Установление миссии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

Понятие миссии и цели организации.
Разработка миссии и установление целей предприятия на примере ООО «Марсель».

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

      1 Понятие миссии  и цели организации 

      1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 

      Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

      В прежних условиях хозяйствования российские предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов.

      Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

     Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые  при формулировании миссии. Поэтому  существует множество самых разнообразных  подходов к определению миссии и  к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта». В ней четко обозначены область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.

     Миссия  не должна зависеть от текущего состояния  организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.

     С теоретической точки зрения, данные правила кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.

     Миссия  предприятия – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства предприятия на вопрос: «Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?»

     Миссия  может быть эффективна лишь тогда, когда:

     ► она действительно может помочь предприятию стать лучше;

     ► в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;

     ► ее разделяют большинство сотрудников предприятия.

     Миссия  организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она  обычно довольно широка по масштабу и  зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации. Миссии часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:

     ► сосредоточить сотрудников организации на общей цели;

     ► сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов;

     ► создать или изменить климат, или культуру организации;

     ► обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру;

     ► ввести систему формального планирования в организации.

     Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и  ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют при разработке миссии учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:

  1. Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем.
  2. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.
  3. Организационная (административно-территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация.
  4. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.

      Особенно  активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в которых эти компании работают, и сопряжена с нанесением вреда окружающей среде.

     Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в «дайджест» ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка руководству компании после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей имеет смысл «протестировать» полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям: «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО». 

     1.2 Цели формулирования  миссии 

     Прежде  чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для  чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.

     Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление об организации, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

     Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.

     В-третьих, миссия создает возможность для  более действенного управления организацией. 

     

     Рисунок 1.1 - Предпосылки для формирования миссии 

     Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к различным процессам внутренней и внешней среды.

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

     Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

     После того, как миссия сформулирована хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую «пирамиду целей».

       

     Рисунок 1.2 - Пирамида целей 

     В данной схеме добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего год, три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.

     В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам «пирамиды целей», после чего проверить «нижние этажи» этой «пирамиды» на соответствие практике компании, здравому смыслу и имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку на всех ступенях «пирамиды целей».

     Проверка  положений, связанных с миссией, очень сложна и для полноценного анализа требует много времени.

     1.3 Цели организации и их классификация 

     В общем смысле цель организации –  это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

     Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

     В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой.  

Таблица 1.1 - Примеры ключевых целей организации 

Функциональная  подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного  вида) на рынке.
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции.
Научно-исследовательские  разработки (инновации) Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж).
Финансы Сохранять и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить  критические области управленческого  воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных  результатов.

     Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей. 

Информация о работе Установление миссии предприятия