Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Содержание

1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга

Работа содержит 1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

     2. Формирование и экспертизу информационной  базы проведения оценки кредитоспособности  покупателей. Предлагается проводить  расчет методом экспресс-анализа, рассчитывая основные коэффициенты кредитоспособности.

     3. Группировку покупателей продукции  по уровню кредитоспособности, это необходимо для упрощения учета, и уменьшения трудоемкости работ бухгалтера. С помощью данной группировки клиенты будут дифференцированы по кредитным условиям предприятия.

     4. Дифференциацию кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей.

     Контроль  дебиторской задолженности. Имеется  много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

     Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Как отмечалось выше для предприятия в наибольшей степени подходит умеренная кредитная политика и в связи с его финансовым положением необходимо избегать высокорискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Нужно быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с клиентов[16, с. 142].

     Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по клиентам, условиям оказания услуг. В балансе предприятия главный бухгалтер не учитывает по каким-то причинам просроченную дебиторскую задолженность, хотя она, несомненно, имеется, также как и задолженность безнадежная к взысканию (смотреть расшифровки дебиторской задолженности по счетам №76, 60 и 62). Это можно оценить отрицательно, так как искажается реальное положение вещей на предприятии, т.е. в первую очередь надо вести полный учет по дебиторской задолженности в балансе, как основном экономическом документе предприятия.

     Целесообразно перепродать права на взыскание  дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии.

     В результате формирования информационной базы, т.е. группировки клиентов по уровню их кредитоспособности, и естественно  эффективного пользования ею, произойдет полное исключение дебиторской задолженности  безнадежной к взысканию. Так  как для ее разработки используется информация по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе, то можно сказать, что действительно при правильно организованном пользовании базой данных дебиторская задолженность существенно уменьшится. Полностью исключаться покупатели с недопустимым уровнем риска не возврата долга.

     В настоящий момент ООО «Весна» не возвращает ООО «…» 2000 тыс. руб., а ОАО «…» 1500 тыс. руб. Данные долги уже отнесены к категории безнадежных к взысканию. Отсюда можно сказать, что эффект от данного мероприятия в настоящий момент был бы равен 3500 тыс. руб.

     Современные формы рефинансирования дебиторской  задолженности также приведут к  уменьшению затрат, связанных с обслуживанием  дебиторской задолженности, потерями от инфляции и т.д., в частности от применения факторинга эффект будет составлять 96,8 тыс. руб. (см. ниже).

     Сумма дисконта = 35522*16/100 = 5683 тыс. руб.

     Фактическая сумма выплат предприятию =35522-5683 = 29839 тыс. руб.

     Необходимо  сравнить данные затраты с теми затратами, которые понесло бы предприятие если бы не воспользовалось факторингом. 

     Потери  от инфляции = 35522*0,027 = 959,1 тыс. руб.

     Далее необходимо учесть затраты на обслуживание дебиторской задолженности, которые  составят 100 тыс. руб.

     За  счет высвобожденных средств будет погашена кредиторская задолженность сторонним организациям, при чем  были выбраны организации, по договору с которыми филиал обязан ежемесячно выплачивать процент от предоставляемого коммерческого кредита. А также организации, срок погашения кредиторской задолженности которым наибольший.

     Затраты по ДЗ = 959,1+100+4720,7 = 5779,8 тыс. руб.

     Эффект  от введения современных форм рефинансирования = Затраты по ДЗ - Сумма дисконта = 5779,8 – 5683 = 96,8 тыс. руб.

     Введение 6% скидок при предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями также приведет к тому, что с каждой тысячи рублей потери будут в 2,8 раз меньше, чем при отсрочке платежа равной 4 месяца.

     Предполагается, что предоставление скидки в 6% сторонним  организациям, оплатившим задолженность сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 25% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.

     Отсюда  следует, что дебиторская задолженность сократится на 85191,75 тыс. руб. и будет равна:

     ДЗ = 340767*0,75 = 255575,25 тыс. руб.

     Затраты на предоставление скидки = 85191,750*0,06 = 5111,505 тыс. руб.

     Далее рассчитаем дополнительные издержки, которые понесет предприятие, в  связи с 4 месячной отсрочкой платежа.

  1. Потери от инфляции = 85191,75*0,027=2300,18 тыс. руб.
  2. Потери в виде процентов от суммы платежа =
  3. Затраты на обслуживание дебиторской задолженности = 100 тыс. руб.

     Отсюда  следует, что общая сумма затрат на предоставление коммерческого кредита сроком на 4 месяца составит 5807,88 тыс. руб.

     В заключении определим экономический  эффект от внедрения в ООО предлагаемого мероприятия, т.е. предоставление скидки 6% клиентам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием.

     Эффект  от введения системы скидок = Затраты  при отсрочке платежа - Затраты на предоставление скидки = 5807,88-5111, 505 = 696,375 тыс. руб.

     Необходимо  определить общую величину экономии от данного мероприятия, для этого определим величину затрат на введение комплексной системы управления дебиторской задолженностью. Так как количество выполняемых функций у бухгалтера и юрисконсульта существенно прибавятся, то дополнительные ежемесячные выплаты каждому составят 100 000 руб., т.е. затраты за год составят 2 400 000 руб. Дополнительной переквалификации кадров вводимое мероприятие не требует. Следовательно общий эффект от введения комплексной системы управления дебиторской задолженностью составит:

     Эффект  общий =  3500 + 96,8 + 696,375 - 2400 = 1893,175 тыс. руб.

     Далее необходимо определить насколько уменьшится оборачиваемость дебиторской задолженность.

     КОдз = 536302/340767= 1,5738085

     КОдз после внедрения мероприятия = 536302/(340767-85191,75-3500-29839) = 2,4

     При введении комплексной системы управления дебиторской задолженности на предприятии будет автоматизирован учет дебиторской задолженности, что значительно уменьшит трудоемкость работы бухгалтера. Также будет произведен дифференциация клиентам по уровню их кредитоспособности, что позволит определять индивидуальные кредитные условия для каждого клиента в отдельности, учитывая, что на предприятии их немного. Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, т.е. в настоящий момент он составил бы - 3550 тыс. руб. Применение современных форм рефинансирования дебиторской задолженности позволят уменьшить потери от предоставления коммерческого кредита, а также ускорить оборот дебиторской задолженности. Скидки уменьшат потери в 2,8 раз по сравнению с предоставлением кредита. Общий эффект составит - 1893,175 тыс.руб., при этом коэффициент оборачиваемости увеличился до 2,4. 

4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности

     При проведении факторного анализа было выявлено, что резервом снижения дебиторской  задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями  и заказчиками. Отсюда следует, что  стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии - 4 месяца.

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  также очень сильно уменьшился, в 2010 году в 4,8 раз по сравнению с 2009 годом. В связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно увеличился, что абсолютно недопустимо и требует кардинальных изменений в системе управления дебиторской задолженностью. Следует сказать, что увеличение периода инкассации задолженности произошло не только из-за существенного уменьшения объема реализации услуг, но и из-за увеличения в 1,27 раз предоставляемого сторонним организациям коммерческого кредита. Поэтому одним из положительных эффектов предоставления скидки клиентам будет уменьшение периода оборота дебиторской задолженности.

     Одним из наиболее эффективных методов  сокращения дебиторской задолженности  является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед филиалом. Как правило, ценовые скидки являются инструментом стимулирования продаж товаров, спрос на которые имеет сезонный характер, либо товаров с ограниченным сроком хранения (одежда, обувь, строительные материалы, спортивные товары, продукты питания) [16, с. 122].

     Однако  ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской  задолженности, так как она отвлекает  из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния во второй главе показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в кризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид услуг с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.

     Задачу  определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее - потерять часть прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

     Основной  проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.

     Также необходимо отметить преимущества скидки:

  1. она является способом регулирования дебиторской задолженности;
  2. это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;
  3. скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;
  4. она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;
  5. быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;
  6. скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью