Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:00, дипломная работа

Описание работы

Истоки формирования акционерного предпринимательства относятся к временам Древнего Рима. У римлян выработалось общее экономическое правило: лучше участвовать небольшими долями в нескольких "предприятиях" заморской торговли, чем предпринимать самостоятельные шаги на свой личный риск. Развитию акционерного дела способствовали европейские горные товарищества в 12 веке, а также союзы кредиторов в 13 веке. В конце 17 века стремительное развитие получили акционерные общества в Англии в обрабатывающей промышленности и горном деле. В России реальные условия возникновения акционерных ассоциаций появляются при Петре 1

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ 5
1.1. Понятие капитала и источники его формирования 5
1.2. Акционерный капитал и порядок его формирования 12
1.3. Методы управления акционерным капиталом 27
2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...») 52
2.1. Характеристика компании 52
2.2. Анализ и оценка эффективности использования акционерного капитала компании 64
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...» 72
3.1. Оптимизация структуры капитала и повышение эффективности управления акционерным капиталом 72
3.2. Внедрение модели дисконтирования дивидендов в компании 87
3.3. Моделирование и оценка роста стоимости акционерного капитала предприятия 91
Заключение 103
Список литературы 105
Приложения 111

Работа содержит 1 файл

7.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

 

Как видно из таблицы, выручка предприятия в 2005 году составила 167743. По сравнению с 2002 годом данный показатель увеличился на 56651. Таким образом, можно сказать, что предприятие активно развивало свою экономическую деятельность. Этот показатель  имеет большое значение, так как он тесно связан с прибылью организации, а, следовательно, влияет на результативность финансово-хозяйственной деятельности.

Фондоотдача показывает, сколько выручки получено на рубль основных средств. С начала 2003 года по 2004 год данный показатель увеличился с 6,013 до 7,24, однако к 2005 году произошло сокращение данного показателя до 5,96. Подобное сокращение связанно с инвестированием в рассматриваемом периоде во внеоборотные активы, а так как резерв под подобные расходы на предприятии не предусмотрен, все затраты списаны в текущем периоде. Фондоотдача в 2005 году составила 5,96, то есть с одного рубля основных фондов получено 5,96 тыс. руб. выручки. Повышение фондоотдачи может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их высокого технического уровня.

Показатель оборачиваемости средств в расчетах показывает количество оборотов средств в дебиторской задолженности. Он составил на начало 2003 года 23,18, а в 2005 году –49,38 оборотов, подобное увеличение позволило предприятию использовать отвлеченные из дебиторской задолженности средства на погашение кредиторской задолженности. Как следствие, с 2002 по 2004 года показатель оборачиваемости кредиторской задолженности снизился на 0,157. Скорость обращения дебиторской задолженности выше по сравнению с кредиторской.

По данным таблицы 21 видно, что коэффициент оборачиваемости запасов  на начало 2003 году составил 7,192, в 2005 году произошло сокращение данного показателя до 5,48. Таким образом, с точки зрения отвлечения денежных средств из оборота, подобная тенденция является нежелательной для предприятия..

Увеличение продолжительности операционного и финансового циклов так же является отрицательным показателем, так как уменьшается возможность получения дополнительного дохода от использования средств.

Таблица 2.5. Оценка и анализ оценка рентабельности ЗАО «Северная звезда»

Наименование

Формула

2002

2003

2004

2005

5.1

Чистая прибыль

балансовая прибыль-платежи в бюджет

14533

10920

15917

12951

5.2

Рентабельность продукции

прибыль от реализации/выручка от реализации

0,179

0,135

0,149

0,111

5.3

Рентабельность основной деятельности

прибыль от реализации/затраты на производство и сбыт продукции

0,218

0,156

0,175

0,125

5.4

Рентабельность совокупного капитала

чистая прибыль/итог среднего баланса-нетто

0,396

0,263

0,335

0,211

5.5

Рентабельность собственного капитала

чистая прибыль/средняя величина собственного капитала

0,932

0,643

0,560

0,335

5.6

Период окупаемости собственного капитала

средняя величина собственного капитала/чистая прибыль

1,072

1,556

1,784

2,989

 

Рентабельность предприятия показывает, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. По данным расчетов таблицы коэффициент рентабельности продукции с начала 2003 по 2005 сократилась с 0,179 до 0,111. Это связано с затратами предприятия на расширение производства в рассматриваемом периоде.

Коэффициент рентабельности основной деятельности характеризует эффективность произведенных затрат, то есть показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции. В начале 2003 года данный показатель составил 0,218, а в 2005 году произошло снижение до 0,128. Таким образом, 1 рубль реализованной продукции в 2005 году приносил 0,128 рублей прибыли. Значения показателей рентабельности совокупного и собственного капитала так же сокращаются, таким образом, прибыльность предприятия в рассматриваемом периоде значительно сократилась. Однако, подобная тенденция связана с инвестициями предприятия, а следовательно можно предположить увеличение значений показателей данной группы.

 

 

2.2.                         Анализ и оценка эффективности использования акционерного капитала компании

 

Наиболее значимыми возможными изменениями в отрасли являются следующие:

-  изменение государственной политики по отношению к пивобезалкогольной промышленности;

-  общее замедление темпов роста пивобезалкогольной промышленности;

-  нехватка сырья;

-  изменение цен на сырье;

-  нарушение сроков поставок сырья;

-  появление новых предприятий - конкурентов;

-  изменение спроса.

Данные изменения приведут к переменам в соотношении цена-качество, а также в ассортименте выпускаемой продукции. Можно уверенно прогнозировать две основные тенденции развития ситуации в отрасли пивоваренной промышленности России в среднесрочной перспективе. В виду того, что динамика рынка тесно связана с динамикой жизненного уровня населения, можно прогнозировать, что в ближайшие несколько лет пивной рынок России либо стабилизируется на сегодняшнем уровне, либо будет расти темпами не выше 5% в год.

При этом на рынке будет продолжать происходить вытеснение крупными производителями мелких. Последние менее удобны розничной торговле, явно проигрывают крупным производителями как по ценам, так и по качеству (проигрыш по ценам обусловлен более высокой долей непроизводственных затрат, проигрыш по качеству – финансовыми трудностями с обновлением оборудования).

Что касается импорта пива, то здесь ситуация несколько неясная. Вероятнее всего, его доля на рынке сохранится.

Ухудшение ситуации в отрасли незначительно влияет на деятельность эмитента и исполнение им обязательств по ценным бумагам. Среди возможных страновых и региональных рисков, можно выделить следующие:

Политические риски, связанные с изменением политической ситуации в России: изменение государственного устройства, военные действия на территории страны, введение чрезвычайного положения, закрытие границ,   запрет на вывоз или ввоз товаров и проведение забастовок и т.д.

Экономические риски, связанные с изменением экономической ситуации в России: ослабление государственной поддержки бизнеса, изменения конъюнктуры рынка, доступность источников кредитования и финансирования, снижения степени безопасности инвестиционной деятельности, замедление темпов роста экономики, снижение уровня доходов населения, ухудшение транспортного сообщения и др.

Природные риски: стихийные бедствия, нарушение экологии, неурожай злаковых культур, используемых для производства продукции. Вероятность наступления вышеуказанных событий достаточно мала, поэтому можно утверждать о низком уровне страновых и региональных рисков.

Вид: акции категория (тип): обыкновенные. количество размещенных ценных бумаг: 113 номинальная стоимость (в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации), руб.: 1,0.

Выпуск 2. вид: акции. категория (тип): обыкновенные. количество размещенных ценных бумаг: 401 номинальная стоимость (в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации), руб.: 1,0.

Выпуск 3. РО ФСФР зарегистрирован выпуск ценных бумаг 03.10.2005 г. Государственный регистрационный номер:  1-01-00750-А-003D. Вид: акции Категория (тип): обыкновенные. Количество размещенных ценных бумаг: 515

Номинальная стоимость (в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации), руб.: 1,0.

Способ размещения: закрытая подписка среди всех акционеров общества. Дата начала размещения: на следующий день после уведомления акционеров общества о возможности приобретения ими размещаемых дополнительных акций путем направления им "Уведомления о возможности приобретения размещаемых дополнительных акций" заказными письмами, но не ранее даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг. Дата окончания размещения: не позднее одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.

Таблица 2.6. Размещенные и объявленные акции Общества

Категории (типы) акций

Количество, шт.

Номинальная стоимость, руб.

I. Размещенные акции:

 

 

обыкновенные

728.696

0,0025

привилегированные акции типа А

242.831

0,0025

II. Объявленные акции:

 

 

обыкновенные

905.330

0,0025

привилегированные акции типа А

531

0,0025

 

Количество объявленных акций в настоящий момент составляет:

                    905 330 обыкновенная акция,

                    531 привилегированная акция типа А.

Инвестиционные качества акций — это результат комп­лексной оценки отдельных видов акций (как правило, обыкно­венных) по уровню их доходности, надежности (риску) и лик­видности[9]. Эта оценка дифференцируется в зависимости от того, предлагается ли акция на первичном рынке или обраща­ется на вторичном. В первом случае в основу оценки положе­ны показатели, характеризующие финансовое состояние эми­тента и основные объемные показатели его хозяйственной деятельности. Во втором случае эта оценка дополняется пока­зателями обеспеченности акций активами акционерного обще­ства, расчетами базовой и «разводненной» прибыли на акцию, оценкой осуществляемой им дивидендной политики и другими факторами, а также результатами технического анализа дви­жения акций по организованному рынку (фондовых биржах).

Рассмотрим особенности расчета показателей инвестици­онной привлекательности акций на примере анализа бухгал­терского баланса компании ЗАО «Северная звезда». Все дан­ные относятся к концу анализируемого года. Помимо данных бухгалтерского баланса, компания характеризуется следую­щими показателями выпуска и обращения собственных ак­ций.

1. Расчет стоимости чистых активов. Как было показано, этот показатель характеризует величину собственного капи­тала компании. Уменьшение величины чистых активов сни­жает финансовую устойчивость компании, а стабильная или возрастающая стоимость чистых активов положительно влияют на финансовую устойчивость и курс акций компании. Отсюда: если стоимость чистых активов компании становится меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом РФ, то компания подлежит ликвида­ции.

Исходя из данных баланса, стоимость чистых активов S= 5 млн. руб., а S= 1 млн. руб., что свидетельствует об устойчивости финансового положения компании и значительной величине балансовой и ликвидационной сто­имости обыкновенных акций, находящихся в обращении. Финансовая устойчивость компании, кроме того, оцени­вается рядом показателей, характеризующих состояние компании по данным бухгалтерского баланса (табл. 2.3).

2. Темпы роста рыночной стоимости компании и цена ее акций в значительной мере зависят от двух факторов: нор­мы прибыли на акционерный капитал и части прибыли ком­пании, реинвестируемой в активы, т.е. прироста капитала компании.

Таблица 2.3. Значения показателей, характеризующих финансовую устойчивость компании

Информация о работе Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО