Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:00, дипломная работа

Описание работы

Истоки формирования акционерного предпринимательства относятся к временам Древнего Рима. У римлян выработалось общее экономическое правило: лучше участвовать небольшими долями в нескольких "предприятиях" заморской торговли, чем предпринимать самостоятельные шаги на свой личный риск. Развитию акционерного дела способствовали европейские горные товарищества в 12 веке, а также союзы кредиторов в 13 веке. В конце 17 века стремительное развитие получили акционерные общества в Англии в обрабатывающей промышленности и горном деле. В России реальные условия возникновения акционерных ассоциаций появляются при Петре 1

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ 5
1.1. Понятие капитала и источники его формирования 5
1.2. Акционерный капитал и порядок его формирования 12
1.3. Методы управления акционерным капиталом 27
2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...») 52
2.1. Характеристика компании 52
2.2. Анализ и оценка эффективности использования акционерного капитала компании 64
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «...» 72
3.1. Оптимизация структуры капитала и повышение эффективности управления акционерным капиталом 72
3.2. Внедрение модели дисконтирования дивидендов в компании 87
3.3. Моделирование и оценка роста стоимости акционерного капитала предприятия 91
Заключение 103
Список литературы 105
Приложения 111

Работа содержит 1 файл

7.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

4.  Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределе­ния прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преи­муществом этой политики является простота ее формирования и тес­ная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных вып­лат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой при­были. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стои­мости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она „сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйствен­ной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне ди­видендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабиль­ной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной поли­тики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в дина­мике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5.  Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осу­ществляемая под девизом — „никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном про­центе прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом прин­ципе построена „Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обес­печение высокой рыночной стоимости акций компании и формирова­ние положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при допол­нительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой на­пряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокраща­ется, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при про­чих равных условиях).

Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 1.2.

 

Рисунок 1.2. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики

 

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика ак­ционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 1.3.

Рисунок 1.3. Последовательность формирования дивиденд­ной политики акционерного общества

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразде­лять на четыре группы:

1. факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а)  стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жиз­ненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б)  необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвести­ционной деятельности, направленной на расширенное воспро­изводства основных средств и нематериальных активов, пот­ребность в капитализации прибыли возрастает);

в)  степень готовности отдельных инвестиционных проектов с вы­соким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнкту­ре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).                    

2.  Факторы, характеризующие возможности формирования фи­нансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

а)  достаточность резервов собственного капитала, сформирован­ных в предшествующем периоде;

б)  стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в)  стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г)   доступность кредитов на финансовом рынке;

д)  уровень кредитоспособности акционерного общества, опреде­ляемый его текущим финансовым состоянием.

3.  Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

а)  уровень налогообложения дивидендов;

б)  уровень налогообложения имущества предприятий;

в)  достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г)   фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рен­табельности собственного капитала.

4.  Прочив факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а)  конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнк­туры эффективность капитализации прибыли значительно воз­растает);

б)  уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в)  неотложность платежей по ранее полученным кредитам (под­держание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г)   возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к сни­жению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового зах­вата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в со­ответствии с избранным типом дивидендной политики предусматрива­ет такую последовательность действий:

•  На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уста­вом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет со­бой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реа­лизуется соответствующий тип дивидендной политики.

•  На Втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распре­деляется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акцио­нерное общество придерживается остаточного типа дивидендной по­литики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

•  На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд по­требления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлет­ворение их социальных нужд). Основой такого распределения являет­ся избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

где УДВпа ФДВ - уровень дивидендных выплат на одну акцию; фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1.  Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наи­более простая и самая распространенная форма осуществления ди­видендных выплат.

2.  Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму ди­видендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, ментали­тет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Ак­ционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3.   Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из фор] реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свобод обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент д| видендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использова­ния дивидендов требует согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:

где

Кдв коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики; ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества; Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию; ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он опре­деляется по формуле:                                                                               

где

Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции; РЦа — рыночная цена одной акции;

Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию. При оценке эффективности дивидендной политики могут быть ис­пользованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогосто­ящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собствен­ных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограничен­ных случаях.

С позиции финансового менеджмента основной целью управле­ния эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необ­ходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам (рис. 1.4):

Рисунок 1.4. Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акцио­нерного капитала

 

1. Исследование возможностей эффективного размещения пред­полагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополни­тельной (если предприятие уже создано в форме акционерного обще­ства и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предва­рительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенци­альной инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новы: эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансовой состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2.  Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмис­сии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического раз­вития предприятия и возможностей существенного повышения его, рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

а)  реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, но­вых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

б)  необходимость существенного улучшения структуры исполь­зуемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и сни­жение за счет этого стоимости привлечения заемного капита­ла; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);

Информация о работе Управление акционерным капиталом предпредприятия на примере ЗАО