Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
В современных рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
1. Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.1. Общие понятия дебиторской задолженности
1.2. Сущность дебиторской задолженности
2. Управление дебиторской задолженностью………………….
2.1. Методы управления дебиторской задолженностью
3. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
3.1. Характеристика и анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «ТД «Шыдос»……………………………………
3.2. Анализ дебиторской задолженности в динамике и факторов влияющих на неё в анализируемом периоде
4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «...»
4.1. Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
4.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга
Естественно основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.
Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь ставить размер скидки в зависимость от темпов инфляции и во вторую - от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.
Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно[20, с. 140].
Следует
также учесть, что несвоевременное
погашение дебиторской
Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после оказания услуг, зависят от стоимости кредита на кредитном рынке в данный момент времени, т.е. от учетной ставки Центрабанка как ориентира, и срока коммерческого кредита. Этот процент можно определить по формуле:
,
где СЦкк – скидка с цены коммерческого кредита;
ПСф – фактическая процентная ставка за кредит;
Скк – срок коммерческого кредита.
Следует отметить, что процентная ставка за коммерческий кредит учитывается предприятием, как правило, меньше процентной ставки за банковский кредит. В то же время считать можно исходя из размера банковской процентной ставки, так как полученный размер скидки является для предприятия ориентиром и может варьироваться в зависимости от покупателей и поставляемой продукции [14, с. 30].
Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями должны определяться, прежде всего, положениями Гражданского кодекса РФ, учитывать покупателей и виды продукции, возмещать все виды потерь предприятия.
Доля отсрочки платежа, оформляемая векселями, и условия векселей определяются вексельной политикой предприятия.
В свою очередь предприятие как получатель продукции выгодность скидки или отсрочки платежа должно определять на основе следующих расчетов (табл.12).
Таблица 12
Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи по ООО «…»
Показатель | Вариант скидки | Отсрочка платежа 4 месяца | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Инфляция за 4 месяца | - | - | - | 2,7 |
2. Индекс цен | - | - | - | 1,027 |
3. Коэффициент
падения покупательской |
- | - | - | 0,97 |
4. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей | - | - | - | 30 р. |
5. Процентная ставка за кредит – годовая | - | - | - | 18% |
6. Сумма процента за кредит | - | - | - | 60 р. |
7. Скидка с каждой тысячи рублей | 5,9% - 59р. | 6% - 60р. | 7% - 70р. | - |
8. Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в месяц | 2% | 3% | 4% | - |
- без учета инфляции | 18,82 | 28,2 | 37,2 | - |
- с учетом инфляции | 18,25 | 27,35 | 36,084 | - |
9. Потери
от предоставления скидки с
учетом возможного вложения |
40,25р. | 32,65р. | 33,916р. | - |
10. Потери от отсрочки платежа | - | - | - | 90р. |
Инфляция за год по РФ в 2010 году составила 8%, следовательно коэффициент падения покупательской способности вычисляется следующим образом: 1/1,027 = 0,97.
Потери от инфляции в каждой тысячи рублей за весь срок предоставления коммерческого кредита рассчитываются следующим образом: 1000р. - 1000 * Коэффициент падения покупательской способности, т.е. 1000 - 1000*0,97 = 30 руб. Сумма процента за кредит вычисляется следующим образом: (1000*0,18)/4 мес. = 60руб.
Скидка с цены коммерческого кредита рассчитывается по формуле:
Однако следует рассмотреть и другие варианты скидок, так как 5,9% - это минимально допустимый процент скидки. Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в месяц, определялась исходя из того, что предполагалось при скидке 5,9% количество покупателей согласившихся оплатить в срок составило 25% и возможностей вложить деньги в банк под проценты. Рентабельность без учета инфляции при скидке 5,9% рассчитывалась следующим образом: (1000руб. - 59руб.)*0,02 = 18,82 руб., а с учетом инфляции: 18,82руб.*0,97 = 18,25 руб. Рентабельность от вложений при других скидках рассчитывалась аналогично. Отсюда следует, что потери от предоставления скидки 5,9% с учетом возможности вложения полученных в срок средств составили 59руб. - 18,25 руб. = 40,25 руб. Аналогично рассчитываются потери от предоставления 6% и 7% скидок, которые в итоге составили 32,65 руб. и 33,916 руб. соответственно. Естественно, исходя из наименьших потерь, в дальнейшем будет использоваться скидка 6%.
В потери от отсрочки платежа включались потери от инфляции с каждой тысячи рублей и сумма процента за кредит, отсюда общая сумма потерь от отсрочки платежа составит 30руб.+60руб.=90руб.
Сравнив потери с каждой тысячи рублей оказанных услуг от предоставления скидки в размере 6% и потери от отсрочки платежа на 4 месяца (как отмечалось ранее, средний период инкассации дебиторской задолженности, с учетом 8% годовой инфляции и 18% годовой ставки за кредит) можно сделать вывод, что для предприятия более выгодно предоставлять скидку сторонним организациям и получать в свое распоряжение денежные средства сразу же после оказания услуг, нежели предоставлять коммерческий кредит для данных организаций. Очевидно, что потери от предлагаемого мероприятия в 2,3 раза меньше, чем потери от коммерческого кредита.
Далее
для обоснования эффективности
предлагаемого мероприятия
Дебиторская задолженность за 2008 год составила 340767 тыс. руб. Предполагается, что предоставление скидки в 6% сторонним организациям, оплатившим задолженность сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 25% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.
Отсюда следует, что дебиторская задолженность сократится на 85191,75 тыс. руб. и будет равна:
ДЗ = 340767*0,75 = 255575,25 тыс. руб.
Сначала рассчитаем потери от предоставления 6% скидки клиентам:
Затраты на предоставление скидки = 85191,750*0,06 = 5111,505 тыс. руб.
Далее рассчитаем дополнительные издержки, которые понесет предприятие, в связи с 4 месячной отсрочкой платежа. При этом все затраты в данном случае можно разделить на три группы:
Можно подвести итог, что общая сумма затрат на предоставление коммерческого кредита сроком на 4 месяца составит 5807,88 тыс. руб.
В заключении определим экономический эффект от внедрения в ООО предлагаемого мероприятия, т.е. предоставление скидки 6% клиентам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием.
Э = Затраты при отсрочке платежа - Затраты на предоставление скидки = 5807,88-5111, 505 = 696,375 тыс. руб.
Таким образом, внедрение на предприятии предлагаемого мероприятия принесет экономию в 696,375 тыс. руб., снизит потери от инфляции в размере 2300,18 тыс. руб., а также затраты на обслуживание дебиторской задолженности. Оплата в срок также позволит вложить деньги в банк под 12% годовых и получить за 4 месяца 3407,7 тыс. руб., она также уменьшит затраты времени по ведению дебиторской задолженности и снизит риск не возврата денежных средств дебиторами предприятия.
Также необходимо учесть при определении эффекта - увеличение коэффициента оборачиваемости и как следствие снижение периода оборота дебиторской задолженности.
КОдз = 536302/340767= 1,5738085
КОдз после внедрения мероприятия = 536302/(340767 -85191,75) = 2,098
Можно сделать вывод, что оборачиваемость уменьшится в 1,4 раза, что можно оценить положительно, так как увеличивается скорость обращения инвестированных в нее средств, в течение анализируемого периода.
4.3.Уменьшение дебиторской задолженности предприятия за счет применения факторинга
Анализ дебиторской задолженности показал, что система управления предоставляемого коммерческого кредита клиентам действует неэффективно и нуждается в серьезных преобразованиях. Дебиторская задолженность в 2009 году увеличилась на 94,6% по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году темп роста данного показателя составил 27,3%. Коэффициент оборачиваемости снижается внушительными темпами. Также самое большое влияние на увеличение задолженности как в 2009, так и в 2010 году оказали расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Исходя из таких отрицательных показателей, можно сделать вывод, что уменьшение дебиторской задолженности на предприятии должно стать одной из ключевых целей, так как такие большие темпы роста задолженности со стороны сторонних организаций нашему предприятию свидетельствуют о чрезмерном отвлечении из оборота средств предприятия.
Также следует отметить, что пока дебитор не оплатит свою задолженность перед предприятием, она должна постоянно финансироваться, к тому же сохраняется риск, что оплата вообще не будет произведена. Таким образом, одним из ключевых мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью должно стать применение факторинга, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.