Управление имиджем дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработать программу по формированию позитивного имиджа ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования позитивного имиджа организации 4
1.1. Имидж: определение, структура, классификации 4
1.2. Особенности формирования корпоративного имиджа 10
1.3. Специфика формирования имиджа образовательных учреждений 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Исследование имиджа ОУ 30
2.1. Общая характеристика ГБОУ СОШ №574 30
2.2. Анализ имиджа ГБОУ СОШ №574 с 2006 по 2011 год 35
2.3. Проект программы по формированию позитивного имиджа
ГБОУ СОШ №574 39
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Реализация программы по формированию позитивного 52
имиджа образовательного учреждения
Выводы по третьей главе 79
Заключение 81
Список литературы 83
Список использованных источников 87

Работа содержит 1 файл

Управление имиджем.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

Формирование самомотивации работников — одна из важнейших управленческих целей компании — может быть достигнуто лишь при наличии квалифицированно разработанной коммуникационной стратегии. В этом случае первостепенной стратегической задачей становится перевод корпоративных целей на язык, доступный рядовым исполнителям, с тем чтобы они:

а) понимали цели организации;

б) понимали свою собственную  роль в достижении этих целей;

в) направляли свои усилия на выполнение своих обязанностей, сознавая связь между выполняемой ими работой и целью компании.

Идеология должна обозначить цель, идеал, к которому стремится  компания. Немаловажную роль в восприятии этого идеала играет имидж фирмы. От того, насколько близко примут и  отчетливо поймут занятые идеал, зависит успех идеологического воздействия. Работники в основном плохо воспринимают чужеродные идеи и идеалы. Для того, чтобы нужный идеал стал предметом веры, необходимо чтобы человек считал его своим собственным идеалом. Имидж компании, представляя собой набор ярких и доходчивых образов, каждый из которых несет нужную идею, дает человеку материал для индуктивного вычленения этой идеи из воспринятого имиджа.

Групповые ценности —  наиболее важный ориентир оптимизации  «человеческих отношений» на производстве. Все это предусматривает создание развернутой внутриорганизационной информационной среды, которая позволяет всем сотрудникам успешно ориентироваться в проблемах и быстро находить решения.

Имидж организации это  один из инструментов достижения стратегических целей организации, который затрагивает основные стороны ее деятельности. Благоприятный имидж способствует дополнительной капитализации активов организации, в результате чего возрастает ее конкурентоспособность на рынке.

Благоприятный образ – это, прежде всего, имидж для компании, который должен отличаться от образов других компаний, в частности, от фирм – конкурентов и быть привлекательным для определенной целевой аудитории, т.е. для настоящих и потенциальных заказчиков.

Хорошо разработанный  и внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет организации занять лидирующие позиции на рынке.

Благоприятный имидж  должен быть оригинальным. Сильный  имидж организации позволяет  фирме легко подобраться к  ресурсам: финансовым, информационным, уменьшает заменяемость товаров, защищает организацию от действий конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров – заменителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Специфика формирования имиджа образовательных учреждений.

 

Имидж во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. Если же говорить об образовательных учреждениях, то в условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем формирования их благоприятного имиджа будет служить степень соответствия их миссии, целей и задач требованиям общества. Так на сегодняшний день особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе.

Маркетинговые коммуникации позволяют активизировать продвижение  имиджа, бренда и формирование позитивной репутации учреждения. В качестве рекомендаций по организации процессов образовательного брендинга, формирования репутации и продвижения учреждения можно предложить следующие:

1.     Имидж должен быть признан одним из активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности школы, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении.

2.     Необходима единая стратегия продвижения учреждения, основанная на традициях и предполагающая нововведения.

3.     Необходимо создание специальной группы, занимающейся продвижением учреждения.

4.     В состав данной группы можно включить специалистов, владеющих информационными технологиями, творческие и социальных педагогов, специалистов по связям с общественностью.

5.     Рекомендуется использовать идеи и творческий потенциал учеников. В этих целях можно организовать грантовую и конкурсную деятельность.

6.     К процессу продвижения стратегического имиджа учреждения, формирования его репутации желательно при необходимости и возможности подключать СМИ. [1]

Также в процессе позиционирования образовательного учреждения не стоит забывать о различных презентационных материалах и рекламных продуктах.

Одним из видов рекламных продуктов, презентационным материалом, оказывающим влияние на формирование имиджа учреждения, является буклет. Это вид печатной публикации, которая может содержать информацию о различных сторонах жизнедеятельности образовательного учреждения.

При создании буклета необходимо разработать описание его структуры, продумать содержание информации, определить расположение иллюстраций. Необходимо также учитывать целевую аудиторию, для которой он готовится. Буклеты можно разделить по целевой аудитории на три группы:

— информационный буклет для родителей и учащихся;

— буклет для педагогического состава;

— презентационный буклет по реализации проекта для спонсоров, на получение гранта и т. Д.

При подготовке буклета, также как и любого другого рекламного продукта, особенно важным качествами, определяющими его содержание и способ подачи материала, являются точность, ясность и краткость изложения. Здесь необходимо продумать девизы, слоганы, эмблемы, которые определяют основную идею публикации, способствуют созданию положительного имиджа, оригинального лица образовательного учреждения.

В структуру имиджа образовательного учреждения включаются и элементы, относящиеся к числу имиджевой  символики – название, герб, гимн, флаг, традиции, ритуалы, унифицированная форма одежды, а также использующиеся для рекламных целей – логотип, слоган, девиз и в целом фирменный стиль. Они окрашивают и вносят в образ учебного заведения дополнительные (желаемые) смыслы. Внешняя атрибутика в предпочтении родителями и учащимися одного учебного заведения другому имеет большое значение в том случае, когда существует высокий уровень дифференциации учебных заведений (например, школ по типу и видам – общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, государственные, частные, авторские, специализированные, национальные, «с углубленным изучением», «имени», «при» и др.), и потребитель поставлен перед необходимостью выбора из ряда учебных заведений. Внешняя атрибутика влияет на социальные группы опосредованно и поэтому роль психологических процессов в этом случае возрастает. Введение в разговор нового понятия «социальная группа», т.е. заинтересованные в предоставлении образовательной услуги люди, целесообразно, поскольку оно шире понятия «потребители образовательных услуг», не отражающего всего многообразия объектов коммуникации учебного заведения. И, кроме того, правильное определение и точная идентификации «своей социальной группы» (потребности, предпочтения, ценности, авторитеты, уровень благосостояния и др.) дает возможность более эффективно использовать технологии маркетинговой коммуникации. Для справки приведем определения некоторых выше упомянутых элементов внешней атрибутики: девиз – краткое образное высказывание о целях деятельности, продуктах и услугах организации; слоган – краткое самостоятельное рекламное сообщение, могущее существовать изолировано от других рекламных продуктов и представляющее собой свернутое содержание рекламной кампании; логотип – оригинальное изображение (рисунок, графика, шрифт и др.), используемое как символ организации и ее продуктов; фирменный стиль – принятый организацией характер подачи потребителю информационных посланий, предполагающий сохраняемость и единство цветового решения, графического изображения при вариативности содержания; корпоративная идентичность – система названий, символов, знаков, цветов, мифов, ритуалов, проецирующих индивидуальность учебного заведения.

Еще одним мощным средством  позиционирования образовательного учреждения является участие в различных профессиональных конкурсах. Конкурсное движение дает возможность учреждению заявить о себе в образовательной среде, показать имеющийся опыт работы, продемонстрировать, в каком направлении сегодня развиваются наиболее востребованные и конкурентоспособные учебные заведения. Конкурсные процедуры предполагают внешнюю оценку, аудит, а также обучение через совместную деятельность, дают уникальную возможность общаться профессионалам, чувствовать пульс образования, налаживать контакты, взаимодействие, дружеские отношения, ощутить себя членом сообщества, частью значимого для общества института. Конкурс среди образовательных учреждений, одной из своих целей провозглашает выявление и общественное признание именно тех учреждений образования, которые проявляют активность, самостоятельность и представляют собой образцы качественного образования.

Сегодня образовательным учреждениям  необходимо умение продвигать себя на рынке образовательных услуг, используя те возможности, которые позволяют сделать результат их деятельности более открытым для потребителя. Репутация школ складывается из целого ряда факторов и формируется на протяжении длительного времени, и в этом процессе информация для всей заинтересованной общественности о качестве образовательных услуг играет основополагающую роль, а продуманная стратегия использования маркетинговых коммуникаций для позиционирования образовательного учреждения делает этот процесс более эффективным и планомерным. [20]

Можно выделить следующую последовательность формирования имиджа:

1.     Определение реальных характеристик организации, т.е. выделение всех достоинств и недостатков фирмы.

2.     Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг.

3.     Выделение достоинств, важных для типичных клиентов.

4.     Формирование социальных характеристик фирмы, которые привносятся самой организацией в общественное мнение. В конечном счете, это приводит к формулированию миссии фирмы.

Согласно опросу учащихся, работников образовательных структур, потенциальных клиентов и работодателей, можно выделить главные критерии, определяющие высокую репутацию образовательных учреждений:

    • стаж и опыт работы в сфере образования;
    • известность в профессиональных кругах и среди общественности;
    • репутация руководителя организации, профессионализм руководства;
    • перспективы профессионального развития образовательного учреждения;
    • уровень сдачи ЕГЭ, % поступления в ВУЗы;
    • характер отношений между учащимися, педагогами и учащимися (декларируемый стиль отношений и его контроль на разных уровнях – администрация, педагогический коллектив, коллектив учащихся, коллектив родителей);
    • психологический климат и забота администрации об оказании актуальной психологической помощи отдельным учащимся (практика работы наставников, психологов, социальных педагогов);
    • внимание учебного заведения к личности учащегося, его нравственному, духовному, эмоциональному, физическому развитию (наличие скоординированной работы и сложившихся традиций по этим направлениям);
    • уровень профессионализма, известности преподавателей, их требовательность;
    • мнение учащихся об организации учебного процесса, уровне преподавания;
    • территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;
    • наличие собственной образовательной политики (профиль, специализация учебного заведения, подбор персонала, отбор учащихся, специальное обеспечение выбранной политики);
    • использование современных средств обучения;
    • практическая ориентация образовательных программ;
    • качество и содержание связей учебного заведения с внешними объектами;
    • общая атмосфера учебного заведения (уровень культуры сообщества УЗ, психологический климат в местах прямых контактов и продаж – приемной комиссии, канцелярии; дизайн зданий и помещений; визуальные атрибуты самобытности УЗ);
    • профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;
    • открытость и интегрированность учебного заведения. [4]

 

Несмотря на то, что профессиональный диалог маркетологов по проблеме, является ли выпускник продуктом образовательного учреждения, закончился признание того, что нет (по целому ряду объективных причин), выпускник в глазах общественности все-таки является лицом учебного заведением, критерием и одновременно показателем результата его деятельности. Поэтому, такие характеристики личности выпускника как общий образовательный уровень, профессиональные умения, набор дополнительных полезных умений и навыков, конкурентные качества – предприимчивость, деловитость, высокая степень адаптации к изменяющимся требованиям общества, гражданская позиция, являются важными критериями деятельности образовательного учреждения. [18]

Возрастающее значение в формировании имиджа приобретает  развитие внутренних коммуникаций образовательных  учреждений и, прежде всего, отношения  с персоналом, который определяет большинство параметров его имиджа: это и повышение мотивации труда работников, их квалификации, демократичность в управлении, развитие обратной связи руководства, в том числе и через анкетирование, умение действовать в различных кризисных ситуациях и т.д. В настоящее время не наблюдается четкой, целенаправленной, комплексной работы руководителей по созданию устойчивого благоприятного имиджа образовательного учреждения, а это является огромным резервом в повышении конкурентоспособности, занятии достойного места в рейтинге лучших учебных заведений.

Необходимо выделить наиболее важные принципы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения:

  • имидж образовательного учреждения должен соответствовать стратегии развития учреждения;
  • имидж образовательного учреждения должен соответствовать этапу развития учреждения;
  • внутренний имидж образовательного учреждения должен соответствовать внешнему имиджу учреждения;
  • имидж образовательного учреждения должен соответствовать современному этапу развития общества, в котором существует учреждение.
  • новые элементы имиджа должны постепенно вплетаться в старый привычный рисунок, чтобы у постоянных клиентов было время привыкнуть к ним неосознанно, а новые клиенты могли оценить инновации учреждения. [2]

 

Позитивный имидж руководителя образовательного учреждения также является важной составляющей имиджа образовательного учреждения в целом, особенно в реализации коммуникаций в сфере профессиональной деятельности (учреждения-конкуренты, учреждения-партнеры, органы управления). Формирование имиджа руководителя связано с выполнением им функций администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и проявляющимися при их выполнении личностными качествами. Главным образом, все компоненты имиджа руководителя можно свести к трем группам: персональные (тип личности, свойства характера, качества личности, физические особенности); социальные (образование, биография, стиль жизни, система ценностей, общественный статус); профессиональные (тип руководителя и его статус в коллективе, степень владения профессиональными методами и технологиями управления коллективом, наличие навыков стратегического планирования, организаторских умений, способностей к объективной независимой оценке, прогрессивному развитию). Нельзя упускать из внимания и параметры имиджа руководителя, не относящиеся к его основной деятельности: прошлое, семья, окружение, досуг, интересы. [1]

Информация о работе Управление имиджем дошкольного образовательного учреждения