Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:00, дипломная работа

Описание работы

Истоки формирования акционерного предпринимательства относятся к временам Древнего Рима. У римлян выработалось общее экономическое правило: лучше участвовать небольшими долями в нескольких "предприятиях" заморской торговли, чем предпринимать самостоятельные шаги на свой личный риск. Развитию акционерного дела способствовали европейские горные товарищества в 12 веке, а также союзы кредиторов в 13 веке. В конце 17 века стремительное развитие получили акционерные общества в Англии в обрабатывающей промышленности и горном деле. В России реальные условия возникновения акционерных ассоциаций появляются при Петре 1

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ 5
1.1. Понятие капитала и источники его формирования 5
1.2. Акционерный капитал и порядок его формирования 12
1.3. Методы управления акционерным капиталом 27
2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...») 52
2.1. Характеристика компании 52
2.2. Анализ и оценка эффективности использования акционерного капитала компании 64
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...» 72
3.1. Оптимизация структуры капитала и повышение эффективности управления акционерным капиталом 72
3.2. Внедрение модели дисконтирования дивидендов в компании 87
3.3. Моделирование и оценка роста стоимости акционерного капитала предприятия 91
Заключение 103
Список литературы 105
Приложения 111

Работа содержит 1 файл

7.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Процесс оптимизации структуры капитала нераз­рывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала.

Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:

1. Простотой привлечения, так как решения, свя­занные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) при­нимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяй­ствующих субъектов.

2.  Более высокой способностью генерирования при­были во всех сферах деятельности, т.к. при его ис­пользовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

3.  Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном пе­риоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

1.  Ограниченность объема привлечения, а, следова­тельно, и возможностей существенного расширения опера­ционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на от­дельных этапах его жизненного цикла.

2.  Высокая стоимость в сравнении с альтернатив­ными заемными источниками формирования капитала.

3.  Неиспользуемая возможность прироста коэффици­ента рентабельности собственного капитала за счет привле­чения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение ко­эффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устой­чивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обес­печить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Заемный капитал характеризуется следующими поло­жительными особенностями:

1. Достаточно широкими возможностями привлече­ния, особенно при высоком кредитном рейтинге предпри­ятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2.   Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расши­рения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью в сравнении с собствен­ным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из на­логооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собст­венного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1.  Использование этого капитала генерирует наибо­лее опасные финансовые риски в хозяйственной дея­тельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удель­ного веса использования заемного капитала.

2. Активы, сформированные за счет заемного капи­тала, генерируют меньшую (при прочих равных услови­ях) норму прибыли, которая снижается на сумму вы­плачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного про­цента за товарный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость стоимости заемного капита­ла от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного про­цента на рынке использование ранее полученных кре­дитов (особенно на долгосрочной основе) становится пред­приятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4.  Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соот­ветствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хо­зяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объе­ма активов) и возможности прироста финансовой рента­бельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

Прирост капитала компании означает увеличение стои­мости капитала, приходящегося на одну обыкновенную ак­цию, его обычно получает владелец при продаже акции (ко­нечная доходность). Причина увеличения дохода с прироста капитала обусловлена возможностью увеличения будущих дивидендов и возрастанием цены продажи акций инвесто­ром. Подставляя значения переменных, получим qHoрм = 0,12. Предполагается, что высокая норма прибыли на акционер­ный капитал приводит к повышению спроса на акции.

На основании данных бухгалтерского баланса проведем расчет значений показателей,  характеризующих рыночную активность акций компании и их привлекательность для инвесторов. К их числу относятся:

♦   прибыль на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении;

♦   отношение Р/Е;

♦   балансовая стоимость одной акции;

♦   отношение   рыночной   цены   акции   к   ее   балансовой стоимости;

♦   доходность акции;

♦   доля выплаченных дивидендов;

♦   ликвидационная стоимость одной акции.

3.             Прибыль на одну акцию является важным оценочным показателем. Базовая прибыль на одну акцию, как отмеча­лось выше, показывает сумму чистой прибыли (убытка) ком­пании, приходящуюся на одну обыкновенную акцию компа­нии, находящуюся в обращении (2.2):

 

,                                                                                         (2.2)

 

где Еб — базовая прибыль на акцию; Qч — чистая прибыль (убыток) компании; Dприв — сумма дивидендов по привилеги­рованным акциям;                         Ncр. взв — средневзвешенное число обыкно­венных акций компании, находящихся в обращении.

Прибыль на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении, — один из широко используемых аналитиче­ских показателей, обязательность раскрытия которого опре­делена действующими методическими указаниями[10]. Как из­вестно, этот показатель рассчитывается в двух вариантах: базовая прибыль на акцию и «разводненная» прибыль на акцию.

Число акций компании, находящихся в обращении, равно средневзвешенному числу обыкновенных акций, находящих­ся в обращении в течение отчетного периода. Это определяет­ся путем суммирования числа обыкновенных акций, находя­щихся в обращении на первое число каждого календарного месяца отчетного периода, и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде.

4. Соотношение Р/Е рыночной цены акции к прибыли на одну акцию отражает отношения между компанией и ее акционерами (2.3):

,                                                                                             (2.3)

 

где S рын — рыночная стоимость акции; Е6— базовая при­быль на одну обыкновенную акцию.

Этот коэффициент указывает, какую сумму согласны за­платить акционеры за один рубль чистой прибыли компании. Показатель представляет интерес не только в определенный момент, но и в динамике за какой-либо промежуток времени. Это особенно важно для тех инвесторов, которых интересует долгосрочный аспект инвестирования. Если Р/Е < 1, это озна­чает, что рыночная стоимость компании меньше суммы ка­питала, вложенного акционерами.

Какие выводы можно сделать, если акции компании ха­рактеризуются высоким или низким коэффициентом Р/Е? Относительно высокий уровень Р/Е может свидетельство­вать о том, что инвесторы надеются на значительный рост дивидендов в будущем, компания рассчитывает на значи­тельный (выше среднего) рост в будущем, поэтому выплачивает акционерам большую часть своих доходов.

Показатель   P/CF   рассчитывается   для   компаний,   ис­пользующих разные методы амортизации, а также там, где большая часть внеоборотных активов финансируется за счет лизинга (аренды). Этот коэффициент становится своего рода общим знаменателем, позволяющим сравнивать финансово-хозяйственную деятельность фирм, которые опираются на различные методы бухгалтерского учета. Ранее показатель денежного  потока  на   акцию   (P/CF)   использовался  вместо прибыли  на   акцию   (Е6)   при  сравнении  компаний  разных стран, различающихся стандартами бухгалтерского учета[11]. Очевидно, что при переходе на МСФО различия, обусловли­вающие  разный  расчетный  объем  прибыли,  устраняются, и отношение P/CF уже не вычисляется.

Подставляя, получим: S рын = 42% : 28% • 100 руб. = 150 руб. И значение показателя Р/Е составит величину: Р/Е = 150 : : 110,69 = 1,36, что требует дополнительного сопоставитель­ного анализа.

Цена одной акции может быть получена доходным мето­дом оценки. Инвес­тор, приобретая акцию в момент времени t0, предполагает получение определенных доходов в будущем как в форме регулярно выплачиваемых дивидендов, так и в форме при­были от последующей продажи акции в момент t по ожи­даемому курсу. В этом случае стоимость акции должна быть не ниже дисконтированных доходов от владения акцией в интервале [t0, tj] в котором заключено п периодов дискон­тирования. Имеем (2.4):

,                                                                          (2.4)                                                                 

 

где  Sрын.д. — рыночная цена акции по доходному методу; Di — будущие дивиденды в i-том отчетном периоде; Snp — цена продажи акции в момент t, i = 1, 2, …, n — число пери­одов дисконтирования; r — норма дохода на инвестирован­ный рубль (ставка дивиденда).

В 2006 году компания ожидает 42% ставки ди­видендов на акцию номиналом 100 руб. в первый год, пред­полагая рост ставки дивиденда на 3% в год в течение после­дующих двух лет, после чего прогнозируемая цена продажи акции составит 180 руб. Ставка дисконтирования — 15%. Тогда начальная цена акции составит:

Значение показателя Р/Е в этом случае равно 201,53 : : 110,69 = 1,82.

Если рост дивиденда стабилен, а ожидаемая в перспек­тиве цена продажи акции не принимается в расчет, то на­чальная цена акции может быть определена по формуле (2.5):

,                                                                                          (2.5)

где Dn — ожидаемые дивиденды; r — норма дохода с инвестированного рубля; Δd — постоянный темп роста дивидендов.

7. Показатели доходности акции играют важную роль в инвестиционных мотивах эмитента, посредника, продавца и покупателя акций. При оценке текущей доходности акций Dтек в расчет принимаются только дивиденды, поэтому показатель иногда называется «дивидендной доходностью» или «нормой дивиденда». Он определяется по формуле (2.6):

,                                                                                             (2.6)

где di – величина дивиденда, выплаченного i-том году; Sрын – рыночная  стоимость акции.

Таким образом, текущая доходность акции составит 42/150=0,28 или           28 %.

Особенность оценки инвестиционных качеств ценных бу­маг состоит в том, что правильность или точность оценки выявляется спустя длительное время. Именно по этой при­чине необходимо использовать апробированные методы, в частности, практикуемые на зарубежных фондовых рын­ках. Однако российские условия настолько специфичны, что достаточно надежные и регулярно используемые методы мо­гут давать недостоверные результаты. Поэтому выход состо­ит в применении апробированных методов, адаптированных в российских условиях.

Структура капитала предприятия оптимизируется различными методами. К числу основных из этих мето­дов относятся (рис. 3.3).

1. Оптимизация структуры капитала по критерию мак­симизации уровня прогнозируемой финансовой рентабель­ности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа. Рассмот­рим процесс оптимизации структуры капитала по это­му критерию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.3. Характеристика основных методов оптимиза­ции структуры капитала предприятия

 

Располагая возможностями привлечения соб­ственного капитала в размере 60 тыс. усл. ден. един, предприятие может существенно увеличить объем своей хозяйственной деятельности за счет привле­чения заемного капитала. Коэффициент валовой рентабельности акти­вов (без учета расходов по оплате процента за кре­дит) прогнозируется в размере 10%. Минимальная ставка процента за кредит (ставка без риска) со­ставляет 8%. Необходимо определить при какой структуре капитала будет достигнут наивысший уровень финансовой рентабельности предприятия. Расчеты этого показателя при различных значени­ях коэффициента финансового левериджа приведе­ны в таблице 3.1.

Информация о работе Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО