Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа
Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокупность персонала, оборудования и процедур, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений.
Билл Гейтс, основатель Microsoft Corporation, называет современную информационную систему предприятия «электронной нервной системой»:
«В формировании корпоративного интеллекта «электронная нервная система» выполняет две основные функции. Она расширяет аналитические способности людей, подобно тому как механические устройства расширяют их физические возможности. И она объединяет способности множества отдельных людей, формируя совокупный интеллект всей организации и коллективную готовность к действию. Подводя итоги, можно сказать: «электронная нервная система» должна объединять усилия индивидуумов, формируя совершенные корпоративные действия в интересах клиентов.
В Интернете лучше всего делить текст на небольшие, логически связанные между собой части, не требующие прокрутки страницы. Переход к более подробному изложению любой из частей статьи приводит пользователя на новую страницу с подробным изложением выбранной информации, построенной также по принципу «перевернутой пирамиды».
Сайт компании — возможности и цели
Интернет-сайт является важнейшим элементом маркетинговой информационной системы компании. Ральф Уилсон в книге «Планирование стратегии интернет-маркетинга» выделил основные возможности, которые может получить компания при ведении бизнеса в Интернете, и цели организации при создании корпоративного сайта (рис. 3.4, 3.5).
Создание филиала. Корпоративный сайт можно сравнить с филиалом компании, где осуществляются деловые операции. По сути дела, он должен являться виртуальным офисом, работающим 7 дней в неделю и 24 часа в сутки, доступным посетителям со всего мира. Посетители заходят в этот офис, когда им удобно. Они должны иметь возможность:
• прочесть брошюры и пресс-релизы;
• иметь возможность ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы;
• получить возможность решения возникающих проблем;
• оставить свои вопросы и заметки;
• познакомиться с подробными описаниями и техническими характеристиками каждого изделия, которое имеется в продаже, сертификатами и другой документацией;
• купить продукцию.
Выход на мировой рынок. Интернет может предоставить компании выход на мировой рынок.
Рис. 3.4. Возможности ведения бизнеса в Интернете
Во всем мире все больше и больше людей покупают товары через Интернет, которые они не могут приобрести там, где живут. В начале 2001 г., например, в Китае доступ к Интернету имели 22,5 млн. человек, в Индии — 2,6 млн, в Малайзии — 2,1 млн. В настоящее время во Франции насчитывается 12 млн пользователей Интернета, в Швеции — почти половина населения; в Израиле — около 1,25 млн человек. И этот список можно продолжать бесконечно. Увеличение числа пользователей неизбежно ведет к увеличению численности Интернет-покупателей.
Прямые продажи. С помощью корпоративного сайта можно организовать продажи конечному потребителю, минуя посредников.
Многие фирмы, работающие только через Интернет, — по сути, дилерские компании, которые просто принимают заказы. Доставка товаров осуществляется производителями и дистрибьюторами, которые продают их потребителям напрямую. В этом случае Интернет-продавец не несет расходов по формированию ассортимента и складированию товаров.
Производители получают возможность заниматься эффективными прямыми продажами непосредственно конечным потребителям, т.е. организовывать розничную торговлю. Прямые розничные продажи, осуществляемые через Интернет, растут по экспоненте.
Построение единой сети. Корпоративный сайт может помочь объединить с помощью возможностей Интернета филиалы компании, расположенные в различных регионах страны и даже разных странах. Обеспечение целостности и актуальности информации необходимо для поддержания работоспособности МИС.
Необходимо отметить, что корпоративный сайт — не только важнейший элемент МИС, он совершенно необходим для реализации успешной маркетинговой политики компании. Без корпоративного сайта эффективное продвижение компании практически невозможно.
Кроме того, Интернет дает возможность организовывать сеть не только для одного предприятия, но и для стратегических и альянсовых сетей, объединяющих несколько предприятий. На сайте можно создать гиперссылку на товары, которыми торгует другая компания, и получать комиссионные с каждой покупки, сделанной в этом магазине вашими посетителями. Обеспечение взаимодействия с поставщиками комплектующих и сырья, с дистрибьюторской цепью существенно повышает эффективность ведения совместного бизнеса.
Сегментирование рынка. Интернет автоматически сегментирует рынок на тематические разделы, поскольку посетители с помощью поисковых систем ищут необходимую информацию.
Для привлечения внимания тех, кто ищет конкретный товар или услугу, можно разместить объявление, контекстную рекламу или ссылку, которые будут появляться только в тех случаях, когда кто-либо набирает в окне поисковой системы соответствующее словосочетание. Современные поисковые системы предоставляют достаточно средств для выбора и оптимизации целевой аудитории. Кроме того, по интересующей тематике можно принимать участие в специализированных Интернет-конференциях.
Конкурентные преимущества. С помощью Интернета появляется возможность выявлять и выходить на рыночные ниши с неудовлетворенным спросом и таким образом дифференцировать свой продукт от других, в том числе крупных поставщиков. Небольшие компании могут опережать в мобильности крупные, что позволяет им успешно функционировать на рынке и получать прибыль. Для этого необходимо отслеживать и использовать новые тенденции в Интернете.
При создании корпоративного сайта торговая или производственная компания может преследовать, как минимум, пять целей (рис. 3.5).
Укрепление бренда. Желание подчеркнуть, что компания идет в ногу со временем, использует современные технологии, является одной из важных причин создания корпоративного сайта. Для укрепления бренда компании важно, чтобы сайт представлял собой яркую, запоминающуюся визитную карточку. Качество оформления страниц, ясность формулировок, чувство компетентности и уверенности, цветовое решение, время загрузки и так далее — влияют на имидж компании. Важно произвести благоприятное впечатление на посетителя. В Интернете небольшие компании пока в состоянии конкурировать за первое впечатление. Это может обеспечить профессиональный подход к дизайну.
Укрепление бренда является первостепенной задачей, без ее решения невозможно осуществление других задач.
Рис. 3.5. Цели создания корпоративного сайта
Приобретение новых клиентов. Одна из возможных бизнес-моделей — использование Интернета для приобретения новых клиентов и предоставления информации, стимулирующей продажи. Само заключение сделки в дальнейшем может происходить по телефону, электронной почте, при личной встрече.
Основным инструментом поиска потенциальных клиентов является тщательно продуманная форма обратной связи, которую посетитель находит на сайте компании, начиная от отправки простых почтовых сообщений и заканчивая анкетами, которые позволяют классифицировать посетителей и подходить к каждой группе индивидуально.
Необходимо предоставлять посетителям как можно больше структурированной информации, связанной с предлагаемыми компанией товарами. Если потенциальные клиенты не найдут на сайте интересующей информации, то найдут ее на сайтах конкурентов.
Необходимо постепенно автоматизировать предоставление специализированной и персонализированной информации, используя базы данных. Это значительно повысит эффективность работы и не будет отвлекать дополнительные ресурсы.
Получение доходов. Задача соответствует экономическим целям коммерческого предприятия. Источники получения доходов:
Сокращение затрат. Многие обычные компании могут значительно сократить свои затраты, переместив деловые операции в Интернет.
Принимать заказы от потребителей
эффективнее с помощью
Рассылка и размещение материалов рекламного характера требует незначительных затрат. Каталоги, прайс-листы, справочники при необходимости могут оперативно корректироваться, быть доступными потребителям и рассылаться в автоматическом режиме. Особенно эффективно размещать информацию, формируемую на основании базы данных.
Во многих случаях Интернет позволяет резко сократить расходы на рекламу. Вместе с тем корпоративный сайт сам нуждается в рекламе, чтобы стать эффективной рекламной площадкой для товаров фирмы.
Затраты на создание Интернет-магазина при прочих равных условиях значительно ниже, чем при создании обычного магазина.
Обслуживание клиентов. Корпоративный сайт можно использовать для эффективного предпродажного и послепродажного обслуживания клиентов. Предпродажное обслуживание клиентов входит в комплекс мер по получению доходов, а послепродажное необходимо для повышения лояльности клиентов к торговым маркам компании.
Корпоративный сайт может содержать ответы на часто задаваемые вопросы или предлагать «древо решений» для часто возникающих проблем или выбора товаров. На сайте Microsoft, например, содержится многоинформации по поддержке разработок корпорации. На сайте Epson можно найти любой драйвер, который может понадобиться при работе с продукцией компании.
Обслуживание клиентов с помощью Интернета приносит пользу не только потребителям, но и облегчает работу отдела компании по работе с клиентами.
Т а б л и ц а 3.3
Результаты исследования Нильсена и Моркеса по выявлению наиболее эффективных приемов представления текста в Интернете
Версия сайта |
Абзац для примера |
Улучшение эффективности восприятия текста (относительно контрольного примера) |
Рекламный стиль. Переполнен «рекламной водой», которую можно встретить на многих коммерческих сайтах |
В штате Небраска расположены знаменитые на весь мир ландшафты, которые неизменно притягивают к себе толпы людей. В 1996 г. одним из самых популярных мест был Парк форта Робинсон (355 000 посетителей), Исторический парк и музей Арбор Лодж (100 000), Карендж (86 598), Музей пионеров прерии (60 000) и исторический парк Ранчо Буффало Билла (28 446) |
0% (по определению) |
Сжатый текст. Количество слов по сравнению с исходным примером сокращено наполовину |
В 1996 г. самыми посещаемыми местами в штате Небраска были Парк форта Робинсона, Исторический парк и музей Арбор Лодж, Карендж, Музей пионеров прерии и исторический парк Ранчо Буффало Билла |
58% |
Текст для просмотра. Использован тот же текст, что и в контрольном примере, только переделан для просмотра |
В штате Небраска расположены знаменитые на весь мир ландшафты, которые неизменно притягивают к себе толпы людей. В 1996 году одними из самых популярных мест были: — Парк форта Робинсона (355000 посетителей) — Исторический парк и музей Арбор Лодж(100000) — Карендж (86 598) — Музей пионеров прерии (60 000) — Исторический парк Ранчо Буффало Билла (28 446) |
47% |
Объективный стиль. Использован нейтральный стиль вместо «рекламной воды» и преувеличений (в остальном — тот же контрольный пример) |
В штате Небраска расположены несколько живописных ландшафтов. В 1996 году одними из самых популярных мест были Парк форта Робинсона (355 000 посетителей), Исторический парк и музей Арбор Лодж (100 000), Карендж (86 598), Музей пионеров прерии (60 000) и Исторический парк Ранчо Буффало Билла (28 446) |
27% |
Комбинированная версия. Использованы все три улучшения стиля: сжатость, удобство просмотра и объективность |
В 1996 в штате Небраска шестью самыми посещаемыми местами были: — Парк форта Робинсона — Исторический парк и музей Арбор Лодж — Карендж — Музей пионеров прерии — Исторический парк Ранчо Буффало Билла |
124% |
Результаты исследования компании Taylor Nelson Sofres (TNS) свидетельствуют о том, что при выборе сетевых ресурсов пользователи Интернета придают первостепенное значение рекомендациям друзей и знакомых, в то время как гиперссылки и результаты запросов в поисковых системах являются гораздо менее эффективными решениями Интернет-маркетинга. При этом в рамках исследования было выявлено, что владельцы сайтов зачастую не осознают важность такого показателя, как «удовлетворенность пользователя» посещением сайта. Это препятствует привлечению новых пользователей и не способствует удержанию уже существующей аудитории.
Среди основных причин неудовлетворенности пользователей называются:
Как указывают в статье «Современные стандарты сайтостроения» А. Трубицин и Е. Варламова, беспрецедентная новизна Интернета как среды для построения бизнес-решений не позволила сразу адекватно оценить весь диапазон открывшихся возможностей. Это привело к появлению множества тщательно спроектированных сайтов и порталов, по сути, выполнявших функцию рекламных буклетов компаний и отраслевых объединений.
В последние годы в Интернете происходит постепенное становление полноценной и продуктивной онлайн-экономики, ориентированной на создание и реализацию товаров и услуг с использованием ключевых особенностей Интернета, таких как широта охвата аудитории, отсутствие привычных географических границ, возможность мгновенного получения доступа к информации, представленной в сети. Для реализации эффективной маркетинговой политики корпоративные Интернет-ресурсы должны выполнять следующие функции:
• разъяснять клиентам основные свойства предлагаемых товаров и услуг, способы их применения и условия получения;
• консультировать клиентов, желательно без участия человека-оператора;
• принимать и оформлять заказы, осуществлять связь с бухгалтерской системой компании;
• оформлять и доставлять выбранные посетителем товары или услуги;
• принимать оплату за товары и услуги;
• контролировать наличие продукции на складах, автоматически заказывать недостающее у поставщиков;
• получать онлайн-статистику по продажам, проводить внешний аудит деятельности компаний;