Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа
Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ……………………………………………………6
1.1 Особенности конкурентоспособности на рынке туристических услуг….6
1.2 Особенности развития туристических организаций в России…………...16
1.3 Рейтинг критериев конкурентоспособности………………………………24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………..29
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………....29
2.2. Управление финансами туристической организации ООО «Золотой тур»……………………………………………………………………………….38
2.3. Анализ финансового состояния организации…………………………….50
2.4 Анализ рентабельности капитала предприятия, прибыльности продукции и деловой активности……………………………………………………………64
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………………………………72
3.1 Динамика повышения конкуренции ООО «Золотой тур» на рынке туризма…………………………………………………………………………...72
3.2 Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………………..83
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»………………………………………………………………..95
4.1 Пути повышения конкурентоспособности организации………………….95
4.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов в
ООО «Золотой тур»……………………………………………………………..98
4.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…..104
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….110
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………114
Рис.3.3 Данные опроса об источниках сведений фирмы
ООО «Золотой тур» (2009 г.)
Данные опроса таблицы 3.31, показывают по опросу клиентов, что в равных долях клиенты знают о фирме из газет и от знакомых, 7% клиентов узнают о фирме из щитовой рекламе, и лишь 3% знают об агентстве из Интернета.
Таким образом наиболее эффективной является реклама через средства массовой информации - газеты и журналы, но также очень хороший результат показал, что за покупкой тура в агентство также приходят по рекомендации знакомых.
Для того, чтобы правильно планировать разработку новых туров, фирме очень важно знать свою целевую аудиторию, поэтому методом опроса (среди 50 клиентов) выявлен целевой сегмент рынка, на который следует ориентироваться (рис.3.4).
Рис.3.4 Возраст покупателей услуг ООО «Золотой тур»
Покупатели в своем большинстве находятся в возрасте от 40 до 50 лет (35%), количество покупателей в возрасте от 20 до 30 лет (29), чуть меньше тех, кому от 30 до 40 лет (22%), покупатели старше 50 лет составляют 9% от общей массы всех покупателей. А покупатели моложе 20 лет составляют самую маленькую группу покупателей – всего лишь 5%.
Денежные доходы покупателей являются наиболее важным фактором целевой аудитории, именно денежные доходы определяют покупательскую способность населения. Рассмотрим к какой группе по размеру денежных средств относят себя покупатели ООО «Золотой тур».
Рис.3.5 Покупатели услуг ООО «Золотой тур» по уровню доходов
Во время проводимого опроса среди клиентов ООО «Золотой тур» также выяснились пожелания и пристрастия покупателей туров ООО «Золотой тур». Результаты представлены в рисунке 3.6.
Рис. 6 Пожелания клиентов ООО «Золотой тур»
Результаты показали, что меньше всего интерес у покупателей к паломническим и образовательным турам. Наибольший интерес у покупателей к пляжным и познавательным турам, также у клиентов интерес к экологическим турам. Именно на эти виды туризма фирма и должна ориентироваться.
Предпочтения туристов по месту отдыха представлены на рисунке 3.7.
Рис. 3.7 Предпочтения туристов ООО «Золотой тур»
Таким образом определился целевой сегмент:
1. Возраст от 20 до 50 лет;
2. Уровень дохода средний или выше среднего;
3. География: зарубежный и внутренний туризм;
Так представлен основной сегмент, на котором работает ООО «Золотой тур». Помимо описанного сегмента существуют и другие группы потребителей, которые приобретают туры в турфирме.
ООО «Золотой тур» ведет активную рекламную политику разрабатывает информационные материалы (листовки, брошюру), которые дают возможность клиенту получать достаточный объем информации для принятия решения о выборе направления и конкретного тура. Приобретая туристическую путевку, клиенты подписывают с туристической фирмой договор, в котором указан тщательно отработанный набор условий, что позволяет предупредить возможные недочеты и конфликты в обслуживании.
ООО «Золотой тур» использует дополнительные методы привлечения клиентов: существует гибкая система скидок, каждому клиенту при получении путевки менеджером вручается рекламная продукция – пакет, флаер или ручка с адресом и телефоном туристической фирмы.
Рекламная деятельность туристической фирмы представлена следующим образом.
1. Прямая реклама:
по почте, («Золотой тур» обычно на Новый год поздравляет всех своих клиентов);
лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма, листовки, флаеры.
2. Реклама в прессе:
Важную роль в потреблении газетной рекламы играет ее привычность. Плюсом газетной рекламы является ее ненавязчивость. Она не перебивает информационный поток, как радио или ТВ. Люди читают ее по собственной воле.
ООО «Золотой тур» публикует рекламу в местных газетах.
3. Для рекламы своей фирмы ООО «Золотой тур» использует наружную рекламу в щитов, расположенных в виде щитов.
Анализируя представленные данные, опишем рейтинг критериев конкурентоспособности турфирмы «Золотой тур».
Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого турпродукта нужно использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Так, был определен перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей. В процессе покупки потребитель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие превосходство данного турпродукта над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходства данной услуги перед конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, что позволяет количественно оценить конкурентоспособность турпакета.
Поскольку конкурентоспособность товара характеризует степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента, то оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкурента.
Ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирму «Золотой тур» к стремлению отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей о предлагаемой продукции. Рекламная активность фирмы, как один из инструментов маркетинга, способствует распространению сведений о качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции покупатель заинтересован в расширении своей информированности о качестве продукта.
Одним из преимуществ турфирмы является удобство расположения офиса, наличие стоянки для автомобилей, это играет немаловажную роль. Турагентство расположено в центральной части города, недалеко от торговых центров, к офису можно доехать любым удобным клиенту транспортом. Фасад офиса турагентства имеет хороший вид, яркую вывеску, уличную рекламную витрину и удобный вход с улицы.
Внутреннее помещение функционально удобно для посетителей, работающего персонала и имеет эстетичный вид. Современные модульные столы для приема посетителей, оборудование компьютерной техникой и другие декоративные усовершенствования, вежливое обращение и квалифицированные объяснения персонала способствует привлечению большего количества туристов к приобретению туров.
Итак, к основным преимуществам фирмы «Золотой тур» относятся: удобное расположение фирмы, сотрудничество с лучшими международными туроператорами; профессиональный и творческий подход к организации отдыха клиентов. Кроме продажи стандартных туров, «Золотой тур» предлагает разнообразные дополнительные услуги, которые дают клиентам возможность самостоятельно спланировать свой отпуск.
Основным направлениям, управление конкурентоспособностью фирмы на рынке туризма, является: внимания к формированию имиджа и повышение эффективность менеджмента путем отправления сотрудников на семинары по продажам, поскольку главной задачей туроператора является грамотное и достоверной информирование потенциальных клиентов, обратившихся в турфирму.
Таким образом, предприятие является конкурентоспособным. В условиях усиления конкурентной борьбы на российских рынках оно обращает пристальное внимание на различные методы маркетинговых исследований, в том числе и рекламы с целью минимизации затрат на поиск эффективных стратегий, позволяющих прочно удерживать рыночные позиции и наращивать объем сбыта, сохраняя существующих потребителей и привлекая новых. Маркетинговые исследования однозначно необходимы для успешной работы фирмы. В зависимости оттого, что привлекает туристов, и как они путешествуют, можно составить классификацию по видам туризма: по целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий. Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. В туристской фирме «Золотой тур» обслуживающий персонал стремится превзойти конкурентов путем максимального повышения качества характеристик своей деятельности, поскольку хорошее отношение общественности – величайшее преимущество организации, какое только у нее может быть. Положительно настроенная по отношению к фирме и хорошо информированная общественность является одним из решающих факторов ее выживания, развития и совершенствования.
3.2 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Золотой тур»
Оценку конкурентоспособности ООО «Золотой тур» проведем посредствам анализа туристических продуктов данного предприятия, так как они являются основой его коммерческой деятельности.
Туристический продукт – это комплексное понятие, которое охватывает совокупность всего того, что можно предложить на рынке вниманию потребителя для приобретения, использования или потребления, способная удовлетворить потребность или желание. Он включает в себя физические объекты, услуги, места, организации и идеи.
Основными видами туристического продукта на рынке являются:
туры – комплексы различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия и предоставляемые по определенному маршруту и в определенный срок. Цели путешествия могут быть совершенно различными, но обязательно должны вызывать интерес клиента и покупку тура;
туристско-экскурсионные услуги различных видов, предоставляемые туристическими предприятиями;
товары – включают специфическую часть туристического продукта (карты, открытки, буклеты, сувениры, туристическое снаряжение и др.).
В следующей таблице представлен список туристических продуктов ООО «Золотой тур», имеющие наибольшие объемы продаж в 2009-2010 гг.
Таблица 3.32
Туристические и лечебно-оздоровительные продукты ООО «Золотой тур»
Продукт | Пояснение | |
группа | наименование продукта | |
1 | 2 | 3 |
Туристско-экскурсионные услуги | «Один раз увидеть» (Франция) | Экскурсионный тур |
«Кельнский собор» (Германия) | Экскурсионный тур | |
Тур | "Сафари" (Швеция) | Спортивный тур (мотосани, подледная рыбалка, ледовое лазание по замерзшим водопадам, катание на парусных лыжах) |
Тур | "В долину Нила" (Египет) | Экскурсионный тур |
Курорт | "Кемер" (Турция) | Пляжный отдых |
Курорт | "Анапа" | Пляжный отдых |
Оценку конкурентоспособности продукции ООО "Золотой тур" проведем поэтапно, согласно методом расчета единичных и групповых показателей, на базе которых рассчитаем интегральный показатель.
1 этап.
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения примем некий идеальный туристический продукт, имеющий самые высокие значения качественных показателей.
Для того чтобы представить идеальный продукт, необходимо выделить эти показатели, сформировать требования к нему со стороны клиентов. Тем самым мы переходим ко второму этапу – выделение наиболее значимых для потребителя критериев (показателей).
2 этап.
В сфере туристской индустрии гостеприимство для всего обслуживающего персонала объектов туризма является профессиональным требованием. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность, профессионализм. Потребительским свойствам туристического продукта характерны и иные показатели, необходимые для туристов:
обоснованность – выполнение всех условий, требуемых для пользования тур продуктом;
надежность – качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;
эффективность – наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;
целостность – завершенность турпродукта, его способность полностью удовлетворять потребность;
полезность – удовлетворение тех или иных потребностей туриста;
простота в эксплуатации – возможность легко обнаружить ошибки в технологии обслуживания;
ясность – способы потребления турпродукта, его направленность должны быть поняты как туристу, так и обслуживающему персоналу;
гибкость – способность продукта, системы обслуживания приспосабливаться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала.
Теперь определим базу для сравнения туристических продуктов.
Ранее мы уже указали, что она будет представлять собой абстрактную модель, имеющей значения показателей, близких к идеальным. Экономические показатели для этой модели в тоже время будут определены на основе результатов изучения туристического рынка и цен продуктов конкурентов.
Для каждого туристического продукта разрабатывается своя абстрактная идеальная модель (база для сравнения).
Оценим каждый туристический продукт ООО "Золотой тур" в отдельности.
Таблица 3.33
Оценка продукта «В Долину Нила»
Критерий | Значение показателя для продукта (Р) | Значение показателя для идеальной модели (Рб) | Вес аi | qi (Р/Рб) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Э | Себестоимость | 320 | 300 | 0,6 | 1,07 |
Стоимость | 450 | 450 | 0,4 | 1 | |
Значение Qэ | 1,042 | ||||
Т | Гостеприимство | 0,65 | 1 | 1 | 0,65 |
Значение Qт | 0,65 | ||||
П | Обоснованность | 0,8 | 1 | 0,05 | 0,8 |
Надежность | 0,85 | 1 | 0,15 | 0,85 | |
Эффективность | 0,75 | 1 | 0,15 | 0,75 | |
Целостность | 0,8 | 1 | 0,1 | 0,8 | |
Полезность | 0,85 | 1 | 0,2 | 0,85 | |
Простота в экплуатации | 0,9 | 1 | 0,05 | 0,9 | |
Ясность | 0,95 | 1 | 0,05 | 0,95 | |
Гибкость | 0,9 | 1 | 0,25 | 0,9 | |
Значение Qп | 0,85 | ||||
К = Qn / Qэ (интегральный показатель конкурентоспособности) = 0,816 |