Установление цены на продукцию предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Цель исследования курсовой работы – произвести анализ установления цены на продукцию предприятия.

Содержание

Введение 3
Теоретико-методологические основы формирования цены на товар 4
Прогнозирование основных ценообразующих факторов 7
2.1 Анализ макроэкономических факторов ценообразования 8
2.2 Определение уровня издержек производства 11
2.3 Оценка влияния регулирующих факторов на уровень цены 13
Расчет цены на продукцию предприятия 16
3.1 Выбор метода ценообразования 17
3.2 Расчет стоимости электроэнергии 18
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

курс.росина.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тюменский Государственный  Нефтегазовый Университет»

филиал "Тобольский индустриальный институт"

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Ценообразование

на тему «Установление  цены на продукцию предприятия»

 

  

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ФМБ-09

Рябикова Д.А.

Проверил: ассистент  Росина А.Г.

 

 

 

 

 

Тобольск 2012 г.

 

Содержание

Введение                                                                                                  3

  1. Теоретико-методологические основы формирования цены на товар                                                                                                           4
  2. Прогнозирование основных ценообразующих факторов              7
  3. 2.1 Анализ макроэкономических факторов ценообразования           8
  4. 2.2 Определение уровня издержек производства                              11
  5. 2.3 Оценка влияния регулирующих факторов на уровень цены      13
  6. Расчет цены на продукцию предприятия                                       16
  7. 3.1 Выбор метода ценообразования                                                    17
  8. 3.2 Расчет стоимости электроэнергии                                                 18

Заключение                                                                                            21

Список литературы                                                                               22

 

Введение

Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений.

Особенно актуальной эта проблема становится в условиях усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, что предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

Объект исследования курсовой работы – ОАО «Тюменская Энергосбытовая компания».

Цель исследования курсовой работы – произвести анализ установления цены на продукцию предприятия.

 

  1. Теоретико-методологические основы формирования цены на товар

Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установит цену, по которой оно хочет продавать свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком.

Еще недавно решения  по ценам принимались исходя из издержек и рентабельности. Кризисные годы экономических преобразований в  России изменили состояние дел: высокая  инфляция, рост цен на сырье, рост процентных ставок, обострение конкуренции, снижение покупательной способности – все эти факты усилили роль ценообразования.

 В зависимости от  особенностей товара, размеров и  финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для  расчета цены могут быть использованы  различные методы. Значительное влияние на выбор метода расчета цены оказывает также степень новизны товара, наличие дифференциации товара по качеству, стадия жизненного цикла товара. Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных достоинств в изделии. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей характеризуют, как правило, средний уровень.

 Таким образом,  при выборе метода ценообразования  нужно учитывать как внутренние  ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров конкурентов).

 Расчет цены на  товар предлагает выполнение  ряда последовательных этапов  в деятельности экономиста по  ценам.

1 этап. Постановка целей  и задач ценообразования. Рассчитывая  цену, фирма должна четко определить для себя, каких целей она хочет добиться с помощью устанавливаемой цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильна будет установлена цена.

2 этап. Определение спроса. Фирма  должна оценить эластичность  спроса по цене, определить вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течении определенного времени по ценам разного уровня.

3 этап. Оценка издержек  производства. Издержки производства  определяют минимальную цену  товара. Поэтому на данном этапе  фирма определяет постоянные, переменные, валовые издержки производства при различных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала бы справедливую прибыль.

4 этап. Анализ цен  и качества товаров конкурентов. Только изучив цены и качество аналогичных изделий конкурентов, фирма может более объективно определить положение своего товара по отношению к товарам фирм-конкурентов.

5 этап. Выбор метода  ценообразования. Цену можно определить  различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому фирмы стремятся выбрать такой метод, который позволяет более правильно определить цену на конкретный товар.

6 этап. Расчет исходной  цены. На основе выбранного метода  определяется возможный уровень цены.

7 этап. Учет дополнительных  факторов. Прежде чем определить  окончательный уровень цены, фирма  должна учесть ряд дополнительных  факторов, влияющих на уровень  цены, проверить соблюдение целей  ценовой политики, учесть реакцию  на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства.

8 этап. Установление окончательной  цены. На этом этапе устанавливается  окончательный уровень цены, оформляются  соответствующие документы.

 Все методы ценообразования  могут быть объединены в три большие группы: затратные, рыночные и эконометрические. Все эти методы, как правило, являются коммерческой тайной и в печати публикуются лишь в общих чертах.

 

  1. Прогнозирование основных ценообразующих факторов

С учетом современной  практики цену надо рассматривать как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Это факторы спроса, потребительского выбора, факторы предложения. В обобщенном виде цена есть денежное выражение стоимости, находящейся под влиянием факторов спроса, предложения и денег.

Под ценообразующими  факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры  цен. В условиях свободного ценообразования  выделяются следующие ценообразующие факторы.   

Факторы спроса. Данные факторы  формируют цену спроса, т. е. максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного  количества товара. Именно желание  и способность заплатить за данное количество товара определенную сумму  денег отличает спрос от простого желания заполучить то или иное благо, чем бы это желание ни диктовалось. Следовательно, среди факторов спроса выделяют вкусы и предпочтения потребителей, размеры их денежных доходов и накоплений, потребительские свойства товара, его качественные характеристики.

При приобретении какого-либо товара потребитель проявляет готовность пожертвовать в «обмен» на его  покупку некоторым количеством  других товаров и услуг на ту же сумму. Эта готовность пожертвовать определяется факторами потребительского выбора, которые определяют конкурентоспособность данного товара на товарном или факторном рынке.

В рыночной экономике  право окончательного решения о  том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому  фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.

Любой покупатель чувствителен к цене, однако эта чувствительность может существенно изменяться от одной ситуации к другой в зависимости  от важности, приписываемой товару, или, напротив, от неценовых жертв, связанных с приобретением товара.

 

  • 2.1 Анализ макроэкономических факторов ценообразования
  • Формирование  цены на рынке недвижимости происходит под воздействием внешних и внутренних факторов.

    Выделяют следующие  группы внешних факторов:

    • макроэкономические факторы;

    • микроэкономические факторы;

    • социальное положение  в регионе.

    Макроэкономические  факторы характеризуют экономические  условия в стране. К макроэкономическим факторам относят:

    • валовой внутренний продукт (ВВП);

    • уровень инфляции;

    • ставки доходности по финансовым инструментам;

    • деньги на руках  у населения;

    • доходы населения;

    • уровень занятости  трудоспособного населения;

    • состояние  торгового баланса;

    • индекс потребительских  цен на товары и услуги.

    В условиях равновесного рынка и стабильной экономики темп роста цен на недвижимость складывается из суммы темпа роста инфляции национальной валюты и темпа прироста ВВП (обычно около 1-3%).

    Состояние российской экономики сильно зависит от экспорта продукции топливно-энергетического  комплекса. Один процент населения занятого в нефтяной и газовой промышленности приносит четвертую часть ВНП. Таким образом, существующий на данный момент уровень мировых цен на нефть становится одним из макроэкономических факторов, который, способствуя экономическому росту в стране, опосредовано влияет на рынок недвижимости. Если же цена на нефть сильно упадет до того, как экономика России станет более диверсифицированной, то платежеспособный спрос сильно снизится, что окажет понижающее влияние на цены.

     

    2.2 Определение уровня издержек производства

    Уровень издержек производства характеризует степень развития производственной базы, уровень прогрессивности организации производства и труда, его техническую оснащенность. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получения большей прибыли.

    При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить их довольно сложно. Это связано, прежде всего с тем, что в область их измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которые определяются по-разному.

    Значительное  влияние на уровень издержек производства оказывает показатель энергоемкости, как всего ВВП, так и отдельных отраслей экономики. При этом если складывающийся уровень издержек производства на продукцию, производимую предприятием, зависит в значительной степени от усилий самого предприятия, то формирование уровня цены и объема продаж во многом связано с конъюнктурой рынка. Поэтому стремление получить, как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной ценовой политики.

    Определение уровня прибыли и рентабельности непосредственно зависит от уровня издержек производства и цены конкретных товаров, выпускаемых производственным отделением или фирмой в целом. Нормативная или целевая норма прибыли устанавливается с учетом той нормы прибыли, которую высшее руководство считает необходимым получить для обеспечения дальнейшего развития фирмы. Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда. Поэтому воздействие цен на деятельность предприятий начинается с определения того уровня издержек производства, которые предприятие имеет право окупить через цены на свою продукцию.

    Изменение издержек производства не сразу приводит к изменению цены. В течение  некоторого времени те фирмы, на которых  было достигнуто повышение производительности труда или внедрено то или иное техническое усовершенствование, будут получать сверхприбыль. Это особенно характерно для периода оживления и подъема, когда спрос на данную продукцию находится на высоком уровне и предприятиям не надо присматриваться к действиям конкурентов. В условиях же кризиса, когда спрос падает и конкуренция обостряется, цены начинают быстро снижаться.

    Информация о работе Установление цены на продукцию предприятия