Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа
Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокупность персонала, оборудования и процедур, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений.
Билл Гейтс, основатель Microsoft Corporation, называет современную информационную систему предприятия «электронной нервной системой»:
«В формировании корпоративного интеллекта «электронная нервная система» выполняет две основные функции. Она расширяет аналитические способности людей, подобно тому как механические устройства расширяют их физические возможности. И она объединяет способности множества отдельных людей, формируя совокупный интеллект всей организации и коллективную готовность к действию. Подводя итоги, можно сказать: «электронная нервная система» должна объединять усилия индивидуумов, формируя совершенные корпоративные действия в интересах клиентов.
МИС должна обеспечивать эффективное выполнение предприятием маркетинговых задач, ориентированных на стратегические цели компании, с помощью автоматической и автоматизированной обработки информации и предоставления результатов в удобном для пользователей виде.
Структура МИС должна быть объектно-ориентированной, т.е. основываться на моделях реальных объектов из области маркетинга.
Для обработки и анализа большого количества информации, имеющей вероятностный характер, необходимо использовать методы математической статистики.
Контрольные вопросы
1. Какие науки и области знаний используются при построении MИC?
2. В чем заключается
основная задача концепции
3. В чем заключается
преимущество
4. В чем суть объектно-
5. Для каких задач
служит пользовательский
6. Что представляет собой «куб данных» и для чего он служит?
7. В чем заключается
закон Парето в сфере маркетинг
8. Что характеризует коэффициент парной корреляции?
9. Что такое уравнение регрессии и для чего оно используется в маркетинге?
10. На чем основывается
проверка адекватности
Истоки появления
Американские исследователи Д. Пепперс и М. Роджерс назвали основные различия между массовым и прямым маркетингом (табл. 3.1).
Т а б л и ц а 3.1
Различия между массовым и прямым маркетингом
Массовый маркетинг |
Прямой маркетинг |
Усредненный покупатель |
Отдельный покупатель |
Анонимность покупателя |
Характеристики покупателя |
Стандартный продукт |
Специальное маркетинговое предложение |
Массовое производство |
Специальное производство |
Массовое распределение |
Индивидуальное распределение |
Массовая реклама |
Индивидуальное обращение |
Массовое продвижение |
Индивидуальные стимулы |
Одностороннее обращение |
Двухстороннее обращение |
Масштабная экономика |
Целевая экономика |
Доля рынка |
Доля покупателей |
Все покупатели |
Потенциально прибыльные покупатели |
Привлечение покупателей |
Удержание покупателей |
Очевидно, что массовый маркетинг «видит» только свой товар и не выделяет конкретного покупателя с его потребностями, желаниями, требованиями. Массовый маркетинг обезличен, «слеп», если можно так выразиться. Все его усилия направлены на расширенную продажу товара, являющегося продуктом массового производства.
Интерактивный (прямой как один из его видов) маркетинг избирателен и нацелен на конкретного покупателя, потребности которого в идеале уже известны маркетологу. Прямой маркетинг предполагает обратную связь с потребителем, и поэтому готов реагировать на его запросы. И не только реагировать, но и максимально вовлечь потребителя в процесс продаж. Именно в этом состоит ключевое отличие прямого маркетинга от массового — наличие обратной связи, отклика покупателя, двусторонний характер общения продавца и покупателя.
Прогресс мировой экономики и современные тенденции развития рынков вполне соотносятся с интерактивным маркетингом, который, с одной стороны, является их органичной частью, а с другой — адекватным ответом на их требования (табл. 3.2).
Т а б л и ц а 3.2
Современные тенденции развития рынков и интерактивный маркетинг
Тенденции развития рынков |
Интерактивный маркетинг |
Растущее значение для |
Точечный маркетинг, индивидуальный подход к потребителю |
Растущее значение устойчивых отношений с потребителями |
Завоевание лояльности потребителя путем построения доверительных взаимоотношений |
Растущее значение управления бизнес-процессами и интеграции управленческих функций |
Управление и автоматизация бизнес-процессов с помощью инструментов интерактивного маркетинга в Интернете |
Растущее значение глобального мышления и локальных рынков |
Систематизированное изучение потребительского спроса |
Растущее значение стратегических союзов с ключевыми партнерами по рынку |
Эффективные системы коммуникаций и обмена данными |
Растущее значение прямого, прежде всего онлайнового, маркетинга |
Прямой и онлайновый маркетинг являются разновидностями интерактивного маркетинга |
Растущее значение маркетинговых услуг |
Предоставление потребителю |
Растущее значение высокотехнологичных отраслей |
Современные информационные и коммуникационные технологии |
Растущее значение этики в маркетинге |
Этика как основа долговременных отношений с потребителем |
Интерактивный маркетинг в самом общем виде имеет две составляющие: прямой маркетинг и электронный (онлайновый). Такая градация при всей ее условности (ведь электронный — это тот же прямой маркетинг, но на ином, более высоком техническом уровне) отражает процессы развития интерактивного маркетинга, связанные с совершенствованием мировых коммуникационных технологий. Согласно этой логике к прямому маркетингу относятся традиционные формы (продажи по каталогам, телефону, включая отправления по факсу и голосовой почте, и прямую почтовую рассылку), телевизионные продажи и прямой маркетинг с помощью других СМИ (журналов, газет, радио).
Электронный маркетинг базируется на принципиально новых средствах коммуникации. В качестве обязательного условия он подразумевает использование компьютерной техники, достаточно мощной, доступной и способной обслуживать базы данных потребителей, включает электронную почту, коммерческие онлайновые каналы, некоммерческие сетевые ресурсы, открытые системы электронной торговли и CRM-системы. Необходимо подчеркнуть особую роль Интернета, поскольку в электронном маркетинге он во многом занимает центральное место, выполняя нередко институциональные функции.
Определения CRM:
Дж. Уинд очертил содержание (или правила ведения) электронного маркетинга десятью принципами.
1. Необходимо нацеливаться на одиночных клиентов и ориентировать свои разработки на потребителей.
2. Придавать большое
значение продвижению своих
3. Вовлекать в производственный процесс клиентов.
4. Пользоваться на
электронных рынках
5. Строить основанные на принципе «всегда и везде» интегрированные с партнерами цепочки снабжения и распространения.
6. Переходить от рекламы
к интерактивному маркетинговом
7. Встраивать в систему маркетинговых исследований и моделирования технологии синтеза и распространения знаний.
8. Применять принципы
адаптивного
9. Перестроить процессы разработки деловой стратегии.
10. Перестроить организационные структуры, поддерживающие эти процессы.
Раскрывая значение одного из десяти новых маркетинговых правил, «нацеливания на одиночных клиентов», Джерри Уинд поясняет, что существующая практика использования маркетинговых баз данных для подготовки сообщений и продуктов, ориентированных на группы пользователей, уступает место интерактивному процессу — использованию современных технологий обработки данных для выделения, привлечения и удержания отдельных клиентов.
В настоящее время прямой маркетинг активно развивается. Основная причина этого — использование новых электронных средств коммуникации. Многие компании недооценивают влияние средств прямого маркетинга на коммуникационную политику предприятия и отводят ей незначительную роль в стратегии маркетинговых коммуникаций.
Интегрированный прямой
маркетинг рассматривает
Для увеличения эффективного взаимодействия этих составляющих в некоторых компаниях создается должность руководителя по маркетинговым коммуникациям. Основные задачи такого руководителя – проводить сбалансированную политику продвижения, опираясь на взаимосвязь всех средств маркетинговых коммуникаций, наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия (финансовые, человеческие, технические) для проведения этой политики.
Больший эффект дает использование нескольких средств коммуникации, подкрепленных неоднократным обращением к потребителю. К примеру, издатели журналов отправляют по четыре уведомления в каждое домашнее хозяйство, прежде чем отнести его к категории «безнадежные клиенты».
Причины возрастающего значения интерактивного маркетинга:
1. Повышает лояльность клиентов. В условиях стабилизации рынков затраты на нового клиента значительно выше затрат на удержание имеющегося клиента. Поэтому повышение лояльности клиентов — прямой путь к существенному сокращению издержек и, следовательно, повышению эффективности работы предприятия.
2. Повышает конкурентоспособность фирмы путем создания дополнительного информационного сервиса, основанного на диалоге с потребителем, т.е. с помощью создания издержек переключения — дополнительных издержек, которые понесет клиент при переходе к другому поставщику. Система издержек переключения повышает дифференциацию предлагаемого фирмой товарного предложения.
3. Подразумевает индивидуальный подход к потребителю. Это немаловажно, учитывая тенденцию постоянного повышения требований потребителей к ценам и качеству товаров и услуг.
4. Эффективно применяет современные достижения информационно-коммуникационных технологий (Интернет, систему управления базами данных, CRM-системы и т.д.).
5. Позволяет проводить постоянный мониторинг потребительских предпочтений и эффективности их удовлетворения фирмой.
6. Позволяет тестировать в реальных рыночных условиях действенность тех или иных составляющих товарного предложения. Можно опробовать преимущества товара, образцы, цены, средства распространения, списки рассылки и т.п. Предварительное тестирование ключевых элементов товарного предложения позволяет своевременно вносить коррективы в маркетинговую политику фирмы для повышения качества обслуживания клиентов и повышения конкурентоспособности компании.
Рассмотрим влияние интерактивного маркетинга на продажи различных групп товаров на примере Интернет-маркетинга. Согласно исследованию Double Click/Touchpoints, с точки зрения продаж для продавца диалоговое информационное взаимодействие с потребителем гораздо более эффективно, чем телевизионная или печатная реклама.
Роль и Интернет-сайта, и Интернет-маркетинга существенна в продвижении товаров прежде всего для автомобильного сектора; электроники; страховых продуктов; отпускаемых по рецепту лекарств; в секторах путешествий и телекоммуникаций.
Для товаров категории «красота и здоровье» или для продвижения кинофильмов гораздо эффективнее печатная и ТВ-реклама.
Интерактивный маркетинг является эффективным средством продвижения и продовольственных товаров. Здесь особую роль играют сайты продовольственных компаний, сайты кулинарных рецептов, разрешенная потребителем рассылка по электронной почте, онлайновые купоны. В секторе продовольственных продуктов эффективны онлайновые купоны: 70% посетителей, воспользовавшихся купонами, попробовали при этом новый продовольственный продукт. С другой стороны, 52% потребителей новых продуктов отметили, что попробовали новые изделия в связи с поиском новых кулинарных рецептов в сети, 46% — под влиянием информации сайта продовольственной компании, 43% – под влиянием рассылки по электронной почте.
Так как Интернет-сайты сильно воздействуют на решение потребителя о покупке, привлечение к ним посетителей — жизненно важная проблема для продавцов.
Продвижение корпоративного сайта является не менее важной задачей для компании, чем продвижение собственных товаров. Эта задача должна решаться комплексно, с использованием различных методов продвижения товаров и услуг в Интернете.