Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат
Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96
В случае возникновения оценочных реакций (понравилось, не понравилось, все равно), необходимы вопросы, помогающие определить, что конкретно привело к реакции предпочтения, или пренебрежения:
-Что именно?
В процессе интервью могут возникать вопросы у респондентов.
1.
Это могут быть вопросы,
2.
Могут возникать вопросы,
- Вы имеете в виду, что непонятно, как (что) …?
И в первом, и во втором случае следует по возможности выяснить:
- У Вас создалось впечатление, что …?
Для расширения полноты сообщений можно задавать вопросы типа:
- Что еще привлекло Ваше внимание (в этой ситуации)? - если ситуация ясна, и затруднен переход к следующим вопросам.
- Что Вы думаете о той части, где …? - в случае “пробуксовки” интервью.
Переходы к другим вопросам по инициативе респондентов могут происходить по различным причинам:
Очевидно, что в первом и в последнем случае возвращаться к теме не имеет смысла. В остальных случаях к вопросу желательно вернуться. Варианты возврата:
- Минуту назад Вы говорили, о …
- Мне показалось, что Вы хотите еще что-то сказать.
Вопросы перехода, смены темы (мутационные вопросы) следует задавать только в том случае, когда мы имеем не единичную реакцию.
Когда респондент так или иначе реагирует на вопрос, необходимо выяснить, чем вызвана эта реакция, что именно вызвало такое отношение, впечатление, реакцию.
- Было ли что-нибудь именно в этой речи, что Вас так раздражило?
- Вам, кажется, (не) понравилось?
Обращаться к конкретному случаю необходимо, так как, если не обращаться к “сценам из фильма”, “частям ситуации”, то респондент склонен смещаться в сторону общих установок или мнений.
- Было ли что-нибудь в фильме, что создало у Вас такое впечатление?
- Что заставляет думать об этом? - реакция на часть стимульной ситуации.
При выражении общих взглядов, необходимо отсылать к конкретной ситуации и конкретизировать.
- Что именно в этой ситуации заставляет так думать?
- Если сейчас не думать об этом, а вернуться к <…>, то как вы считаете, что из того, что <…> привело к <…>?
В случае субъективной оценки респондентом того, или иного явления, следует уточнить смысл оценочного эпитета, что он значит для респондента, приводит это утверждение к удовлетворению, или наоборот.
В ходе интервью необходим переход с оценочного уровня, на уровень эмоциональный. Начиная с простых оценок нравится / не нравится следует переходить к сообщениям о чувствах, вызванных ситуацией. Это - фокусировка на эмоциях.
- Что Вы помните о …?
- Что Вы чувствовали, когда …?
Существует два способа перехода на новый уровень.
1.
Вопрос о том, что респондент
чувствовал. Если респондент уже
говорит об эмоциях, следует
прямое или косвенное
2.
Направленное сопоставление
Интервьюеру
рекомендуется учитывать
Выяснить: вызывает ли <ситуация> какие-нибудь ассоциации, какие это ассоциации, какая конкретно часть ситуации вызвала ассоциации.
Необходим также и учет
Важно выяснять, является ли ответ “о реакции других” проекцией своей реакции, или действительно имеет место информация о действиях других (идентификация).
- Что Вы имеете в виду? Вы можете привести пример?
- Не могли бы Вы привести пример из личного опыта?
- Не напоминает ли это Вам что-то из Вашей жизни?
При проведении фокус-групп часто возникают две проблемы: респондент-болтун и респондент-молчун. Для сдерживания болтуна рекомендуется три способа:
1)
привязать некоторые
2) если это не получается, обратиться к группе: У кого-нибудь есть другое мнение?
3) предложить болтуну: Давайте на минутку послушаем, что говорят другие, а потом вернемся к Вам.
Если кто-то молчит, не надо спрашивать: “Что Вы хотели сказать?” Рекомендуется спросить: Что произвело на Вас впечатление? Что Вы чувствовали?
Иногда бывает необходимо “расшевелить” группу:
- Что думают остальные по этому поводу?
- Все ли согласны с этим, или кто-нибудь не согласен?
- Создалось ли у кого-нибудь другое впечатление?
Итак, при проведении фокус-групп необходима
Также, необходимо помнить, что интервьюер никогда не должен использовать слова, которые могут быть непонятными для респондента.
Проективные техники
Проективные техники служат инструментом получения ответа в том случае, когда этого трудно достичь напрямую. Они помогают преодолеть неспособность респондента выразить свои личные мнения, снизить уровень искажения результатов, так как респондент не знает, что будет делать модератор в дальнейшем. Рассмотрим наиболее распространенные техники, которыми пользуются специалисты по коммуникации и маркетингу.
Тематические тесты. Респондентам предлагается визуальный стимульный материал. Это может быть рисунок, изображающий какую-то ситуацию. Респондента просят прокомментировать ситуацию, рассказать, что происходит в данный момент, что этому предшествовало, и что произойдет потом.
Ролевая игра. Респонденту предлагается принять роль другого человека и выразить мнения и отношения этого другого.
Ассоциации. Респондента просят высказать первое слово или мысль которые пришли в голову в связи со стимульной ситуацией.
Опытный модератор использует различные комбинации приемов, которые требуются в конкретной ситуации.
1. Выявление контекста информации - определить личный опыт, лежащий в основе восприятия данного продукта (товара).
2. Первые ассоциации - Скажите первое, что приходит в голову, когда вы слышите ¼ (здесь может быть название товара и т.п.)
3. Конструирование имиджа - Кто те люди, которые покупают этот сорт сигарет? На кого они похожи? Как они живут? И т.д.
4. Уточнение смысла привычных понятий - Что означает для вас «крепкий»?
5. Составление перечня категорий продуктов - Как бы вы могли распределить на группы разные сорта пива? Чем они похожи? Чем они различаются? Как бы вы назвали эти группы?
6. Метафоры - Если бы это было цветком, то что это был бы за цветок? Кто мог бы его сорвать?
7. Подбор образа - Вот изображения различных ситуаций (людей), что из увиденного ассоциируется с этим сортом вина? Почему?
8. «Человек с луны» - Я прилетел с другой планеты и никогда не слышал о ¼ Расскажите мне об этом. Зачем мне это могло бы понадобиться?
9. Благоприятные и неблагоприятные условия - Опишите две или три ситуации, когда вы бы купили этот шоколад и две или три ситуации, когда это было бы излишним.
10. Последовательные вопросы - Зачем вы купили «Х»? Какое это имеет для вас значение? Насколько это для вас важно? Не надо бояться казаться назойливым в данной ситуации.
11. Зондирование - При изготовлении этого печенья использовалось больше яиц, что в этом хорошего? (Ответ: «Они мягче»). Что хорошего в том, что они мягче? (Ответ: «Они напоминают домашние»). И что? (Ответ: «Моя мама готовила такие же»)И? (Ответ: «Она знает, что они мне нравятся»). ?¼ (Ответ: «Я знаю, она меня любит, и я чувствую себя лучше от этого).
12. Цепочка ассоциаций - Что вам приходит в голову, когда вы думаете о кофе Максвелл? (Ответ: «Утро»). О чем вы думаете при слове «утро»? (Ответ: «Новый день»). А когда вы думаете о новом дне? (Ответ: «Я испытываю чувство оптимизма»).
13. Отмечать противоречия - Подождите минутку. Вы только что говорили, что вам хотелось бы, чтобы это было менее острым, а теперь вы сказали, что это недостаточно остро. Что вы имеете в виду?
14. Продолжение фразы - Идеальный продукт - это ¼ Самое лучшее в новом товаре - это ¼
15. Ролевая игра - Итак, вы - мэр этого города. Что бы вы сделали? Представьте, что я - мэр, что вы хотите мне сказать?
16. Идеальный сценарий - Забудьте о реальности. Представьте, что вы автор этого проекта. что бы вы сделали, чтобы улучшить его? Используйте воображение. Не думайте о том, насколько это реально.
17.
Сценарий рекламы - Если
бы вы написали сценарий
рекламного ролика о ¼,
что бы вы хотели показать?
Кто был бы героем ролика?
Стали бы вы его смотреть?
Кто стал бы его смотреть?
Стили модератора.
Стили проведения групповой дискуссии могут быть конструктивными и деструктивными. К конструктивным относятся, которые помогают установить с группой хороший контакт и способствуют получению нужной информации. Деструктивные стили могут скомпрометировать работу модератора, снизить качество результатов, а также привести к нарушению этики интервьюирования.
Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений