Управление в социальной сфере и отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа на тему Управление в социальной сфере и отраслях.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

      - департамент социальной политики;

      - управление культуры;

      - комитет образования;

      - управление здравоохранения;

      - комитет социальной поддержки  населения;

      - комитет физкультуры и спорта;

      - отдел по работе с молодёжью;

      - комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав;

      - комитет ЖКХ;

      - управление потребительского рынка.

      Каждое из указанных подразделений города Сатпаев осуществляют свою деятельность на основе положений о каждом из них. В данных положениях отражаются статус и структура подразделения, его задачи, функции, структура, права, а также вопросы ликвидации и реорганизации органа.

      Например, в Положении об управлении  здравоохранения департамента социальной политики города Сатпаев, утверждённом распоряжением администрации города Сатпаев на основе Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, определены следующие его задачи:

      - контроль за соблюдением действующего  законодательства в области здоровья  граждан;

      - реализация республиканских, разработка и выполнение региональных программ по развитию муниципального здравоохранения, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

      - формирование развития структуры  и сети муниципальной системы здравоохранения, совершенствование форм и методов его деятельности;

      - проведение единой политики  деятельности муниципального здравоохранения;

      - координация деятельности субъектов  муниципальной и частной систем  здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

      - контроль за соблюдением стандартов  качества оказания медицинской  помощи муниципальными и частными учреждениями здравоохранения населению города;

      - выполнение медицинских аспектов  государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства, детства, а также по профилактике инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов;

      - координация и контроль за  деятельностью фармацевтических  предприятий, учреждений и предприятий,  расположенных на территории города, независимо от форм собственности;

      - участие в определении доли  расходов на финансирование муниципального  здравоохранения при формировании  городского бюджета;

      - осуществление совместно с городским  центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, мероприятий по профилактике заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

      - содействие санитарно-гигиеническому  образованию населения;

      - своевременное информирование  населения, в том числе через средства массовой информации, о распространении социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

      Для решения вышеизложенных целей  управление здравоохранения осуществляет  следующие функции:

  1. Подготавливает, разрабатывает и предоставляет на утверждение:

      - анализы, прогнозы тенденций  состояния здоровья населения  города, проекты, программы, предложения,  обоснования по вопросам улучшения  медицинского обслуживания и  лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения, совершенствования производственной и экономической деятельности подведомственных учреждений, организаций и предприятий;

      - проекты нормативных документов;

      - предложения по развитию сети  учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций с целью приближения медицинской и лекарственной помощи к населению, повышение качества его обслуживания, обеспечения экономической эффективности работы системы здравоохранения, аптечной сети и развитию их материально-технической базы;

      2. Оказывает организационно-методическую  помощь муниципальным учреждениям  здравоохранения.

      3. Определяет потребность муниципальных учреждений в лекарственных средствах, медицинском оборудовании, продуктов питания и координирует деятельность по их лекарственному обеспечению.

      4. Организует  проведение комплексных и целевых  проверок муниципальных учреждений  здравоохранения.

      5. Согласовывает  цены на платные услуги, оказываемые  населению, предприятиям и организациям  муниципального здравоохранения в соответствии с установленной системой ценообразования и контролирует их исполнение.

      6. Принимает  участие в работе областной  комиссии по лицензированию и  аккредитации медицинской и фармацевтической  деятельности.

      7. Осуществляет мероприятия по защите прав и экономических интересов, как системы здравоохранения и фармацевтической сети, так и отдельных их организаций и их работников.

      8. Изучает  и анализирует опыт работы  учреждений здравоохранения и  фармацевтических организаций в условиях рыночных отношений.

      9. Организует  кадровое обеспечение учреждений  здравоохранения, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию  медицинских и фармацевтических  работников.

      10. Координирует  работу по обеспечению социальной защищённости и создание здоровых и безопасных условий труда работников системы здравоохранения.

      11. Создаёт территориальную информационную  систему и систему статистики  в области здравоохранения и  фармацевтической деятельности. Осуществляет информационное обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных предприятий, обеспечивает создание единого банка данных и единой справочно-информационной службы для учреждений системы муниципального здравоохранения.

      Основным содержанием понятия «социальная сфера» должно быть не только её представление, как инфраструктуры (т.е. разветвлённой совокупности, взаимодействующих организационно-правовых структур, востребованных рынком, определяющих образ и качество жизни людей), но и целевая направленность на формирование благоприятных социальных отношений между индивидуумами и их группами (коллективами).

      В этой связи необходимо отметить, что, как и в производственной сфере, организационно-правовые структуры социальной сферы выступают на рынке как хозяйствующие субъекты, предлагающие на соответствующих его сегментах свои услуги торгового, образовательного, инновационного, медицинского, жилищно-коммунального, спортивно-оздоровительного, культурно-досугового и иного характера. При этом, ряд жизненно необходимых услуг оказываемых населению, финансируются республиканскими, региональными и местными бюджетами, т.к. нормативное потребление указанных услуг гарантируется конституцией Республики Казахстан.

      В доминирующей части хозяйствующие субъекты социального инфраструктурного комплекса, в соответствии с уставными требованиями, свою деятельность ориентируют на извлечение прибыли от реализации оказываемых услуг. В качестве таких, рыночно ориентированных инфраструктурных объектов социальной сферы, выступают: пассажирский транспорт и связь, торговля, санаторно-курортный, гостиничный, финансово-кредитный, страховой комплексы.

      Хозяйственная самостоятельность многих объектов инфраструктурного комплекса, приватизация, активное участие предприятий социальной сферы в рыночных отношениях (с организационно-правовым статусом хозяйственного общества или товарищества) позволило им не только успешно осуществлять деятельность на принципах самофинансирования, но и получать прибыль, необходимую для воспроизводства основных фондов, повышения качества подготовки и переподготовки специалистов.

      В то же время необходимо отметить, что в случаях серьёзных экономических ситуаций, административно-территориальные образования должны обеспечивать свои территории жизненно необходимыми социальными услугами, например, такими, как телекоммуникационные, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные. Государство в процессе реструктуризации, организационно-экономических преобразований той или иной составляющей социального инфраструктурного комплекса с целью восстановления стабилизации должно, в соответствии со своими конституционными обязанностями, оказывать финансовую помощь, организационную и нормативно-правовую поддержку.

     Что же касается таких отраслевых составляющих социальной сферы (финансируемых из бюджетов всех уровней), как здравоохранение, образование, наука, культура, то, в условиях недостаточности бюджетного финансирования, им также должно предоставляться право осуществления предпринимательской деятельности. При этом многоканальность и многоуровневость поступлений финансовых средств на цели нормативного обеспечения образовательного, лечебно-профилактического, медико-диагностического процессов может быть успешно решена как на республиканском, региональном, так и на местном уровне, а также непосредственно самим предприятием, использующим право осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Нормативно-правовое регламентирование финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятий социальной сферы на региональном и местном уровне должно предусматривать возможность, например, образовательному учреждению предоставлять право: оказывать посреднические услуги; сдавать в аренду основные фонды и имущество; участвовать на долевой основе в деятельности других хозяйствующих субъектов; осуществлять внереализационные операции, не связанные с собственным производством, предусмотренным уставом. Такого рода права учреждений социальной сферы, предоставляемые законодательно, должны реализовываться указанными объектами социального комплекса самостоятельно - для инвестирования полученных финансовых средств.

      В случае же, если часть или вся сумма денежных средств, полученная предприятием социальной сферы от предпринимательской деятельности, расходуется не по целевому назначению, то есть не на нужды научно-исследовательского, образовательного, культурно-массового и иного социального процесса, то такой вид деятельности должен считаться сугубо предпринимательским и подвергаться налогообложению без предоставления каких-либо налоговых льгот. Важно в этой связи отметить то, что в финансовом обеспечении (на уровне нормативного) организационно-правовых структур социальной сферы должен соблюдаться принцип дифференциации. В условиях переходной экономики процесс оказания социальных услуг обеспечивается различными финансовыми источниками: неполным бюджетным финансированием, осуществлением определенных видов предпринимательской деятельности, сбором финансовых пожертвований и даров.

      Так, например, если образовательные учреждения, предприятия жилищно-коммунального комплекса, учреждения культуры могут при нормативно-правовом обеспечении воспользоваться многоуровневым и многоканальным финансированием, включая получение денежных средств от осуществляемых видов предпринимательской деятельности, то учреждения здравоохранения используют иные принципы финансирования.

      Оказание бесплатных медицинских услуг гражданам Казахстана медико-диагностическими, амбулаторно-поликлиническими учреждениями всесторонне на законодательной основе (указом президента Республики Казахстан «О медицинском страховании граждан») обеспечивается фондом обязательного медицинского страхования, страховые платежи в который поступают: для неработающего населения - за счёт средств бюджета в соответствии с удельным весом потребления финансовых средств одним гражданином; от работодателя - в процентах от фонда оплаты труда с отнесением данных платежей к расходам, вычитаемых из совокупного годового дохода хозяйствующих субъектов и физических лиц.

      Наряду с нормативной обеспеченностью граждан Казахстана медицинским обслуживанием, форма обязательного медицинского страхования решает конкретные задачи социальной защиты граждан по охране их здоровья и предоставлению медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

      Однако многоканальность нормативного финансового обеспечения медико-диагностических и лечебно-профилактических услуг может быть восполнена за счет средств добровольного медицинского страхования, которое представляет застрахованным гражданам дополнительные медицинские услуги (сверх установленных базовой программой обязательного медицинского страхования).

      Медицинские учреждения решают не только социальные задачи охраны здоровья граждан республики, но и экономические - повышения эффективности использования трудовых ресурсов за счет сокращения невыходов на работу во время болезни, более творческого отношения персонала предприятий производственной сферы к решению поставленных задач роста эффективности производства.

      Не менее существенную роль в развитии производственной сферы города Сатпаев играют учреждения профессионального образования. При этом обучение и получение квалификации промышленно-производственного персонала имеют многоступенчатую основу.

       Наряду с этим предприятиям промышленного комплекса города Сатпаев необходимы специалисты среднего звена, подготавливаемые учреждениями среднего профессионального образования (средними специальными учебными заведениями) на базе основного, среднего или начального профессионального образования. В состав инженерно-технических работников предприятий производственной сферы, учреждений и организаций социального инфраструктурного комплекса входят специалисты, которых готовят в высших учебных заведениях.

      Из года в год количество отраслевых программ увеличивается, в настоящее время существует более 120 государственных, отраслевых (секторальных) программ и более 370 региональных программ.

Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях