Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:00, дипломная работа
Истоки формирования акционерного предпринимательства относятся к временам Древнего Рима. У римлян выработалось общее экономическое правило: лучше участвовать небольшими долями в нескольких "предприятиях" заморской торговли, чем предпринимать самостоятельные шаги на свой личный риск. Развитию акционерного дела способствовали европейские горные товарищества в 12 веке, а также союзы кредиторов в 13 веке. В конце 17 века стремительное развитие получили акционерные общества в Англии в обрабатывающей промышленности и горном деле. В России реальные условия возникновения акционерных ассоциаций появляются при Петре 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ 5
1.1. Понятие капитала и источники его формирования 5
1.2. Акционерный капитал и порядок его формирования 12
1.3. Методы управления акционерным капиталом 27
2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...») 52
2.1. Характеристика компании 52
2.2. Анализ и оценка эффективности использования акционерного капитала компании 64
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...» 72
3.1. Оптимизация структуры капитала и повышение эффективности управления акционерным капиталом 72
3.2. Внедрение модели дисконтирования дивидендов в компании 87
3.3. Моделирование и оценка роста стоимости акционерного капитала предприятия 91
Заключение 103
Список литературы 105
Приложения 111
в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале);
г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними степень их участия в размещении эмиссии, цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения (спрэда), обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли на вложенный собственный капитал.
Работа со многими акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью позволила выделить по крайней мере пять путей (и соответственно механизмов) формирования "контрольных" пакетов акций и, таким образом, решения этих задач:
1) приобретение размещенных акций (традиционный путь, поэтому специально не рассматривается);
2) получение доверенности;
3) заключение договора доверительного управления акциями.
4) создание "параллельной" организации;
5) разукрупнение.
Второй и третий пути близки по правовому содержанию, их использование является одноразовой акцией, которая позволяет сформировать "свои" органы управления хозяйственного общества с целью осуществления сделок с активами.
Наибольший эффект может быть достигнут в результате одновременного использования нескольких названных путей (механизмов).
Управление структурой капитала предприятия:
структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену (и соответственно максимальную цену предприятия)[5], оптимальный для предприятия уровень финансового левериджа[6];
при принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.[7]
К методам косвенного воздействия А.В. Дягилев также относит воздействие путем принятия необходимых решений собранием акционеров (участников) по кадровым вопросам (избрание генерального директора, членов совета директоров); решения по вопросам заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность; реорганизация и ликвидация предприятия; изменения размера уставного капитала и т.д.
Экономическая прибыль, также называемая остаточным доходом, существенно отличается от сегодняшнего понятия прибыли, применяемого в бухгалтерском учете. Согласно концепции экономической прибыли компания не будет по-настоящему прибыльной до тех пор, пока ее доходы не станут покрывать производственные и операционные расходы и не будут достаточны для того, чтобы обеспечить их владельцев нормальной отдачей на инвестированный капитал[8]. Другими словами, до тех пор, пока бизнес не принесет прибыль, превосходящую затраты на капитал, он будет убыточным. Убыточный бизнес возвращает в экономику существенно меньше, чем получает от нее в виде ресурсов. Таким образом, без учета альтернативных издержек, связанных с привлечением капитала, компания не создает, а разрушает стоимость. В современных условиях концепция экономической прибыли служит фундаментом для разработки новых моделей и методов оценки, широко используемых при управлении стоимостью компании.
Управление стоимостью компании, основанное на концепции экономической прибыли, заставляет заменить традиционные бухгалтерские критерии оценки успешности функционирования компании на простой и понятный для акционеров и инвесторов показатель добавленной стоимости. Отказ от бухгалтерских критериев объясняется тем, что бухгалтерская отчетность не всегда объективно выражает текущее финансовое состояние компании и результаты ее деятельности. Постоянно усложняющаяся методология бухгалтерского учета позволяет менеджерам существенно исказить сведения о финансовых результатах их компаний. Кроме того, бухгалтерские показатели относятся к краткосрочным показателям, отражающим уже достигнутые результаты, и не учитывают перспективы развития компании, а также альтернативные затраты на привлечение капитала. Ориентация на краткосрочные показатели приводит к практике "выжимания соков" из компании и в конечном счете к ее финансовой несостоятельности, а также к неэффективному использованию ресурсов.
Стоимость в отличие от других критериев успешности и привлекательности компании является долгосрочным показателем, учитывающим перспективы развития компании, так как в основе стоимости лежит прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании. Кроме того, необходимо помнить, что компания находится в постоянной конкурентной борьбе с другими компаниями за один из основных ресурсов - капитал инвесторов. И если компания не сможет обеспечить приемлемого для инвесторов роста стоимости, то ей грозит потеря ресурса, без которого невозможно ее дальнейшее функционирование. Таким образом, применение в управлении стоимостных показателей, ориентирующих на увеличение стоимости бизнеса, становится в современных условиях жизненной необходимостью.
2. Механизм управления акционерным капиталом (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА»)
2.1. Характеристика компании
Закрытое акционерное общество “Корсаковский завод пива и напитков “Северная Звезда” (далее – общество) зарегистрировано Администрацией муниципального образования Корсаковского района Сахалинской области, свидетельство о государственной регистрации от 05 июня июня 2001 года N 879-А3. Общество создано в результате преобразования общества с ограниченной ответственностью “Северная Звезда”, зарегистрированного Администрацией г. Корсакова Сахалинской области 12 ноября 1997 г., регистрационный номер 879-ЩЩ с изменениями от 13 августа 1999 года N 879-00, от 31 марта 2000 г. N 693, от 05 апреля 2001 года N 879-00, от 27 апреля 2002 года N 879-A3.
Целью общества является извлечение прибыли. Общество для достижения своей цели осуществляет следующие виды деятельности:
Добыча и переработка природных минеральных вод
Организация производства и розлив минеральных вод, безалкогольных напитков, пива
Производство пластиковой тары под розлив минеральных вод, безалкогольных напитков, пива
Оказание бытовых услуг населению
Оказание коммерческо-посреднических услуг
Организация пунктов общественного питания, магазинов, кафе, баров.
Генеральному директору предприятия подчинены 3 основные отдела: административно-
I. Административно-управленческий отдел состоит из:
которая представлена главным бухгалтером и бухгалтерами, которые ведут бухгалтерскую отчетность и отвечают за правильность и своевременность ее составления, а так же осуществляют управление себестоимостью продукции.
2. Отдел кадров возглавляет инженер, который занимается всеми вопросами, касающимися персонала.
3. Отдел технического контроля организует работу лабораторий, ведет технико-экономический контроль входного сырья, контроль производства и готовой продукции.
II. Коммерческий отдел, который следит за ситуацией на рынках города, проводит маркетинговые исследования розничных и оптовых цен, составляет месячные отчеты по сбыту продукции, занимается поиском новых потребителей.
III. Основное производство, в структуре которого в период с 2003 по 2005 год произошли значительные изменения:
В I квартале 2003г. произведена замена оборудования варочного цеха с учетом использования новой технологии и увеличения мощности предприятия по выпуску пива до 1360 тыс.дал в год.
В сентябре 2003 г. приобретена и установлена новая линия по розливу пива в стеклянную бутылку. В I квартале 2005 г. установлена еще одна новая линия розлива и пастеризатор пива в потоке, что позволяет улучшить качество выпускаемой продукции и объемы ее реализации.
Показатели | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 год к 2003 году |
Выпуск товарной продукции (тыс.руб.) | 128679 | 157181 | 163207 | 166,8% |
Финансовый результат (прибыль, убытки) (тыс.руб.) | 10951 | 20943 | 12400 | 113,2% |
Налоговые платежи (тыс.руб.) | 53642 | 59552 | 59163 | 110,2% |
Инвестиции (тыс.руб.), в т.ч. основной капитал (тыс.руб.) | 5000 | 2200 | 8400 | 168% |
Численность работающих (чел.) | 199 | 206 | 220 | 110,5% |
Среднемесячная заработная плата (руб.) | 10433 | 14498 | 17380 | 166,5% |
Информация о работе Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО