Управление в социальной сфере и отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа на тему Управление в социальной сфере и отраслях.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Изучив состояние управления  социальной сферы города можно  сделать следующее заключение.

      В структуре организации города  Сатпаев  создана дееспособная  система государственных органов  управления социальной сферой. Целью социально-экономической политики города Сатпаев является выполнение в рамках своей компетенции и полномочий, прав и государственных гарантий, устойчивого повышения уровня жизни населения на основе создания условий для роста производственной сферы экономики.

      Между Республикой и её субъектами  при разграничении полномочий  центр тяжести практической работы  по осуществлению социальной  политики перемещён на региональный, а затем и местный уровень.

      Решив выше поставленные задачи, можно сделать вывод, что совершенствование управления социальной сферой города Сатпаев возможно при условии: во-первых, правильного выбора приоритетов социальной политики на муниципальном уровне; во-вторых, активного и широкого применения инновационных технологий управления, в частности, бюджетирования по результатам; в-третьих, комплексного и рационального использования имеющихся ресурсов (экономических, финансовых, информационных, социальных и т.д.).

      Для совершенствования управления в области образования г. Сатпаев необходимо:

      - обеспечивать предоставление тех общественных услуг, которые в наибольшей степени отвечают потребностям граждан и экономики;

      - отказываться от направления  средств на расходы, осуществляемые  без надлежащего социально-экономического обоснования;

      - осуществлять планирование на  длительный период вперёд;

      - устанавливать ответственность  государственных и муниципальных  ведомств, организаций и конкретных  служащих за конечный результат;

      - реально оценивать финансовое положение и финансовые возможности бюджета;

      - повышать обоснованность принимаемых  управленческих решений.

      Попытки механического перенесения в муниципалитеты принципов и методов бюджетирования, ориентированного на результаты, сформировавшихся в сфере управления образованием, дают не совсем ожидаемые результаты. Это объясняется действием следующих факторов.

      Во-первых, колоссальное разнообразие условий предоставления муниципальных услуг, что существенно осложняет разработку единых нормативов.

       Во-вторых, необходимость обеспечения широкого общественного участия и учёта мнения населения муниципального образования в определении приоритетов бюджетных расходов и разработке стандартов предоставления муниципальных услуг в сфере образования.

      В-третьих, необходимость повышения квалификации муниципальных служащих, преодоления сопротивления изменениям и сложившихся устойчивых представлений о приоритетах муниципальной бюджетной политики.

      Многое уже сделано, но многое еще и предстоит. И, по всей видимости, дальнейшие перспективы расширения практики использования БОР в социальной сфере на местном уровне связаны с решением двух ключевых проблем.

      Во-первых, на государственном  уровне БОР рассматривается как ключевой элемент реформирования бюджетного процесса, однако на настоящий момент очень мало рамочных документов, регламентирующих его внедрение и использование. Концепция Правительства РК по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, постановляет субъектам РК и муниципальным образованиям переход на бюджетирование, ориентированное на результат.

      Во-вторых, успешная реализация модели БОР возможна только тогда, когда будут созданы эффективные механизмы мотивации ответственных исполнителей на всех уровнях, основным из которых является переход на заключение контрактов с государственными и муниципальными служащими, работниками бюджетных учреждений, в которых были бы чётко указаны критерии и показатели оценки качества их работы. Переход на новую систему оплаты труда, «привязанную к результатам деятельности», также требует принятия соответствующих решений на государственном уровне.

      Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе государственного планирования необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Слишком быстрое её внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчётности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки. Кроме того, реализация предложений, предусмотренных настоящей Концепцией, затрагивает основы функционирования государственного планирования, бюджетной системы и требует внесения существенных законодательных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1.     Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.- М.: ООО «Новое знание», 2004.
  2.     Каренов Р.С. Теория и практика менеджмента.- Алматы: Гылым, 1999.
  3.     Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере.- М.: Экономистъ, 2007.
  4.     Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента.- М.: Издательство «ПРИОР», 1998.  
  5.    Дракер 17. Посткапиталистическое общество // Новая пост-индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. -- М., 1999. - 292 с.
  6.     Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. Т.1. -- М., 1992.
  7.     Сагиндиков Е.Н. Стратегическое планирование и особенности развития отраслей социальной сферы региона. - Алматы, 2001.
  8.     Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. Том I. Алматы: Фирма «Валери», 1997.
  9.     Рустемов Н.Т. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии  //Проблемы современной экономики. № 2.
  10. Гуляева Наталья Павловна: Социальная сфера как объект управления и социальное развитие //Самиздат, 2005
  11. Управление социальной сферой / Под. ред. В.Э. Гордина: Учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. -289с.
  12. Бабич AM., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  13. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы
  14. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны Народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. С.176
  15. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Астана, 2007.
  16. Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне  //Экономист, 1999, 7, с.49.
  17. Информационный портал аппарата Акима города Сатпаев. Город Сатпаев, 2009.
  18.   Н.Е.Жулдызбаев. Региональные особенности управления социальными процессами в современных условиях РК  //Вестник КазГУ,  Алматы, 1999, № 1.
  19. Казахстанская правда // 0 положении в стране и основных направлениях внутренней политики на 1997 год. Послание Президента РК Народу Казахстана // 8 октября 1996 года.
  20. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А.Н.Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 256 с.
  21. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Ассоциация Международного Образования, 2006, 219 с.
  22. Чубарова Т.В. Новые тенденции в управлении организациями в социальной сфере / Социальная работа: теория, технология, образование. - М.: МГСУ, 2008, №2.
  23. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России: Науч. доклад. М.: Центр фискальной политики, 2002.
  24. Ушаков В.А. Проблемы и перспективы внедрения бюджетирования по результатам в практику управления государственными и муниципальными финансами  //Научный вестник научной академии государственной службы.
  25. Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, Астана, 2007 год.
  26. Программа развития города Сатпаев на 2011-20145 годы.
  27. Стратегический план ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Сатпаев» Карагандинской области на 2010-2014 годы.
  28. Программа  развития ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Сатпаев» на 2011-2015 годы.
  29.   Методика оценки эффективности  деятельности государственного органа по управлению бюджетными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Баллы критериев и показателей 

 

№ п\п

Наименование критерия/показателя

балл

1

Освоение  выделенных средств на соответствующий  финансовый год  – 10 баллов

1.1

до 94%

0

 

94,0 - 94,5%

1

 

94,6 - 95,1%

2

 

95,2 - 95,7%

3

 

95,8 - 96,3%

4

 

96,4 - 96,9%

5

 

97,0 - 97,5%

6

 

97,6 - 98,1%

7

 

98,2 - 98,7%

8

 

98,8 - 99,3%

9

 

99,4 - 100,0%

10

2

Отсутствие  нарушений бюджетного и иного  законодательства по итогам проверок органов государственного финансового  контроля – 10 баллов (определить период)

 

Отсутствие  нарушений               

10

 

Наличие нарушений  от общего объёма бюджетных средств, охваченных контролем

 
 

до 5%

9

 

5,0 - 9,4%

8

 

9,5 - 13,9%

7

 

14,0 - 18,4%

6

 

18,5 - 22,9%

5

 

23,0 - 27,4%

4

 

27,5 - 31,9%

3

 

32,0 - 36,4%

2

 

36,5 - 40,9%

1

 

более 41%

0

3

Принятые (реализованные) меры администратором бюджетных программ по отчету о результатах внутреннего контроля проведенного службами внутреннего контроля к общему объёму рекомендаций – 5 баллов

 

Отсутствие  служб внутреннего контроля

0

 

Принятые (реализованные) меры по результатам проведенного внутреннего контроля к общему объему рекомендаций

 
 

95 - 100%

5

 

90 - 94%

4

 

85 - 89%

3

 

80 - 84%

2

 

75 - 79%

1

 

менее 75%

0

4

Объём перераспределённых средств администратора бюджетных программ к утверждённому объему расходов – 5 баллов (определить период)

 

Доля перераспределённых средств администратора бюджетных программ к утверждённому объёму расходов

 
 

Менее 15%

5

 

15,0 - 16,3%

4

 

16,4 - 17,7%

3

 

17,8 - 19,1%

2

 

19,2 - 20,5%

1

 

Более  20,6%

0

5

Организационные меры по исполнению бюджета – 20 баллов

5.1

Составление и утверждение (уточнение) планов финансирования по обязательствам и платежам администраторами бюджетных программ и доведение их до подведомственных государственных учреждений

5

 

Своевременно

5

 

С нарушением срока 

0

5.2

Исполнение мероприятий утверждённого плана государственных закупок, заключение договоров и их регистрация в органах казначейства    

3

 

Своевременно 

3

 

С нарушением срока  не более 20%

2

 

С нарушением срока  более 20%

0

5.3

Утверждение (уточнение) и размещение годовых планов государственных закупок, конкурсных документаций, соответствующих протоколов на веб-портале государственных закупок и интернет-ресурсе заказчика

3

 

Своевременно

3

 

С нарушением срока 

0

5.4

Своевременное принятие нормативных и/или правовых актов, входящих в компетенцию государственного органа, необходимых для реализации бюджетной программы

3

 

Своевременно

3

 

С нарушением срока 

0

5.5

Отсутствие фактов удорожания проектно-сметной документации

6

 

Отсутствие 

6

 

Наличие фактов удорожания проектно-сметной документации

0

6

Доля  государственных закупок, признанных несостоявшимися в соотношении  к запланированным государственным  закупкам – 10 баллов

 

0 - 0,4%

10

 

0,5 – 0,9%

9

 

1,0 – 1,4%

8

 

1,5 – 1,9%

7

 

2,0 – 2,4%

6

 

2,5 – 2,9%

5

 

3,0 – 3,4%

4

 

3,5 – 3,9%

3

 

4,0 – 4,4%

2

 

4,5 – 5%

1

 

Свыше 5%

0

7

Сдача (внедрение) объектов в установленные  сроки – 10 баллов

 

Своевременно

10

 

Доля объектов своевременно не введённых в эксплуатацию к общему количеству объектов

 
 

1 - 3%

9

 

4 - 6%

8

 

7 - 9%

7

 

10 - 12%

6

 

13 - 15%

5

 

16 - 18%

4

 

19 - 21%

3

 

22 - 25%

2

 

26 - 30%

1

 

более 30%

0

8

Достижение  прямых результатов бюджетной программы  – 10 баллов

 

выполнение  количественных показателей, путем  сравнения достигнутых фактических показателей с плановыми

 

99,0 - 100%

10

 

98,0 - 98,9%

9

 

97,0 - 97,9%

8

 

96,0 - 96,9%

7

 

95,0 - 95,9%

6

 

94,0 - 94,9%

5

 

93,0 - 93,9%

4

 

92,0 - 92,9%

3

 

91,0 - 91,9%

2

 

90,0 - 90,9%

1

 

Менее 90,0%

0

9

Достижение  конечных результатов бюджетной программы – 10 баллов

 

Выполнение количественных показателей, путем сравнения достигнутых фактических показателей с плановыми

 
 

99,0 - 100%

10

 

98,0 - 98,9%

9

 

97,0 - 97,9%

8

 

96,0 - 96,9%

7

 

95,0 - 95,9%

6

 

94,0 - 94,9%

5

 

93,0 - 93,9%

4

 

92,0 - 92,9%

3

 

91,0 - 91,9%

2

 

90,0 - 90,9%

1

 

Менее 90,0%

0

10

Отсутствие  дебиторской задолженности – 5 баллов

 

Отсутствие 

5

 

Наличие

0

 

Изменения дебиторской  задолженности:

 
 

в сторону уменьшения

3

 

в сторону увеличения

0

11

Отсутствие  кредиторской задолженности– 5 баллов

 

Отсутствие 

5

 

Наличие

0

 

Изменения в  течение года кредиторской задолженности:

 
 

В сторону уменьшения

3

 

В сторону увеличения

0


*На основе источника [28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

СТРУКТУРА

ГУ  «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев» 

 

 


 


 

 


 

 

 

 


 

 



 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

 Структура  администратора бюджетных программ  ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»

 

 

 

 

 


 



 


Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях