыми выгодными приобретениями являются те, которые существенно усиливают конкурентные позиции фирмы-покупателя | |
Выход на международные рынки |
По мере того как национальный рынок переходит в стадию зрелости, фирмы начинают искать пути выхода на зарубежные рынки, где еще наблюдается рост спроса на их товар и не такое сильное давление конкурентов. Стратегия интернационализации приобретает особенный смысл, когда имя и репутация фирмы, а также ее товары уже известны на зарубежном рынке. |
За Ю. Рубиним,
в зависимости от целевых установок фирма-
Конкурентные стратегии для фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии стагнации или спада. Много фирм действуют в отрасли, где спрос растет медленнее, чем в среднем по промышленности, а иногда, даже, наблюдается его падение. В данной ситуации наиболее очевидной является стратегия «сбора урожая», что обеспечивает получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажу фирмы или прекращение деятельности. Но компании, что крепко стоят на ногах, все же могут добиться в этих отраслях хороших результатов за счет определенных стратегий, которые не являются взаємовиключними (табл.4.13). Следует принять к сведению, что все выше перечисленные стратегии являются производными от основных конкурентных стратегий и приспособленные к сложным внешним условиям отрасли.
Таблица 4.13
Варианты конкурентных стратегий для фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии стагнации или спада
Стратегия |
Характеристика |
Ориентация на стратегию фокусировки путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов |
Рынки на стадии стагнации или падения спроса, как и все другие, состоят из множества сегментов. Часто один или несколько сегментов растут быстрыми темпами, тогда как отрасль в целом переживает застой. Концентрация внимания первым за других, на самом выгодном сегменте, не только позволит избежать спада в продаже и доходах, но и достичь конкурентных преимуществ на целевом сегменте. |
Ориентация на дифференциацию на основе улучшения качества и инноваций |
Улучшенное качество либо товарные нововведения могут оживить спрос путем создания новых сегментов, на которых наблюдается рост, либо путем завоевания большего доверия у покупателей. Удачное нововведение открывает путь для неценовой конкуренции. Дифференциация, что базируется на успешной инновации, дает еще одно преимущество: другим фирмам в течение определенного периода будет сложно и дорого самим разработать это нововведение. |
Ориентация на постоянное сокращение затраты и рост производительности |
Фирмы могут достичь сокращения уровня расходов за счет: отказы от функций и видов деятельности, что могут быть выполнены другими фирмами с меньшими расходами; планирование внутренних процессов; консолидации неиспользованных производственных мощностей; использование большего количества бытовых каналов для достижения объема продажа, необходимого для снижения уровня расходов; отказы от мелких и дорогих сбытовых каналов; выделение С цепочки ценностей прибыльных видов. |
Более привлекательными отраслями, что находятся в стадии спада, имеются те, где объем продажи сокращается медленными темпами, поскольку там всегда существуют встроенный спрос и прибыльные ниши. Типичные стратегические ошибки фирм, что работают на рынках, что стагнують: привлечение к изнурительной и убыточной конкурентной борьбе; слишком быстрое изъятие С оборота весомой части наличности; слишком оптимистичное отношение к ситуации и пассивное ожидание того, что дела пойдут на лучшее.
Конкурентные стратегии в
Таблица 4.14
Варианты конкурентных стратегий для раздробленных отраслей
Стратегия |
Характеристика |
Создание и эксплуатация типичных условий |
Часто используется фирмами, если они осуществляют свою деятельность в разных географических районах (ресторанный бизнес, розничная торговля). Включает строительство типичных удобно расположенных помещений с минимальными затратами и доведения к совершенству процесса функционирования этих точек для достижения наивысшей эффективности. |
Обеспечение низких расходов |
Когда сильная ценовая конкуренция и уровень прибыли чувствует постоянное давление, фирмам целесообразно уделять большее внимание вида деятельности, что не являются второстепенными, требует низких накладных расходов, высокопродуктивной (дешевой) рабочей силы, небольших капитальных расходов, обеспечивает эффективное функционирование компании в целом. |
Увеличение выгод для потребителя путем интеграции |
Интеграция
вперед или назад может предоставить
возможность снизить расходы
или увеличить выгоду от товара,
что покупает потребителями (сборка
узлов перед отгрузкой |
Специализация на виде товару/послуг |
Эффективная,
когда в раздробленной отрасли
выпускается большое |
Специализация на типе потребителя |
Фирма может
выстоять в условиях растущей конкуренции,
сконцентрировав внимание на обслуживании
тех потребителей, которые: не борются
за предоставление скидок, поскольку
понимают, что сумма небольшая
или объем покупок несущественн |
Фокусировка на ограниченных географических районах |
Концентрация и максимальное использование ресурсов на ограниченной территории может способствовать высшей эффективности производства, уменьшению срока доставки товара потребителю, познаваемости торговой марки, насыщенности рекламой, позволит избежать при этом перерасхода средств, что являются неминуемым при функционировании на большей территории. Супермаркеты, банки и магазины спорттовар успешно функционируют в ограниченном географическом районе, имея там множество филиалов. |
Конкурентные стратегии на международных рынках должны четко отвечать ситуации, что складывается. Особенное внимание следует уделить тому, насколько вкусы и преимущества потребителей, сбытовые каналы, перспективы роста, движущие силы и давление конкурентов на мировом рынке отличаются от условий национального рынка; которым является уровень производственных расходов, колебания валютных курсов, особенности торговой политики национальных правительств, характер международной конкуренции. Существует шесть стратегий деятельности фирмы на мировом рынке [6]:
Одним из самых важных направлений конкретизации стратегии является ее привязка к конкурентному статусу компании, и в первую очередь к степени ее доминирования на рынке, что обусловливает выделение четырех конкурентных позиций для: аутсайдера рынка; фирм, что имеют слабую и сильную конкурентные позиции; лидера рынка [1;6].
Обычно принято говорить не о конкурентных преимуществах аутсайдера рынка, а о направлениях возвращения бизнеса в нормальное состояние (табл.4.15). Стратегии возобновления используются в случае, когда направление деятельности, которое нужно сберечь и развивать, находится в кризисном состоянии. Их целью быстрейшее выявление и ликвидация источника конкурентной и финансовой слабости фирмы. Наиболее распространены причины возникновения кризисных ситуаций: слишком большой размер долга; переоценка перспектив роста объемов продажи; игнорирование негативного влияния на прибыль агрессивных попыток «купить» часть рынка за счет значительного снижения цен; высокий уровень постоянных расходов через неспособность рационально использовать производственные мощности; ставка на технологический прорыв в долгосрочной перспективе; ставка на исследования и разработки (большие вложения) для укрепления конкурентной позиции и прибыльности и неудача в разработке эффективных новых товаров; частое изменение стратегий; уступка конкурентных преимуществ соперникам, что имеют больший нрав.
Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"