Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат
Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96
Сценарий служит памяткой модератору. Хороший модератор должен обладать гибкостью и навыками, чтобы охватить все темы фокус-группы, позволяя дискуссии протекать спонтанно и естественно, рассматривать новые возникающие темы, если они являются релевантными, даже если они и не были предусмотрены при планировании исследования. Поэтому сценарий должен быть достаточно кратким, чтобы позволить получит максимум высказываний по каждой теме.
Структура сценария
Структура сценария фокус-группы соответствует стадиям ее проведения и отражает все основные этапы групповой дискуссии:
При составлении сценария необходимо стараться спрогнозировать возможные нежелательные реакции группы и заранее продумать варианты дополнительных вопросов или формулировок.
Работая над сценариям необходимо помнить следующее:
Сценарий выполняет функцию напоминания в ходе дискуссии. Большое число записанных вопросов вовсе не означает, что все они будут заданы. Постановка большого числа вопросов сведет дискуссию к взаимодействиям модератор - респондент, что сведет дискуссию до уровня анкетного опроса.
Хорошо разработанный план обсуждения в сочетании с профессиональными навыками модератора способствует тому, что многие запланированные темы возникают спонтанно, исходя из контекста дискуссии и фокусирующих действий модератора. Сценарий - памятка, а не анкета.
Прямая и обратная последовательности тем.
Существует два варианта структурирования обсуждения:
Второй
вариант считают более
Как подготовить сценарий фокус-группы
Сценарий составляется в виде перечня специфических вопросов. Лучше всего сначала выделить области основных вопросов или тем, а затем включить уточняющие вопросы для каждой ключевой темы. Количество деталей в сценарии зависит от опыта модератора. Неопытный модератор нуждается в более детальном сценарии, который может включать конкретный список вопросов.
Сценарий составляется преимущественно модератором с участием членов его команды. Модератор должен быть в достаточной степени осведомлен о предмете группового обсуждения.
На подготовку сценария может уйти несколько дней. Сценарий корректируется после каждой группы.
Что включать в сценарий фокус-группы
Сценарий не должен охватывать большое число тем, так как участники заскучают или устанут, группа будет перескакивать с вопроса на вопрос в неестественной манере. Наличие большого числа вопросов в сценарии свидетельствует о том, что исследование недостаточно сфокусировано, или требуется другой тип исследования. Иногда заказчик хочет получить ответы на слишком большое число вопросов, настаивая при этом на применении метода фокус-групп. В подобной ситуации все преимущества данного метода будут сведены к нулю.
При подготовке сценария следует исключить вопросы, применяемые в количественных исследованиях, например, - “сколько?”, как часто?”.
Последовательность вопросов должна быть такова, чтобы:
Замечания
Даже при одной и той же теме исследования, часто бывает необходимо подготовить разные сценарии для групп с разным составом респондентов (социальное положение, наличие детей в семье, опыт потребления - если это важно для исследования).
Часто
в фокус-группах применяют стим
Вот некоторые рекомендации по составлению сценария, предложенные AED.
Этапы разработки сценария
Работа над сценарием обычно начинается с составления большого перечня вопросов, которые затем объединяются в несколько основных тем. В процессе работы, объем сценария постоянно уменьшается до тех пор, пока не примет оптимальную форму. Начинающие исследователи обычно опасаются, что небольшого числа основных тем будет недостаточно и не удастся получить ответа на все интересующие вопросы. Это не так. Мы рассмотрим далее основные приемы, которые позволят получить максимум ответов на интересующие вопросы. А вот слишком детальный сценарий скорее всего станет помехой для получения ценной информации, так как в процессе проведения фокус-группы запланированные темы могут меняться местами в зависимости от хода дискуссии, могут возникать новые, непредвиденные темы обсуждения. Это надо всегда иметь в виду при разработке сценария.
Пример сценария фокус-группы
(Тема исследования - восприятие целевой аудиторией программ планирования семьи)
1. Провести разогревающую часть группового интервью.
2. Первые ассоциации .
Когда вы думаете о планировании семьи, назовите первое, что приходит вам в голову.
(уточняйте)
3. Отношение к детям.
Расскажите мне о детях. Как на них влияет семья?
(отметьте данные о каждом участнике - сколько детей, пол, возраст и т.д.).
(почему)
4. Планирование семьи.
Что вы
себе представляете, когда я произношу
выражение “планирование семьи”
Получить ответы и уточнить.
Процесс принятия решения для тех, кто использует ПС.
Для тех, кто не использует, узнать почему.
Представьте, что ваш друг сказал вам, что решил попробовать. Что бы Вы ему посоветовали?
5. Показать стимульный материал.
Реакции:
6. Впечатления о продукте (программа планирования семьи).
Представьте,
что я из далекой деревни
и никогда об этом не слышал.
Расскажите мне об этом.
7. Восприятия пользователей.
Кто, по
вашему мнению, те люди, которые пользуются
…? Как они выглядят? Расскажите
о них. На что похожа их жизнь? Чем
они отличаются от тех, кто не пользуется
…?
8. Благоприятные и неблагоприятные условия.
Опишите две или три ситуации, в которых люди, как вы, могли бы попробовать ….
Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений