Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 06:30, доклад
Миссия — определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.
Миссия и Мотивация Предприятия
Миссия — определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.
Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.
Следует различать широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании
миссия рассматривается как
В узком понимании миссия — сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.
Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии — выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.
Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:
владелец предприятия;
ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);
сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;
поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия и возможности своего воздействия;
потребители. Следует
помочь им понять, на чем фокусируется
конкретное предприятие и что
именно они являются сосредоточием
усилий.
Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.
Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.
Компоненты положения о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.
1. Описание текущего положения дел на предприятии;
описание потребителей, с которыми в настоящее время ра
ботает предприятие;
описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);
описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики компании?);
описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?).
2. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых предприятием;
характеристика рынка (предприятие определяет своих основ
ных потребителей, клиентов, пользователей);
цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
технология (характеристика
оборудования, технологических процессов,
инноваций в области
философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);
внутренняя концепция,
в рамках которой предприятие
описывает собственное
внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.
Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.
Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания предприятия;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает пред
приятие.
Часто при написании
положения о миссии составляется
сопровождающая его расшифровка. В
ней должны быть отражены такие характеристики
предприятия, как целевые ориентиры
предприятия, сфера деятельности предприятия,
философия предприятия, возможности
и способы осуществления
Содержание
Введение Введение Как сформулировать свою собственную миссию и видение (Vision)? Перед тем, как это сделать, рекомендуется взглянуть на то, как формулируют это процветающие компании. Приведенная ниже информация носит, скорее, справочный характер, потому что при разработке миссии собственной организации я бы не рекомендовал руководствоваться чужими образцами. Дело здесь даже не в том, что Ваша миссия должна отражать уникальность и цели именно Вашей организации, а в том, что на данный момент сама идея создания миссии организации серьезно выхолощена. Сейчас наличие у организации миссии стало чуть ли не "обязательным" атрибутом, вне зависимости от того, на какой стадии своего развития находится организация и внутреннего климата. Если топ-менеджер хочет показать собственникам бизнеса, что он "современный руководитель", то разработки миссии организации не миновать. В большинстве случаев это превращается в формальный процесс, в котором пытается поучаствовать чуть ли не каждый руководитель компании. Но, хуже всего, не понимая истинные цели и задачи создания миссии организации, плод такого коллективного труда превращается либо в "франкенштейна", либо в формальный текст в духе советской агитации, который не вызывает никаких эмоций у сотрудников. Тогда получается нечто вроде "мы производим товары ХХХ самого высокого качества, обеспечиваем высокую прибыль для акционеров и любим своих сотрудников". Теперь приведу пример такой миссии, которая даже описана как пример в одном из учебников: Формулировка миссии компании “Сан Бэнкс” Миссия компании "Сан Бэнкс" заключается в содействии экономическому развитию к благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании. Как правило, реалии ведения бизнеса такой компании далеки от деклараций, но... "все как у людей". Поэтому часто за красивой витриной миссии часто ничего реального не находится. Чтобы избежать подобного развития событий, я предлагаю ознакомиться с примерами формулировки видения, миссии, стратегических целей различными компаниями, а после этого прочитать мою статью "Переосмысление роли миссии". Миссия, которая вызывает недоверие, которая содержит либо пустые, либо стандартные слова или декларации, не стоит даже того времени, которое требуется на ее прочтение. Более того, если миссия вызывает недоверие, это рикошетом отражается на компании. Часто в литературе встречается фраза о том, что миссия должна "вдохновлять". В условиях нашей действительности это выливается в "советские" лозунги. Я бы перефразировал бы эту идею так: "миссия должна вызывать доверие в качестве реальной цели к которой реально стремится организация и ее сотрудники и миссия должна соответствовать сути и духу организации". Именно тогда получится желаемый результат. Назначение миссии Истинное назначение миссии - направлять сотрудников организации, указывать им выбранную стратегию, МЕГАЦЕЛЬ. Цель, задекларированная в миссии должна реально являться для организации главной и основной задачей. Топ-менеджмент организации, которая имеет миссию "обеспечивать людей недорогой качественной обувью" вряд ли будет сосредотачивать усилия на открытии сети бутиков или обуви из сверхдорогих материалов. Миссия определяет суть существования организации и консолидирует персонал вокруг этой идеи. Можно даже говорить о неком программировании сотрудников на достижение и реализацию данной идеи. Если про цель, изложенную в миссии, забывают сразу же, как только поставлена последняя точка или сразу же, как только миссия опубликована, это может принести только вред. Сотрудники организации, которые видят такую "двойную мораль" вряд ли станут более мотивированными и нацеленными на повышение эффективности работы организации, а клиенты станут точно также относиться ко всему что делает такая организация и на их будущую лояльность тоже не стоит рассчитывать. Это, конечно, некоторое сгущение красок, но об этом стоит помнить. Ошибки при формулировке миссии Как я уже говорил выше, миссия не должна быть стандартной, написанной из стандартных словосочетаний, которые ничем не отличаются от языка финансовых или других отчетов. Иначе это будет похоже на стремление выделиться на черном автомобиле в ряду других черных автомобилей с миссией "мы будем производить самые черные автомобили для наших клиентов с максимальной эффективностью и отдачей, принося высокий доход нашим акционерам. И мы, кроме того, очень любим наших сотрудников". В итоге, большая часть созданных организациями миссий (80-90%) являют собой просто дань моде и попытку следования неким стандартам менеджмента, не принося своей организации никакой пользы. А ведь на их разработку были потрачены значительные средства. Попробую сформулировать основные признаки "пустой" миссии: миссия содержит фразы о том, что весьма далеко от реального бизнеса организации и ее отношений с клиентами миссия содержит стандартные фразы, не несущие конкретики и не дающие понять, что именно делает или собирается делать организация миссия никак не связана с планами организации, с тем направлением, к которому организация реально движется сотрудниками организации (я имею ввиду менеджмент) миссия не воспринимается как некое направление для своих действий, а скорее как элемент обязательных правил вроде распорядка дня или делового стиля одежды В чем же причина
такого положения вещей? Главная
проблема - это неспособность организации
понять собственную уникальность (предназначение)
и связать ее с тем бизнесом,
которым организация Как же смотреть на цели и задачи создания миссии? Предлагаю ознакомиться с мой статьей "Переосмысление роли миссии" Если Вы хотите,
чтобы я помог Вашей Ниже представлены формулировки стратегического видения и миссии для различных организаций и различных отраслей. И, как вы теперь сможете заметить, не все из них "вдохновляют". Кроме того, как уже понятно из сказанного выше, на примере формулировки миссии "чужой" организации не стоит создавать свою с помощью косметической корректировки - у каждой организации свой путь в бизнесе. Примеры формулировки стратегического видения и миссии 3COM "Миссия
3COM — подключать индивидуальные и корпоративных
пользователей к источникам информации
с помощью современных, простых и надежных
средств. Наше видение глобальной компьютеризации
— мир, в котором подключение к Internet проще,
доступнее, дешевле". ЗМ Corporation (финансовые и стратегические цели) "Достичь среднегодового роста прибыли на акцию минимум на 10%, прибыльности акционерного капитала — на 20—25%, рентабельности привлеченного капитала — не ниже 27%; не меньше 30% продаваемой продукции должно быть выпущено за последние 4 года". Alcan Aluminum (стратегические и финансовые цели) "Производить алюминий с минимальными издержками, удерживать индекс Standard and Poor выше среднего показателя". (Standard and Poor — фондовый индекс 500 наиболее активно покупаемых акций на Нью-йоркской фондовой бирже, публикуемый агентством Standard and Poor). Apple Computer, Inc. - "Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире". Atlas Corporation (стратегическая цель) "Стать низкозатратной золотодобывающей компанией среднего масштаба, производить не меньше 3735, 5 кг золота в год и создать золотой резерв в 424, 5 т". Avis rent-a-car — сдача автомобилей в аренду "Наш бизнес — сдача автомобилей в аренду. Наша миссия — абсолютное удовлетворение клиента". Banc One Corporation (стратегическая цель) "Всегда входить в тройку лидеров финансового рынка". Bristol-Myers Squibb "Миссия Bristol-Myers Squibb — улучшать качество жизни с помощью высококачественных санитарно-гигиенических средств. Наша цель — стать мировым лидером качества в этой отрасли". Стратегические и финансовые цели — это укрепление положения организации в отрасли и повышение конкурентоспособности; финансовые цели — это запланированные финансовые показатели. Bristol-Myers Squibb (стратегическая цель) "Сосредоточить наши усилия в глобальных масштабах на таких санитарно-гигиенических товарах, в производстве которых мы занимаем первое или второе место, обеспечивать потребителей товарами превосходного качества". Domino's Pizza (стратегическая цель) "Быстрая доставка горячей пиццы не более чем через 30 минут после принятия заказа. Разумные цены, приемлемая прибыль". Eastman
Kodak (цели за разное время) Ford Motor Company (стратегические цели) "Удовлетворять наших клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новых видов продукции, уменьшения времени промышленного внедрения новых транспортных средств, повышения эффективности всех предприятий и производственных процессов, создания партнерских отношений с работниками, профсоюзами, дилерами и поставщиками". HTC (производство
КПК и смартфонов) - Компания HTC видит свою
миссию в том, чтобы стать ведущим поставщиком
новаторских устройств мобильной связи
и передачи информации за счет самых современных
конструкторских разработок, а также производства,
логистики и обслуживания, отвечающих
мировым стандартам. Intel — производство процессоров для ПК Vision: "Наше видение: миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. Mission: Миссия Intel — сохранение за собой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах — это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet". Long John Silver's "Наше видение: стать лучшей сетью ресторанов быстрого обслуживания в Америке. Мы предлагаем каждому посетителю вкусные, здоровые и недорогие блюда из рыбы, морепродуктов и цыплят, обслуживаем быстро и вежливо". McDonald's - крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. "Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов" Mary Kay - средства
по уходу за кожей и декоративная косметика.
: METRO
Cash&Carry - лидер в области оптовой торговли. Microsoft Corporation — производство программного обеспечения Многие годы деятельность Microsoft определялась стратегическим видением: "Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение". Однако появление Internet и широкое распространение электронных устройств, отличных от ПК, например карманных калькуляторов и приставок к телевизорам, заставили Microsoft в 1999 году расширить видение следующим образом: "Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения". Otis
Elevator — производство лифтов Сеть отелей Ritz-Carlton " Polaroid - "Наша цель - совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни." SAS Group (Скандинавские авиалинии) напрямую не используют слово "миссия", а применяют термин "бизнес-концепция", хотя раздел на сайте называют "Mission - vision - objectives - values" (Миссия-Видение-Цели-Ценности)
Sony Corporation - "Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска". Toyota - "Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей". Trader Joe's — сеть бакалейных магазинов "Миссия Trader Joe's — продажа высококачественных продуктов и напитков, объективная информация, высочайшие стандарты обслуживания, дружелюбие, индивидуальный подход, корпоративный дух". Xerox (по состоянию на 2010 год)
Американский
Красный Крест "Миссия Американского
Красного Креста — улучшать качество
человеческой жизни; развивать в людях
уверенность в своих силах и воспитывать
ответственность; мы учим людей избегать
несчастных случаев и одновременно быть
к ним готовыми, уметь оказывать первую
помощь". ВымпелКом (БИ-ЛАЙН) -
российский оператор мобильной связи: Мобильные
ТелеСистемы (МТС) - российский оператор
мобильной связи: |
ЧТО ТАКОЕ МИССИЯ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Существует множество толкований понятия корпоративная миссия - смысл существования, основная цель деятельности; некое высшее предназначение; выражение общественной значимости деятельности; роль, которую компания собирается играть на рынке; качественное наполнение бизнеса, попытка бизнесмена найти смысл своей профессиональной деятельности; обоснование нефинансовых целей организации.
Осмелимся добавить
к этой коллекции собственное
определение миссии.
Миссия (организации, проекта, учреждения
и т. п.) – выражение способности и намерений
удовлетворять или создавать социально-значимые
и этически-приемлемые потребности (запросы)
человечества, отдельных групп людей (территорий,
государств, народов, сообществ, предприятий)
и личностей.
А если постараться
избавиться от излишней сложности, скажем
еще проще:
МИССИЯ КОМПАНИИ –
общественная польза,
которую компания намерена
принести (или уже приносит)
окружающим.
ЦЕЛИ МИССИИ
Миссия показывает
– насколько продукты компании (товары,
услуги, отношения) формируют и усиливают
качественные изменения в повседневной
жизни потребителя и
То есть миссия должна быть направлена
наружу, на общество, вне компании, а не
на компанию и ее интересантов. Именно
это является главным критерием при понимании
– миссия ли перед глазами или попытка
оправдания сугубо материальных интересов
бизнеса. Яркий тому негативный пример
– миссии сегодняшних российских банков
и страховых компаний, большинство которых
просто-напросто забыли об интересах клиента.
Приемлемыми для
общества целями миссии современного
российского бизнеса могут
- формирование нового качества жизни,
обобщающего потребительские свойства
продуктов компании;
- стремление улучшить уже сформированное
качество жизни и расширить его распространение;
- создание ценностей более высокого уровня
значимости для общества, чем затраченные
ресурсы;
- качественные изменения в самой компании,
как результат появления и мобилизации
дополнительных ресурсов и нового отношения
к миру;
- рост адаптации компании к требованиям
рынка и ее интеграции в мировое сообщество.
Красивые слова о прибылях и дивидендах или
неприкрытое стремление стать лидером
рынка – сомнительны для общественной
пользы и не настолько скромны, чтобы попасть
в формулировку миссии. Для них есть другие,
более амбициозные документы.
СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ
Имеется немало
мнений о том, каким должно быть содержание
миссии организации.
Так называемый четырехаспектный подход
предполагает учитывать в формулировке
миссии следующие аспекты: рыночный (продукция,
стратегии, конкуренция, цели предприятия,
рынки), социальный (учет интересов участников
бизнеса, социальных групп, упоминания
о корпоративной философии, культуре),
частный (успехи бизнеса с точки зрения
личных интересов владельцев), качественный
(стремление бизнеса изменить условия,
качество жизни общества, свойства социальной
среды).
На наш взгляд, грамотно сформулированная
миссия организации должна отражать именно
качественный аспект.
Другой подход советует учитывать основные
стратегические цели, стоящие перед любой
компанией на любом рынке, и озвучивать
приоритеты бизнеса относительно каждой
из них: общественной (вклад в местное
сообщество, решение конкретных общественных
проблем), потребительской (удовлетворение
запросов клиентов, учет потребностей
поставщиков и партнеров), административно-
С точки зрения НЛП миссия предприятия
включает три логических уровня: предназначение
компании, идентификация, ценности компании.
А, например, на сайте одного отечественного
госуниверситета утверждается, что “Содержание
миссии организации: 1) философия (базовые
взгляды, принципы и ценности, система
мотивов); 2) описание сферы деятельности,
продукта организации; 3) цели организации
(текущие и стратегические); 4) характеристика
потенциала и технологий; 5) описание внутренней
концепции, сильных сторон организации,
ее конкурентных преимуществ, перспектив
развития; 6) характеристика рынка, где
работает организация; 7) описание внешнего
образа (имиджа) организации”.
Вот и непонятно – верить подобному или
улыбаться.
Согласно какой методе ваша компания сформулирует
бизнес-миссию – решать вам.
Дополним: вопреки
некоторым авторам, мы не считаем, что
“Миссия компании” - документ, “положения
которого необходимо выполнять”. Миссию
фирмы надо знать, желательно ее разделять,
руководствоваться ею, следовать
ей, но выполнять ее положения..? Трудно
согласиться, что миссия – “корпоративная
идеология, ценностям которой соответствуют
сотрудники компании, и философия которой
отражается в их работе” (цитата – настоящая).
Миссия – это всего лишь миссия.
Хорошо сформулированная миссия организации
не нуждается в дополнительных расшифровках,
дополнениях, не содержит никаких вложенных,
расширяющих ее толкований, положений.
Она является полноценным, самостоятельным
документом, логически входящим в набор
документов под общим названием “Идеология
компании”.