Управление трудовой дисциплиной в ООО «Катрина»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – найти способы управления конфликтами и разработать рекомендации по данной организации. Для достижения этой цели были определены последующие задачи:
1) изучить сущность конфликта;
2) рассмотреть роли конфликтов;
3) исследовать и проанализировать конфликты, и выявить способы их управления в организации;
4) исследовать конфликт в данной организации;
5) разработать рекомендации по управлению конфликтов в ООО «Катрина».

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Теоретические аспекты управления конфликтами в организации..............5
Сущность понятия и содержания конфликта. Роли конфликтов. Управление конфликтами..........................................................................................5
Подходы к исследованию управления конфликтами..................................15
Методы урегулирования конфликтной ситуации........................................24
Анализ и управление конфликтами в деятельности предприятия ООО «Катрина»...................................................................................................................31
Организационно-кадровая характеристика ООО «Катрина»......................31
Исследование управления конфликтов в ООО «Катрина».........................34
Рекомендации по управлению конфликтами в ООО «Катрина»................37
Заключение.................................................................................................................40
Библиографический список......................................................................................42
Приложения...............................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

na_5_dekabrya.docx

— 116.00 Кб (Скачать)

 На стыке 50-х — 60-х годов возникают исследования, где научный интерес психологов направлен непосредственно к данному феномену. Выявляются оснополагающие подходы, вырабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта [5,с. 359]. Внутри направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

  • психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
  • социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
  • этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
  • теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
  • фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
  • поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
  • социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
  • интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель);
  • теория структурного баланса (Ф. Хайдер).

Психоаналитический подход согласован, прежде всего, с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), основывавшего одну из самых первых концепций человеческой конфликтности или враждебности. Наперекор того, что 3.Фрейд занимался в основном внутриличностными конфликтами, его заслугой является направление на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой усматривал в стараниях индивида сбросить оковы от чувства неполноценности и доминирования одних индивидов над другими [5,с. 512].

Американские психологи  К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен обогатили понимание природы конфликта, попробовали внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты происходят из-за невозможности осуществить в данном обществе личностные стремления и потребности. В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У.Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.) [6,с. 321].

Возникновение этологического подхода к конфликту было принято в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервой в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является недоброжелательность индивида и толпы. По мнению ученого К. Лоренца, механизмы возникновения недоброжелательности у животных и человека однотипны, так как это постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988). Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов [5,с. 458].

Группа психологов Йельского  университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции объединена биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всякий раз следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно подразумевают существование фрустрации. Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Проблемы конфликтов он разыскивает не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном обществе, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

Согласно теории социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты вырабатываются обстановкой эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, вероятнее всего разрешены путем перестановки людей согласно с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения [5,с. 471].

Вослед за работами основателя символического интеракционизма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий отголосок получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов скрываются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Теорию структурного баланса впервые выдвинул Ф. Хайдер, которая посвящена анализу согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека” [5,с. 492].

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый  период показывает, что они формировались  в русле традиционных направлений  психологии, отражая теоретические  конструкции, свойственные данному  течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В данный момент исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

  • теоретико-игровое (М. Дойч);
  • теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
  • теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) [12].

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают  построение универсальной схемы  взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского  социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты  могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей [13,с. 284].

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество (в дальнейшем мы рассмотрим эту теорию более подробно).

На рубеже 60—70-х годов  начинает формироваться самостоятельное  направление по изучению переговорного  процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время  теория и практика переговорного  процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены  на решении двух проблем: выявлении  совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами  решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда  конфликтующие стороны уже приняли  решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного  процесса [13,с. 301].

В нашей стране условно  можно выделить три периода в  исследовании конфликта. Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим  исследованиям конфликта были присущи  разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего  характера, необходимые для формирования методологической и теоретической  базы изучения конфликта [3,с. 273].

Во второй половине 70-х  годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки  теоретического осмысления накопившегося  эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х  годов сформировалось несколько  подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.

На рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) – на основе уже имеющихся  разработок методологического и  общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в  различных сферах деятельности: конфликты  в трудовых и научно-исследовательских  коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.

Единая природа конфликтов разного уровня предполагает наличие  общих атрибутивных признаков явления, дающих возможность дать его качественную специфику [5,с. 318]. Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить в качестве инвариантных следующие признаки конфликта:

  1. наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.;
  2. репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов;
  3. активность (в виде соответствующих действий, «борьбы»), направленная на преодоление этого противоречия. Например, противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт - это осознаваемое противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.

Информация в конфликте  характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с  формированием информационных моделей  конфликта у его участников и  их информационным взаимодействием  в процессе развития конфликта [14,с. 153].

 Выделяются следующие  практические подходы к изучению конфликта:

  1. Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях. За основу берутся конфликтные игры и их модификации, конфликтные ситуации, моделирующие реальные жизненные столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны с большими трудностями организационного плана. Во-первых, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе простых, в значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявится также в реальных конфликтах). В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать мотивацию, которая характерна для реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта.
  2. Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии. Конфликт изучается через напряженность во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, «приглаживается» самим респондентом; личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.
  3. Исторический (ретроспективный). Описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т.д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта [14,с. 198].

Информация о работе Управление трудовой дисциплиной в ООО «Катрина»