Миссия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

В современных российских условиях, в период активных социально-экономических преобразований, менеджмент играет особую роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. Динамичные изменения организационно-правовых условия бизнеса, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и сервиса в нашей стране убедительно свидетельствует о том, что только эффективный менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организаций, адаптацию их к постоянно меняющейся рыночной среде.

Работа содержит 1 файл

миссия реф.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

     Введение 

             В современных российских условиях, в период активных социально-экономических  преобразований, менеджмент играет  особую  роль, превращаясь в реальный  фактор развития бизнеса в  разных сферах экономической  деятельности. Динамичные изменения   организационно-правовых условия бизнеса, усиление конкуренции  и повышение требований к качеству продукции и сервиса в нашей стране убедительно свидетельствует  о том, что только эффективный менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие  организаций, адаптацию их  к постоянно меняющейся рыночной среде. 

               Исходной точкой стратегического  управления любой организацией  является ее миссия и цели. Именно миссия и цели организации  задают основное направление  развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей. 

     Миссия  организации является важнейшей  составляющей стратегического плана  развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. 

              Во многих компаниях разрабатываются  официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это  формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. 

              Стратегия — программа, план, генеральный курс субъекта управления  по достижению им стратегических  целей в любой области деятельности. Виды стратегий: стратегия перехода  страны на регулируемые рыночные отношения; стратегия сохранения экосистемы; стратегия повышения качества жизни; стратегия развития отдельных отраслей, регионов, фирм и др. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем. 

       

     1.     Миссия и ее влияние на деятельность  организации. Процесс формирования. Примеры. 

             Дорофеев В.Д. дает такое определение  миссии – «это предназначение  и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом»[3,c.161]. 

              Когда идет речь о целевом  начале в поведении организации  и соответственно о целевом  начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. 

              Существуют широкое и узкое  понимания миссии. В случае широкого  понимания миссия рассматривается  как констатация философии и  предназначения, смысла существования  организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. 

              Что касается второй части  миссии, то она может меняться  в зависимости от глубины изменений,  которые могут проходить в  организации и в среде ее  функционирования. 

               В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя она и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.  

              Миссия формулирует и формализует  статус предприятия на внешнем  рынке и обеспечивает направления  и ориентиры для определения  цели и выбирает его стратегию. 

         Миссия может быть эффективна  лишь тогда, когда: 

     -                     она действительно может помочь предприятию стать лучше; 

     -                     в ней сконцентрировано истинное  видение менеджерами предприятия  его будущего на рынке; 

     -                     ее разделяют большинство сотрудников  предприятия. 

              Миссия организации, означает  попытку ответить на вопрос, в  чем состоит конечный смысл  деятельности организации. Она  обычно довольно широка по  масштабу и зачастую выглядит  как описание долгосрочных перспектив  организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития[6,с.504]. 

              Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: 

     • история  фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались  ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; 

     • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; 

     • состояние  среды обитания организации; 

     • ресурсы, которые она может привести в  действие для достижения своих целей; 

     • отличительные  особенности, которыми обладает организация[1,с.228]. 

             Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации: 

     • целевые  ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к  чему стремится организация в  своей деятельности в долгосрочной перспективе; 

     • сфера  деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта; 

     • философия  организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации; 

     • возможности  и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника. 

              Наряду с вышеперечисленными  характеристиками организации при  формировании миссии организации  важным является отражение в  содержании и форме изложения  миссии имиджа, которым обладает  организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация. 

              Что дает миссия для деятельности  организации, для чего она формулируется? 

               Во-первых, миссия дает субъектам  внешней среды общее представление  о том, что собой представляет  организация, к чему она стремится,  какие средства она готова  использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. 

              Во-вторых, миссия способствует формированию  единения внутри организации  и созданию корпоративного духа. 

              В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления  организацией в силу того, что  она: 

     • является базой для установления целей для организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования; 

     • обеспечивает стандарты для распределения  ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации; 

     • расширяет  для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым  позволяет применять более широкий  набор приемов мотивирования[1,с.230]. 

               Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. 

              Очень важно формулировать миссию  предельно ясно для того, чтобы  она была легко понятна всем  субъектам, взаимодействующим с  организацией, в особенности всем  членам организации. При этом  миссия должна быть сформулирована  таким образом, чтобы, с одной стороны, она исключала возможность разнотолков, а с другой стороны, оставляла простор для творческого и гибкого развития организации. 

              Миссия не должна зависеть  от текущего состояния организации,  форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Именно эти рекомендации учтены в формулировках миссии некоторых отечественных организаций, приведенных в таблице 1. 

               Прежде чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить  предназначение данной фирмы,  сформулировать роль и место  фирмы на рынке, сферу ее  деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет. 

     Таблица 1 – Примеры формулировок миссии

     Организация 

     Миссия 

     Коммерческий  банк 

     Содействие  становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем  предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. 

     Ювелирно-художественная фирма 

     Производство  и реализация изделий из драгоценных  металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным  достатком. 

     Государственное предприятие, опытно-конструкторское  бюро 

     Наша  деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду 

     Компания, производящая оборудование для офисов 

     Наша  цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда 

     Инвестиционная  компания 

     Мы  готовы инвестировать капитал в  любую область, работающую прибыльно  и имеющую потенциал дальнейшего роста 
 

       

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации. 

              Миссия организации как сформулированное  утверждение обычно вырабатывается  ее высшим руководством. Часто  миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям. 

Информация о работе Миссия предприятия