Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:07, курс лекций

Описание работы

Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений есть понятие конкуренции. Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Срок “конкуренция” из лат. concurrentia значит - соревнование, соперничество. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в Украине не мало необходимости.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций Управление конкурентоспособностью.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

 

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных расходов, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу объединенные показатели, что отображают эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включенные показатели, что позволяют получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования, а в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара (качество товара и его цена).

В связи с тем, что  каждый из этих показателей имеет  разную степень важности для расчета  коэффициента конкурентоспособности предприятия  , экспертным путем были разработаны коэффициенты весомости критериев.

Расчет критериев и  коэффициента конкурентоспособности  предприятия проводится по формуле  средневзвешенной арифметической [167].

Коэффициент конкурентоспособности предприятия  рассчитывается по формуле:

 

   (6.1)

где  - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;  - значение критерия финансового состояние предприятия;  - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;  - значение критерия конкурентоспособности товара; 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.

Критерии эффективности  производственной деятельности  рассчитывается как:

 

     (6.2)

где  - относительный показатель расходов производства на единицу продукции;  - относительный показатель фондоотдачи;  - относительный показатель рентабельности продукции;  - относительный показатель производительности труда; 0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.

Критерии финансового  состояния деятельности предприятия  рассчитывается по формуле:

 

    (6.3)

где  - относительный показатель автономии предприятия;  - относительный показатель платежеспособности предприятия;  - относительный показатель ликвидности предприятия;  - относительный показатель оборотности оборотных средств; 0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.

 

   (6.4)

где  - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара; РП - относительный показатель рентабельности продаж;  - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;  - относительный показатель загрузки производственных мощностей;  - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта; 0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.

Критерий конкурентоспособности  товара  рассчитывается как соотношение качества товара до его цене потребления.

В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа:

1. Расчет единичных  показателей конкурентоспособности  предприятия 1.1-4.2 (табл.) и перевод  показателей 1.1-3.4 в относительные  величины (баллы).

Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины проводится их сравнение с базовыми показателями. Как базовые показатели (базы для сравнения) могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

В целях перевода показателей  в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом, в 5-ть баллов оценивается показатель, имеющий  значение хуже, чем базовый; в 10-ть баллов - на уровне базового; в 15-ть - лучше, чем базовый.

2. Расчет критериев  конкурентоспособности предприятия  по представленных выше формулам.

3. Расчет коэффициента  конкурентоспособности предприятия.

Преимущества метода. Приведенная выше оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Недостаток метода заключается в сложности расчетов, сбора необходимой информации.

Метод бенчмаркинга - один из новых и современных подходов к изучению продукции предприятия, который  успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых [89].

Бенчмаркинг - это метод современного менеджмента, посредством которого компания проводит сравнение своей деятельности с практикой других компаний с целью осуществления конкретных изменений, что позволяют улучшить деятельность и повысить ее конкурентоспособность. Особенности бенчмаркинга: общесистемный характер (обхват всех аспектов деятельности компании, включая ее коренные изменения как системы в целом); четкая направленность на достижение лучшего уровня; прикладная ориентация на достижение конкурентных преимуществ (нахождение практических решений вопроса «Как осуществить необходимые улучшения?).

Этапы бенчмаркинга [89].

1. Определение объекта. На этом этапе устанавливаются потребности предприятия в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности его деятельности; выделяются и изучаются основные операции, которые влияют на результат деятельности предприятия, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается, насколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

2. Выбор компании для сравнения. Установление типа бенчмаркинга. Внешний бенчмаркинг допускает сравнение качества работы данной компании с ее конкурентами на рынке. Внутренний бенчмаркинг предусматривает сопоставление характера и качества работы аналогичных подразделов в пределах компании определенного времени.

3. Поиск эталонных предприятий. Устанавливаются контакты с этими организациями, формулируются критерии, за которыми будет осуществляться оценка и анализ. Объектом для сравнения может выступать как реальная компания данной отрасли (подотрасли), например, ближайший конкурент, так и гипотетическая компания с среднеотраслевыми показателями или лучшими достижениями в отрасли. Более точную картину дает сопоставление с гипотетической компанией аналогичного отраслевого профиля, построенной на средневзвешенных данных о расходах на производство единицы конкретного вида продукции. При сопоставлении с реальной компанией могут быть получены не совсем точные результаты, поскольку абсолютно одинаковых компаний не существует (всегда имеются отличия в номенклатуре).

4. Анализ. Проводится сбор информации о собственной организации и организациях партнеров по бенчмаркингу. Источники получения информации - результаты обмена передовым опытом между компаниями, использование данных коммерческих и торговых ассоциаций; обследований, проведенных независимыми организациями. Полученная информация классифицируется и систематизировал. Выбирается метод анализа, оценивается степень достижения цели и факторы, которые определяют результат.

5. Внедрение. Разработка плана внедрения, процедуры контроля. Проводится оценка и анализ процесса внедрения.

6. Новая оценка. Бенчмаркинг — это непрерывный, систематический поиск изучения лучшей практики конкурентов и организаций из смежных отраслей, а также постоянное сравнение желаемых изменений и результатов бизнеса с созданной эталонной моделью. Поэтому на основе достигнутого осуществляется создание и поддержка системы непрерывных улучшений результатов бизнеса.

Бенчмаркинг является полезным инструментом в том случае, когда  необходимо пересмотреть внутреннюю эффективность  деятельности компании и определить новые приоритеты деятельности. Сопоставление показателей эффективности дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании, сравнительно с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области.

Проблемы применения интегрального показателя конкурентоспособности связаны с методологическими трудностями его количественного расчета, что приводят до очень широкому применению экспертных оценок, в результате чего адекватность реальности самих результатов расчетов вызывает понятные сомнения. Разные авторы об–рунтовують разные группы факторов, которые необходимо включать в совокупный (интегральный, групповой) показатель. Кроме того, предлагаются разные способы осуществления экспертных оценок, а часто просто указывается, что «взвешивающие коэффициенты определяются экспертно».

Так, широко распространенным выражением определения интегрального  показателя конкурентоспособности:

 

      (6.5)

где  — частичные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия общим числом  - весомость отдельных факторов в общей сумме.

Например, И. Максимова, применяя эту формулу, получает для коэффициента конкурентоспособности предприятия следующее выражение [167]:

 

    (6.6)

где  - коэффициент конкурентоспособности предприятия;  — значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;  — значение критерия финансового положения предприятия;  — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;  - значение критерия конкурентоспособности товара.

Показатели определены за взвешенными аддитивными выражениями. Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертно способом последовательных сравнений.

Инструментарием для решения стратегических заданий  повышения конкурентоспособности  может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного предприятия [185].

1.   Конкурентоспособность изделия. Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию преимущества данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя и, тем самым, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.

Поскольку справедливо  считается, что покупателя, прежде всего  интересует эффективность потребления  , что понимается как отношение полезного эффекта  до полным расходам на приобретение товара  , условие конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:

 

     (6.12)

Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности  товара будет иметь следующий  вид:

 

       (6.13)

где  – общий показатель качества изделия;  – оценка конкурентоспособности товара по цене потребления.

В целом, общий показатель качества изделия может быть определен  посредством сведенного параметрического индекса  , который рассчитывается за формулой:

 

      (6.14)

где  – взвешивающий коэффициент -  го показателя качества;  – параметрический индекс  - го показателя качества.

Определение взвешивающих коэффициентов как отдельных характеристик в составе комплексных показателей, так и для единичных показателей качества целесообразно осуществлять на основе экспертных оценок, которые уточняются в процессе мониторинга покупательного поведения.

Несоответствие характеристик  товара значением, определенными стандартами, нормами, правилами и другими нормативно-техническими документами, что имеют юридическую силу, свидетельствует о невозможности использование товара, то есть о его абсолютной не конкурентоспособность. Поэтому для оценки этих параметров следует использовать отдельный комплексный показатель  , который рассчитывается за формулой:

 

      (6.15)

где  – число регламентированных показателей качества;  – значение  го регламентированного показателя качества.

При этом специалисте  рекомендуют применять для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям  его значения принимается ровным 1, иначе – ровным 0. Однако, как показывает практика оценки товаров наиболее прогрессивных производителей, часто стандарты предприятия оказываются «жестче» чем действующие нормы. Кроме того, при упрощенном подходе – «1» (да) или «0» (нет) – отсутствующая возможность дифференциации уровня качества по параметрам, что регламентируются, поэтому область допустимых значений для этой группы должна быть расширена до  .

В общем виде цена потребления  будет иметь следующий вид:

      (6.16)

где  – виды расходов потребителя, связанные с приобретением и использованием товара;  – величина соответствующих расходов потребителя в связи с приобретением и использованием товара на оплату: покупки товара; сохранение товара; транспортировка товара до месту назначения (использование); монтажа и установки; пусконаладочных работ; обучение персонала, занятого эксплуатацией; заработную плату персонала; электроэнергии и топлива; послегарантийного сервиса и запасных частей; расходов по модернизации; налоговых платежей; расходов по страхованию изделия; расходов по утилизации отходов, что образуются в процессе эксплуатации изделия; расходов по утилизации самого изделия по завершении срока его службы; другие непредвиденные расходы.

Информация о работе Лекции по "Управлению конкурентоспособностью"