Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве «полюсов роста» (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития города.
Как правило, в структуру концепции, кроме вопросов указанных выше, входят также описание и анализ исходной ситуации и потенциала МО.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к документам стратегического развития со стороны российского законодательства.
На сегодняшний день федеральные законы не регламентируют деятельность собственно муниципальных образований по поводу разработки планов или программ социально-экономического развития. Однако федеральное законодательство определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Рассмотрим федеральное законодательство с этих позиций.
Федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ дает следующие определения в области социально - экономического развития. «Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» [3, ст.2]. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
«Концепция социально-экономического развития Российской Федерации»
- система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей» [3, ст.2].
«Программа социально-экономического развития Российской Федерации»
- комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров» [3, ст.2].
Непосредственная разработка целостного пакета стратегических документов состоит из следующих этапов [41, С. 10]:
- изучение внешних условий;
- анализ тенденций и ресурсов развития города;
- формирование приоритетов развития, анализ позиций участников городского развития;
- разработка концепции развития города;
- разработка целевых программ;
- объединение целевых программ в единый документ.
В результате проделанной работы, выбранные по каждой программе проекты должны войти в единый документ. При объединении проектов и программ в общий документ, помимо оценки затрат всех финансовых и нефинансовых ресурсов, необходимых для реализации программ, важно уточнить приоритеты, график исполнения мероприятий и назначить ответственных. Необходимо, чтобы программы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга.
После формирования единой программы стратегического развития она опять должна пройти «процедуру обсуждения и утверждения сообществом муниципального образования и его представительным органом» [31, С.50]. В результате этого стратегическая программа приобретает статус «общественного договора».
Несмотря на официальный статус, стратегическая программа не является жестким директивным документом и предполагает возможность ее корректировки в ежегодных планах.
Проектный подход делает целесообразным использование при реализации долгосрочных проектов/программ принципа проектного финансирования стратегического развития МО, который позволяет:
- предусмотреть меры, исключающие необоснованные затраты бюджета МО;
- привлечь дополнительное финансирование, ориентируясь на различные источники: бюджет, частных инвесторов, заемные средства, а также на использование целевых фондов;
- снизить возможные риски;
- обеспечить координацию и интеграцию деятельности подразделений администрации МО при реализации единой стратегической цели;
- определить руководителя проекта, полностью отвечающего за управление проектом — от стадии разработки до реализации;
- разнести функции контроля и исполнения проекта;
- обеспечить обязательный расчет технико-экономического обоснования и оценку эффективности проекта;
- снизить общую стоимость проекта за счет его финансовой прозрачности, исключающей необоснованные траты;
- обеспечить адаптацию системы управления к изменению городской среды.
Необходимость в усилении технического обеспечения администрации МО при управлении программами стратегического развития обусловлена:
- большими объемами информации, необходимыми для формирования стратегических программ;
- необходимостью оперативного обмена данными между подразделениями мэрии и с внешними организациями;
- требованием оперативной и полной информации о состоянии программ и проектов для руководителей мэрии.
Разработка и реализация стратегических программ требует специалистов в области финансов, экономики, прогнозирования и др. Без эффективной работы в кадровой сфере обеспечить выполнение программ будет практически невозможно. Сложность поиска специалистов высокого класса связана с недостаточно привлекательными условиями работы в администрациях. В связи с этим необходимо произвести реорганизацию кадровой работы администрации МО по следующим направлениям:
- оптимизация процедур подбора персонала;
- формирование кадрового резерва;
- организация обучения сотрудников;
- разработка эффективных схем материального и нематериального стимулирования сотрудников;
- обновление номенклатуры должностей;
- формирование контрактной системы и др.
Кадровой службой должен быть создан банк данных отдельных специалистов, позволяющий оперативно формировать рабочие группы для реализации различных целей, программ и проектов, в том числе и стратегических.
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО
Рассмотрение проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО с точки зрения методологии предполагает, что эти проблемы могут быть классифицированы по различным основаниям; могут быть также проанализированы и структурированы причины, которыми они обусловлены и т.д. Но в рамках данной работы нам представляется более уместным лишь обозначить эти проблемы, предполагая, что их список открыт и, несомненно, будет пополняться еще долго, поэтому вряд ли уже настало время для типологических исследований в этой достаточно специфической сфере управления.
На сегодняшний день принято считать, что «острая необходимость перехода к новым формам управления администрациями муниципальных образований уже в достаточной степени осознана управленцами верхнего звена на местах» [12, с. 33]. На самом же деле в подавляющем большинстве случаев ситуация далеко не так благополучна. Зачастую просто имеет место смешение терминов, что неудивительно при таком их обилии и неоднозначной трактовке. Гак, даже с ключевыми терминами до сих пор нет полной ясности. Что, например, представляет собой понятие «муниципальное образование» - крупный промышленный центр с миллионным населением, район с преобладанием в его структуре сельских территорий и населением 20 тыс. человек или часть города? Этот вопрос имеет далеко не только теоретическое значение. Он порождает вполне реальные проблемы, когда дело доходит, например, до единых подходов к управлению развитием муниципального образования.
Если вернуться к осознанию администрациями необходимости перехода к новым формам управления, часто просто имеется в виду, что такая деятельность уже давно ведется в рамках их структур. Давно существуют отделы социально-экономического развития, которые занимаются анализом ситуации в муниципальном образовании и прогнозированием развития на его основе. Практически везде ведется работа с общественностью и т.д. Но при этом важно отметить, что цели стратегического развития в достаточной степени специфичны и для осуществления управления в этой сфере необходим набор столь же специфичного инструментария, процедур, структур и механизмов. Это, как правило, в администрациях МО не учитывается и, как следствие, заявленная осознанность необходимых перемен остается чисто декларативной. Наряду с присущим «...человеческому сознанию свойством упорно сопротивляться любым переменам это создает сложно преодолимый барьер непосредственно на этапе инициирования процесса стратегического развития» [15, с.32] в том или ином МО.
Такая ситуация абсолютно естественна и понятна. Перемены (изменения) всегда привносят в жизнь человека нестабильность, неопределенность представлений о последствиях этих изменений, а также массу переживаний, связанных с необходимостью овладения новыми технологиями работы, приобретения новых знаний и т.д. Это особенно сложно для людей, проработавших на государственной службе достаточно длительное время, привыкших к повторяющимся (изо дня в день, из года в год), «понятным» задачам и проблемам, подходы к решению которых им ясны, а инструменты и процедуры, при помощи которых необходимо действовать в той или иной ситуации, хорошо знакомы.
Положение усугубляется также тем, что, как правило, нововведения, связанные с внедрением стратегических подходов, инициируются главами администраций МО (мэрами) или, в крайнем случае, их заместителями, а непосредственное исполнение (погружение в новые темы, попытки внедрения новых процедур и технологий) нового происходит на уровне отделов или управлений. При этом возникают не только внутренние психологические проблемы в коллективах подразделений, но тормозится процесс изменений в целом.
Описанная выше проблема видится нам основной. Во-первых, для ее решения необходима работа с сотрудниками администраций МО «на уровне сознания». Несмотря на то, что это чрезвычайно долго и требует больших затрат, делать это необходимо. Во-вторых, без реального осознания сотрудниками администраций МО необходимости перехода к новым формам управления дальнейшего продвижения в этой сфере ожидать сложно.
Существует, однако, прецедент, когда осознание важности рассматриваемых вопросов приходит к сотрудникам подразделений значительно позже этапа инициирования процессов управления стратегическим развитием. Но при этом как минимум необходимо, чтобы сам руководитель процесса понимал важность подобных начинаний, а сопротивлению со стороны сотрудников была бы противопоставлена на первом этапе система жесткого администрирования.
Рассматривая другие проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО, необходимо отметить, что в настоящий момент многие муниципальные образования находятся в чрезвычайно сложной социально-экономической ситуации, часть из них балансирует на грани выживания.
Исследования и опыт работы в регионах свидетельствуют о том, что во многих случаях тяжелое положение муниципальных образований связано не столько с дефицитом ресурсов на территории, сколько с «дефицитом управления развитием территории» [19, с.20].
Дефицит управления, в свою очередь, связан с такими явлениями, как:
- соответствующие установки в сознании, когда руководители и специалисты администраций МО до сих пор считают, что финансовая и иная поддержка будет предоставляться им сверху;
- отсутствие представлений о том, что управление развитием требует иных инструментов и механизмов, а также новых структур, которые необходимо создавать;
- отсутствие знания технологий стратегического управления развитием территории.
Опыт работы в муниципальных образованиях показывает, что сотрудникам администраций не хватает в первую очередь таких знаний, как: состав и структура основных стратегических документов; порядок разработки стратегических документов; формы привлечения сообщества муниципального образования к процессу стратегического планирования; возможности использования и привлечения внебюджетных средств для реализации стратегических программ; формирование бюджета развития.
Неумение превращать проблемы МО в конкретные осуществимые проекты и создавать благоприятные условия для их реализации, отсутствие релевантного образования (а также достаточных финансовых средств на привлечение дорогих специалистов со стороны) приводят к тому, что до сих пор в большинстве МО не происходит перехода к новым формам управления, обеспечивающим процесс развития территории в долгосрочной перспективе. А это значит, что «в муниципалитетах не происходит приращения ресурсов, не происходит повышения качества жизни, а идет процесс выживания или медленного умирания наиболее слабых муниципальных образований или их частей (например, сельсоветов)» [42, с.86].
Другие проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО, в том числе те, решение которых крайне ограничено внешними по отношению к МО обстоятельствами, представлены ниже. Внешние проблемы.
- Сложности во взаимодействиях МО, субъекта РФ, центра (в том числе территориальные, межбюджетные, управленческие (по объектам) и др. конфликты интересов).
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования