Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и рассмотрение проблемы управления в социальной сфере и отраслях экономики Казахстана (на примере города Сатпаев), функций органов местного самоуправления, состояния социальной сферы в настоящее время, а также перспективы её развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в современной экономике;
- рассмотреть экономическую сущность социальной сферы экономики;
- указать важнейшие теоретические моменты социальной сферы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………...7
1.1 Сущность понятия «управление»…………………………………...................7
Социальная сфера в системе экономических отношений…………………...16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА (НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)………………………………………………............26
2.1 Анализ отраслей социальной сферы………………………………………….26
Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)………………44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЕ…………………………………………………………………………......53
3.1 Система управления и бюджетирования по результатам…………………53
3.2 Внедрение инструментов бюджетирования по результатам в социальной сфере (на примере города Сатпаев)…………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........93
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Баллы критериев и показателей………………………...95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структура ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………………………………………………………………….99
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Структура администратора бюджетных программ ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта г. Сатпаев»………….100
*На основе источника [27]
Созданы условия для сокращения числа детей в детских домах, снижения процента безнадзорных и беспризорных детей, решения жилищных проблем выпускников детских домов.
Вместе с тем, имеется ряд проблем, требующих решения.
Инфраструктура и содержание школьного образования не обеспечивает предоставление государством равных качественных образовательных услуг и переход на 12-летнюю школу. Материально-техническое состояние базы существующих общеобразовательных школ не отвечает современным требованиям. Из шестнадцати общеобразовательных школ, 87,5% расположены в типовых зданиях, 12,5% - в приспособленных. Школ в аварийном состоянии нет, однако 75% из них построены до 1990 года, 87,5% школ работают в две смены. Сельская основная школа расположена в приспособленом здании.
Каждая третья школа не обеспечена учебными кабинетами физики, химии, биологии. Только 81,7% школ имеют лингафонные и мультимедийные кабинеты. Школьная мебель приобретена в 1970–1990 годах, морально и физически устарела и не соответствует возрастным особенностям детей. На данное время школьная мебель заменена на 81% . Финансирование образования города за последнии 10 лет увеличилось в 10 раз.
За последние годы в городе наблюдается позитивная система – значительный рост финансирования образования из государственного бюджета в абсолютном выражении. Если в 2000 году затраты на 1 обучающегося в дошкольном воспитании и обучении составляли 40,1 тыс. тенге, то в 2009 году 121,2 тыс. тенге, а затраты на одного обучающегося составили от 12,3 до 77,6 тыс.тенге.
Затраты на одного обучающегося в дошкольном воспитании и обучении в среднем образовании.
*На основе источника [26]
Но в структуре финансирования 67% составляет зарплата. На капитальный ремонт и приобретение основных средств тратится всего 9-11% от всех затрат на школу.
Для шестилетних детей, которые пойдут в школу в рамках 12-летнего образования необходимо оборудовать в школах игровые комнаты и комнаты отдыха.
Средняя обеспеченность школ учебными кабинетами нового поколения в 2008 году: физики –50%, химии – 18,8%, биологии – 25%, от их общего числа.
С введением с 1 сентября 2009 года в учебный план преподавания автодела учащихся 10-11 классов необходимо создание базы для преподавания автодела.
Для шестилетних детей, которые пойдут в школу в рамках 12-летнего образования, необходимо оборудовать в школах игровые комнаты и комнаты отдыха, обеспечить горячее питание.
Горячим питанием охвачено 100% учащихся начальных классов.
По данным Министерства здравоохранения, за последние пять лет заболеваемость среди детей и подростков имеет тенденцию к росту. Однако среди учащихся заболеваемость детей в 2008 году составила 2345 на 1 тыс. учащихся (2007 год – 2526 случая).
Комплексную характеристику социально-экономических результатов развития города можно выразить в приоритезированном SWOT-анализе, определившем основные проблемы, риски, сдерживающие факторы, конкурентные преимущества и возможности.
SWOT – анализ дошкольного образования
Сильные стороны:
- высокий уровень обеспеченности услугами дошкольного образования – охват 100 %;
- 100% обеспеченность дошкольных учреждений педагогическими кадрами;
- положительная динамика объемов финансирования сферы дошкольного образования.
Слабые стороны:
- полное отсутствие в дошкольных учреждениях плавательных бассейнов;
- дефицит обеспеченности объектов дошкольного образования специальной литературой в городе составляет 7,5 %.
Угрозы (ограничения):
- отсутствие в дошкольных учреждениях плавательных бассейнов снижает возможность укрепления здоровья детей и пропаганды среди них здорового образа жизни.
Возможности:
- совершенствование государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования и воспитания в части детализации содержания услуг, предлагаемых детскими дошкольными учреждениями, нормативов обеспеченности педагогическими кадрами, материально – технического обеспечения образовательного процесса [27].
SWOT – анализ среднего образования
Сильные стороны:
- ликвидировано трёхсменное обучение;
- устойчивая тенденция
- увеличение педагогов, имеющих степень магистра;
- все учащиеся 1-4 классов обеспечены бесплатным горячим питанием;
- 100 % детей из категории малообеспеченных обеспечены бесплатными учебниками;
-100% детей-инвалидов охвачены школьным образованием (коррекционные группы и обучение на дому);
- разработана и используется форма «Портфолио» учащегося, которая представляет собой программу по организации профильной подготовки учащихся;
- достаточно высокое качество услуги среднего образования – доля выпускников, поступивших в профессионально-технические и высшие учебные заведения – 91,1%;
- степень обеспеченности общеобразовательных школ широкополосным Интернетом – 100%.
Слабые стороны:
- низкая доля выпускников школ, получивших аттестат «Алтын белгі» - 0,2%;
- недостаточный уровень материально – технического обеспечения услуг школьного образования: мультимедийное оборудование есть в 81,25% общеобразовательных школ, спецкабинеты новой модификации в 57,8%, значительный уровень износа имеют 6,2% компьютеров, высокий уровень износа мебели в классах;
- дефицит квалифицированных кадров;
- сокращение численности учащихся школ вследствие снижения рождаемости в период экономической трансформации – с конца 80-х по 2001 г. и миграции населения;
- недостаточность квалифицированных специалистов по охране прав детей.
Угрозы (ограничения):
- недостаточное финансирование затрат на оснащение школ современным оборудованием обуславливает сохранение доли школ, не располагающих мультимедийным оборудованием и спецкабинетами;
- стремление населения к достойной оплате труда и проживания приводит к оттоку педагогических кадров, имеющих высокую квалификацию и опыт общения с детьми, из системы образования, что снижает качество среднего образования.
Возможности:
- расширение бюджетного финансирования и стимулирование участия частного сектора в финансировании затрат, связанных с укреплением материально-технической базы объектов среднего образования с целью доведения численности учащихся школ, приходящихся на 1 компьютер до 1 или 2 человек и уровня комплектации школ мультимедийным оборудованием и кабинетами новой модификации до 100%;
- разработка системы мер, стимулирующей приверженность молодых педагогических кадров своему делу и привязанность к городу как месту постоянного комфортного проживания.
- разработка системы мер, стимулирующей мотивацию молодых педагогических кадров к закреплению к населённому пункту, в том числе к сельской местности [27].
Спортивная инфраструктура. В г. Сатпаев базируется 3 спортивные организации, в том числе 1 спортивная школа, Дворец спорта «Жастар» и спортивно-оздоровительный комплекс ТОО «Корпорации Казахмыс» для учебно-тренировочного процесса и проведения соревнований международного ранга. Остро стоит проблема развития спорта в сельской местности, прежде всего из-за отсутствия материально-технической базы и необходимого помещения. В настоящее время разрабатывается смета на капитальный ремонт спортивного зала при основной школе с. Сатпаево.
Отрасль спорта ощущает острый недостаток в квалифицированных кадрах. Отсутствуют специалисты технической эксплуатации спортивных сооружений.
Отрасль спорта является высококонкурентной. Все новейшие разработки в методике организации учебно-тренировочного процесса, повышения функциональных и физических возможностей, реабилитации и восстановления спортсменов являются стратегическим материалом, что делает невозможным их приобретение в других странах. При Жезказганском университете открыта кафедра по физической культуре и спорту, которая позволит решить проблему города квалифицированными кадрами.
SWOT – анализ спортивной инфрастуктуры
Сильные стороны:
- улучшение качества и степени охвата населения услугами спорта - увеличение количества спортивных сооружений на 32 объекта, 100% обеспеченность спортивных учреждений тренерами – преподователями.
Слабые стороны:
- средняя обеспеченность объектов спорта в специализированных кадрах (тренерах) – 68%.
Возможности:
- расширение спектра предоставляемых объектами спорта услуг, благодаря постройке и вводу новых спортивных сооружений;
- высокий удельный вес 94,9% спортивных сооружений, предоставляющих свои услуги на бесплатной основе, делает занятия спортом доступными для населения.
Угрозы:
- снижение количества школьников и студентов, посещающих спортивные занятия в учебных заведениях, не способствуют ведению здорового образа жизни населения.
Развитие информационно-коммуникационных технологий
Необходимо ежегодное обновление компьютерной техники с учётом её физического и морального износа. На сегодняшний день 95 (7,6%) компьютеров в школах требует замены. Для достижения мировых показателей (пяти-шести человек на один компьютер) обеспеченности компьютерной техникой школ города необходимо дополнительно 684 компьютера, т.е. в 1,5 раза больше, чем имеется в данный момент. На уровне акимата решается вопрос о выделении средств на подключение общеобразовательных школ к электронной системе «Электронная школа».
Все школы подсоединены к сети Интернет. К широкополосной сети Интернет (ADSL) подключено 75% общеобразовательных школ. Необходимо дополнительно подключить к широкополосной сети Интернет четыре общеобразовательные школы, расположенные в прилегающих поселках.
Наметилась тенденция параллельной подготовки учителей во время установки интерактивного оборудования, вместе с тем это один из самых слабых показателей информатизации образования. Необходимо взять на контроль повышение квалификации учителей-преподавателей информатики и учителей-предметников по системному использованию ИКТ в образовательном процессе
Параметр «Подключение широкополосного доступа к сети Интернет» включен в рейтинг акима городов.
Социальное сиротство, факты детской беспризорности и безнадзорности.
В 2-х государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются 121 детей. Из них 15 воспитанников круглые сироты, остальные 106 (87,6%) – социальные сироты. Все детские дома нуждаются в материально-техническом оснащении. В текущем 2009 году в рамках Дорожной карты проведен текущий ремонт детского дома «Мерей» на сумму 34 млн. тенге, дом Детства семейного типа на сумму 30 млн. тенге. На 2010 год также в рамках Дорожной карты планируется провести капитальный ремонт дома Детства семейного типа на сумму 30 млн. тенге.
Проблемой является трудоустройство и обеспечение собственным жильём выпускников детских домов. Выпускники детских домов имеют возможность обучаться только в тех организациях технического, профессионального и высшего образования, которые имеют общежития, что ограничивает их в выборе специальности.
Социальную поддержку и интеграцию в самостоятельную жизнь выпускникам детских домов оказывают дом Юношества, открытый при детском доме. Требуется капитальный ремонт здания дома Юношества. Требуется открытие кабинетов психолого-педагогической коррекции в городе. Необходимо открытие приюта временного пребывания для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Увеличение штатов по опеке и попечительству в отделе образования позволило систематизировать работу с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей, и создать информационную систему учёта детей этой категории.
2.2 Оценка управления социальной сферой (на местном уровне)
Социальная сфера города
Вместе с тем важно отметить то, что социальная сфера, хотя существенно и отличается в своих комплексных составляющих по видам деятельности, но не является только лишь механическим соединением организационно-правовых структур в непроизводственную часть национальной экономики. Социальная составляющая регионов, народного хозяйства выполняет сложную и необходимую для развития экономики роль инфраструктурного комплекса, обеспечивающего создание оптимальных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, производства продукции, оказания услуг, выполнения работ для жизнедеятельности людей.
Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Республики Казахстан и субъектов Республики. Однако при разграничении полномочий между республикой и её субъектами центр тяжести практической работы по осуществлению социальной политики перемещён на региональный уровень. При этом многие функции по управлению социальной сферой переданы на уровень муниципальных образований [19].
В структуре организации
Информация о работе Управление в социальной сфере и отраслях