Управление конкурентоспособностью организации на примере туристической фирмы ООО «Золотой тур»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ……………………………………………………6
1.1 Особенности конкурентоспособности на рынке туристических услуг….6
1.2 Особенности развития туристических организаций в России…………...16
1.3 Рейтинг критериев конкурентоспособности………………………………24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………..29
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………....29
2.2. Управление финансами туристической организации ООО «Золотой тур»……………………………………………………………………………….38
2.3. Анализ финансового состояния организации…………………………….50
2.4 Анализ рентабельности капитала предприятия, прибыльности продукции и деловой активности……………………………………………………………64
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………………………………72
3.1 Динамика повышения конкуренции ООО «Золотой тур» на рынке туризма…………………………………………………………………………...72
3.2 Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………………..83
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»………………………………………………………………..95
4.1 Пути повышения конкурентоспособности организации………………….95
4.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов в
ООО «Золотой тур»……………………………………………………………..98
4.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…..104
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….110
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………114

Работа содержит 1 файл

Управление конкурентоспособностью организации на примере туристической фирмы ООО «Золотой тур».doc

— 1.42 Мб (Скачать)

2) Ежемесячная премия, выплачиваемая одновременно с заработной платой, она составляет от 30 – 50% от должностного оклада. Премия  выплачивается на основании действующего положения о премировании.

3) Вознаграждение за выслугу лет, которое начинает выплачиваться ежемесячно после первого года работы. Это вознаграждение выплачивается в следующей прогрессии: после одного года работы — 5% от должностного оклада; после 5 лет — 10%; после 10 лет — 15%; после 15 лет — 20%; после 20 лет — 30%.

4) Вознаграждение по итогам работы за год (так называемая тринадцатая зарплата), составляющая примерно полтора должностного оклада. Она рассчитывается на основе должностного оклада и квартальной премии, без учета выслуги лет и других надбавок, с применением коэффициентов, учитывающих стаж работы.

5) Дополнительная премия, выплачиваемая ежемесячно и составляющая фиксированную сумму — 500 рублей. Выплачивается она за фактически отработанное время работникам, не достигшим пенсионного возраста. Ее цель обеспечить работникам бесплатный проезд на городском общественном транспорте (не выплачивается за период очередного отпуска и за период временной нетрудоспособности).

6) В связи с тем, что заработная плата и другие компенсационные выплаты начисляются и выплачиваются полностью легально, то работники имеют право на получение социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные НК РФ.

7)  Разовые вознаграждения (бонусы). Сотрудники с многолетним стажем работы получают разовые вознаграждения ко Дню рождения фирмы, ко Дню города, к крупным государственным праздникам. Эти вознаграждения составляют от 500 рублей и выше в зависимости от должности, занимаемой сотрудником.

Следует отметить, что все вышеперечисленные виды материальных вознаграждений можно выплачивать практически всем работникам, т.е. проводить комплексное материальное стимулирование, обеспечивающее, в некоторой степени, социальную защиту сотрудников.

К методам же дифференцированного материального стимулирования следует отнести вознаграждения, выплачиваемые на многих предприятиях,  победителям соревнований, проводящихся между подразделениями в процессе трудовой деятельности. Победителем соревнования считаются работники или бригады, имеющие лучшие производственные показатели и не имевшие нарушений трудовой дисциплины. Например, это может быть "лучший менеджер по туризму" и т.д[26]. Результаты соревнования подводятся по итогам квартала и вывешиваются на видных местах. Вознаграждения по результатам соревнований, как правило, невысокие и варьируются в размере от 500 до 1000 рублей на человека, но, тем не менее, повышают стимулы к трудовой деятельности, развивая в работниках потребность в самоуважении.

Кроме материальных вознаграждений, возможны и нематериальные методы поощрения. Они также делятся на те, которыми пользуются все работники предприятия, и те, которыми вознаграждаются отдельные сотрудники. К первой группе можно отнести следующие виды:

1. Длительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, рассчитываемый за три последних месяца работы сотрудника с учетом премии. Впрочем, поскольку отпуск оплачивается, то его также можно отнести и к материальным методам вознаграждения.

2. Помимо указанного отпуска, работникам, отработавшим более двух лет,

___________________________

26.Музыченко В. Мастер-класс по управлению персоналом Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ. -2009, 322стр

предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск

продолжительностью в два рабочих дня.

3.              Работники непосредственно связанные с обслуживанием клиентов, обеспечиваются бесплатной форменной одеждой с логотипом фирмы. Это повышает статус работника и его потребность в самоуважении и самовыражении.

К методам нематериального поощрения отдельных сотрудников отнести следующие виды вознаграждений:

- Почетные грамоты, дополняемые материальным вознаграждением 300-500 руб.

- Фотографии, представленные на Доску почета. На нее выставляют фотографии работников с лучшими производственными показателями. Это также фактор, способствующий повышению потребности в самоуважении и самовыражении работников, особенно при относительно невысокой зарплате.

- Памятный подарок: таким сувениром могут быть именные часы.

3.  При условии внедрения всех этих положений, персонал будет заинтересован в дальнейшей работе на данном предприятии, и текучести кадров не будет.

1. Расчет экономического результата от уменьшения текучести кадров (ежемесячный):

Зн – затраты на новичка, равны Зот/Рот;

Зот – затраты на отбор персонала;

Рот – количество отобранных кандидатов;

Р – среднесписочная численность работников;

Кт – коэффициент текучести относительно числа уволенных работников к среднесписочной численности – Рув/Р.

Общее число сотрудников "Золотой тур" 3 чел.

Эффект от уменьшения текучести. В ноябре 2010г. 1 чел. Уволился.

КтХ = 1 / 3 = 0,33.

Кт2 = 1 / 3 = 1 /15 = 0,33.

Затраты по поиску нового работника включают в себя стоимость пользования интернетом (1 у.е./ч) и 15 часов работы менеджера по набору персонала, имеющего заработную плату 400 у.е., и составляют 40 у.е.

Эт = 40 · 3 · (0,33 - 0,33) = 120 у.е.

2.              Эффект от обучения с последующим совмещением профессий:

где Зт — затраты на заработную плату на одного работника в месяц;

Рсп — число работников, обучившихся смежным профессиям;

N — календарный срок, за который рассчитывается эффективность;

Зоб — затраты на обучение.

Эффект от обучения с последующим совмещением профессий

Зт = 400 у.е. в месяц на человека.

N = 3 месяца.

Зоб= 1000 у.е.

Эоб = 400 у.е. · 1 · 3 - 1000 = 200 у.е.

3.              Эффект от увеличения производительности труда (за месяц) при внедрении в жизнь социальной политики:

где Р — количество работников;

Дм — количество рабочих дней, отработанных ими за месяц;

П — производительность труда, как отношение объема продаж за день к числу работников = Оп/(Дм х Р).

П2 = 50,8 у.е.;

П1= 50 у.е. — средняя производительность труда на одного работника.

Эп = 3 · 26 · (0,8) = 62,4 у.е./мес.

Суммарная эффективность:

4. Суммарная эффективность управления персоналом за квартал определяется как сумма отдельных эффектов:

Эс = 120 · 3 + 200 + 62,4 · 3 = 747,2 у.е.

Таким образом, очевидно, что суммарная оценка эффективности, учитывающая количественные и качественные результаты деятельности фирмы, показывает значительное снижение издержек. Снижение издержек на персонал позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, так как персонал будет является уникальным конкурентным преимуществом данного предприятия по сравнению с конкурентами. Освободившиеся ресурсы возможно направить на увеличение внешних преимуществ за которые покупатель готов заплатить повышенную цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

   Каким бы очевидным это не казалось на первый взгляд, подчеркнем, что конкурентоспособность является, прежде всего, способностью конкурировать. Само же понятие конкуренции имеет непостоянный, меняющийся характер. В то время как традиционно конкуренция считалась, в первую очередь, способностью продавать больше продукции и генерировать большую прибыль, чем конкурент.

Сегодня конкуренция в большей степени сосредоточена на «нематериальных» аспектах, таких как брэнды, ноу-хау, маркетинг, а не на действительной стоимости продукта как такового. По мере изменения природы конкуренции, меняются и предпосылки конкурентоспособности[14];

   Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. В общем понимании – это тип поведения фирм – соперников на определенном рынке.

Выделяют следующие виды конкуренции:

-чистая,

-совершенная,

-эффективная.

Несмотря на определенные различия, есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на различных рынках. Суть конкуренции М.Е Портер на любом рынке характеризует пятью конкурентными силами[32]:

      потенциальные конкуренты,

      клиенты,

      угроза со стороны товарозаменителей,

__________________________

14.      Жиль Вальтер. Конкурентоспособность: Общий подход // Проект Российско-Европейского Центра Экономической Политики (РЕЦЭП). - Москва, 2005. - 52 с.

32. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 9-е издание, исправленное и дополненное. Издательство: Дело, 2008 г

448 с.

      поставщики,

      существующие конкуренты в отрасли.

Пять сил конкуренции позволяют охарактеризовать степень конкурентной

борьбы, ее остроту на любом рынке.

Характер конкурентной борьбы во многом зависит от того, является ли

фирма лидером, претендентом, последователем или организаций, действующей в рыночной нише.

В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, круг последних сужают до круга приоритетных конкурентов.

Конкурентоспособность товара (услуги) – его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество, которое не является имманентным качеством товара, а

заменяется во времени под воздействием множества различных факторов.

Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов.

При исследовании конкурентоспособности необходимо:

      выбрать базовые продукты сравнения,

      выбрать критерии сравнения (показатели).

Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу.

По М.Е. Портеру существует 2 вида конкурентного преимущества[32]:

      снижение издержек,

      дифференциация товара.

Исследование конкурентоспособности можно проводить двумя методами:

-метод расчета единичных и групповых показателей,

-метод с использованием функции желательности,

__________________________

32. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 9-е издание, исправленное и дополненное. Издательство: Дело, 2008 г

448 с.

-метод многокритериальной оптимизации.

В настоящей дипломной работе был проведен анализ конкурентоспособности действующей туристической фирмы.

В качестве объекта исследования в дипломной работе была рассмотрена

деятельность ООО «Золотой тур».

Анализ хозяйственной деятельности позволил сделать следующие выводы:

      организация может оплатить 54,4% своих краткосрочных обязательств;

      организация располагает некоторым объемом свободных ресурсов за счет собственных источников;

      увеличение коэффициента маневренности функционирующего капитала говорит о снижении маневренности;

      доля оборотных средств в активах снизилась на 8,7% и составила 52,23%, что говорит о нерациональном их использовании (собственный капитал

      должен работать и приносить прибыль, а в качестве платежных средств целесообразнее использовать заемные средства);

      собственных оборотных средств достаточно для финансовой

устойчивости.

Основные фонды предприятия находятся в достаточно хорошем состоянии.

В то же время на предприятии происходит замедление оборачиваемости оборотных средств. Среди основных причин замедления оборачиваемости можно назвать следующие:  из-за неплатежей клиентов, нарушения сроков поставок, недостатков в материально-техническом снабжении, задержек расчетов банками и ошибок в платежных документах.

Также необходимо отметить нерациональное использование свободных денежных средств и слабое использование безденежных форм взаиморасчетов (векселей и других долговых обязательств).

На туристическом рынке действует большое число туристических агентств и операторов. Поэтому при анализе конкурентоспособности ООО «Золотой тур», который проводился по методу расчета единичных и групповых показателей, сравнение туристических продуктов производилось на базе идеальной модели, а также туристических продуктов некоторых наиболее приоритетных конкурентов.

Оценка конкурентоспособности ООО «Золотой тур» показала, что фирма имеет следующие конкурентные преимущества:

      выигрыш в себестоимости (стоимости) продуктов;

      высокие качественные характеристики (потребительские качества) продуктов;

      уникальность некоторых предложений;

      большое количество постоянных клиентов.

Для повышения конкурентоспособности предприятия были рекомендованы следующие мероприятия:

      улучшать технологию обслуживания клиентов (гостепреимство);

      увеличивать простоту и ясность обслуживания;

      увеличивать гибкость туристических и лечебно-оздоровительных предложений;

      увеличивать целостность, обоснованность и комплексность туристических пакетов;

      выход туристической фирмы на новый уровень – становление туроператором по внутреннему туризму, и разрабатывать свои собственные новые, уникальные предложения.

В результате проделанной работы туристическому агентству ООО «Золотой тур» были предложены мероприятия по управлению конкуренцией.

Сделан анализ финансового состояния организации. Выявлены наиболее сильные конкуренты и отрасли в которых они работают.

Предложены новые методы в обслуживании клиентов, что очень сильно способствует повышению конкуренции.

Если все или хотя бы не многие мероприятия воплотить в работе, то туристическое агентство ООО «Золотой тур» будет вне конкуренции.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью организации на примере туристической фирмы ООО «Золотой тур»