Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Экономика города, как и любого другого МО определяет объемы бюджетов как всего города, так и каждого его жителя.
Бюджет района на 2004г. определен в сумме 1112 тыс.руб. в том числе по:
- Земельному налогу 1069 тыс.руб.;
- Налог на имущество 43 тыс.руб.;
- Налог на доходы физических лиц 156173 тыс.руб. (127,8%);
- Налог с продаж 13633 тыс.руб.(153,6%);
- Налоги на имущество 26750 тыс.руб. (127%);
- Платежи за пользование природными ресурсами 31348 тыс.руб.(182,2%);
- Налог на прибыль предприятий и организаций 18931 тыс.руб. (36,7%);
- Налог на доход физических лиц по нормативу 85%.
Не налоговые доходы прогнозируются в сумме 18473 тыс.руб.
А вот как выглядит структура основных расходов по отраслям бюджета района. Расходы по ЖКХ рассчитываются исходя из уровня оплаты жилищно коммунальных услуг: населением – 80%, бюджетом 20% . В общем объеме расходы по четырем социально значимым отраслям (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) составляет 65,7%. На эти статьи будет направленно 183952 тыс.руб.
В разрезе отраслей расходы прогнозируются в следующих суммах:
- Образование 113507 тыс.руб.
- Культура 6321 тыс.руб.
- Здравоохранение 58530 тыс.руб.
- Социальная политика 5594 тыс.руб.
В бюджете района предусмотрено финансирование 12 целевых программ на сумму 3730 тыс.руб.
2006г.
Ревдинская районная дума
Решение
дума решила:
Утвердить бюджет муниципального образования «Ревдинский район» по доходам в размере 414404 тыс. руб., в том числе: собственные доходы – 18 тыс.руб., субвенции и субсидии из областного бюджета 18286 тыс.руб., по расходам 414404 тыс.руб.
Анализ показывает, что объем собственных средств за два года практически не увеличивается (+4%), а для их в совокупном бюджете уменьшается и составляет 85% и 71 % соответственно. Увеличение бюджета на 128 млн. руб. обусловлено прежде всего ростом поступлений из других бюджетов (дотации» субвенции и пр.). Почти половину в собственных средствах составляют налоги с физических яиц, почти четвертую часть — налог на прибыль предприятий. Причем реальный объем налога на прибыль оказался в 2004 г. в два с половиной раза больше запланированного, что может трактоваться как отсутствие у муниципальной власти точной информации, об экономике, о расположенных на территории субъектах экономической деятельности и об объемах этой деятельности! Хотя могут быть и другие причины.
( Расходы на управление за два года увеличиваются на 46% (с 13 млн. до 19 млн.руб.) и составят в 2006 г. 5% от общего бюджета. Как следует из отчета за 2004 г. эта статья выполняется очень хорошо (99,5%), в отличие от расходов на социальную политику (95%).
Об общей обеспеченности бюджетными средствами на 2006 г. можно судить по таким цифрам (на одного жителя):
- доходы бюджета - 4, 93 тыс. руб.;
- расходы на здравоохранение - 0, 91 тыс. руб.;
- расходы на образование -2,1 тыс. руб.;
- расходы на ЖКХ - 0,6 тыс. руб.
На реализацию целевых программ планируется выделить 1,15% от бюджета, в том числе:
- на поддержку малого предпринимательства 30 тыс. руб.;
- на формирование новой информационной среды 200 т. руб.;
- на ликвидацию ветхого жилья — 1 млн. руб.
Можно предположить, что ни о каком стратегическом планировании при таком уровне расходов на целевые программы говорить не приходится.
Целью стратегического развития Ревды в долгосрочной перспективе является достижение высокого качества жизни для широких слоев жителей города. Только развитие качественно новых для города отраслей инновационной экономики способно предоставить такие гарантии жителям и городу, как муниципальному образованию.
Целью отраслей инновационной экономики является создание гарантий сохранения и дальнейшего улучшения качества жизни горожан, достигнутого в среднесрочном периоде, путем диверсификации экономики, профессиональных навыков и возможности ответить на любой вызов общества. Создание уверенности в завтрашнем дне отдельной личности и города в целом.
Задачи развития отрасли:
- экономическая - создание эффективной инновационной экономики города, стабильные рынки труда и капитала;
-социальная - постоянное совершенствование инфраструктур и поддержание
качества жизни на конкурентном уровне;
маркетинговая — сознание имиджа Ревды, как нормального места жительства, хозяйствования и отдыха на Урале.
В долгосрочной перспективе развития города необходимо учитывать следующие тенденции развития мировой экономики:
- дальнейшее увеличение доли услуг - инновационных, информационных,
технологических, консультационных - в себестоимости любой продукции;
- автоматизация технологических процессов, замещение ручного труда компьютеризированными сложными системами;
- переориентация на экологически безопасные и сберегающие технологии во
всех сферах жизнедеятельности;
- повышенные требования населения к качеству жизни, которое формируется
потреблением услуг.
Создание отраслей инновационной экономики города базируется на потенциалах и компетенциях, которые будут созданы в среднесрочной перспективе.
Инфраструктурный потенциал:
- знания в области создания качественной инфраструктуры по обслуживанию
всего цикла жизнедеятельности населения в условиях Урала;
- технологии оптимизации и повышения эффективности городской инфраструктуры.
Трудовой потенциал:
- создание кадровой базы в областях, обслуживающих жизнедеятельность города в условиях Урала;
- привлечение активного трудового ресурса из других регионов для традиционных отраслей хозяйствования и отраслей;
- технологии по приведению в соответствие спросу предложения кадров.
Инновационный потенциал:
- знания в области управления системами жизнеобеспечения и обслуживания
населения и организаций в условиях Урала;
- инновационные разработки в области систем обслуживания населения и организаций в условиях Урала;
- передовые энергосберегающие и оптимизирующие технологии обслуживания населения и организаций.
С учетом монопрофильного характера традиционной промышленности всего региона на сегодняшний день и достаточно стабильного макропрогноза экономического развития металлургической отрасли на ближайшие десятилетия, а также высокой и постоянно растущей инновационной составляющей металлургию, вовлечение его в развитие отраслей инновационной экономики является одним из главных факторов успеха. Использование его инновационного потенциала, кадров и финансовых ресурсов (инвестиционный и потребительский потенциал) является наиболее перспективной возможностью развития новых отраслей.
Перспективными отраслями для Ревды в долгосрочной перспективе могут быть:
- Транспортно - логистическая отрасль;
- Отрасль энергосберегающих технологий;
- Отрасль оборудования и технологий по обслуживанию населения;
- Отрасль информационных технологий для комплексных систем обеспечения
жизнедеятельности.
На сегодняшний день возможно лишь обозначить общие очертания отраслей инновационной экономики. Границы и взаимосвязи новых отраслей будут сильно изменяться в процессе корректировок и адаптации стратегического плана в среднесрочной перспективе. Новые отрасли будет отличать большая специализация, вытекающая из жизненного цикла отраслей и тенденций развития мировой экономики. Конкурентное преимущество отраслей достигается только за счет улучшения их производительности. В условиях глобальной доступности базовых факторов, производительность может быть достигнута только за счет инноваций в области технологий и управления. Эти предпосылки учтены в среднесрочной перспективе и на них опирается программа долгосрочной перспективы развития.
В краткосрочной перспективе закладываются основные предпосылки формирования отраслей инновационной экономики. Источником компетенций во многом является металлургическая отрасль и необходима комплексная программа по сотрудничеству с ней в этой области.
В среднесрочной перспективе приоритетными задачами развития отраслей инновационной экономики является поощрение предпринимательских инициатив в этом секторе и запуск образовательных программ.
Реальный рост отраслей будет происходить в долгосрочной перспективе на базе инфраструктурного, трудового и инновационного потенциалов.
Оценка емкости спроса по отраслям инновационной экономики на сегодняшний день не поддается достоверной количественной опенке.
На сегодняшний день в Ревде практически не существует описанных отраслей инновационной •экономики. Их развитию будет способствовать успешное сознание отраслей среднесрочной перспективы. Вследствие отдаленности во времени, формирование таких отраслей в значительной степени зависит от проработанной политики и мер ее реализации, начиная с краткосрочной перспективы. Участники отраслей инновационной экономики могут существовать как в форме независимых частных компаний, так и представителей крупных отраслевых компаний, международных институтов, государственных учреждений. Но для их эффективной внутренней конкуренции и развития требуется общая база. Создание такой базы (форма, стратегия, принципы взаимодействия и обмена. информацией, контролирующие функции ) возможно только при скоординированной деятельности всех заинтересованных сторон: Администрации города, предприятий металлургии, предпринимательского сектора, международных организаций.
Целью и результатом реализации экономической стратегии является, как уже говорилось, качество жизни горожанина, в качестве показателей которого могут рассматриваться:
- покупательная способность населения со средней заработной платой и пенсией;
- минимальный потребительский бюджет по основным социально-
демографическим группам населения;
- прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения; численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума;
- потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным
уровнем среднедушевого дохода,
- денежные доходы и расходы определенных социально-демографических
групп населения; показатели дифференциации населения;
- соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10%
наименее обеспеченного населения;
- индекс концентрации доходов населения;
- структура потребительских расходов социально-демографических групп
населения;
- распределение населения по размеру среднедушевого дохода;
- бюджет прожиточного минимума, минимальный и рациональный потребительские бюджеты, минимальные государственные социальные гарантии (минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии) [27,с. 72].
3.2. Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги.
Целью развития розничной торговли является улучшение качества жизни горожан и гостей города, создание цивилизованного права выбора потребителя. Жители города должны иметь равноценный выбор: воспользоваться услугами прачечной или приобрести качественную стиральную машину, посетить кинотеатр или приобрести домашний кинотеатр, воспользоваться услугами частного медицинского кабинета или приобрести современные домашние медицинские приборы, пойти в ресторан или готовить дома из качественных продуктов, т.д. При этом варианты выбора потребителя не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.
Развитие розничной торговли позволит активизировать и поддерживать конкурентную среду, а также содействовать развитию остальных отраслей, опережая их по предложению.
Задачи развития отрасли:
- экономическая - предоставление современных, качественных товаров по конкурентным ценам в сравнении с другими городами и в сравнении с отраслями услуг;
- социальная - создание широкой альтернативы качественного выбора товаров для горожан и гостей города;
- маркетинговая - пропаганда культуры потребления товаров и услуг, внешний маркетинг Ревды, как города развитой торговой сети, предлагающей широкий выбор товаров и услуг высокого качества по приемлемым ценам.
Развитие данной отрасли базируется на знании покупательских предпочтений и покупательской психологии жителей города, развитых транспортных каналах доставки товаров с сохранением низкой себестоимости.
Ревда на сегодняшний день на фоне других уральских городов достаточно успешно справляется с насыщением спроса по продовольственным товарам. Хотя имеет место некоторое отставание предложения по непродовольственным товарам: одежде, технике, высокотехнологичным продуктам. Розничная продажа товаров находится на стыке товарного предложения и услуги. Решающую роль в выборе покупки зачастую играет сервисная составляющая. В Ревде за последние два года появился ряд торговых точек, отвечающих высоким стандартам сервиса. Тем не менее, большое количество торговых точек характеризуется слабым уровнем сервиса, расположены в подвалах и других плохо приспособленных для торговли местах. Большое развитие в Ревде, как и по всей стране, получили открытые рынки. На первоначальном этапе они создавали почву для развития частной инициативы, но на сегодняшний день их роль выполнена, и необходимо отдать приоритет качеству обслуживания. Современная отрасль розничной торговли состоит из следующих блоков ( но не ограничивается ими):
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования