Фокус-группа снижение риска при принятии решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96

Работа содержит 1 файл

FOCUS(1).doc

— 701.00 Кб (Скачать)

Потеря  контроля над группой

     Обычно, опытный модератор очень редко теряет контроль. Однако эта проблема часто волнует начинающих исследователей и их тревога может выражаться по-разному, например:

  • Задается вопрос, на который модератор уже знает ответ.
  • Задается сразу несколько вопросов.
  • Неоправданное прерывание респондента.
  • Обобщая сказанное модератор говорит что-то, о чем респонденты не говорили.
  • Респонденту даются советы о том, что ему делать.
  • Слишком часто меняются темы, и респонденты не успевают достаточно высказаться по каждой.

     Как показывает практика, каждый начинающий модератор допускает почти все перечисленные промахи.

 

Роль  и обязанности  ассистент-модератора.

     Ассистент-модератор  является помощником модератора во многих отношениях. Эта помощь оказывается  различными путями до, во время и  после дискуссии фокус-группы. Преимущественной обязанностью ассистент-модератора является также составление отчета о работе фокус-группы. Ассистент-модератор должен обладать развитыми навыками письменного изложения и анализа.

     Во  время проведения фокус-группы ассистент-модератор должен сидеть близко к модератору. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность незаметно передать ему записку или тихо сказать что-либо без необходимости вставать. У ассистент-модератора должен быть клип-борд, бумага, ручки и чистовой экземпляр сценария.

     Обязанностью  ассистент-модератора является, также, проследить за тем, чтобы модератор  случайно не упустил какой-либо вопрос.

     Ассистент-модератор  должен следить и за магнитофоном или видеокамерой.

     Первостепенной  задачей ассистент-модератора во время работы фокус-группы является ведение протокола дискуссии. Наличие точного протокола чрезвычайно важно при составлении отчета, и если звукозаписывающее оборудование откажет, этот протокол окажется единственной записью дискуссии. Чем более точно будет записана информация, тем легче будет составление отчета.

     Участие ассистент-модератора в работе фокус-группы начинается с подготовки пособия  по проведению дискуссии. Однако самой  разработкой пособия, с учетом замечаний  и мнений ассистент-модератора, занимается, как правило, сам модератор. Ассистент-модератор должен быть ознакомлен с основными тезисами для разработки пособия по проведению дискуссии. Участие ассистент-модератора на этом этапе работы позволяет ему ознакомиться с целью и задачами исследования, а также линией мышления и постановки вопросов, которой будет следовать модератор.

Рекомендации  ассистент-модератору поведению протокола

     1. Убедитесь, что у вас имеется  экземпляр сценария, блокнот, и  хотя бы две ручки.

     2. В верхней части листа пометьте дату, время и место проведения, название группы (например, «Участники - молодые мужчины среднего достатка, владельцы небольших фирм») и название фирмы - клиента.

     3. Когда участники соберутся и  займут свои места, зарисуйте  схему их расположения за столом (как на рис. 2). Пометьте их имена или инициалы; если вы не можете прочитать имя на табличке, подождите, пока оно не будет произнесено. Имена вам нужны, чтобы легче было уследить за тем, кто говорит. Вы не будете использовать их в отчете. Вы можете выработать для себя код обозначения каждого участника - это ускорит ведение записей.

     Отметьте  пол, возрастную группу и любые другие демографические характеристики, отличающие того, или иного участника. Это  можно потом использовать в отчете.

     4. Когда группа начнет работу, вам следует приложить усилия к тому, чтобы запись ее была как можно более полной. Фиксируйте задаваемые вопросы и реплики модератора.

     5. Записывайте высказывания как  можно более дословно. Иногда  говорящие дают очень длинные  ответы, детали которых не являются существенными. Можете остановиться и слушать, стараясь уловить самое важное.

     Если  вы отстанете, отметьте хотя бы порядок  выступления говорящих и, если возможно, первые несколько слов из реплик. Таким  образом вам будет легче расшифровать фонограмму дискуссии.

     6. Когда модератор задает вопрос, отмечайте, был ли ответ дан  сразу или с паузой, с уверенностью  или с сомнением.

     7. Укажите, говорит ли участник, основываясь на собственном опыте,  со слов знакомых, или пересказывает  услышанное о третьем лице. Обычно рассказы о себе более показательны.

     8. Обращайте внимание, когда члены  группы реагируют на высказывания  других. Члены группы могут поддерживать  друг друга, или возражать.  Старайтесь, также, отмечать жесты  (язык тела).

     9. Иногда модератор просит всех, кто согласен с тем, или иным положением выразить свое согласие. Отметьте, сколько человек откликнется.

Дебрифинг

     После того, как работа фокус-группы закончится и все участники разойдутся, ассистент-модератор  и модератор должны посвятить  некоторое время дебрифингу. Это важный этап, когда сравниваются мнения по группе в целом, важные темы и мысли, общие соображения о том, какая важная информация была получена в процессе дискуссии. Ассистент-модератору следует зафиксировать положения, которые вырабатываются в ходе этой беседы.

     Полезно сравнить и сопоставить результаты, полученные в разных группах, и если был затронут вопрос, не предусмотренный  в сценарии, но представляющий интерес  для исследования, включите новый  вопрос в сценарий.

     Необходимо, чтобы подведение итогов каждой фокус-группы осуществлялось непосредственно после окончания работы группы. Необходимо проверить записи и, если что-нибудь пропущено, восстановить пропущенные части по памяти.

     Важно обсудить ответы участников группы на основные вопросы, сам ход дискуссии, поведение участников, допущенные промахи и обменяться общими впечатлениями о ходе дискуссии и особенностях данной группы. Часто бывает, что после проведения самой первой группы исследования, результаты дебрифинга заставляют внести некоторые изменения в сценарий для следующих групп.

     Это обсуждение следует также записать на диктофон, так как его результат  будет полезным при составлении  отчета по фокус-группе.

 

ЧАСТЬ 5.  
АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

     Анализ  работы фокус-группы и составление отчета является одним из самых трудных и наиболее важных моментов фокус-группового исследования. К сожалению. этот этап работы недостаточно освещен в отечественной литературе, где внимание уделяется в большей степени методологическим вопросам в ущерб самой технологии процедуры анализа и составления отчета. Возможно, это объясняется отчасти научными интересами авторов, а возможно и нежеланием раскрывать «секреты кухни».

     Вместе  с тем, зарубежные авторы уделяют  значительное внимание самой процедуре, которая рассматривается ими весьма подробно.

     Отчет по фокус-группе обычно содержит описание основных результатов исследования и углубленный анализ этих выводов.

     Традиционно, ответственность за составление  отчета возлагается на ассистент-модератора (аналитика). Если предмет исследования требует специальных технических знаний, полезно вести работу совместно со специалистом в этой области.

     В различных пособиях по проведению фокус-групп  употребляют как термин аналитик, так и ассистент-модератор, так  как во время проведения фокус-групп аналитик может выполнять функцию ассистента, но играть главную роль при составлении отчета. Разделение ролей определяется самой исследовательской командой. Так, или иначе, роли модератора и аналитика могут быть как совмещены, так и разделены. Могут даже разделяться роли аналитика и автора отчета.

     Первичными  данными для анализа являются непосредственные впечатления от проведения фокус-групп (результаты дебрифинга), рукописные протоколы фокус-групп, аудио- и видеозаписи, результаты наблюдений, письменные стенограммы обсуждений (транскрипты), обмен мнениями с наблюдателем и заказчиком. Если роли аналитика и модератора разделены, то к первичным данным прилагается отчет модератора, составляемый в произвольной форме и содержащий его впечатления от групп. Основным материалом для анализа являются, как правило, транскрипты фокус-групп.

     Перед началом анализа данных следует  написать транскрипт фонограммы дискуссии. Не следует брать за основу анализа  протоколы дискуссии, которые пишет  ассистент модератора. Эти записи, сделанные в ходе дискуссии могут помочь восстановить очередность респондентов, кому принадлежит то, или иное высказывание, или использоваться в крайнем случае, если отказала записывающая аппаратура. К сожалению, часто именно эти записи используются как основа для анализа, в целях экономии времени и средств. При этом теряется характер высказываний, интонации, а часто и весьма интересные реплики, которые ассистент просто не успел зафиксировать.

     Перед транскрибированием следует ознакомиться с контекстом и прослушать весь материал. Для сохранения конфиденциальности имена и места проведения бесед должны быть опущены, зашифрованы или вымышлены.

     Существует  несколько подходов к расшифровке  фонограммы, написанию транскрипта.

Первый  подход.

     Литературная обработка высказываний, подход, применяемый в журналистике. Этот абсолютно неприемлемо для анализа фокус-групп, так как приводит к существенным искажениям первичных данных.

Второй  подход.

     А.:  “Думаю, надо сделать что-то интересное, что-то важное, прежде чем все закончится, знаете ли. Жизнь теперь кажется такой короткой и должно быть что-то, ну, какое-то будущее, ради чего стоит жить.

     В.:  “Ну что Вы. Жизнь прекрасна сама по себе. Говорят, это лучшие годы жизни, несмотря на все болячки.

     А.:  Не знаю.”

     В этой версии транскрипции фиксировалось  лишь содержание разговора так, как  его понял транскриптор, то есть, без учета особенностей произношения, интонации, паралингвистических звуков и наложения реплик друг на друга, Нечетко произнесенные слова  и пропущенные звуки восстановлены. Этот вариант наиболее часто применяется для анализа фокус-групп.

Третий  подход.

      А: “Думаю --- надо сделать што-то интерес - што-то важае, прежже чем все закочица, заити ли (вздыхая). --- Жись терь кажется  такой короткой (вздыхая, медленно) и должно быть чо-то, ну -

      [(быстрее)  какое-то будущее, ради чего  стоит жить.

      В:   [Ну что Вы! (горячо). Жизнь прекрасна  сама по себе!! ((очень громко, убеждая) (..?..)) это лучшие годы жизни -

      [(мягко)  несмотря на все болячки.

      А: [ Не знаю.”

     Здесь слова затранскрибированы почти  так, как были произнесены, включая  ошибки, сокращения и неразборчивые  места.

     Список  специальных обозначений:

     - короткая пауза;

     --- длинная пауза;

     (...) комментарии по поводу характера  речи, сопутствующих звуков и  т.д.;

     ((.?.)) неразборчиво произнесено;

     [ наложение речи одного на речь  другого.

     Данный  подход также применим для анализа  фокус-групп, но требует больших  затрат времени и дополнительных навыков ассистента.

Четвертый подход.

      А: “Думаю, (1.5) надо сделать што-то интерес- (*) што-то важае, ** прежде чем все закончится**; знаить ли (вздыхая). (2.5) Жись терь кажется такой :: короткой (вздыхая, медленно) и должно быть что-то (*) ну (*) хх

         [(быстрее:) какое-то=будущее=ради  чего стоит жить.]

      В: [Ну что Вы (с жаром)]

      ЖИЗНЬ ХОРОША САМА ПО СЕБЕ. (убеждая) ((..?..)) это лучшие годы жизни (*)

Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений