Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100
Пути достижения:
Для достижения поставленной цели была определена задача « Обеспечение развития туристской инфраструктуры, а также продвижение туристского имиджа города на внутреннем рынках». Для реализации этой задачи будут проведены следующие меры:
- проведение туристского слёта по спортивному туризму на берегу Кенгирского водохранилища;
- проведение соревнований по спортивному ориентированию в районе реки Жезды;
- туристско-оздоровительный поход в посёлке Жезказган;
- участие в ярмарках, выставках на территории области и республики;
- проведение и участие на слётах на территории города и области, таких как участие в республиканской туристской экспедиции «Моя Родина – Казахстан»;
- пропаганда развития туризма в городе в СМИ;
- пополнение информации о туристском потенциале города на веб-сайте Министерства туризма и спорта Республики Казахстан www.visitkazakhstan.kz и на сайте Управления туризма, физической культуры и спорта области www.karsport.kz и на сайте г. Сатпаев;
- проведение классного часа «День туризма» в учебных заведениях в преддверие «Дня туризма»;
- организация туристских поездок лучших учащихся школ города в Астану;
Меры, указанные в рамках указанных задач, будут реализовываться в течение всего периода действия программы [26].
Направление
2: «Социальная сфера и
Цель: Улучшение здоровья населения города для обеспечения устойчивого социально-демографического развития.
№ |
Показатель |
1 этап |
2 этап | |||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Целевые индикаторы: Увеличение
ожидаемой продолжительности |
67,0 |
68,0 |
68,9 |
69,3 |
70 |
2 |
Снижение общей смертности на 1000 население до 7,7 к 2015 году (2009 год – 13,2) на 1000 население |
12,5 |
12,3 |
10,0 |
9,5 |
7,7 |
3 |
Снижение материнской смертности к 2015 году до 0 на 100 тыс. родившихся живыми (2009 год – 0,0) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Снижение младенческой смертности к 2015 году до 12,0 на 1 000 родившихся живыми (2009 год – 17,9) |
16,5 |
15 |
14 |
13 |
12 |
Наименование задач и показателей |
1 этап |
2 этап |
ответ исп-ли | ||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. | |||
Задача 1. Укрепление здоровья женщин и детей | |||||||
1.1 |
Увеличение выявляемости рака молочной железы на ранних (I-II) стадиях до 80% в 2015 году, (%), 2009г. – 45 |
45 |
65 |
69 |
73 |
80 |
Лечебные организации города
|
1.2 |
Увеличение выявляемости рака шейки матки на ранних (I-II) стадиях, (%). 2009г. – 46,0 |
46 |
55 |
67 |
76 |
80 | |
1.3 |
Снижение числа абортов на 1 000 женщин репродуктивного возраста (%), 2009 г. – 32,6 |
31,0 |
30,0 |
29,6 |
29,0 |
28,6 | |
1.4 |
Снижение удельного веса врожденных пороков развития (%), 2009 г. – 4,2 |
4,0 |
3,7 |
3,5 |
2,8 |
1,8 |
Задача 2. Улучшение состояния по основным социально-значимым заболеваниям | |||||||||||||
2.1 |
Снижение смертности от онкологических заболеваний, на 100 тыс. нас., 2009г. – 135,4 |
115,0 |
109,8 |
103,3 |
99,2 |
95,8 |
Лечебные организации города | ||||||
2.2 |
Заболеваемость злокачественными новообразованиями на 100 тыс. населения. 2009 г. – 167,1 |
167,0 |
165,0 |
164,0 |
163,0 |
163,0 | |||||||
2.3 |
Снижение заболеваемости туберкулезом, на 100 тыс. чел. нас., 2009г. – 105,0 |
103,0 |
102,7 |
101,3 |
100,0 |
100,0 | |||||||
2.4 |
Снижение смертности от туберкулеза, на 1000 чел. нас., 2009г. – 15,6 |
15,5 |
15,4 |
15,3 |
15,2 |
15,1 |
Пути достижения
В течение первого этапа реализации программы (2011-2013 г.г.) позитивная динамика основных показателей здоровья населения будет обеспечена за счет ряда мероприятий:
– дальнейшее совершенствование сети медицинских организаций;
- снижение дефицита медицинских кадров;
- непрерывное обучение специалистов медицинских организаций детства и родовспоможения;
- реализация скрининговых программ раннего выявления заболеваний у взрослых и детей: болезни системы кровообращения, раннее выявление рака шейки матки и молочной железы, эндокринные заболевания (диабет), инфекционные заболевания (вирусный гепатит у взрослых и детей), глаукома и заболевания органов слуха у детей;
- по укреплению здоровья женщин и детей продолжится работа по недопущению материнской смертности и снижению младенческой смертности;
- поэтапное улучшение материально-технической базы организаций детства и родовспоможения путем обеспечения оснащенности их медицинским оборудованием до утвержденного норматива;
- развитие и совершенствование оказания специализированных видов медицинской помощи;
- дальнейшее развитие восстановительного лечения;
- улучшение диагностики и лечения профессиональных заболеваний;
- снижение бремени социально значимых заболеваний и увеличение средней продолжительности жизни населения города до 70 лет;
- проведение ультразвуковых и лабораторных генетических исследований беременных в целях снижения удельного веса врожденных пороков развития и соответственно младенческой смертности от них;
- увеличение объема финансирования для проведения бесплатной контрацепции женщин из социально-неблагополучных слоев населения, а также женщин с абсолютными противопоказаниями к беременности для снижения числа абортов среди женщин репродуктивного возраста;
- увеличение доли охвата маммографическим скринингом в целях увеличения выявления злокачественных заболеваний у женщин на ранних стадиях;
- реализация программы «DOTS+», предусматривающая использование современных антибактериальных противотуберкулезных средств, для снижения смертности от туберкулеза;
- расширение сети пунктов доверия и кабинетов анонимного консультирования (обеспечение доступности для населения) в целях удержания распространенности ВИЧ в концентрированной стадии.
Путём поэтапного перехода от территориального принципа прикрепления к медицинским организациям и проводя ежегодную приписку граждан к амбулаторно-поликлиническим организациям по их выбору, будет обеспечен полный охват населения системой свободного выбора врача и медицинской организации. При этом важнейшую функцию – преемственность между поликлиниками и стационарами в регулировании потоков госпитализации будет осуществлять «Бюро госпитализаций».
При реализации второго этапа программы (2014 – 2015 г.г.) будут проводиться мероприятия, ориентированные на достижение стратегической цели, а именно:
- проведение активной работы по профилактике заболеваемости , пропаганде здорового образа жизни, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, совершенствования системы управления, предполагающего повышение качества медицинских услуг в системе здравоохранения за счет: повышения квалификации врачебных кадров;
- реализация ряда мероприятий, направленных на формирование идеологии ведения здорового образа жизни у населения, а именно;
- увеличение охвата молодежи мероприятиями по здоровому образу жизни путем расширения молодежных центров здоровья до 2;
- проведение информационных компаний и акций с привлечением СМИ.
Для совершенствования качества предоставляемых медицинских услуг продолжится непрерывное повышение профессиональной подготовки медицинских кадров, их привлечение и закрепление. Для решения указанной задачи совместно с местным исполнительным органам города будет введена система финансовых стимулов (выделение жилья, подъемных). Кроме того, предполагается ежегодное участие руководителей медицинских организаций в «ярмарках вакансий» при медицинских ВУЗах РК, персональная работа с выпускниками ВУЗов, размещение объявлений в СМИ, а так же проведение профориентационной работы с учащейся молодёжью города [26].
Цель: Обеспечение качества и доступности образования, повышение эффективности системы охраны прав и защиты законных интересов детей
№ |
Наименование индикаторов, показателей |
2010 г. |
1 этап |
2 этап | |||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. | |||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Целевой индикатор Охват детей дошкольным воспитанием и обучением к 2015 году составит 100% (2009г.-100%)** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Доля школ, работающих по программе 12-летнего образования к 2015 году составит 100% (2009г.-0%)*** |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
3 |
В организациях среднего образования используется система электронного обучения к 2015 году составит 18,75% (2009г.-0%)*** |
0 |
0 |
6,25 |
18,75 |
18,75 |
18,75 |
4 |
Доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории от общего количества педагогов к 2015 году составит 53,4% (2009г.-52%)*** |
52,8 |
53 |
53,1 |
53,2 |
53,3 |
53,4 |
5 |
Доля организаций образования, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества (к 2015 году составит 25% 2009г.-9,4%)*** |
15,6 |
18,75 |
21,9 |
25 |
25 |
25 |
Задача 1. Улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного образования | |||||||
1 |
Доля введенных дошкольных организаций от их общего количества (2009г.-15,6/3,1)** в школьных организациях %/ в дошкольных организациях % |
9,4/ 0 |
6,25/ |
6,25/ |
3,1/ |
0/ 0 |
0/ 0 |
2 |
Охват предшкольной подготовкой детей 5-6 лет (2009г.- 100%)** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Средний показатель наполняемости групп (2009г.-27 детей)** |
27 |
26 |
26 |
25 |
25 |
24 |
4 |
Доля педагогических кадров дошкольных организации имеющих высшую и первую категорию от их общего количества (2009г.-32,8%)**, % |
32,9 |
33 |
33,3 |
33,6 |
33,9 |
34 |
Задача 2. Повышение качества услуг школьного образования. | |||||||
1 |
Доля школ (от
их общего количества), обеспеченных***: |
31,25 56,25 62,5 81,25 |
56,25
62,5
87, 5 |
68.75 75 93,75 81,25 |
81,25 87,5 100 87,5 |
93,75 100 100 93,75 |
100 100 100 100 |
2 |
Доля учащихся, успешно (отлично/хорошо) освоивших образовательные программы по естественно-математическим дисциплинам (2009г.-65,9%)***, % |
66,1 |
66,5 |
66,9 |
67 |
67,2 |
67,5 |
3 |
Доля детей, охваченных дополнительным образованием от общего количества школьников (2009г.-36%)***, % |
36,3 |
36,5 |
36,7 |
36,9 |
37,1 |
37,3 |
4 |
Охват детей спортивными секциями в организациях образования (2009г.-15,88%)*** |
17,1 |
17,1 |
17,2 |
17,3 |
17,4 |
17,5 |
5 |
Доля школ, в
которых функционируют |
93,75 |
93,75 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6 |
Доля школ, в которых внедрен механизм подушевого финансирования (2009г.-0)*** |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
7 |
Доля школ, имеющих медицинские кабинеты, оснащенные современным оборудованием (2009г.- 100%)*** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8 |
Доля учащихся школ, охваченных качественным, и сбалансированным горячим питанием (2009г.-77,8%)*** |
78 |
78,2 |
78,3 |
78,5 |
78,7 |
78,8 |
9 |
Доля школ, обеспеченных
новым технологическим |
12,5 |
12,5 |
18,75 |
25 |
31,25 |
37,5 |
10 |
Доля детей из малообеспеченных семей, охваченных качественным, и сбалансированным горячим питанием и витаминизированным киселем от общего количества учащихся из малообеспеченных семей (2009г.-100%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
11 |
Доля школ, имеющих спортивные залы (2009г.-100%)*** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
12 |
Доля школ, расположенных в типовых зданиях (2009г.-87,5%)*** |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
Задача
3. Обеспечение условий для | |||||||
1 |
Доля общеобразовательные школы, обеспеченных интерактивным оборудованием (2009г.68,5%), *** |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
2 |
Подключение к широкополосному Интернету с гарантированной скоростью передачи данных общеобразовательных школ, (2009г. - 75%)*** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Количество учащихся на 1 компьютер*** (2009г.-9,2) |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
Задача 4. Повышение профессионализма педагогических кадров и престижа профессии учителя. | |||||||
1 |
Доля молодых специалистов, прибывших для работы в организации образования от общего количества педагогов (2009г.-3,2%)*** |
3,2 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
4 |
2 |
Доля преподавателей, имеющих степень магистра от общего количества преподавателей (2009г.-0,6%)*** |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1 |
1 |
3 |
Доля педагогов,
прошедших повышение |
18,1 |
20,1 |
30,1 |
39 |
49 |
59 |
4 |
Доля педагогов,
прошедших специальную |
0 |
10 |
15 |
20 |
30 |
40 |
5 |
Доля педагогов,
успешно сдавших экзамены по применению
методов электронного обучения от количества
прошедших специальную |
0 |
10 |
15 |
20 |
30 |
40 |
6 |
Доля руководителей организаций образования, прошедших подготовку и переподготовку в области менеджмента, от их общего количества(2009-0%)*** |
0 |
18 |
20 |
22 |
24 |
30 |
Задача 5. Обеспечение доступности образования детей с ограниченными возможностями. | |||||||
1 |
Доля детей, охваченных образовательными программами от общего количества детей с ограниченными возможностями (2009г.- 57%)*** |
57 |
59 |
60 |
60 |
61 |
61 |
2 |
Доля организаций образования, предусмотревших безбарьерные зоны для детей инвалидов от их общего количества (2009г.-15,6%)*** |
31,25 |
34,4 |
37,5 |
40,6 |
43,75 |
46,9 |
3 |
Доля обеспеченности
специальных и |
52 |
54 |
56 |
57 |
58 |
60 |
Задача 6. Предотвращение беспризорности, безнадзорности, социального сиротства и продвижение семейного устройства воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | |||||||
1 |
Доля специалистов
по охране прав детей, прошедших курсы
по реализации стратегии деинституционализаци |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Уровень беспризорности и безнадзорности (2009г.-0,5%)*** |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Примечание:
* - В рамках реализации Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы.
** - В рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Пути достижения
В ходе реализации программы будет обеспечено:
На первом этапе (2011-2013 годы):
- укреплена материально-техническая база организаций образования**;
- созданы условия для перехода на систему 12-летней школы**;
На втором этапе (2014-2015 годы):
- осуществлен переход 100% школ на систему 12-летнего образования**;
- внедрен механизм подушевого финансирования**;
- внедрено электронное обучение**;
- снижен показатель социального сиротства.
Достижение указанных индикаторов и показателей предполагается на основе систематических мероприятий на всех ступенях сферы образования.
В сфере услуг дошкольного образования до 100% будет увеличен охват детей до 6 лет услугами дошкольного воспитания и обучения, как в городской, так и сельской местности в рамках реализации программы «Балапан». К оказанию услуг будут привлечены частные дошкольные организации. Все дети пройдут предшкольную подготовку*.
В сфере среднего образования будет внедрена 12-летняя модель обучения. В городе будет обеспечено100% подключение школ к широкополосному Интернету и увеличено время работы школьников в Интернете.
В рамках перехода на 12 летнее образование в 100% школ материально-техническая база организаций образования будет усилена интерактивным оборудованием и специализированными кабинетами для предметного обучения. В средних школах будет внедряться инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями. С 2011 года начнется внедрение системы электронного обучения в общеобразовательных школах. Будет продолжена работа по развитию и тиражированию проекта АСУ «Білімал», «Электронный детский сад», «Электронная школа». В рамках системы будет внедрена и усовершенствована система мониторинга движения детей по «Всеобучу», информационная система учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Будет повышена эффективность системы охраны прав и защиты законных интересов детей, направленной на комплексное решение вопросов профилактики и предупреждения семейного неблагополучия и социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечена доступность образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и детей, входящих в группы риска.
Цель: Развитие массового спорта, физкультурно-оздоровительного движения и спорта высших достижений в городе Сатпаев.
Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях