Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Внутренние факторы: цели муниципалитета, критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура использования фондов финансовых ресурсов, отношение к финансовому риску со стороны руководства, уровень и степень концентрации усилий, работоспособность сотрудников, их взаимодействие с советниками.
Выбор стратегии МО осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние муниципалитета, с учетом результатов анализа портфеля планов и программ, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Можно выделить следующие ключевые факторы: сильные стороны муниципального образования; цели районной администрации; интересы и отношение руководства; финансовые ресурсы муниципалитета; квалификация сотрудников; оценка выбранной стратегии; соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям муниципалитета; приемлемость риска, заложенного в стратегию.
Сбор информации для построения стратегии может проводиться по следующим направлениям.
Социальная сфера: проблемы функционирования органов здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальной защиты, социального обеспечения; состояние с занятостью населения (безработица); состояние по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий; социальное партнерство и охрана труда; меры, принимаемые органами местного самоуправления по улучшению социального положения на территории.
Жизнеобеспечение: проблемы функционирования предприятий ЖКХ, энергетики, транспорта, связи, торговли и бытового обслуживания; охрана общественного порядка, соблюдение законности; охрана окружающей среды (экологическая обстановка); предупреждение чрезвычайных происшествий; меры, принимаемые органами местного самоуправления по улучшению условий жизнедеятельности.
Экономика: программа социально-экономического развития территории; бюджетообразующие предприятия (учредители, руководство, финансово-экономическое положение); использование природных ресурсов (полезные ископаемые, водные, земельные, лесные); работа органов местного самоуправления по исполнению доходной части бюджета (предприятия-должники, муниципальная собственность, местные налоги и сборы) и оптимизация расходов; контроль за исполнением бюджета текущего года.
Организационно-кадровая работа: уставы муниципальных образований, соглашения с территориями; обеспечение оперативной связи (сбор и передача информации, в том числе методического характера); информационное и организационное обеспечение поездок по территориям губернатора края и его заместителей; анализ кадрового состава администраций территорий и организация системной работы с муниципальными служащими; контроль за исполнением распоряжений и постановлений администрации края, краевых и федеральных законов.
Общественно-политическая жизнь: партии, движения, религиозные конфессии (руководство, имеющиеся людские и финансовые ресурсы, отношения с органами власти); СМИ (местные каналы телевидения, газеты, радио и их направленность); взаимодействие всех ветвей власти, федеральных, региональных и местных органов; работа с обращениями граждан, встречи, выступления в СМИ; выборы в органы власти всех уровней (кандидаты, политические силы и т.д.) [12, с. 57].
Основные элементы и функции системы муниципального управления.
Представительные органы:
- утверждает концепцию развития муниципального образования;
- утверждает приоритетные программы развития муниципального образования,
- утверждает инвестиционную программу муниципального образования;
- утверждает бюджет.
Администрация муниципального образования:
- организует и координирует деятельность по стратегическому развитию МО;
- определяет политику в области стратегического развития МО;
- обеспечивает методическую и информационную поддержку процесса стратегического управления;
- обеспечивает финансовую поддержку процесса стратегического развития.
Агентство развития МО (или другие аналогичные структуры:
- проводит независимую оценку проектов развития муниципального образования ;
- занимается разработкой бизнес-планов;
- оказывает консалтинговую поддержку участникам процесса стратегического развития;
- способствует привлечению высококвалифицированных специалистов в рабочие группы целевых программ;
- организует обучающие семинары и тренинги;
- готовит информационные и учебно-методические материалы по проблемам экономического развития МО.
Состав операторов МО и их функции могут сильно варьироваться в зависимости от специфики и размера муниципального образования, наличия в нем тех или иных структур и т.д. Принципиальным в данном случае является то, что администрация МО не должна быть единственным оператором системы управления, а также то, что роли участников должны быть четко определены.
Вместо Агентства развития муниципального образования часто создаются фонды, которые выполняют аналогичные функции. В некоторых небольших МО создание такой дополнительной структуры может быть излишним.
«Координационный совет» также достаточно условное название для структуры, которая организуется, как правило, из руководителей основных предприятий и организаций МО, «старожилов» МО, обладающих реальной властью, влиянием и авторитетом (руководители градообразующих предприятий, крупных структур федерального подчинения и т.д.). В Уставе Ревдинского района предусмотрено существование Ассоциации хозяйствующих субъектов и Координационного Совещания [40, ст.50, 51]. Координационный совет может быть именно советом, а может иметь статус организации, например, фонда.
1.2 Построение программы стратегического управления МО.
Эффективное стратегическое управление комплексным социально-экономическим развитием невозможно без построения системы управления.
Проектирование системы стратегического управления - это сознательное формирование нового института и поэтому представляет собой задачу институционального проектирования.
При проектировании институтов муниципальной системы стратегического управления должны быть определены такие компоненты этой деятельности, как: «субъект и объект управления; средства воздействия; знания субъекта о том, как воздействовать на объект; цели, мотивы и стимулы субъект; условия соединения компонентов в порядке, позволяющем деятельности осуществиться» [23, С.65].
На основании вышеизложенного были выделены следующие шесть основных блоков системы управления.
1. Политика в сфере управления развитием муниципального образования как совокупность основных принципов, которыми руководствуется субъект управления в своей деятельности.
2. Операторы системы управления муниципальным образованием (субъект управления) - те «организации и структуры, которые не только могут влиять на развитие муниципального образования, но и реально занимаются этим, то есть, наделены конкретными функциями и регулярно участвуют в процессе управления развитием муниципального образования, являясь организаторами или исполнителями конкретных задач» [23, С.62]. Операторы системы управления должны обладать соответствующими знаниями и инструментами стратегического управления, а также быть объединенными эффективной системой взаимодействия. В число операторов могут входить администрация МО, органы представительной власти, агентство развития МО или иная аналогичная структура, местные консалтинговые компании, специально созданный координационный совет, тематические комиссии и т.д.
Система охватывает все городское сообщество, однако ведущая роль в ней принадлежит администрации. Именно она осуществляет методическую поддержку в ходе подготовки и реализации стратегических программ, обеспечивает координацию деятельности всех участников муниципального развития, продвижение стратегических программ на различных уровнях (региональном, федеральном).
3. Программы комплексного социально-экономического развития (как объект управления).
4. Нормативные документы.
5. Процедуры и инструменты системы управления.
6. PR-поддержка процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования, как один из инструментов, выделение которого в отдельный блок связано с тем, что это инструмент не собственно стратегического управления, а продвижения муниципального образования и его комплексных программ.
Выделяют следующие подходы к формированию документов стратегического развития МО.
1. Все программы и проекты стратегического плана изначально увязываются между собой и с основными приоритетами развития города.
2. При разработке стратегических программ надо ориентироваться в первую очередь не на антикризисные программы, обеспечивающие выживание муниципального образования, а на программы, приводящие к росту потенциала территории, обеспечивающие ей конкурентные преимущества на региональном, федеральном или международном уровнях.
3. Разработка стратегических программ основывается на сборе и анализе комплексной информации, включающей знание об исторически сложившихся тенденциях развития города, особенностях его геополитического положения и ресурсного потенциала.
4. В процессе целеполагания, анализа ресурсов и определения набора целевых программ (в условиях высокой неопределенности и недостаточности информации) используются итерационный и экспертный подходы.
5. Прогнозирование осуществляется не на основе экстраполяции существующих тенденций, а с использованием построения сценариев. Обеспечение устойчивого развития города обеспечивается за счет построения различных вариантов и своевременной корректировки стратегии, а также за счет прогнозирования и предотвращения возможных негативных тенденций.
6. Программа стратегического развития формируется не «снизу вверх», когда программы отдельных структурных подразделений «сшиваются» в итоговый документ, а «сверху вниз», когда программы в структурных подразделениях прорабатываются после того, как определены приоритеты развития и выделены комплексные программы, а поле проблем межведомственных целевых программ отделено от поля отраслевых программ.
7. Городское сообщество информируется не о принятых решениях, а активно вовлекается в процесс формирования стратегических программ с самых первых этапов, сначала на уровне «координационного совета», потом в составе рабочих групп и тематических комиссий.
8. «Вертикальные» или «содержательные» целевые программы дополняются «горизонтальными» программами, обеспечивающими ресурсами основные программы и увязывающие их друг с другом, в том числе городской инвестиционной программой, городской программой продвижения, кадровой программой, информационной и т.п. Это позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы и подходить комплексно к решению управленческих задач.
9. Происходит формирование перспективного и годового бюджетов развития.
10. Применяются современные технологии управления, такие как выделение процессов, управление проектами, проектное финансирование и др.
Список основных документов стратегии социально - экономического развития может быть достаточно широк. Его формирование как уже упоминалось, затрудняется терминологической путаницей и разнообразием используемых в муниципальных образованиях подходов. Рассмотрим следующие основные стратегические документы:
- концепция развития муниципального образования;
- программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- стратегический план муниципального образования;
- перспективный и годовой бюджеты развития;
- инвестиционный портфель муниципального образования.
Концепция развития МО является одним из наиболее проработанных вопросов, как в методической литературе, так и в практике муниципального управления.
«Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития муниципального образования - это прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики (стратегий) в ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей» [10, С.ЗО].
По своим содержанию и целям концепция является управленческим инструментом, то есть, адресована в первую очередь представителям местной власти, специалистам, занятым в управлении муниципальными образованиями и местному сообществу.
Как следует из определения, важнейшей структурной составляющей концепции развития муниципального образования являются цели. Под целью развития понимается ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. При этом цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.
Цель развития такого сложного объекта, каким является муниципальное образование, не может быть раскрыта с помощью одного показателя, а должна представляться совокупностью ряда целевых установок (ориентиров).
Формулировка целей неотделима от разработки стратегии их достижения. Под стратегическим выбором города понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития.
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования