Фокус-группа снижение риска при принятии решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96

Работа содержит 1 файл

FOCUS(1).doc

— 701.00 Кб (Скачать)

     Стратегия: Необходимо планировать группу реалистично и продуманно, чтобы заранее исключить внешние факторы, способные вызвать групповую апатию. Опытный модератор может справиться и с большинством внутренних деструктивных факторов. Рассмотрим некоторые приемы, помогающие растормошить «вялую» группу, предложенные специалистами AED.

  • Если тема кажется респондентам неинтересной, можно привлечь их внимание, если предложить выразить свое мнение в повествовательной форме, например, сочинить историю по теме обсуждения.
  • Если тема кажется слишком далекой, или абстрактной, можно ее конкретизировать, используя стимульный материал, такие, как плакаты, схемы, или рисунки, изображающие ситуации, связанные с обсуждаемой темой.
  • Если тема кажется пугающей, или слишком личной, можно использовать проективные техники.
  • Можно стимулировать вовлеченность респондентов, пойдя на некоторую конфронтацию, провоцируя их на дискуссию. Однако этот прием как бы нарушает естественный ход дискуссии, и среди исследователей нет единого мнения по поводу корректности его использования.
  • Можно предложить короткий перерыв, что позволит респондентам походить по комнате и, возможно начать разговор на тему, которую можно продолжить в дальнейшем. Это позволит модератору «перегруппироваться», проконсультироваться с другими членами исследовательской команды и начать все снова.
 

 

Типы  респондентов

     Люди  по разному реагируют на групповую  ситуацию. Одни могут проявлять чрезмерную активность, другие будут стремиться избежать участия в дискуссии. Одни могут благотворно влиять на ход обсуждения, другие - быть серьезной помехой на пути достижения результата. Можно условно разделить типы респондентов на две основные категории: конструктивные и деструктивные. Под конструктивными понимаются основные типы респондентов, которые не создают проблем при ведении группы и, как правило, встречаются в каждой группе. Деструктивные типы - это те, которые создают препятствия для успешной работы группы. Рассмотрим подробнее обе категории.

Конструктивные  типы.

     При работе с этой категорией респондентов применяется обычный набор коммуникативных  техник модератора, которые уже были рассмотрены.

     Лидеры  мнений являются содержательные союзниками модератора.  Обладают большими способностями артикуляции, наиболее полно выражая мнение.

     Союзники  модератора помогают поддерживать упорядоченность дискуссии, охлаждать страсти. Играют самоорганизующуя роль в группе.

     Сдержанные  участники - это, как правило, основной контингент. Их некоторая отстраненность создает пространство для альтернативных лидеров.

     Застенчивые. Работа с ними требует определенных усилий, но они являются полноправными участниками обсуждения. Следует помнить, что на них сильно влияет общий эмоциональный тонус группы. 

Деструктивные типы.

     Представители этой категории респондентов не обязательно  встречаются в каждой группе, но их присутствие создает дополнительные проблемы. Поэтому, им уделяется особое внимание. Рассмотрим эти типы и  стратегии поведения модератора, применяемые для нейтрализации негативного эффекта их присутствия.

     Конкурент модератора. Пытается убедить модератора и группу, что объявленная тема неинтересна и неактуальна, на самом деле следует обсудить другую тему.

     Стратегия: Если обычная техника не помогает, модератору следует напомнить, что группа собралась для работы. Этот прием универсален, но срабатывает лишь в том случае, если участникам хорошо заплатили.

     Доминатор. Стремится сам ответить на все вопросы, не дает никому говорить, стремится быть в центре внимания и подавлять альтернативные точки зрения. Если модератор и другие участники группы не будут сдерживать доминатора, то на него израсходуется слишком много времени. Неудача попыток контролировать доминатора приводит к отчуждению во всей группе.

     Стратегия I: Избегать контакта на уровне глаз, или развернутся в сторону от доминатора. Обращаться к другим участникам группы по имени. При необходимости, корректно объяснить такому респонденту, что, хотя его мнение весьма интересно, но хотелось бы также выслушать и мнения других участников группы.

     Стратегия II: При необходимости можно попросить респондента покинуть группу, мотивируя это тем, что он демонстрирует весьма глубокие познания по данной теме и попросить его заполнить бланк интервью в соседней комнате.

     Эксперт. Является особой разновидностью доминатора. Даже, если он не стремится лидировать в группе, другие участники будут считаться с его мнением и воздерживаться от высказывания собственных мнений. Такой респондент может быть как реальным экспертом, так и псевдоэкспертом.

     Стратегия: Если это реальный эксперт, надо напомнить ему, что важно услышать все мнения, позволив высказаться всем участникам, или попросить эксперта высказывать свое мнение только после всех, в последнюю очередь.

     Если  это - псевдоэксперт, то можно попросить других членов группы прокомментировать его высказывания, оспаривать его мнение.

     Разрушитель. Разрушает равновесие обсуждения. Может утверждать, что мнения других участников неверны, или что модератор задает глупые вопросы.

     Стратегия: Постарайтесь стабилизировать дискуссию быстро. Попросите других участников прокомментировать заявления разрушителя. Это может быть опасно, если его высказывания кого-то оскорбили, или рассердили. Можно высказать альтернативную точку зрения. Это даст возможность участником занять ту или иную позицию и продолжить дискуссию.

     Антагонист. Выражает свое несогласие по всем вопросам. Может использовать интервью, чтобы дать выход накопившейся враждебности. Может быть настроен на то, чтобы не высказывать никаких ценных мыслей или информации.

     Стратегия: Необходимо быть осторожным, избегать занимать оборонительную позицию. Постараться умерить его, прояснив ситуацию: «Вас это раздражает. Но это нормально, так как мы стараемся понять, что Вы чувствуете в действительности». Попробуйте сыграть роль адвоката дьявола, или обратиться к третьему участнику группы.

     Враждебный  респондент. Отличается тем, что склонен к личным нападкам на модератора. Использует ценностно и эмоционально окрашенные термины, чтобы выявить «подлинные» мотивы исследования. Такие более, чем другие склонны прерывать участников. Невербально демонстрируют враждебность. Угроза авторитету модератора.

     Стратегия: То же, что и с антагонистом. Попросите минутку тишины и пусть он сам объяснит причины своих реакций.

     Уточнитель. На вопросы, требующие обобщения отвечает, что обобщение невозможно, так как его жизненные обстоятельства слишком сложны. На любой вопрос, уточняет: смотря, что … смотря как… смотря в каких обстоятельствах…

     Вред  уточнителей в их влиянии на групповую  динамику. Если такая позиция становится заразительной, респонденты будут пропускать вопросы модератора мимо ушей, считая их слишком упрощенными.

     Стратегия: Предложите ему представить себя в конкретной ситуации.

     Спрашивающий  респондент. Постоянно спрашивает модератора о его мнении.

     Стратегия: Сошлитесь на отсутствие личного опыта. Если это неприемлемо, Проясните ситуацию: «Как и другие, я, конечно имею определенное мнение, но наша сегодняшняя задача - узнать, что вы думаете по этому поводу». При необходимости, скажите свое мнение по окончании дискуссии. Можно, также переадресовать вопрос другим участникам группы.

     Весельчак. Стремится во всем найти повод для острот, часто имеющих агрессивную подоплеку, направленную на дискредитацию или унижение участников или модератора.

     Стратегия: Наличие весельчаков вынуждает осторожно обращаться с юмором, который является эффективным средством подогрева и стимулирования дискуссии. Можно использовать вторую стратегию для доминатора, если целью такого поведения является привлечение к себе внимания.

     Нашептыватель. Отвлекает шепотом. Подобен болтающему на занятиях студенту. При этом не осознает деструктивных последствий своего поведения и тот дискомфорт, который он создает для других. Такие люди, как правило, заинтересованы темой обсуждения, но они мешают, навязывая соседям локальные разговоры, при этом, их мнение недоступно окружающим.

     Стратегия: Если локальный разговор короток и не повторяется, его можно проигнорировать. Если он повторяется и начинает мешать, модератор должен его остановить и предложить высказаться.

     Соглашатель. Соглашается с любой точкой зрения. Может говорить, но редко проявляет инициативу. На просьбу высказать свое мнение, отвечает, что согласен с предыдущим, игнорируя даже собственные противоречия. Может стремиться понравиться модератору и старается говорить то, что по его мнению, от него хотят услышать.

     Стратегия: Напомните то, что говорили на начальном этапе интервью - что вам интересны как положительные, так и отрицательные мнения. Используйте фразу, типа: «А я слышал, что многие придерживаются противоположной точки зрения ¼». Спросите его о мнениях других, знакомых ему людей.

     Пассивный участник. Избегает говорить вообще. Групповая ситуация у него может вызывать чувство неуверенности, скованности, тревоги. Возможно, ему кажется, что его мнения не заслуживают внимания.

     Такие респонденты фактически не участвуют  в обсуждении снижая реальное число  участников группы (например, с 8 до 6). Кроме  того, демонстрация скуки и уныния негативно влияет на атмосферу дискуссии.

     Стратегия: Используйте контакт на уровне глаз для вовлечения пассивного респондента в дискуссию, особо демонстрируйте свой интерес к тому, что он сказал. Следите за ним, чтобы не пропустить момент, когда он готов что-то сказать. Если необходимо, задайте простой нейтральный вопрос, требующий прямого ответа. Если не получится, продолжайте обсуждение с другими респондентами, чтобы вернуться к нему позже.

     Болтун. Прямая противоположность пассивному респонденту. Может продолжать говорить без остановки, что может объясняться излишней нервозностью, или навязчивыми состояниями.

     Стратегия: Следует быть более директивным. Использовать вопросы, требующие специфичности и конкретики. Возвращайте его обратно к теме. Можно корректно прервать его. Напомните, что предстоит обсудить еще ряд вопросов, а время ограничено. Следует вести себя осторожно, чтобы респондент не обиделся.

     Иррелевантный респондент. Этот респондент склонен давать комментарии не относящиеся к теме дискуссии и отвлекать группу. Может быть действительно неосведомленным, нервным, или просто безграмотным.

     Стратегия: Постарайтесь переформулировать вопрос. Вернитесь, затем, к вопросу позднее.

     «Неполный»  респондент. Такой респондент дает лишь частичные ответы на вопросы, или отвечает, что не знает ответа. Это респонденты, испытывающие особый дискомфорт. Их поведение - результат недоверия, или чрезмерной тревоги.

     Стратегия: Внимательно составляйте вступительное слово к фокус-группе, чтобы предупредить подобные реакции респондентов! Постарайтесь применять различные формулировки вопросов и все возможные техники.

     Миссионер. Люди, активно придерживающиеся какой-либо идеологии. Рассматривают все вопросы сквозь призму идеологии. Когда миссионер стремится к лидерству, ему это не удается из-за противодействия группы. Миссионеры могут нарушать ход обсуждения.

     Стратегия: Так как деструктивность миссионера может проявляться по-разному, следует поступать как в случаях с доминатором, или враждебными респондентами. Опираться на поддержку группы.

Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений