Стратегия развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

Внутренние факторы: цели муниципалитета, критерии распределения ре­сурсов и сложившаяся структура использования фондов финансовых ресурсов, отношение к финансовому риску со стороны руководства, уровень и степень концентрации усилий, работоспособность сотрудников, их взаимодействие с советниками.

Выбор стратегии МО осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние муниципалитета, с учетом результатов анализа портфеля планов и программ, а также характера и сущно­сти реализуемых стратегий. Можно выделить следующие ключевые факторы: сильные стороны муниципального образования; цели районной администрации; интересы и отношение руководства; финансовые ресурсы муниципалитета; квалификация сотрудников; оценка выбранной стратегии; соответствие вы­бранной стратегии потенциалу и возможностям муниципалитета; приемлемость риска, заложенного в стратегию.

Сбор информации для построения стратегии может проводиться по сле­дующим направлениям.

Социальная сфера: проблемы функционирования органов здра­воохранения, образования, культуры и спорта, социальной защиты, соци­ального обеспечения; состояние с занятостью населения (безработица); состоя­ние по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, посо­бий; социальное партнерство и охрана труда; меры, принимаемые органами ме­стного самоуправления по улучшению социального положения на территории.

Жизнеобеспечение: проблемы функционирования предприятий ЖКХ, энергетики, транспорта, связи, торговли и бытового обслуживания; охрана об­щественного порядка, соблюдение законности; охрана окружающей среды (экологическая обстановка); предупреждение чрезвычайных происшествий; меры, принимаемые органами местного самоуправления по улучшению условий жизнедеятельности.

Экономика: программа социально-экономического развития территории; бюджетообразующие предприятия (учредители, руководство, финансово-экономическое положение); использование природных ресурсов (полезные ис­копаемые, водные, земельные, лесные); работа органов местного самоуправле­ния по исполнению доходной части бюджета (предприятия-должники, муници­пальная собственность, местные налоги и сборы) и оптимизация расходов; кон­троль за исполнением бюджета текущего года.

Организационно-кадровая работа: уставы муниципальных обра­зований, соглашения с территориями; обеспечение оперативной связи (сбор и передача информации, в том числе методического характера); информационное и организационное обеспечение поездок по территориям губернатора края и его заместителей; анализ кадрового состава администраций территорий и органи­зация системной работы с муниципальными служащими; контроль за исполне­нием распоряжений и постановлений администрации края, краевых и фе­деральных законов.

Общественно-политическая жизнь: партии, движения, религиозные конфессии (руководство, имеющиеся людские и финансовые ресурсы, отноше­ния с органами власти); СМИ (местные каналы телевидения, газеты, радио и их направленность); взаимодействие всех ветвей власти, федеральных, региональ­ных и местных органов; работа с обращениями граждан, встречи, выступления в СМИ; выборы в органы власти всех уровней (кандидаты, политические силы и т.д.) [12, с. 57].

          Основные элементы и функции системы муниципального управления.

Представительные органы:

-   утверждает концепцию развития муниципального образования;

-              утверждает приоритетные программы развития муниципального образова­ния,

-              утверждает инвестиционную программу муниципального образования;
- утверждает бюджет.

Администрация муниципального образования:

-         организует и координирует деятельность по стратегическому развитию МО;

-         определяет политику в области стратегического развития МО;

-              обеспечивает методическую и информационную поддержку процесса стра­тегического управления;

-              обеспечивает финансовую поддержку процесса стратегического развития.
Агентство развития МО (или другие аналогичные структуры:

-         проводит независимую оценку проектов развития муниципального образо­вания ;

-         занимается разработкой бизнес-планов;

-         оказывает консалтинговую поддержку участникам процесса стратегического развития;

-         способствует   привлечению   высококвалифицированных   специалистов   в рабочие группы целевых программ;

-         организует обучающие семинары и тренинги;

-         готовит информационные и учебно-методические материалы по проблемам экономического развития МО.

Состав операторов МО и их функции могут сильно варьироваться в зави­симости от специфики и размера муниципального образования, наличия в нем тех или иных структур и т.д. Принципиальным в данном случае является то, что администрация МО не должна быть единственным оператором системы управ­ления, а также то, что роли участников должны быть четко определены.

Вместо Агентства развития муниципального образования часто создают­ся фонды, которые выполняют аналогичные функции. В некоторых небольших МО создание такой дополнительной структуры может быть излишним.

«Координационный совет» также достаточно условное название для структуры, которая организуется, как правило, из руководителей основных предприятий и организаций МО, «старожилов» МО, обладающих реальной вла­стью, влиянием и авторитетом (руководители градообразующих предприятий, крупных структур федерального подчинения и т.д.). В Уставе Ревдинского района предусмотрено существование Ассоциации хозяйствующих субъектов и Координационного Совещания [40, ст.50, 51]. Координационный совет может быть именно советом, а может иметь статус организации, например, фонда.

 

1.2 Построение программы стратегического управления МО.     

Эффективное стратегическое управление комплексным социально-экономическим развитием невозможно без построения системы управления.

Проектирование системы стратегического управления - это сознательное формирование нового института и поэтому представляет собой задачу институ­ционального проектирования.

При проектировании институтов муниципальной системы стратегическо­го управления должны быть определены такие компоненты этой деятельности, как: «субъект и объект управления; средства воздействия; знания субъекта о том, как воздействовать на объект; цели, мотивы и стимулы субъект; условия соединения компонентов в порядке, позволяющем деятельности осуществить­ся» [23, С.65].

На основании вышеизложенного были выделены следующие шесть ос­новных блоков системы управления.

1.   Политика в сфере управления развитием муниципального образова­ния как совокупность основных принципов, которыми руководствуется субъ­ект управления в своей деятельности.

2.   Операторы системы управления муниципальным образованием (субъ­ект управления) - те «организации и структуры, которые не только могут влиять на развитие муниципального образования, но и реально занимаются этим, то есть, наделены конкретными функциями и регулярно участвуют в процессе управления развитием муниципального образования, являясь организаторами или исполнителями конкретных задач» [23, С.62]. Операторы системы управ­ления должны обладать соответствующими знаниями и инструментами стра­тегического управления, а также быть объединенными эффективной системой взаимодействия. В число операторов могут входить администрация МО, орга­ны представительной власти, агентство развития МО или иная аналогичная структура, местные консалтинговые компании, специально созданный коор­динационный совет, тематические комиссии и т.д.

Система охватывает все городское сообщество, однако ведущая роль в ней принадлежит администрации. Именно она осуществляет методическую поддержку в ходе подготовки и реализации стратегических программ, обеспе­чивает координацию деятельности всех участников муниципального развития, продвижение стратегических программ на различных уровнях (региональном, федеральном).

3.              Программы комплексного социально-экономического развития (как объект управления).

4.    Нормативные документы.

5.    Процедуры и инструменты системы управления.

6.    PR-поддержка процесса комплексного социально-экономического раз­вития муниципального образования, как один из инструментов, выделение ко­торого в отдельный блок связано с тем, что это инструмент не собственно стра­тегического управления, а продвижения муниципального образования и его комплексных программ.

Выделяют следующие подходы к формированию документов стратегиче­ского развития МО.

1. Все программы и проекты стратегического плана изначально увязываются между собой и с основными приоритетами развития города.

2.      При разработке стратегических программ надо ориентироваться в первую очередь не на антикризисные программы, обеспечивающие выживание му­ниципального образования, а на программы, приводящие к росту потенциа­ла территории, обеспечивающие ей конкурентные преимущества на регио­нальном, федеральном или международном уровнях.

3.      Разработка стратегических программ основывается на сборе и анализе ком­плексной информации, включающей знание об исторически сложившихся  тенденциях развития города, особенностях его геополитического положения и ресурсного потенциала.

4.      В процессе целеполагания, анализа ресурсов и определения набора целевых программ (в условиях высокой неопределенности и недостаточности ин­формации) используются итерационный и экспертный подходы.

5.      Прогнозирование осуществляется не на основе экстраполяции существую­щих тенденций, а с использованием построения сценариев. Обеспечение ус­тойчивого развития города обеспечивается за счет построения различных вариантов и своевременной корректировки стратегии, а также за счет про­гнозирования и предотвращения возможных негативных тенденций.

6.      Программа стратегического развития формируется не «снизу вверх», когда программы отдельных структурных подразделений «сшиваются» в итоговый документ, а «сверху вниз», когда программы в структурных подразделениях прорабатываются после того, как определены приоритеты развития и выде­лены комплексные программы, а поле проблем межведомственных целевых программ отделено от поля отраслевых программ.

7.      Городское сообщество информируется не о принятых решениях, а активно вовлекается в процесс формирования стратегических программ с самых пер­вых этапов, сначала на уровне «координационного совета», потом в составе рабочих групп и тематических комиссий.

8.      «Вертикальные» или «содержательные» целевые программы дополняются «горизонтальными» программами, обеспечивающими ресурсами основные программы и увязывающие их друг с другом, в том числе городской инвестиционной программой, городской программой продвижения, кадровой программой, информационной и т.п. Это позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы и подходить комплексно к решению управленческих задач.

9.      Происходит формирование перспективного и годового бюджетов развития.

10. Применяются современные технологии управления, такие как выделение процессов, управление проектами, проектное финансирование и др.

Список основных документов стратегии социально - экономического раз­вития может быть достаточно широк. Его формирование как уже упоминалось, затрудняется терминологической путаницей и разнообразием используемых в муниципальных образованиях подходов. Рассмотрим следующие основные стратегические документы:

-         концепция развития муниципального образования;

-         программа комплексного социально-экономического развития муниципаль­ного образования;

-         стратегический план муниципального образования;

-         перспективный и годовой бюджеты развития;

-         инвестиционный портфель муниципального образования.

Концепция развития МО является одним из наиболее проработанных во­просов, как в методической литературе, так и в практике муниципального управления.

«Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития муниципального образования - это прогнозно-аналитический доку­мент, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратеги­ческих целях и приоритетах развития города, основные положения местной со­циально-экономической политики (стратегий) в ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей» [10, С.ЗО].

По своим содержанию и целям концепция является управленческим ин­струментом, то есть, адресована в первую очередь представителям местной власти, специалистам, занятым в управлении муниципальными образованиями и местному сообществу.

Как следует из определения, важнейшей структурной составляющей кон­цепции развития муниципального образования являются цели. Под целью раз­вития понимается ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, опреде­ляемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. При этом цель стратегического развития территории дополнитель­но характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

Цель развития такого сложного объекта, каким является муниципальное образование, не может быть раскрыта с помощью одного показателя, а должна представляться совокупностью ряда целевых установок (ориентиров).

   Формулировка целей неотделима от разработки стратегии их достижения. Под стратегическим выбором города понимается совокупность приори­тетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития.

Информация о работе Стратегия развития муниципального образования