Фокус-группа снижение риска при принятии решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96

Работа содержит 1 файл

FOCUS(1).doc

— 701.00 Кб (Скачать)

Опишите две или три ситуации, в которых  люди, как вы, решили бы не пробовать  …. 

     9. Закрытие группы.

     Подытожить  мнения, разногласия и согласия, проявившиеся во время группы.

 

ЧАСТЬ 4.  
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Роль  и функции модератора.

     Модератор, или ведущий фокус-группы является ключевой фигурой в фокус-групповом  исследовании. От квалификации модератора и его личностных качеств во многом зависит успех исследования. В  чем заключаются основные требования к модератору? Какие качества позволяют ему проводить группу с наибольшим эффектом?

     Ученые  выделяют три «ключа» к хорошему качественному исследованию.

     1. Искусство задавать  вопрос “Почему?”

     Когда опытный модератор задает вопрос “Почему?”, он внимательно следит за соблюдением следующих требований:

  • спрашивать в нейтральной манере;
  • не «вести» отвечающего;
  • не задавать одновременно два вопроса;
  • замечать несловесные выражения смущения или уклонения от ответа.

     2. Искусство слушать.

     Внимательное слушание чрезвычайно трудно, и слушатели часто делают бессознательные ошибки. Творческое выслушивание требует высокой степени восприимчивости, интуиции, вдумчивости и внимательности. Следует отметить следующее:

  • Активное выслушивание тесно связано с сопереживанием, способностью одного человека стать на место другого.
  • То, как высказывается та или иная мысль, может сообщить гораздо больше, чем сами слова.
  • Необходимо замечать несловесную информацию - индикаторы неуверенности и уверенности, настойчивости и беспокойства.

     3. Исследование как  процесс детективного  следствия.

     Действительно, здесь существуют определенные аналогии. При проведении качественного исследования необходимо полное воссоздание восприятия исследуемой ситуации. Необходимо определить все те мотивы респондентов. которые лежат в основе реакции на стимульную ситуацию. Люди не всегда отдают себе отчет в том, на чем основаны их приятие или неприятие, поэтому необходимо применять техники глубинного интервью (которые в полном объеме присутствуют в психотерапии) для выяснения подлинных мотивов респондентов.

     Модератору  также необходимо выработать навыки эффективного несловесного поведения. Рекомендуется поддерживать хороший зрительный контакт с говорящим, что способствует более активному участию в беседе. На практике это выглядит следующим образом:

  • Если Вы сидите лицом к говорящему, - это поза активного участия, означающая готовность слушать.
  • Необходимо поддерживать открытую “необоронительную позу”.
  • Если Вы слегка наклоняетесь к собеседнику - это знак активного участия.
  • Оставаясь в относительной расслабленности, Вы как бы демонстрируете, что “Мы с вами в домашней обстановке”.
  • Хорошее качество речи - тон голоса, интонации, акценты - все это тоже знаки активного участия.

     Модератор должен уметь задавать открытые и закрытые вопросы.

     Открытые вопросы дают участникам свободное пространство для ответа и выражения своих ощущений и интересов. Открытые вопросы являются просьбой рассказать, поговорить о чем-то. Открытые вопросы обычно полезно задавать с целью узнать об ощущениях и интересах участников, когда нужно, чтобы участник сказал больше по данному вопросу, когда нужно получить конкретный пример, когда нужно сфокусировать внимание участника на его ощущениях.

     Примеры открытых вопросов:

     Вы  не могли бы рассказать побольше о том, ка Вы себя чувствуете?

     Расскажите  мне, что случилось?

     Что Вы тогда чувствовали?

     Вы  объясните мне, что  Вы имеете в виду?

     И что тогда произошло?

     Как Вы думаете, почему он так поступил?

     Закрытые  вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”, или другие вопросы, имеющие однозначный ответ. Обычно закрытые вопросы используются в количественных исследованиях для получения фактической информации.

     Однако  существуют ситуации, когда полезно  задавать закрытый вопрос:

  • участник сильно волнуется;
  • нужна конкретная информация;
  • модератор хочет, чтобы участник сфокусировался на конкретном предмете.

     Примеры закрытых вопросов:

     Вы  рассержены?

     Вам это нравится?

     Она тоже придет?

     Вы  придете туда завтра?

     Где он живет?

     Как давно Вы чувствуете себя так?

     Сколько времени прошло с  тех пор? 

     Рассмотренные навыки применяются многими модераторами. Однако, работа модератора в большей  степени искусство, чем наука, поэтому, модератор должен выработать свой стиль  и приемы, при помощи которых он будет достигать наилучшего результата.

Раскрытие темы.

     Существует  несколько приемов, используемых модераторами фокус-групп для стимулирования дискуссии. Эти приемы применяются  в большинстве типов глубинного интервью и направлены на то, чтобы  максимально снизить степень влияния вопроса модератора на ответ респондента.

     1. Пауза, или молчание. Это один  из наиболее эффективных приемов  поддержания спонтанности речевого  потока. Прием заключается в том,  что если респондент умолкает, интервьюер не спешит заполнить  возникшую паузу каким-либо вопросом, задерживая свою реакцию.

     Начинающие  интервьюеры обычно оставляют очень  мало времени для пауз. Они боятся молчания и стараются сразу его  заполнить.

     Молчание  не должно быть интерпретировано как  отсутствие коммуникации, оно может  быть полным смысла и поиском нужных слов для выражения. (Растерянное молчание?).

     2. Подбадривание, или номинальная,  символическая поддержка, то есть, поддержка респондента путем  демонстрации интереса к высказываниям,  но не выражение согласия, или  одобрения. Это словесные (вербальные) и несловесные (невербальные - мимика и жесты) реакции интервьюера, которые выражают одобрение респонденту за то, что он говорит, поощряя его продолжить высказывание. Рекомендуют как правило слегка кивать головой во время ответа респондента, говорить: «Да, да¼» (только не в смысле выражения согласия с тем, что респондент говорит, а для демонстрации заинтересованности), «Интересно¼», «Я Вас слушаю¼»

     Начинающие  интервьюеры порой слишком активно  используют тактику подбадривания. Они всеми силами стараются заполнить паузы, и поддержка становится навязчивой.

     Другая  ошибка - имитация внимания. (Это может также быть и следствием усталости). Респонденты обычно быстро распознают имитацию.

     Имитация  может отбирать слишком много  сил у интервьюера.

     3. Отражение, “эхо”. Суть этого  приема заключается в повторении  с вопросительной интонацией  последней фразы респондента.  Эхо должно отражать ключевые  фразы, на которые делается  смысловое ударение. Эффективно  для расширения ответа. Прием,  часто используемый психоаналитиками.

     4. Вопросы-синонимы. Интервьюер может  задавать одному и тому же  респонденту фактически один  и тот же вопрос, слегка меняя  его формулировку. “В чем это  выражено?”, “Как это проявляется?”,  “Покажите конкретно, как это  представлено?”.

     5. Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа:

  • Что случилось потом?
  • Что Вы имеете в виду?
  • Расскажите об этом подробнее?
  • Не хотите ли Вы что-нибудь добавить?
  • Не могли бы Вы развить Вашу мысль?

     Просьба расширить ответ может быть немедленной, когда просьба сразу следует за ответом и ретроспективной, когда к обсуждаемой теме модератор возвращается через некоторое время: ”Вы говорили так-то. Расскажите об этом подробнее”.

     6. Переформулирование ответа (парафраза). Упрощение ответа респондента  для его уточнения (формулировки). Закрытый вопрос.

     7. Суммирующий вопрос. “Правильно  ли я Вас понял?” Закрытый  вопрос. После получения ответа - разъяснить.

     8. Прямая просьба разъяснить ответ.  Если имеются неточности или  противоречия.

  • Можете ли Вы объяснить точнее?
  • Я не уверен, что понял Вас правильно...
  • Для меня не совсем ясно…
  • Вы говорили то-то и то-то, нет ли в этом противоречия?

     9. Конкретизирующие вопросы. Ссылки  на конкретные высказывания респондентов  с просьбой их разъяснения.

     10. “Мутация”, или изменение темы. Это постановка вопроса, являющегося введением новой темы. которая не является развитием или уточнением предыдущих ответов. Используя этот прием, интервьюер сам вводит новую тему, а не ждет, когда опрашиваемый перейдет к ней по собственной инициативе. Мутация представляет собой наиболее сильное вмешательство в естественный ход высказываний респондента.

Контроль  над темой.

     Контроль  над темой обсуждения включает в  себя контроль релевантности, контроль полноты высказываний, учет особенностей обыденного сознания.

     Контроль релевантности. Релевантный - значимый для чего-либо, имеющий отношение к делу.

     Контроль  релевантности выражается в том, что модератор должен постоянно  быть готовым к возникновению  тем, не предусмотренных в сценарии, но важных для исследования.  Способность быстро распознать и развит такую тему позволяет проявиться одному из главных преимуществ метода фокус-групп.

     Такая способность связана с тем, в  какой мере модератор осведомлен в целях исследования и самой  теме для того, чтобы определить релевантно данное высказывание или нет.

     Модератор, занятый поисками релевантной информации, должен быть постоянно наготове, чтобы  задать дополнительный вопрос.

     Контроль  полноты. Стремление к получению всей релевантной информации.  Релевантная информация может быть запланированной и незапланированной.

     Акцент  на поиске незапланированной информации помогает интервьюеру достичь той  гибкости в интервью, которая обеспечивает свободный поток высказываний со стороны респондента.

     Структура обыденного сознания.

     Наряду  с совокупностью представлений, образующих знание, в сознании человека существуют ценностные и оценочные компоненты. Таким образом, структуру обыденного сознания можно представить в виде двух областей - зоны компетентности и зоны некомпетентности.

     Зона  компетентности - это совокупность представлений респондента, которая непосредственно сформировалась под непосредственным влиянием его практической деятельности и его жизненного опыта. Здесь идет речь о компетентности в описаниях социальных отношений и социальных проблем на исследуемом поле.

Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений