Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 05:15, курсовая работа
Понятие миссии и цели организации.
Разработка миссии и установление целей предприятия на примере ООО «Марсель».
1
Понятие миссии
и цели организации
1.1
Роль миссии в стратегическом
управлении
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
В прежних условиях хозяйствования российские предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов.
Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта». В ней четко обозначены область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.
С теоретической точки зрения, данные правила кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.
Миссия предприятия – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства предприятия на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?»
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
► она действительно может помочь предприятию стать лучше;
► в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;
► ее разделяют большинство сотрудников предприятия.
Миссия организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Миссии часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
► сосредоточить сотрудников организации на общей цели;
► сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов;
► создать или изменить климат, или культуру организации;
► обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру;
► ввести систему формального планирования в организации.
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют при разработке миссии учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
Особенно активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в которых эти компании работают, и сопряжена с нанесением вреда окружающей среде.
Когда
стратегические приоритеты компании и
ее ответственность перед целевыми группами
определены, возникает вопрос – как избежать
превращения миссии компании в «дайджест»
ее прошлых достижений и мечтаний о светлом
будущем, не отражающий реальное положение
вещей? Для соблюдения баланса между реальностью,
стремлениями компании и требованиями
рынка руководству компании после определения
подхода к формулировке миссии и четырех
стратегических целей имеет смысл «протестировать»
полученную миссию на предмет соответствия
трем требованиям: «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО».
1.2
Цели формулирования
миссии
Прежде чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
В-третьих,
миссия создает возможность для
более действенного управления организацией.
Рисунок
1.1 - Предпосылки для формирования миссии
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к различным процессам внутренней и внешней среды.
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
Миссия
организации как
После того, как миссия сформулирована хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую «пирамиду целей».
Рисунок
1.2 - Пирамида целей
В данной схеме добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего год, три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.
В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам «пирамиды целей», после чего проверить «нижние этажи» этой «пирамиды» на соответствие практике компании, здравому смыслу и имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку на всех ступенях «пирамиды целей».
Проверка положений, связанных с миссией, очень сложна и для полноценного анализа требует много времени.
1.3
Цели организации и
их классификация
В общем смысле цель организации – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
В
таблице приведен пример тех ключевых
целей, которые могут быть поставлены
перед каждой подсистемой.
Таблица
1.1 - Примеры ключевых целей организации
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке. |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции. |
Научно-исследовательские разработки (инновации) | Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж). |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе. |
Менеджмент | Определить
критические области |
Кроме
экономических перед ними стоят социальные,
организационные, научные и технические
задачи. Классификация целей позволяет
конкретизировать задачу целеполагания
и использовать соответствующие механизмы
и методы, разработанные для классов целей.