Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат
Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96
Опишите
две или три ситуации, в которых
люди, как вы, решили бы не пробовать
….
9. Закрытие группы.
Подытожить мнения, разногласия и согласия, проявившиеся во время группы.
Роль и функции модератора.
Модератор, или ведущий фокус-группы является ключевой фигурой в фокус-групповом исследовании. От квалификации модератора и его личностных качеств во многом зависит успех исследования. В чем заключаются основные требования к модератору? Какие качества позволяют ему проводить группу с наибольшим эффектом?
Ученые выделяют три «ключа» к хорошему качественному исследованию.
1. Искусство задавать вопрос “Почему?”
Когда опытный модератор задает вопрос “Почему?”, он внимательно следит за соблюдением следующих требований:
2. Искусство слушать.
Внимательное слушание чрезвычайно трудно, и слушатели часто делают бессознательные ошибки. Творческое выслушивание требует высокой степени восприимчивости, интуиции, вдумчивости и внимательности. Следует отметить следующее:
3. Исследование как процесс детективного следствия.
Действительно, здесь существуют определенные аналогии. При проведении качественного исследования необходимо полное воссоздание восприятия исследуемой ситуации. Необходимо определить все те мотивы респондентов. которые лежат в основе реакции на стимульную ситуацию. Люди не всегда отдают себе отчет в том, на чем основаны их приятие или неприятие, поэтому необходимо применять техники глубинного интервью (которые в полном объеме присутствуют в психотерапии) для выяснения подлинных мотивов респондентов.
Модератору также необходимо выработать навыки эффективного несловесного поведения. Рекомендуется поддерживать хороший зрительный контакт с говорящим, что способствует более активному участию в беседе. На практике это выглядит следующим образом:
Модератор должен уметь задавать открытые и закрытые вопросы.
Открытые вопросы дают участникам свободное пространство для ответа и выражения своих ощущений и интересов. Открытые вопросы являются просьбой рассказать, поговорить о чем-то. Открытые вопросы обычно полезно задавать с целью узнать об ощущениях и интересах участников, когда нужно, чтобы участник сказал больше по данному вопросу, когда нужно получить конкретный пример, когда нужно сфокусировать внимание участника на его ощущениях.
Примеры открытых вопросов:
Вы не могли бы рассказать побольше о том, ка Вы себя чувствуете?
Расскажите мне, что случилось?
Что Вы тогда чувствовали?
Вы объясните мне, что Вы имеете в виду?
И что тогда произошло?
Как Вы думаете, почему он так поступил?
Закрытые вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”, или другие вопросы, имеющие однозначный ответ. Обычно закрытые вопросы используются в количественных исследованиях для получения фактической информации.
Однако существуют ситуации, когда полезно задавать закрытый вопрос:
Примеры закрытых вопросов:
Вы рассержены?
Вам это нравится?
Она тоже придет?
Вы придете туда завтра?
Где он живет?
Как давно Вы чувствуете себя так?
Сколько
времени прошло с
тех пор?
Рассмотренные
навыки применяются многими
Раскрытие темы.
Существует несколько приемов, используемых модераторами фокус-групп для стимулирования дискуссии. Эти приемы применяются в большинстве типов глубинного интервью и направлены на то, чтобы максимально снизить степень влияния вопроса модератора на ответ респондента.
1.
Пауза, или молчание. Это один
из наиболее эффективных
Начинающие интервьюеры обычно оставляют очень мало времени для пауз. Они боятся молчания и стараются сразу его заполнить.
Молчание не должно быть интерпретировано как отсутствие коммуникации, оно может быть полным смысла и поиском нужных слов для выражения. (Растерянное молчание?).
2.
Подбадривание, или
Начинающие
интервьюеры порой слишком
Другая ошибка - имитация внимания. (Это может также быть и следствием усталости). Респонденты обычно быстро распознают имитацию.
Имитация может отбирать слишком много сил у интервьюера.
3.
Отражение, “эхо”. Суть этого
приема заключается в
4.
Вопросы-синонимы. Интервьюер может
задавать одному и тому же
респонденту фактически один
и тот же вопрос, слегка меняя
его формулировку. “В чем это
выражено?”, “Как это
5. Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа:
Просьба расширить ответ может быть немедленной, когда просьба сразу следует за ответом и ретроспективной, когда к обсуждаемой теме модератор возвращается через некоторое время: ”Вы говорили так-то. Расскажите об этом подробнее”.
6. Переформулирование ответа (парафраза). Упрощение ответа респондента для его уточнения (формулировки). Закрытый вопрос.
7. Суммирующий вопрос. “Правильно ли я Вас понял?” Закрытый вопрос. После получения ответа - разъяснить.
8.
Прямая просьба разъяснить
9.
Конкретизирующие вопросы.
10. “Мутация”, или изменение темы. Это постановка вопроса, являющегося введением новой темы. которая не является развитием или уточнением предыдущих ответов. Используя этот прием, интервьюер сам вводит новую тему, а не ждет, когда опрашиваемый перейдет к ней по собственной инициативе. Мутация представляет собой наиболее сильное вмешательство в естественный ход высказываний респондента.
Контроль над темой.
Контроль над темой обсуждения включает в себя контроль релевантности, контроль полноты высказываний, учет особенностей обыденного сознания.
Контроль релевантности. Релевантный - значимый для чего-либо, имеющий отношение к делу.
Контроль релевантности выражается в том, что модератор должен постоянно быть готовым к возникновению тем, не предусмотренных в сценарии, но важных для исследования. Способность быстро распознать и развит такую тему позволяет проявиться одному из главных преимуществ метода фокус-групп.
Такая способность связана с тем, в какой мере модератор осведомлен в целях исследования и самой теме для того, чтобы определить релевантно данное высказывание или нет.
Модератор, занятый поисками релевантной информации, должен быть постоянно наготове, чтобы задать дополнительный вопрос.
Контроль полноты. Стремление к получению всей релевантной информации. Релевантная информация может быть запланированной и незапланированной.
Акцент на поиске незапланированной информации помогает интервьюеру достичь той гибкости в интервью, которая обеспечивает свободный поток высказываний со стороны респондента.
Структура обыденного сознания.
Наряду с совокупностью представлений, образующих знание, в сознании человека существуют ценностные и оценочные компоненты. Таким образом, структуру обыденного сознания можно представить в виде двух областей - зоны компетентности и зоны некомпетентности.
Зона компетентности - это совокупность представлений респондента, которая непосредственно сформировалась под непосредственным влиянием его практической деятельности и его жизненного опыта. Здесь идет речь о компетентности в описаниях социальных отношений и социальных проблем на исследуемом поле.
Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений