Стратегия развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Экономика города, как и любого другого МО определяет объемы бюдже­тов как всего города, так и каждого его жителя.

Бюджет района на 2004г. определен в сумме 1112 тыс.руб. в том числе по:

- Земельному налогу 1069 тыс.руб.;

- Налог на имущество 43 тыс.руб.;

- Налог на доходы физических лиц 156173 тыс.руб. (127,8%);

- Налог с продаж 13633 тыс.руб.(153,6%);

- Налоги на имущество 26750 тыс.руб. (127%);

- Платежи за пользование природными ресурсами 31348 тыс.руб.(182,2%);

- Налог на прибыль предприятий и организаций 18931 тыс.руб. (36,7%);

- Налог на доход физических лиц по нормативу 85%.

              Не налоговые доходы прогнозируются в сумме 18473 тыс.руб.

              А вот как выглядит структура основных расходов по отраслям бюджета района. Расходы по ЖКХ рассчитываются исходя из уровня оплаты жилищно коммунальных услуг:  населением – 80%, бюджетом 20% . В общем объеме расходы по четырем социально значимым отраслям (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) составляет 65,7%. На эти статьи будет направленно 183952 тыс.руб.

              В разрезе отраслей расходы прогнозируются в следующих суммах:

- Образование 113507 тыс.руб.

- Культура 6321 тыс.руб.

- Здравоохранение 58530 тыс.руб.

- Социальная политика 5594 тыс.руб.

              В бюджете района предусмотрено финансирование 12 целевых программ на сумму 3730 тыс.руб.

2006г.

Ревдинская районная дума

Решение

дума решила:

              Утвердить бюджет муниципального образования «Ревдинский район» по доходам в размере 414404 тыс. руб., в том числе: собственные доходы – 18 тыс.руб., субвенции и субсидии из областного бюджета 18286 тыс.руб., по расходам 414404 тыс.руб.

Анализ показывает, что объем собственных средств за два года практически не увеличивается (+4%), а для их в совокупном бюджете уменьшается и составляет 85% и 71 % соответственно. Увеличение бюджета на 128 млн. руб. обусловлено прежде всего ростом поступлений из других бюдже­тов (дотации» субвенции и пр.). Почти половину в собственных средствах со­ставляют налоги с физических яиц, почти четвертую часть — налог на прибыль предприятий. Причем реальный объем налога на прибыль оказался в 2004 г. в два с половиной раза больше запланированного, что может трактоваться как отсутствие у муниципальной власти точной информации, об экономике, о рас­положенных на территории субъектах экономической деятельности и об объе­мах этой деятельности! Хотя могут быть и другие причины.

( Расходы на управление за два года увеличиваются на 46% (с 13 млн. до 19 млн.руб.) и составят в 2006 г. 5% от общего бюджета. Как следует из отчета за 2004 г. эта статья выполняется очень хорошо (99,5%), в отличие от расходов на социальную политику (95%).

Об общей обеспеченности бюджетными средствами на 2006 г. можно судить по таким цифрам (на одного жителя):

-         доходы бюджета - 4, 93 тыс. руб.;

-         расходы на здравоохранение - 0, 91 тыс. руб.;

-         расходы на образование -2,1 тыс. руб.;

-         расходы на ЖКХ - 0,6 тыс. руб.

На реализацию целевых программ планируется выделить 1,15% от бюджета,   в том числе:

-         на поддержку малого предпринимательства 30 тыс. руб.;

-         на формирование новой информационной среды 200 т. руб.;

-         на ликвидацию ветхого жилья — 1 млн. руб.

Можно предположить, что ни о каком стратегическом планировании при та­ком уровне расходов на целевые программы говорить не приходится.

Целью стратегического развития Ревды в долгосрочной перспективе яв­ляется достижение высокого качества жизни для широких слоев жителей горо­да. Только развитие качественно новых для города отраслей инновационной экономики способно предоставить такие гарантии жителям и городу, как муни­ципальному образованию.

Целью отраслей инновационной экономики является создание гарантий сохранения и дальнейшего улучшения качества жизни горожан, достигнутого в среднесрочном периоде, путем диверсификации экономики, профессиональных навыков и возможности ответить на любой вызов общества. Создание уверенности в завтрашнем дне отдельной личности и города в целом.

Задачи развития отрасли:

-   экономическая - создание эффективной инновационной экономики города, стабильные рынки труда и капитала;

-социальная - постоянное совершенствование инфраструктур и поддержание

     качества жизни на конкурентном уровне;

маркетинговая — сознание имиджа Ревды, как нормального места жительства, хозяйствования и отдыха на Урале.

В долгосрочной перспективе развития города необходимо учитывать следующие тенденции развития мировой экономики:

-         дальнейшее увеличение доли услуг - инновационных, информационных,
технологических, консультационных - в себестоимости любой продукции;

-         автоматизация технологических процессов, замещение ручного труда ком­пьютеризированными сложными системами;

-         переориентация на экологически безопасные и сберегающие технологии во
всех сферах жизнедеятельности;

-         повышенные требования населения к качеству жизни, которое формируется
потреблением услуг.

Создание отраслей инновационной экономики города базируется на по­тенциалах и компетенциях, которые будут созданы в среднесрочной перспекти­ве.

Инфраструктурный потенциал:

-         знания в области создания качественной инфраструктуры по обслуживанию
всего цикла жизнедеятельности населения в условиях Урала;

-         технологии оптимизации и повышения эффективности городской инфра­структуры.

Трудовой потенциал:

-         создание кадровой базы в областях, обслуживающих жизнедеятельность го­рода в условиях Урала;

-         привлечение активного трудового ресурса из других регионов для традици­онных отраслей хозяйствования и отраслей;

-         технологии по приведению в соответствие спросу предложения кадров.

Инновационный потенциал:

-              знания в области управления системами жизнеобеспечения и обслуживания
населения и организаций в условиях Урала;

-         инновационные разработки в области систем обслуживания населения и ор­ганизаций в условиях Урала;

-         передовые энергосберегающие и оптимизирующие технологии обслужива­ния населения и организаций.

С учетом монопрофильного характера традиционной промышленности всего региона на сегодняшний день и достаточно стабильного макропрогноза экономического развития металлургической отрасли на ближайшие десятиле­тия, а также высокой и постоянно растущей инновационной составляющей ме­таллургию, вовлечение его в развитие отраслей инновационной экономики яв­ляется одним из главных факторов успеха. Использование его инновационного потенциала, кадров и финансовых ресурсов (инвестиционный и потребитель­ский потенциал) является наиболее перспективной возможностью развития но­вых отраслей.

Перспективными отраслями для Ревды в долгосрочной перспективе могут быть:

-         Транспортно - логистическая отрасль;

-         Отрасль энергосберегающих технологий;

-         Отрасль оборудования и технологий по обслуживанию населения;

-         Отрасль информационных технологий для комплексных систем обеспечения
жизнедеятельности.

На сегодняшний день возможно лишь обозначить общие очертания от­раслей инновационной экономики. Границы и взаимосвязи новых отраслей бу­дут сильно изменяться в процессе корректировок и адаптации стратегического плана в среднесрочной перспективе. Новые отрасли будет отличать большая специализация, вытекающая из жизненного цикла отраслей и тенденций разви­тия мировой экономики. Конкурентное преимущество отраслей достигается только за счет улучшения их производительности. В условиях глобальной дос­тупности базовых факторов, производительность может быть достигнута толь­ко за счет инноваций в области технологий и управления. Эти предпосылки уч­тены в среднесрочной перспективе и на них опирается программа долгосрочной перспективы развития.

В краткосрочной перспективе закладываются основные предпосылки формирования отраслей инновационной экономики. Источником компетенций во многом является металлургическая отрасль и необходима комплексная программа по сотрудничеству с ней в этой области.

В среднесрочной перспективе приоритетными задачами развития отраслей инновационной экономики является поощрение предпринимательских инициатив в этом секторе и запуск образовательных программ.

Реальный рост отраслей будет происходить в долгосрочной перспективе на базе инфраструктурного, трудового и инновационного потенциалов.

          Оценка емкости спроса по отраслям инновационной экономики на сегодняшний день не поддается достоверной количественной опенке.

       На сегодняшний день в Ревде практически не существует описанных от­раслей инновационной •экономики. Их развитию будет способствовать успеш­ное сознание отраслей среднесрочной перспективы. Вследствие отдаленности во времени, формирование таких отраслей в значительной степени зависит от проработанной политики и мер ее реализации, начиная с краткосрочной пер­спективы. Участники отраслей инновационной экономики могут существовать как в форме независимых частных компаний, так и представителей крупных отраслевых компаний, международных институтов, государственных учрежде­ний. Но для их эффективной внутренней конкуренции и развития требуется общая база. Создание такой базы (форма, стратегия, принципы взаимодействия и обмена. информацией, контролирующие функции ) возможно только при скоординированной деятельности всех заинтересованных сторон: Администрации города, предприятий металлургии, предпринимательского сектора, международных организаций.

Целью и результатом реализации экономической стратегии является, как уже говорилось, качество жизни горожанина, в качестве показателей которого могут рассматриваться:

- покупательная способность населения со средней заработной платой и пенсией;

-      минимальный   потребительский   бюджет   по   основным   социально-
демографическим группам населения;

-      прожиточный              минимум              по              основным социально-демографическим     группам населения; численность и доля населения, имею­щего среднедушевые доходы ниже минимального   потребительского   бюджета и прожиточного (физиологического) минимума;

-  потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным
уровнем среднедушевого дохода,

-  денежные доходы и расходы определенных социально-демографических
групп населения; показатели дифференциации населения;

-  соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10%
наименее обеспеченного населения;

-                   индекс концентрации доходов населения;

-                        структура потребительских расходов социально-демографических групп
населения;

-  распределение населения по размеру среднедушевого дохода;

-  бюджет прожиточного минимума, минимальный и рациональный по­требительские бюджеты,    минимальные    государственные   социальные    га­рантии   (минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии) [27,с. 72].

 

3.2. Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги.

Целью развития розничной торговли является улучшение качества жизни горожан и гостей города, создание цивилизованного права выбора потребителя. Жители города должны иметь равноценный выбор: воспользоваться услугами прачечной или приобрести качественную стиральную машину, посетить кино­театр или приобрести домашний кинотеатр, воспользоваться услугами частного медицинского кабинета или приобрести современные домашние медицинские приборы, пойти в ресторан или готовить дома из качественных продуктов, т.д. При этом варианты выбора потребителя не являются взаимоисключающи­ми, а дополняют друг друга.

Развитие розничной торговли позволит активизировать и поддерживать конкурентную среду, а также содействовать развитию остальных отраслей, опережая их по предложению.

Задачи развития отрасли:

-         экономическая - предоставление современных, качественных товаров по конкурентным ценам в сравнении с другими городами и в сравнении с от­раслями услуг;

-         социальная - создание широкой альтернативы качественного выбора това­ров для горожан и гостей города;

-         маркетинговая - пропаганда культуры потребления товаров и услуг, внеш­ний маркетинг Ревды, как города развитой торговой сети, предлагающей широкий выбор товаров и услуг высокого качества по приемлемым ценам.

Развитие данной отрасли базируется на знании покупательских предпоч­тений и покупательской психологии жителей города, развитых транспортных каналах доставки товаров  с сохранением низкой себестоимости.

Ревда на сегодняшний день на фоне других уральских городов достаточ­но успешно справляется с насыщением спроса по продовольственным товарам. Хотя имеет место некоторое отставание предложения по непродовольственным товарам: одежде, технике, высокотехнологичным продуктам. Розничная прода­жа товаров находится на стыке товарного предложения и услуги. Решающую роль в выборе покупки зачастую играет сервисная составляющая. В Ревде за последние два года появился ряд торговых точек, отвечающих высоким стандартам сервиса. Тем не менее, большое количество торговых точек характеризуется слабым уровнем сервиса, расположены в подвалах и других плохо приспособленных для торговли местах. Большое развитие в Ревде, как и по всей стране, получили открытые рынки. На первоначальном этапе они создавали почву для развития частной инициативы, но на сегодняшний день их роль выполнена, и необходимо отдать приоритет качеству обслуживания. Современная отрасль розничной торговли состоит из следующих блоков ( но не ограничивается ими):

Информация о работе Стратегия развития муниципального образования