Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:05, дипломная работа
Цель работы: разработка и описание мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ развития туризма, особенностей туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;
2. Рассмотреть механизмы формирования конкурентоспособных туристских фирм с учетом потребительских предпочтений туристов;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ……………………………………………………6
1.1 Особенности конкурентоспособности на рынке туристических услуг….6
1.2 Особенности развития туристических организаций в России…………...16
1.3 Рейтинг критериев конкурентоспособности………………………………24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………..29
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………....29
2.2. Управление финансами туристической организации ООО «Золотой тур»……………………………………………………………………………….38
2.3. Анализ финансового состояния организации…………………………….50
2.4 Анализ рентабельности капитала предприятия, прибыльности продукции и деловой активности……………………………………………………………64
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»…………………………………………………………72
3.1 Динамика повышения конкуренции ООО «Золотой тур» на рынке туризма…………………………………………………………………………...72
3.2 Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………………..83
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»………………………………………………………………..95
4.1 Пути повышения конкурентоспособности организации………………….95
4.2 Мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов в
ООО «Золотой тур»……………………………………………………………..98
4.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…..104
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….110
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………114
Аналогичным образом оцениваем остальные туристические продукты. Результаты оценок сведем в следующую таблицу.
Таблица 3.39
Сводная таблица оценок конкурентоспособности туристических продуктов ООО "Золотой тур"
Наименование продукта | Qэ | Qт | Qп | K |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Один раз увидеть» (Франция) | 1,02 | 0,8 | 0,805 | 0,789 |
«Кельнский собор» (Германия) | 1,0 | 0,9 | 0,813 | 0,813 |
"Сафари" (Швеция) | 1,0 | 0,9 | 0,83 | 0,83 |
"В долину Нила" (Египет) | 1,14 | 0,78 | 0,8 | 0,701 |
"Кемер" (Турция) | 1,085 | 0,85 | 0,825 | 0,760 |
"Анапа" | 1,05 | 0,75 | 0,721 | 0,687 |
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, как уже отмечалось, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества выше уровня затрат и продукт является конкурентным, если К менее 1 – неконкурентным на данном рынке. Но такие критерии оценки продуктов в нашем случае не подходят, так как если экономический показатель Qэ мы оценивали на основе сравнения стоимости и себестоимости продуктов ООО "Золотой тур" и продуктов его конкурентов, то показатель потребительских параметров – Qп – мы оценивали по сравнению с идеальной моделью. Таким образом, при расчете экономического показателя и показателя потребительских параметров использовались различные базы сравнения. Это не означает, что полученный показатель конкурентоспособности недействителен. Он является действительным, при этом необходимо ориентироваться на то, что чем ближе значение этого показателя к единице (К → 1), тем продукт более конкурентоспособен.
Теперь сравним наиболее конкурентоспособные туристические продукты ООО "Золотой тур" с аналогичными продуктами наиболее крупных конкурентов.
Таблица 3.40
Наиболее крупные конкуренты ООО "Золотой тур" на туристическом рынке г. Кстово
Конкурент | Основное направление | Доля рынка, % |
ООО "Горящие путевки" | Международный и внутренний туризм | 12,5 |
ООО "Золотой тур" | международный и внутренний туризм | 11,8 |
ЗАО "Спутник-тур" | международный и внутренний туризм | 3,5 |
ОАО "Меморис" | международный и внутрений туризм | 4,3 |
ООО "Меридиан" | международный и внутрений туризм | 3,2 |
ООО "Магазин Путешествий" | международный и внутрений туризм | 4,3 |
ООО "Горячие туры" | международный и внутрений туризм | 6,9 |
Для оценки потребительских параметров аналогичных продуктов конкурентов были использованы результаты опроса покупателей, проводимого во время выставки туристических продуктов проводимой в Администрации г. Кстово, в августе 2010 г. Опрос заключался в оценке качественных параметров продуктов, при этом предлагались три варианта ответа: высокий (0,7…1) , средний (0,45…0,7), низкий (0…0,45). Было опрошено 620 человек. Эти результаты сведены в следующей таблице.
Таблица 3.41
Результаты опроса покупателей, касающиеся оценки потребительских параметров некоторых туристических продуктов
Туристическая фирма | Группы туристических продуктов | ||||||
Туры активного отдыха | Местные горнолыжные курорты | Экскурсионные туры | Местный отдых | Зарубежные горнолыжные курорты | Зарубежный отдых | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ООО "Горячие туры" | 0,5 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 1 | 0,95 | |
ООО "Магазин Горящих путевок" | 0,6 | 0,7 | 1 | 0,45 | 0,9 | 0,95 | |
ООО "Меморис" | 0,6 | 0,65 | 0,75 | 0,55 | 0,7 | 0,7 | |
ООО "Магазин Путешествий" | 0,65 | 0,6 | 0,7 | 0,65 | 0,7 | 0,8 | |
ООО "Золотой тур" | 0,7 | 0,6 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,85 | |
ООО "Спутник-тур" | 0,7 | 0,65 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
ООО "Меридиан" | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,9 |
Анализируя наиболее конкурентоспособные туристические продукты ООО "Золотой тур" и результаты опроса покупателей, касающиеся оценки потребительских параметров некоторых туристических продуктов, приходим к выводу, что наиболее конкурентоспособные направления деятельности ООО "Золотой тур" это:
зарубежный отдых;
экскурсионные туры;
зарубежные горнолыжные курорты.
В качестве подтверждения приведем конкретные туристические продукты и их конкурентные преимущества.
Таблица 3.42
Конкурентные преимущества некоторых продуктов ООО "Золотой тур"
Туристический продукт | Конкурентные преимущества |
1 | 2 |
"Кемер" | Меньшая стоимость, чем у конкурентов; высокая полезность и эффективность |
"Анапа" | Невысокая стоимость, простота, ясность |
"Один раз увидеть" | Высокая полезность и эффективность |
"В Долину Нила" | Меньшая стоимость, чем у конкурентов; высокая полезность и эффективность |
"Кельнский собор" | Уникальность, доступность широким слоям населения |
"Сафари" | Уникальность тура |
Таким образом, основными конкурентными преимуществами ООО "Золотой тур" являются:
выигрыш в себестоимости (стоимости) продуктов;
высокие качественные характеристики (потребительские качества) продуктов;
уникальность некоторых предложений.
Благодаря этим преимуществам ООО "Золотой тур" остается конкурентоспособным предприятием и занимает достаточно выгодную позицию на туристическом рынке. На следующем рисунке представлена матрица "Мак-Кинзи" для ООО "Золотой тур" и ее продуктов.
Рисунок 3.9 – Матрица "Мак-Кинзи" для продуктов ООО "Золотой тур"[35].
Рисунок 3.9 – Матрица "Мак-Кинзи" для продуктов ООО "Золотой тур"
_________________________
35. Чернышев М.А., Солдатова И.Ю, Бортник Е.М. и др. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Под ред. М. А. Чернышева. Ростов,2009. – 265 с.
ГЛАВА 4
РАЗРАБОТКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
ООО «ЗОЛОТОЙ ТУР»
4.1 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Золотой тур»
На основе зарубежного опыта можно выделить условия совершенствования потребительских свойств туристического продукта, а значит рекомендовать следующие мероприятия:
1. Использовать более качественную информацию как местных, так и региональных рынков.
2. Создавать положительный образ туристской фирмы у потенциальных потребителей туристического продукта (реклама, телепередачи типа "туристический журнал", специализированные журналы, газеты, паблисити).
3. Стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу "все для клиента", "клиент всегда прав", когда все его желания должны быть по возможности удовлетворены).
4. Внимательное отношение всех сотрудников туристского продукта к просьбам клиента (исполнение пожеланий личного характера по принципу "что мы еще можем для вас сделать?").
5. Облегчение ориентации туристов в получении услуг, получении информации об объектах путем установки в местах наибольшей посещаемости туристов информационных и рекламных стендов).
6. Благожелательное отношение к туристу.
При организации технологии обслуживания важны сам психологический климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом и учет психологических аспектов восприятия туристами услуг, технологии их предоставления. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение.
В связи с этим можно определить общие рекомендации по технологии обслуживания на всех турах:
приветственный сувенир каждому туристу. Причем, в отличие от гостиничного обслуживания, где таким сувениром может быть даже конфета на подушке, на турах требует проработки предметность сувениров: для деловых туров – деловые проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, вымпелы и др.; фольклорных туров – мелкие сувениры национального характера; для всех туров – буклеты, карты-схемы, а также выдача туристам после завершения туров специально разработанных дипломов, грамот, значков о пройденном маршруте;