Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа
Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ……………………………………………………6
1.1 Особенности конкурентоспособности на рынке туристических услуг….6
1.2 Особенности развития туристических организаций в России…………...16
1.3 Рейтинг критериев конкурентоспособности………………………………24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………..29
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………....29
2.2. Управление финансами туристической организации ООО «Золотой тур»……………………………………………………………………………….38
2.3. Анализ финансового состояния организации…………………………….50
2.4 Анализ рентабельности капитала предприятия, прибыльности продукции и деловой активности……………………………………………………………64
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………………………………72
3.1 Динамика повышения конкуренции ООО «Золотой тур» на рынке туризма…………………………………………………………………………...72
3.2 Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………………..83
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»………………………………………………………………..95
4.1 Пути повышения конкурентоспособности организации………………….95
4.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов в
ООО «Золотой тур»……………………………………………………………..98
4.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…..104
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….110
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………114
доступность разнообразных буклетов, значков, открыток по тематике тура;
освобождение клиентов от любых организационных проблем (обременительные организационные заботы какого бы то ни было характера, долгая рецепция, заказ транспортных билетов, ожидание всякого рода обслуживания и т.д.);
оптимальность обслуживания с точки зрения соответствия всех видов услуг уровню, а также тематике тура;
полное соответствие обслуживания потребностям клиента:
целевая адресная направленность туров;
заблаговременное согласование программ обслуживания;
гибкость программ, возможность замены тех или иных услуг по необходимости;
полная информация о программе обслуживания и дополнительных услугах;
снабжение автобусов (или других транспортных средств, используемых для внутренних перевозок) аудиокассетами с записями национальной и легкой музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов;
отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг);
рациональность содержания обслуживания: услуг должно быть ровно столько, сколько нужно; мало – скучно, много – перенасыщенность утомляет туристов.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО "Золотой тур" необходимо улучшить технологию обслуживания клиентов по перечисленным направлениям. Кроме того, предприятию необходимо работать и в следующих направлениях:
снижать стоимость (себестоимость) продуктов (делать их более доступными);
увеличивать простоту и ясность обслуживания;
увеличивать гибкость туристических и лечебно-оздоровительных предложений;
увеличивать целостность, обоснованность и комплексность туристических пакетов;
становление туристической фирмы ООО «Золотой тур» туроператорами по внутреннему туризму и разрабатывать новые, уникальные предложения.
4.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов
в ООО «Золотой тур»
Цели туристского предприятия воплощают в жизнь его сотрудники. В сфере туризма качество услуг прежде всего определяется квалификацией исполнителей и их умением работать с клиентами. Отечественная практика показывает, что при подборе кадров не всегда обращается внимание на наличие у претендента базового туристского образования. Наиболее распространенными методами привлечения специалистов являются переманивание их из других организаций, устройство по рекомендации родственников и знакомых.
Конечной целью оценивания конкурентоспособности персонала является определение комплексного обобщенного показателя конкурентоспособности, являющегося условной величиной.
Определив понятия конкурентоспособности персонала и проанализировав ее уровень, можно предложить следующие направления повышение уровня конкурентоспособности персонала предприятий туристической индустрии:
1. Повышение требований к персоналу во время приема на работу.
2. Повышение квалификации кадров:
- первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и специфики работы;
- обучение для ликвидации разрыва между требованиями к должности и личными качествами;
- обучение для повышения общей квалификации;
- обучение для работы за новыми направлениями развития организации,
- обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.
3. Внедрение новых технологий в обслуживании туристов.
4. Применение метода нулевого дефекта.
5. Сокращение случаев нарушения трудовой дисциплины благодаря проведению работы с персоналом.
6. Снижение количества затрат, связанных с проведением работ относительно обслуживания персонала.
7. Внедрение мероприятий научной организации работы: расстановка кадров в соответствии с квалификацией, образованием, возрастом, темпераментом и т.п..
Для обеспечения конкурентоспособности персонала следует применять элементы творческой активности в решении текущих задач. Любая задача имеет специфическое содержание, структуру и способ реализации, и в зависимости от проявления творческой активности будет достигнут разный конечный результат.
Офис туристского предприятия/
Продажа туристского продукта начинается со знакомства потребителя с офисом туристского предприятия, предназначенного для деятельности персонала, с приема клиентов, их консультирования и продажи туристских услуг.
Поэтому в выборе и оборудовании офиса важно все:
- его месторасположение (необходимо, чтобы офис находился в административном здании и желательно в центре города или близко к нему);
- наличие внешней рекламной вывески с обозначением наименования (логотипа) предприятия, которое указано в учредительных документах;
- подъездные пути, наличие стоянки для автомобилей;
- чистота, уют офиса;
- удобство расположения мебели и оргтехники, как для персонала предприятия, так и для потребителей туристских услуг.
Рассмотрим основные требования к офису туроператора, оказывающего туристские услуги:
1. Внешний вид.
2. Наличие документа на право пользования.
3. Микроклимат.
4. Оформление помещений для посетителей и персонала.
5. Информация для потребителей (должна располагаться в доступном для обозрения месте).
Известен ряд универсальных правил, соблюдение которых повысит культуру обслуживания посетителей и увеличит эффективность работы персонала, и как следствие – прибыль туристической фирмы.
Правила для повышения эффективности работы персонала:
1. Продумайте расположение рабочих мест. В офисе не должно быть нефункциональных пустых мест, рабочие столы персонала следует располагать так, чтобы сидящие видели входящих. Необходимо предусмотреть достаточное количество шкафов или, ящиков для рабочей документации и проспектов. Поверхность столов должна быть свободной.
2. Следите за экологией офиса. Не курите в офисе и не оставляйте на виду пепельницы с окурками, а также грязную посуду (например, после кофейной паузы). Открывайте окна, проветривайте помещение. Спертый воздух производит очень неблагоприятное впечатление на вошедших с улицы. Подумайте о цветах и растениях (предпочтительно живых), но не превращайте офис в джунгли. Периодически убирайте пыль с мебели и технического оборудования.
3. Будьте доступны. Если вы решили открыть турагентство, следует позаботиться о том, чтобы посетители имели к нему свободный доступ. Поэтому предпочтительно размещать турагентство на первом этаже с отдельным входом. Решая вопросы безопасности, помните о клиентах. "Дышащий в спину" охранник не располагает к непринужденной беседе, а проверка документов у входа существенно сократит поток желающих с вами общаться.
4. Приспосабливайтесь к клиенту. Продумывая планировку офиса, не забудьте об интересах клиента, который, по возможности, не должен терять у вас много времени. Выделите специальное место для справок и общей информации. Предусмотрите вешалку для верхней одежды, подставки для сумок и зонтиков. Продумайте организацию холла, и уголка, где клиент мог бы уютно посидеть и полистать информационные и рекламные брошюры, посмотреть видеоролики по выбранному направлению. Обращайте внимание на мелочи: положите в вазочку конфеты, расставьте цветы, можете разместить небольшой фонтанчик (шум воды успокаивает).
5. Правильно оформляйте витрину. Витрина офиса (если таковая имеется) должна содержать фирменный знак и рекламу основных направлений. Как и в целом для офиса, главное здесь — чистота и отсутствие лишних деталей. Периодически обновляйте тематические экспозиции.
6. Для лучшей узнаваемости покупателями магазина рекомендуется использовать фирменные цвета или их сочетания. Причем, в эти цвета оформляется не только внешняя часть магазина, но и внутренний интерьер, прилавки и витрины. В последнее время сложилось целое направление рекламной деятельности розничного торгового – формирование фирменного стиля. Фирменный стиль (английский – corporal identify) с точки зрения рекламной деятельности – это одно из синтетических средств в комплексе рекламной компании, включающее некоторые элементы рекламы и паблик рилейшнз.
Рассмотрим подробнее основные понятия, цели и средства ФС. Согласно одному из наиболее удачных определений ФС – фирменный стиль – это ряд графических, цветовых, языковых приемов, которые обеспечивают некоторое единство всех изделий фирмы и любых материалов, от нее исходящих, с целью идентификации их происхождения и создания образа производителя на фоне конкурентов.
Иными словами основными целями фирменного стиля можно назвать[12]:
- Идентификацию розничного торгового предприятия;
- Выделение фирмы из общей массы аналогичных конкурентов;
- Эффективное достижение цели фирмы по всем статистически важным направлениям.
Наличие фирменного стиля свидетельствует об уверенности туристского
предприятия в положительном впечатлении, которое оно производит на
________________________
22. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс 2-е издание, - СПб.: Питер, 2006г. — 464 с.
потребителя. Одно из задач использования ФС является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему ранее покупавшиеся туры в данной фирме. Таким образом, наличие ФС косвенно гарантирует высокое качество товара и услуг. Фирменный стиль приносит предприятию следующие преимущества:
- помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно находить необходимый товар;
- позволяет фирме культивировать потребности в товарах реализуемых его;
- повышает эффективность экономической, социальной рекламы и более точно воздействовать на психологию человека;
- помогает достичь необходимого единства не только рекламы, но и других направлений рекламной деятельности фирмы;
- способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу, "фирменный патриотизм";
- положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
Основными носителями элементов фирменного стиля являются следующие[11]:
1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проекты, каталоги, календари (настенные и карманные) и т.д.;
2. Средства паблик-рилейшнз: пропагандистский проект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.;
3. Сувенирная реклама с изображением логотипа турфирмы (с указанием места нахождения и телефонов): пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка, календари и др.;
4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки, фирменный конверт, фирменные папки – регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные
___________________________
13. Дурович А.П. Реклама в туризме: Учебное пособие, 4-е издание, стереотипное, Минск «Новое знание», 2008,-254 с.
настольные ежедневники, ручки, карандаши, маркеры, фирменные блоки
бумаг для записей и т.д.;
5. Документы и удостоверения: пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, и т.д.;
6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.
4.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
1. Для повышения качества обслуживания необходимо усовершенствование мотивационной деятельности персонала предприятия.
Для этого дополнительно необходимо нанять квалифицированных специалистов в области менеджмента, экономики и социологии труда. Этот отдел должен обладать необходимой информацией, ресурсами и полномочиями для ведения мотивационной деятельности. Отдел должен будет проводить:
оптимизацию системы материального поощрения персонала;
социально-психологическую диагностику коллектива;
анализ и регулирование групповых отношений;
исследование производственных и социальных конфликтов;
соответственно управлять занятостью;
оценку и подбор кандидатов на вакантные должности;
анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;
маркетинг кадров;
планирование и контроль деловой карьеры;
профессиональную и социально-психологическую адаптацию работников;
управление трудовой мотивации;
разработку правовых и трудовых отношений;
разрабатывать и внедрять модели эмоционально-физического комфорта персонала;
вести отчетность о проведенной работе и достигнутых результатах[25].
2. Также для повышения качества обслуживания "Золотой тур" предлагаю ________________________
25/Милкович Джордж. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала: пер. с англ./ Джордж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман. - М.: Вершина, 2005. – 759
внедрить социальную политику, которая базируется на предоставлении
работникам льгот, услуг и осуществлении различных видов вознаграждения. В основном это внешнее вознаграждение, оно представлено двумя видами — материальное и нематериальное. К материальному относятся:
1) Заработная плата. Она относительно невысокая по сравнению с негосударственными предприятиями г.Тольятти и составляет примерно 7000 –10000 руб. у основного контингента работников.