Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100
Местным исполнительным органам необходимо утвердить собственные планы по реализации Концепции.
Существенный рост расходов государства на высшее образование повышает актуальность задачи эффективного использования направляемых в эту сферу ресурсов. За последние два десятилетия многие государства перешли к системе бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР). Принципы БОР используются во многих развитых странах, хотя имеются существенные различия в степени и механизмах их применения. В сфере образования за рубежом отдельные элементы бюджетирования, ориентированного на результаты, используются в разной степени.
Общим является структурирование целей и задач государства в сфере образования, чёткое планирование долгосрочных и краткосрочных эффектов, ожидаемых в результате осуществления государственной образовательной политики, представление их в количественных показателях или качественных терминах. Немаловажным является соотнесение целей, задач и результатов с выделяемыми на систему образования бюджетными ресурсами. В сфере образования ставятся, например, такие цели, как повышение качества образования и укрепление репутации национальных образовательных систем; обеспечение удовлетворения потребностей экономики и общества; повышение доступности высшего образования; улучшение материальной поддержки студентов. Для их достижения выделяются бюджетные средства, о результативности использования которых информируются не только правительство и парламент, но и широкая общественность.
Важнейшим инструментом бюджетирования, ориентированного на результаты, является программный бюджет. Программный бюджет систематизирует бюджетные расходы по программам или функциональным областям для обеспечения достижения поставленных целей. Цели и задачи в рамках бюджетных программ конкретизируются в проекты или мероприятия, обеспечивающие их выполнение. Программный бюджет обычно нацелен на среднесрочную или длительную перспективу и является средне- или долгосрочным. Программную форму принимают национальные образовательные бюджеты во многих странах. При этом деятельность министерств и ведомств представляется в виде докладов, стратегических планов, отчётов или иных документов, включающих стратегические цели, приоритетные задачи, мероприятия и показатели их достижения.
Бюджетирование, ориентированное на результаты, предполагает внедрение новых механизмов взаимодействия государственных институтов и их структурных подразделений в вертикальной системе управления – между министерствами и подведомственными агентствами и службами, между структурными подразделениями министерств, между органами власти и подведомственными учреждениями.
Среди этих механизмов за рубежом особое место занимают соглашения об оказании государственных услуг. Соглашения об оказании государственных услуг между министерствами образования и агентствами (службами) в системе образования, применяются в основном в тех странах, где имеется высокий уровень административной и бюджетной автономии (Великобритания, Швеция, Новая Зеландия и ряд других стран). Особенность этих соглашений заключается в том, что они носят административно-правовой характер. К ним не применимы положения контрактного права, поскольку отсутствуют реальные санкции за нарушение соглашения.
В соглашениях между министерствами образования и агентствами особое внимание уделяется конечным социально-значимым результатам, за достижение которых отвечают министры. Как правило, тексты соглашений утверждаются министерством финансов (казначейством), обсуждаются в правительстве и парламентских комитетах. Соглашения включают в себя параметры оценки достижения каждого целевого показателя, критерии и методики, которые используются департаментами для оценки эффективности. Для успешной подготовки соглашений важно установление перечня услуг, оказываемых агентствами (государственными учреждениями), и определение ответственных за них исполнителей. Показатели и их целевые значения должны выбираться таким образом, чтобы мониторинг и оценка достижения осуществлялись понятным и приемлемым для обеих сторон способом.
Выполнение всех этих условий обеспечить достаточно сложно. Поэтому в большинстве случаев службы и агентства, подведомственные министерствам образования, функционируют на основе утвержденных регламентов и бюджетной сметы. Министерства контролируют и координируют их деятельность посредством согласования стратегических и годовых планов и отчётов, мониторинга и оценки результатов деятельности.
В то же время все шире распространяются договорные отношения между уполномоченными государственными органами и образовательными учреждениями. В настоящее время в странах ЕС соглашения между вузами и уполномоченными государственными органами заключаются в 12 странах. Договорные отношения являются инструментом не только бюджетирования, но и определения задач конкретных вузов в контексте общих целей развития национальной образовательной системы. Кроме того, соглашения об оказании государственных услуг используются как инструмент контроля достижения поставленных целей [21].
Доля бюджетных средств, распределяемых на основании соглашений, в совокупных бюджетных расходах на высшее образование существенно различается по странам. Так, во фламандской части Бельгии подобным образом распределяется 4%, во Франции – 10-15%, а в Австрии – до 80% бюджетных расходов на эти цели. Соглашения обычно заключаются на период от 1 (Румыния) до 5 лет (Исландия). В Австрии и Финляндии соглашения заключаются на 3 года, в Дании – на 3-4 года, во Франции – на 4 года.
Доклады о результатах и основных направлениях деятельности систематизируют цели, задачи и результаты деятельности федеральных органов исполнительной власти и привязывают отчётные и планируемые расходы государственного бюджета к конечным измеримым результатам. Бюджетные целевые программы представляют в программной форме комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной задачи федерального ведомства в соответствующей сфере.
Реестр расходных обязательств систематизирует нормативные правовые акты, договоры и соглашения, предусматривающие возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств соответствующих бюджетов, оценку их стоимости и влияние на бюджет ведомства. Обоснования бюджетных ассигнований - это документ, в котором представлены характеристики основных факторов изменений и результатов использования бюджетных ассигнований.
Введение этих инструментов в систему органов управления высшим образованием способствовало формированию целевых ориентиров развития в подведомственной сфере, установлению взаимосвязи между бюджетным финансированием и результатами деятельности. Однако нововведения пока не охватывают бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги населению. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется по смете, без взаимосвязи с результатами их деятельности, количеством и качеством предоставляемых услуг.
Важным шагом на пути к увязыванию в перспективе бюджетного финансирования таких учреждений с результатами их деятельности является введение с 2009 года государственного задания. Государственное задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объёму, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг. В сфере образования государственные задания привязаны к образовательным услугам. На первом этапе госзадание будет существовать параллельно с действующим сметным финансированием. В перспективе, по мере отработки методики определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных образовательных услуг и использования этого инструмента на практике, переход к финансированию на основе государственного задания будет означать внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результаты, в казахстанскую практику.
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)
Рассмотрим Программу территориального развития города Сатпаев на 2011-2015 гг. с целью анализа внедрения бюджетирования по результатам в социальной сфере и отраслях.
Основанием для разработки Программы служит Указ Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования» от 18 июня 2009 года № 827, Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, утверждённая постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года № 1297.
Управление Программой развития города Сатпаев на 5 лет осуществляет государственный заказчик программы. Процесс управления Программой включает следующие стадии: мониторинг, оценка, контроль [26].
1) Мониторинг программ развития территорий осуществляется два раза в год: по итогам полугодия и по итогам года.
Для проведения мониторинга программ развития территорий по итогам полугодия государственные органы, ответственные за их разработку и реализацию, в пределах своей компетенции представляют в уполномоченные органы на проведение мониторинга реализации программ развития территорий оперативную отчётность о ходе реализации в двухнедельный срок после окончания отчётного периода.
Отдел экономики и бюджетного планирования города Сатпаев представляет заключение по итогам проведённого мониторинга программы развития города Сатпаев по итогам полугодия в Управление экономики и бюджетного планирования Карагандинской области не позднее 1 сентября отчётного года.
Рекомендуется матрица логико-структурного анализа, которая представляет собой незаменимое средство мониторинга и оценки программы в ходе и по окончанию реализации, а также помогает оценить качество проекта программного документа, отражая его полную структуру в сжатом и удобочитаемом виде. Структура матрицы логико-структурного анализа представлена в таблице № 7.
Таблица № 7– Типовая структура матрицы логико-структурного анализа
Разделы структуры программы |
Количественные индикаторы |
Сроки |
Причины отклонения |
Меры по улучшению работы |
Ответственные | ||
Направления |
План |
Факт |
Откл |
||||
Цель |
|||||||
Задачи |
|||||||
Мероприятия |
|||||||
Ресурсы |
Результатом мониторинга являются актуальные заключения, подготовленные с учётом анализа взаимодействия различных сторон, участвующих в реализации программ, а также внешнего воздействия среды на ход реализации данных программ и принятие необходимых мер, нацеленных на повышение эффективности реализации запланированных мероприятий и достижения поставленных целей.
2) Оценка программы развития города Сатпаев проводится Отделом экономики и бюджетного планирования города один раз в три года.
Оценка программы развития города осуществляется на основе оценки стратегических планов местных государственных органов города и на основе анализа достижения целевых индикаторов, представленных в разделе «Основные направления, цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
После рассмотрения итогов оценки программы развития города отдел экономики и бюджетного планирования города формирует экспертное заключение и вносит Акиму города не позднее 1 июля года, следующего за отчётным периодом.
3) Контроль над реализацией Программы развития территории осуществляется уполномоченными государственными органами путём мониторинга и оценки реализации Программы, определёнными в Системе государственного планирования Республики Казахстан.
Рассмотрим основные направления, цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов в социальной сфере города Сатпаев.
Цель: Создание туристской индустрии
№ |
Показатель |
1 этап |
2 этап | |||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||
1 |
Целевые индикаторы: Увеличение объема внутреннего туризма на 12% ежегодно от показателя 2008 года и составит в 2013 году 3 545 человек, в 2015 году 4 448 человек (2008 год – 2 012 человек) |
2 827 |
3 166 |
3 545 |
3 971 |
4 448 | ||||
2 |
Увеличение объема въездного туризма на 10% ежегодно от показателя 2008 года и составит в 2013 году 442 человек, в 2015 году 536 человек (в 2008 году – 275 человек) |
366 |
402 |
442 |
487 |
536 | ||||
Задача 1. Обеспечение развитие туристской инфраструктуры, а также продвижение туристского имиджа города на внутренних рынках | ||||||||||
1 |
Увеличение роста туристских услуг на 15% в 2015 году |
5% |
7% |
11% |
13% |
15% | ||||
2 |
Количество ярмарок, выставок на территории области и республики, в которых принимает участие город, ед. |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 | ||||
3 |
Количество издаваемой рекламно-информационной продукции о туристском потенциале города (печатная продукция), ед. |
более 200 |
более 300 |
более 500 |
более 500 |
более 600 | ||||
4 |
Количество туристских слетов, походов на территории региона, ед. |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 | ||||
5 |
Содействие организации туристских поездок в город Астану лучших учащихся школ, чел. |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях