Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций

Описание работы

Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций Управление конкурентоспособностью.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Участие в альянсах позволяет бороться со стратегическими недостатками, а  иногда – и достигать стратегических преимуществ.

Партнеры обычно осуществляют свое взаимодействие путем:

  • создание совместных предприятий;
  • заключение лицензионных соглашений;
  • подписание договоров относительно закупок на длительные сроки и соглашений относительно поставки;
  • формирование общих программ осуществления НДДКР.

Кооперационные стратегии  конкурентного поведения свойственные не только большим предприятиям, но и малым. В частности, небольшие  украинские рибопереробні предприятия  периодически совместно закупают судебные партии рыбы. Эти предприятия являются непосредственными конкурентами на этапе реализации своей продукции, что не мешает им соединять капиталы с целью получения весомых скидок за большие объемы закупки сырья (рыбы).

С раскрытия сути стратегий  конкурентного поведения можно увидеть, что они приближаются к тактическому уровню и иногда имеют короткие сроки реализации (до одного года), хотя приводят к долгосрочным последствиям.

 

4.5. Ситуационное  проектирование конкурентной стратегии

Учет динамических характеристик рынка выступает необходимым условием адаптации стратегии конкуренции к особенностям разных этапов жизненного цикла развития рынка: новый быстрорастущий рынок, рынок в период замедления роста и рынок в период застоя (табл.4.9). Г.Л. Азоев отмечает необходимость учета особенностей конкурентной среды на разных этапах развития рынка при формировании конкурентной стратегии [1].

Конкурентная стратегия в новых  отраслях. Большинство компаний этой отрасли находится в стадии организации, привлечения персонала, строительства или приобретений производственных мощностей, расширение сбытовой сети, привлечение на свою сторону потенциального покупателя, с проблемами разработки товара, с технологическими проблемами. Конкурентные стратегии, ориентированные на низкие расходы или на дифференциацию, обычно наиболее жизнеспособные. Стратегия фокусировки должна использоваться в тех случаях, когда фирма испытывает нехватку денежных средств и когда в данной отрасли очень много технологические достижения, которые невозможно сразу освоить. Выходом для компаний, что испытывают финансовые трудности, имеется создание стратегических союзов, совместных предприятий для получения необходимого опыта и средств.

Основные  стратегии для компаний, что работают на быстрорастущих рынках [1]:

  • управление бизнесом в инновационной манере с целью наиболее благоприятного позиционирования компании на рынке (инновационный подход позволяет фирме-пионеру создать «правила игры» в таких сферах, как качество продукта, его дизайн, стиль, отношения с поставщиками, особенности технологий, используемого сырья, и таким образом закрепить за собой исключительные права, которые позволят завоевать стойкое положение на рынке);
  • поиск новых групп потребителей и территориальных рынков (целесообразно использовать маркетинговые средства для увеличения числа потребителей за счет конкурентов (например, путем снижения цен), средства рекламы и стимулирования торговли для формирования благосклонности потребителей к конкретному товару, его модификациям);
  • быстрое и адекватное реагирование на появление новых технологий (позволяет занять лидирующую технологическую позицию и не растрачивать средства на каждую технологическую новость, что часто появляется в быстрорастущей отрасли);
  • подготовка к моменту проникновения в новую отрасль мощных компаний с других отраслей (необходимо спрогнозировать новых конкурентов, время их входа в отрасль и обосновать стратегии конкуренции с ними; внедрение в отрасль больших компаний принуждает искать новые приемы и методы защиты собственных позиций).

Конкурентная стратегия в отраслях, что находятся в стадии зрелости. Хотя момент перехода в состояние зрелости, которое замедляет рост, нельзя точно спрогнозировать, его можно отсрочить на время путем использования технологических достижений, модернизации товара и проведения других мероприятий по поддержке рыночного спроса. Однако, когда темпы роста снижаются, переход в стадию зрелости обычно приводит к существенным изменениям в конкурентной среде отрасли, что необходимо учесть при коррекции существующих стратегий (табл.4.10).

Таблица 4.10

Стратегии фирм в ответ на изменения в  конкурентной среде отрасли на стадии зрелости

Стратегия

Характеристика

Оптимизация обслуживания

Поскольку все  производители начинают предлагать товар с теми характеристиками, которые предпочитают покупке, выбор последних будет зависеть в большей степени от того, какой продавец предложит товар за оптимальным для покупателя соотношению цены и уровня обслуживания.

Агрессивные методы борьбы

Фирмы, что  желают поддерживать существующие темпы  роста, начинают искать новые способы  переманивания клиентов у своих  конкурентов. Распространение получают ценовая конкуренция, рост рекламы  и другие агрессивные методы борьбы.

Коррекция производственных мощностей

Снижение  темпов роста отрасли означает замедление развития производственных мощностей. Каждая фирма должна отслеживать  планы конкурентов с увеличению производственных мощностей и регулировать собственные объемы выпуска продукции, чтоб не допустить перепроизводства по отрасли в целом.

Сокращение  параметрического ряда

Производство  великоватого количества подвидов и  модификаций товара не дает возможности  фирмам достигать экономии за счет длительного производства одного и  того же изделия. Цены на модификации товара, что медленно реализовываются, не всегда могут покрыть реальные производственные расходы. Снятие С производства такой продукции сокращает расходы и позволяет к центрировать усилие на тех товарах, которые дают максимальный уровень прибыли, по которым фирма имеет конкурентные преимущества

Акцент  на модернизацию производственного  процесса

Усилия С  модернизации производства могут иметь  четырехкратную отдачу: более низкие расходы, лучший контроль качества, большие  возможности по производству разнообразных модификаций продукции и сокращения сроков между разработкой товара и его выходом на рынок. Модернизация производственного процесса может коснуться механизации высокорасходных видов работ, переоборудование производственных линий с целью повышения производительности труда, создание самокерованих рабочих команд, реінженірінг производственной части, создание цепочки ценностей, использование современных технологий (робототехніка, компьютеризованный контроль)

Усиление  внимания снижению расходов

Конкуренция, что усиливается, вынуждает фирмы  сокращать расходы на единицу  продукции. Усилия могут быть направлены на разные сферы деятельности: добиваться более выгодных цен у поставщиков, переключаться на использование  дешевых компонентов, более экономически осуществлять разработку продукта, ликвидировать малоэффективные и дорогие звенья в цепочке ценностей, увеличивать производственную и сбытовую эффективность, проводить реорганизацию внутрифирменного управления.

Увеличение  объемов продажа существующим потребителям

Стратегии С  увеличения продаж собственным клиентам могут включать подарки от фирмы, поиск новых возможностей применения товаров или предоставления дополнительных услуг.

Приобретение  фирм-конкурентов по низкой цене

Иногда можно дешево приобрести пострадавшие крах компании-конкуренты. Приобретение по выгодным ценам фирм может способствовать уменьшению расходов, если оно также обеспечивает возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Самыми выгодными приобретениями являются те, которые существенно усиливают конкурентные позиции фирмы-покупателя

Выход на международные рынки

По мере того как национальный рынок переходит  в стадию зрелости, фирмы начинают искать пути выхода на зарубежные рынки, где еще наблюдается рост спроса на их товар и не такое сильное давление конкурентов. Стратегия интернационализации приобретает особенный смысл, когда имя и репутация фирмы, а также ее товары уже известны на зарубежном рынке.


 

За Ю. Рубиним, в зависимости от целевых установок фирма-конкурент, что будет перебывать на стадии деловой зрелости, может применять в отношении к конкурентам следующие типы стратегий: стратегию механической монополизации; стратегию интегрирующей консолидации для сильных интеграторов; стратегию интегрирующей консолидации для слабых интеграторов; стратегию простого обособления; стратегию дезінтегруючого обособления; стратегию полного обособления (изоляции); стратегию кооперативной солидарности; стратегию компромиссного сотрудничества [242]. Охарактеризуем приведенные выше стратегии (табл.4.11).

Конкурентные стратегии для  фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии  стагнации или спада. Много фирм действуют в отрасли, где спрос растет медленнее, чем в среднем по промышленности, а иногда, даже, наблюдается его падение. В данной ситуации наиболее очевидной является стратегия «сбора урожая», что обеспечивает получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажу фирмы или прекращение деятельности. Но компании, что крепко стоят на ногах, все же могут добиться в этих отраслях хороших результатов за счет определенных стратегий, которые не являются взаємовиключними (табл.4.13). Следует принять к сведению, что все выше перечисленные стратегии являются производными от основных конкурентных стратегий и приспособленные к сложным внешним условиям отрасли.

Таблица 4.13

Варианты  конкурентных стратегий для  фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии  стагнации или спада

 

Стратегия

Характеристика

Ориентация  на стратегию фокусировки путем  выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов

Рынки на стадии стагнации или падения спроса, как и все другие, состоят из множества сегментов. Часто один или несколько сегментов растут быстрыми темпами, тогда как отрасль в целом переживает застой. Концентрация внимания первым за других, на самом выгодном сегменте, не только позволит избежать спада в продаже и доходах, но и достичь конкурентных преимуществ на целевом сегменте.

Ориентация  на дифференциацию на основе улучшения  качества и инноваций

Улучшенное  качество либо товарные нововведения могут оживить спрос путем  создания новых сегментов, на которых  наблюдается рост, либо путем завоевания большего доверия у покупателей. Удачное нововведение открывает путь для неценовой конкуренции. Дифференциация, что базируется на успешной инновации, дает еще одно преимущество: другим фирмам в течение определенного периода будет сложно и дорого самим разработать это нововведение.

Ориентация  на постоянное сокращение затраты и  рост производительности

Фирмы могут  достичь сокращения уровня расходов за счет: отказы от функций и видов  деятельности, что могут быть выполнены  другими фирмами с меньшими расходами; планирование внутренних процессов; консолидации неиспользованных производственных мощностей; использование большего количества бытовых каналов для достижения объема продажа, необходимого для снижения уровня расходов; отказы от мелких и дорогих сбытовых каналов; выделение С цепочки ценностей прибыльных видов.


 

 

Более привлекательными отраслями, что находятся в стадии спада, имеются те, где объем продажи  сокращается медленными темпами, поскольку  там всегда существуют встроенный спрос  и прибыльные ниши. Типичные стратегические ошибки фирм, что работают на рынках, что стагнують: привлечение к изнурительной и убыточной конкурентной борьбе; слишком быстрое изъятие С оборота весомой части наличности; слишком оптимистичное отношение к ситуации и пассивное ожидание того, что дела пойдут на лучшее.

Конкурентные стратегии в раздробленных  отраслях (отраслях, что состоят из сотен и даже тысяч мелких и средних фирм). Главной отличительной чертой раздробленной отрасли является отсутствие лидеров, что владеют огромной частью на рынке и признаны покупателями. Конкурентная борьба в раздробленных отраслях может варьироваться в границах от умеренно сильной к ожесточенной.

 

Таблица 4.14

Варианты  конкурентных стратегий для раздробленных  отраслей

Стратегия

Характеристика

Создание  и эксплуатация типичных условий

Часто используется фирмами, если они осуществляют свою деятельность в разных географических районах (ресторанный бизнес, розничная  торговля). Включает строительство  типичных удобно расположенных помещений  с минимальными затратами и доведения  к совершенству процесса функционирования этих точек для достижения наивысшей эффективности.

Обеспечение низких расходов

Когда сильная  ценовая конкуренция и уровень  прибыли чувствует постоянное давление, фирмам целесообразно уделять большее  внимание вида деятельности, что не являются второстепенными, требует низких накладных расходов, высокопродуктивной (дешевой) рабочей силы, небольших капитальных расходов, обеспечивает эффективное функционирование компании в целом.

Увеличение  выгод для потребителя путем  интеграции

Интеграция  вперед или назад может предоставить возможность снизить расходы  или увеличить выгоду от товара, что покупает потребителями (сборка узлов перед отгрузкой потребителям, обеспечение технической помощи, открытие региональных центров по сбыту).

Специализация на виде товару/послуг

Эффективная, когда в раздробленной отрасли  выпускается большое разнообразие моделей товаров и предлагается много видов услуг. Мастеру по ремонту автомобилей специализируются на ремонте трансмиссий, кузова и  т.д.

Специализация на типе потребителя

Фирма может  выстоять в условиях растущей конкуренции, сконцентрировав внимание на обслуживании тех потребителей, которые: не борются  за предоставление скидок, поскольку  понимают, что сумма небольшая  или объем покупок несущественный; менее чувствительные к изменению цен; заинтересованы в уникальных свойствах товара.

Фокусировка на ограниченных географических районах

Концентрация  и максимальное использование ресурсов на ограниченной территории может способствовать высшей эффективности производства, уменьшению срока доставки товара потребителю, познаваемости торговой марки, насыщенности рекламой, позволит избежать при этом перерасхода средств, что являются неминуемым при функционировании на большей территории. Супермаркеты, банки и магазины спорттовар успешно функционируют в ограниченном географическом районе, имея там множество филиалов.


 

Конкурентные стратегии на международных  рынках должны четко отвечать ситуации, что складывается. Особенное внимание следует уделить тому, насколько вкусы и преимущества потребителей, сбытовые каналы, перспективы роста, движущие силы и давление конкурентов на мировом рынке отличаются от условий национального рынка; которым является уровень производственных расходов, колебания валютных курсов, особенности торговой политики национальных правительств, характер международной конкуренции. Существует шесть стратегий деятельности фирмы на мировом рынке [6]:

  • передача иностранным фирмам права на использование ее собственных технологий или на производство и распространение ее продукции (в этом случае доходы от международной деятельности уровни размера получаемых по соглашению роялти);
  • укрепление национального производства (в одной стране) и вывоз товаров на зарубежные рынки, используя как собственные сбытовые каналы, так и контролируемые иностранными компаниями каналы;
  • многонациональная стратегия (разработка особенной стратегии для каждой страны, где фирма осуществляет свою деятельность; стратегия лучше подходит для отраслей, где преобладает многонациональная конкуренция; преимущество - соответствие местным условиям страны; недостатки - не имеет в виду тесной стратегической координации по странам и недостаточно связана с конкурентными преимуществами);
  • глобальная стратегия (подходит преимущественно для отраслей, что конкурируют на мировом уровне; однообразная в разных странах, что позволяет фирме концентрироваться на обеспечении конкурентного преимущества как над международными, так и над внутренними конкурентами).

Одним из самых  важных направлений конкретизации стратегии является ее привязка к конкурентному статусу компании, и в первую очередь к степени ее доминирования на рынке, что обусловливает выделение четырех конкурентных позиций для: аутсайдера рынка; фирм, что имеют слабую и сильную конкурентные позиции; лидера рынка [1;6].

Обычно принято  говорить не о конкурентных преимуществах аутсайдера рынка, а о направлениях возвращения бизнеса в нормальное состояние (табл.4.15). Стратегии возобновления используются в случае, когда направление деятельности, которое нужно сберечь и развивать, находится в кризисном состоянии. Их целью быстрейшее выявление и ликвидация источника конкурентной и финансовой слабости фирмы. Наиболее распространены причины возникновения кризисных ситуаций: слишком большой размер долга; переоценка перспектив роста объемов продажи; игнорирование негативного влияния на прибыль агрессивных попыток «купить» часть рынка за счет значительного снижения цен; высокий уровень постоянных расходов через неспособность рационально использовать производственные мощности; ставка на технологический прорыв в долгосрочной перспективе; ставка на исследования и разработки (большие вложения) для укрепления конкурентной позиции и прибыльности и неудача в разработке эффективных новых товаров; частое изменение стратегий; уступка конкурентных преимуществ соперникам, что имеют больший нрав.

Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"