Управление в социальной сфере и отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа на тему Управление в социальной сфере и отраслях.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

      10. Уполномоченный Правительством орган по внутреннему контролю и его территориальные подразделения по результатам перепроверки данных представляют заключение в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.

      11. Центральные государственные органы и акиматы областей, города республиканского значения, столицы предоставляют информацию в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета по форме, согласно приложению А к Методике и пояснительную записку с соответствующими расчётами и обоснованиями по критериям и показателям в разрезе каждого мероприятия (см. прил.А).

      12. Пояснительная записка должна содержать результаты проведённого анализа эффективности деятельности центрального государственного/местного исполнительного органа в разрезе критериев:

      1. По критерию «Освоение выделенных средств на соответствующий финансовый год» приводится процент исполнения бюджетных средств по бюджетным программам администратора республиканских бюджетных программ/бюджетных программ развития местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год.

      2. По критерию «Отсутствие нарушений бюджетного и иного законодательства по итогам проверок органов государственного финансового контроля» указывается:

      1) орган государственного финансового контроля, которым проведена проверка;

      2) количество проверок за отчетный период;

      3) период, охваченный контролем;

      4) финансовые нарушения, выявленные проверками на соответствие бюджетного и иного законодательства, в том числе:

      а) сумма недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств;

      б) нецелевое использование целевых трансфертов и кредитов;

      5) финансовые нарушения, выявленные проверками за достоверностью и правильностью ведения  учета и отчетности;

      6) сумма денежных средств, использованных с нарушением законодательства о государственных закупках.

      Далее приводится расчет доли нарушений от общего объёма бюджетных средств, охваченных контролем:

      3. По критерию «Принятые (реализованные) меры администратором бюджетных программ по отчёту о результатах внутреннего контроля, проведенного службами внутреннего контроля к общему объёму рекомендаций» указывается:

      1) количество рекомендаций, направленных службами внутреннего контроля первому руководителю администратора бюджетных программ, за отчетный период;

      2) сумма нарушений, выявленных службами внутреннего контроля за отчетный период;

      3) количество рекомендаций, исполненных администраторами бюджетных программ;

      4) сумма нарушений, устранённых администраторами бюджетных программ по результатам проверок службами внутреннего контроля;

      5) сумма нарушений, подлежащих возмещению и восстановлению, по результатам проверок службами внутреннего контроля;

      6) сумма возмещённых и восстановленных нарушений, выявленных службами внутреннего контроля. 

      Для местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы указывается количество служб внутреннего контроля по администраторам бюджетных программ.

      Далее приводится доля принятых (реализованных) мер по результатам проведенного внутреннего контроля к общему объёму рекомендаций:

      4. По критерию «Объём перераспределённых средств администратора бюджетных программ к утверждённому объёму расходов» указывается доля соотношений перераспределённых средств при уточнении бюджета между бюджетными программами в общем объёме бюджета администратора республиканских бюджетных программ, местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.

      5. По критерию «Организационные меры по исполнению бюджета» в разрезе показателей указывается:

      - своевременность или нарушение сроков составления и утверждения (уточнения) планов финансирования по обязательствам и платежам администраторами бюджетных программ и доведения их до подведомственных государственных учреждений;

      - своевременность или нарушение сроков исполнения мероприятий утверждённого плана государственных закупок, заключение договоров и их регистрация в органах казначейства;    

      - своевременность или нарушение сроков утверждения (уточнения) и размещения годовых планов государственных закупок, конкурсных документаций, соответствующих протоколов на веб-портале государственных закупок и интернет-ресурсе заказчика;

      - своевременность или нарушение сроков принятия нормативных и/или правовых актов, входящих в компетенцию государственного органа необходимых для реализации бюджетной программы;

      - отсутствие или наличие фактов удорожания проектно-сметной документации. Факты удорожания проектно-сметной документации приводятся с причинами в разрезе бюджетных программ и по объектам.

      6. По критерию «Доля государственных закупок, признанных несостоявшимися в соотношении к запланированным государственным закупкам» приводится расчёт доли государственных закупок, признанных несостоявшимися в соотношении к запланированным государственным закупкам с указанием количества бюджетных программ, по которым проведены государственные закупки, в том числе признанные несостоявшимися.

      7. По критерию «Сдача (внедрение) объектов в установленные сроки» указывается количество бюджетных программ, по которым предусмотрена сдача (внедрение) объектов. По объектам, своевременно не введённым в эксплуатацию, приводится доля объектов своевременно не введённых в эксплуатацию к общему количеству объектов, а также указываются причины задержки ввода в эксплуатацию.

      8. По критерию «Достижение прямых результатов бюджетной программы» приводятся достигнутые показатели прямых результатов в разрезе бюджетных программ администратора республиканских бюджетных программ с расчётами, а по бюджетным программам развития местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы показатели прямых результатов указываются в разрезе бюджетных инвестиционных проектов. Также перечисляются бюджетные программы, по которым не достигнуты показатели прямых результатов с указанием причин.

      9. По критерию «Достижение конечных результатов бюджетной программы» приводятся данные по завершённым бюджетным инвестиционным проектам. Также приводятся показатели конечных результатов текущих бюджетных программ, которые проверяются статистическими данными, расчётным методом либо другим способом, позволяющим подтвердить их значение. Далее перечисляются бюджетные программы, по которым не достигнуты показатели конечных результатов с указанием причин.

      10. По критерию «Отсутствие дебиторской задолженности» указывается отсутствие/наличие или изменение дебиторской задолженности с разбивкой текущего года и прошлых лет администратора республиканских бюджетных программ/бюджетных программ развития местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, с указанием причин образования дебиторской задолженности и принятых мер по её сокращению.

      11. По критерию «Отсутствие кредиторской задолженности» указывается отсутствие/наличие или изменение кредиторской задолженности с разбивкой текущего года и прошлых лет администратора республиканских бюджетных программ/бюджетных программ развития местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, с указанием причин образования кредиторской задолженности и принятых мер по её сокращению [28].

      Эффективность деятельности оценивается по 100-бальной шкале по следующим критериям:

  1. Освоение выделенных средств на соответствующий финансовый год.

      Задача: принятие мер государственным органом к полному освоению выделенных бюджетных средств при соблюдении их эффективного использования на основе своевременного анализа причин невыполнения выделенных им бюджетных средств. 

       2) Отсутствие нарушений бюджетного и иного законодательства по итогам проверок органов государственного финансового контроля.

      Задача: повышение уровня финансовой, исполнительской дисциплины.

      3) Принятые (реализованные) меры администратором бюджетных программ по отчёту о результатах внутреннего контроля, проведённого службами внутреннего контроля к общему объёму рекомендаций.

      Задача: повышение эффективности мер по предотвращению, пресечению и устранению нарушений.

      4) Объём перераспределённых средств администратора бюджетных программ к утверждённому объёму расходов.

      Задача: повышение качества бюджетного планирования для  эффективного использования средств.

      5) Организационные меры по исполнению бюджета.

      Задача: повышение уровня финансового менеджмента государственного органа.

      6) Доля государственных закупок, признанных несостоявшимися в соотношении к запланированным государственным закупкам.

      Задача: повышение уровня бюджетного планирования для  эффективного использования средств.

      7) Сдача (внедрение) объектов в установленные сроки.

      Задача: своевременная сдача (внедрение) объектов в установленные сроки.

      8) Достижение прямых результатов бюджетной программы.

      Задача: достижение запланированных количественных показателей прямого результата бюджетной программы государственного органа.

     9) Достижение конечных результатов бюджетной программы.

      Задача: получение государственным органом результата, отражающего положительное изменение ситуации в отрасли (сфере, регионе) в результате реализации бюджетной программы.   

      10) Отсутствие дебиторской задолженности.

      Задача: повышение уровня исполнения финансовых обязательств государственным органом.

      11) Отсутствие кредиторской задолженности.

      Задача: повышение уровня исполнения финансовых обязательств государственным органом.

      По каждому критерию определяются показатели, по которым выставляется соответствующий балл согласно таблице в приложении А.

      Таким образом,  проанализировав стратегический  план ГУ «Отдела образования,  физической культуры и спорта  г. Сатпаев» на предмет внедрения  инструментов бюджетирования по результатам можно сделать следующие выводы:

       - разработку стратегического плана осуществляет отдел образования, физической культуры и спорта, согласовывается с управлением образования и представляется в установленном порядке в отдел экономики и бюджетного планирования города для включения в городскую программу развития региона на 2011-2015 годы;

       - отдел образования, физической культуры и спорта  два раза в год по итогам первого полугодия и по итогам года представляет в отдел экономики и бюджетного планирования оперативную отчётность  о ходе реализации стратегического плана (отчёт о фактически выполненных мероприятиях, задачах, достигнутых результатах и т.п.);

       - контроль  стратегического плана образования осуществляется на основе результатов мониторинга, оценки и проведения контрольных мероприятий по реализации плана мероприятий стратегических планов отдела;

 - улучшение качества человеческого капитала региона будет достигнуто за счёт повышения качества услуг всех ступеней образования и их доступности для каждого члена общества;

       - достижение индикаторов и показателей будет способствовать улучшению индикаторов Глобального индекса конкурентоспособности «Охват средним образованием», «Качество образовательной системы», «Качество математического и научного образования», «Качество менеджмента школ», «Местная доступность исследовательских и тренинговых услуг», «Тренинг персонала», «Доступ к Интернету в школах» [27].

      Таким образом, мы видим, что переход к формированию бюджета, ориентированного на результат, даёт возможность повысить прозрачность бюджетных расходов и их ориентацию на достижение конечных результатов. Но социальный менеджмент как конструирование и проектирование новой реальности затруднён в современных условиях в связи с недостаточной подготовкой управленцев социальной сферы (что является "отголоском" советской эпохи). Часто социальная политика сводится к экономике, а менеджмент социальной службы — к экономическому менеджменту, в лучшем случае к финансовому. Эта общепринятая на практике и в отечественной научной литературе семантика оказывается на самом деле далеко не полным содержанием понятия "социальная политика". Реально социальная политика — это наука не только о макро- и микроэкономических процессах, но и об отношениях человека с социальным окружением, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей. Конечно, нужна адаптация зарубежных подходов переопределения ситуации и социологической рефлексии образования и занятости. Принципиальными для социального менеджмента оказываются содержание и направленность социальной политики в условиях рыночных отношений, технологии социальной экспертизы управленческих решений, решения конкретных социальных проблем с учётом складывающейся в стране социально-экономической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях