- Лидеры — [0,1—10]. Рыночные лидеры — фирмы, что имеют максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Фирмы имеют максимальную рыночную часть при продажах, является лидерами в ценовой политике, оптимизации расходов, использовании разнообразных распределительных систем и тому подобное. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.
- Претенденты на роль лидера — [7,1—9]; [3,1—7]. Рыночные претенденты — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной части продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерная стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
- Последователи —[1,1—3]; 1. Рыночные последователи — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Проводят политику прохождения за отраслевым лидером, не рискую, но и не проявляют пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решение относительно их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более внимательнее и рассчитывают на меньшие ресурсы; склонны до атакам со стороны рыночных претендентов.
- Фирмы, занявшие рыночную нишу — [–0,99—(–2,9)]; [–3 — (–6,9)]. Расчетный коэффициент конкурентоспособности группы фирм, что действуют в рыночной нише, лежит в диапазоне от –0,99 до –6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, какие другие участники конкуренции не видят или не учитывают.
- Занявшие рыночную позицию — [–0,99—(–2,9)]; [–3 — (–6,9)]; Фирмы, что действуют в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от –0,99 до –6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, какие другие участники конкуренции не видят или не учитывают. Для них характерный высокий уровень специализации и цен, максимальная зависимость от клиентов, круг которых ограничен.
- Банкроты — [–7-(–9)]; [–9,1—(–10)]. Банкроты — фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от –7 до –10. Принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
6.3. Системно-процессный подход к управлению
конкурентоспособностью предприятия
Управление конкурентоспособностью
предприятия представляет собой
определенный аспект менеджмента предприятия,
направленного на формирование, развитие
и реализацию конкурентных преимуществ
и обеспечение жизнеспособности предприятия
как субъекта экономической конкуренции.
Современная концепция управления
конкурентоспособностью предприятия
–рунтується на использовании базовых
положений науки управления, соответственно
которым основными элементами
системы управления является цель, объект
и субъект, методология и принципы, процесс
и функции управления.
Целью управления конкурентоспособностью
предприятия является обеспечение жизнеспособности
и постоянного функционирования предприятия
при любых экономических, политических,
социальных и других изменениях в его
внешней среде.
Управление конкурентоспособностью
предприятия должно быть направленным
на:
- нейтрализацию (преодоление) или ограничение количества негативных (деструктивных) факторов влияния на уровень конкурентоспособности
предприятия путем формирования защиты
против них;
- использование позитивных внешних факторов влияния для наращивания и реализации конкурентных преимуществ предприятия;
- обеспечение гибкости управленческих действий и решений – их синхронизации с динамикой действия
негативных и позитивных факторов конкуренции
на определенном рынке.
Объектом управления конкурентоспособностью
предприятия является уровень конкурентоспособности,
необходимый и достаточный для обеспечения
жизнеспособности предприятия как субъекта
экономической конкуренции.
Субъектами управления конкурентоспособностью
предприятия является определенный круг
лиц, что реализуют его (управление) цель:
- владелец предприятия, который при любых условиях должен принимать непосредственное участие в формировании стратегических
целей и заданий предприятия, связанных
с экономическими интересами и финансовыми
возможностями владельца;
- высший управленческий персонал предприятия (директор, заместители директора и руководители тех подразделов предприятия, что формируют цепь
ценностей предприятия);
- линейные менеджеры операционных подразделов предприятия, которые являются ответственными за эффективную реализацию планов действий по обеспечению надлежащего уровня конкурентоспособности;
- менеджеры-экономисты консалтинговых фирм,
что привлекаются на предприятие на платной
основе для разработки и реализации стратегии
повышения конкурентоспособности;
- государственные и ведомственные управленческие структуры и органы, полномочие которых определяются соответствующими нормативными документами.
Методологической
основой управления конкурентоспособностью
предприятия являются концептуальные
положения современной экономической
и управленческой теории, в частности
- ключевые положения теории рынка, теории
конкуренции и конкурентных преимуществ,
концепции стратегического управления,
современной управленческой парадигмы,
а также базовые принципы и прикладные
инструменты, наработанные в рамках современных
управленческих подходов, в частности
– процессного, системного, ситуационного.
С позиции процессного
подхода управление конкурентоспособностью
предприятия представляет собой
процесс реализации определенной совокупности управленческих функций - целеполагание, планирования, организации,
мотивации и контроля деятельности по
формированию конкурентных преимуществ
и обеспечению жизнедеятельности предприятия
как субъекта экономической деятельности.
При этом:
- функция “целеполагание” обусловливает ориентацию управления конкурентоспособностью предприятия на достижение определенных целей, под которыми понимается будущий уровень конкурентоспособности объекта управления, которого предусматривается достичь;
- функция “планирования” предусматривает формирование стратегии и тактики реализации целей и заданий, разработку программ, составления планов и графиков реализации отдельных мероприятий наращивания конкурентоспособности как в целом по предприятию, так и по его отдельным структурным подразделениям;
- функция “организация” обеспечивает практическую реализацию принятых планов и программ; с ней связанные вопросы распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов между отдельными направлениями операционной деятельности; также в процессе организационной деятельности обеспечивается необходимая согласованность действий операционных подразделов и отдельных специалистов в реализации принятых планов;
- функция “мотивация” обеспечивает использование мотивационных (как экономических, так и психологических) регуляторов активности субъектов управления конкурентоспособностью предприятия;
- функция “контроль” обеспечивает наблюдение и проверку соответствия достигнутого уровня конкурентоспособности предприятия потребованным; предусматривает разработку стандартов для контроля в виде системы количественных показателей, что дают возможность проверить результативность процесса реализации произведенных планов и программ, или их отдельных мероприятий, своевременно вносить изменения, которые способствуют достижению поставленной цели предприятия.
К базовым принципам управления конкурентоспособностью следует отнести:
- принцип единства теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия – этот принцип предусматривает, что любое релевантное управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам управления конкурентоспособностью и решать по крайней мере одно из практических заданий;
- принцип системности управления – этот принцип предусматривает рассмотрение любого объекта как системы; системный подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системе управления, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение поставленных целей;
- принцип научной обоснованности управление – этот принцип предусматривает учет при формировании системы управления конкурентоспособностью экономических законов и закономерности развития, применения научных подходов (в частности - процессного, системного, ситуационного) и методов моделирования, что способствуют повышению стабильности функционирования системы управления;
- принцип ранжирование объектов управления за их важностью – этот принцип требует определения важности, весомости, ранга объектов (проблем, факторов) за их эффективностью, актуальностью, масштабностью, степенью риска; поскольку ресурсы предприятия всегда ограничены, поэтому сначала они должны укладываться в решение наиболее более важных проблем повышения конкурентоспособности;
- принцип многовариантности – этот принцип предусматривает генерацию альтернативных вариантов развития событий;
- принцип сопоставимости управленческих решений при анализе их вариантов – этот принцип предусматривает, что альтернативные варианты управленческих решений относительно тех или других вариантов развития событий приводятся до сопоставимого вида по параметрам реалистичности, приемлемости последствий реализации, соответствия имеющимся ресурсам предприятия, времени, качества, масштаба, риска и неопределенности, условий воплощения и тому подобное; выбор наиболее эффективного варианта управленческого решения осуществляется с учетом реалий функционирования предприятия;
- принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ предприятия – этот принцип предусматривает обязательность проявления сильных и слабых сторон объекта управления, на основе чего появляется возможность формировать эффективную конкурентную стратегию и добиваться преимуществ данного предприятия в той или другой сфере деятельности в сравнении с конкурентами;
- принцип рыночной ориентации – этот принцип предусматривает, что определяющим моментом развития предприятия должны выступать возможности, что инициируются изменениями внешней среды его функционирования, в частности – развитием спроса и потребностями рынка;
- принцип целевой направленности – этот принцип диктует необходимость соответствия программ повышения конкурентоспособности предприятия целям его конкурентной стратегии;
- принцип комплексности – этот принцип предусматривает охватывание и интеграцию в единственный поток потенциала роста конкурентоспособности, который содержится во всех функциональных аспектах деятельности предприятия;
- принцип гибкости – этот принцип предусматривает возможность стратегического маневрирования на рынке у раза принципиальных изменений его параметров и появления принципиально новых угроз и возможностей развития предприятия;
- принцип этапности – этот принцип предусматривает, что процесс разработки и реализации конкурентных стратегий предприятия должен быть регламентирован процедурно и во времени.
Процесс управления
конкурентоспособностью предприятия включает у себя следующие действия:
мониторинг конкурентной среды и оценку
конкурентной ситуации в отрасли и на
рынке; диагностика конкурентоспособности
предприятия и его основных соперников;
конкурентное позиционирование предприятия
– выбор стратегических хозяйственных
подразделов с преимуществами в конкурентной
борьбе; разработка концепции и стратегии
управления конкурентоспособностью предприятия;
реализация конкурентной стратегии предприятия.
ТЕМА 7. РАЗРАБОТКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
6.1 Концепция
разработки и обеспечения реализации программы повышения
конкурентоспособности предприятия.
Концепция
разработки и основные элементы программы повышения конкурентоспособности
Повышение конкурентоспособности
представляет собой процесс изменений,
и как любой процесс, особенно
тот, который вызывает определенные противодействия,
он нуждается в управлении и, в частности,
стратегическом подходе. Поскольку изменения
касаются всех основных организационных
составляющих, включая структуру кадров,
занятость, квалификацию, технологию,
оборудование, продукцию, рынки сбыта,
то, соответственно, исходным моментом
повышения конкурентоспособности выступает
разработка стратегии такого повышения
с учетом всех аспектов содействия и противодействия.
Дальше проводится работа по разъяснению
целей и конечных результатов, направленная
на преодоление сопротивления изменениям.
Процесс повышения конкурентоспособности
нуждается в учете специфики
взаимосвязи как между элементами
организации, так и с их окружением,
и представляет собой процесс
принятия решений (включая цели, методы, планы) по достижению
целей повышения конкурентоспособности.
При этом менеджмент предприятия должен:
- объективно оценивать существующее положение организации;
- определять концепцию повышения конкурентоспособности;
- доводить необходимость изменений;
- наглядно представлять и объяснять ожидаемые результаты совершенствования деятельности.
Программой
повышения конкурентоспособности принято считать особенным образом организованный
комплекс работ, направленный на решение
задания повышения конкурентоспособности
продукции и/или предприятия, выполнение
которого ограничено во времени, а также
связано с потреблением конкретных финансовых,
материальных и трудовых ресурсов.