Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Особенностью подхода к разработке Стратегии развития города является выделение четких временных горизонтов - этапов развития, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего. В структуре Стратегии должны быть сформулированы и подробно описаны краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективы развития Ревды как последовательные временные этапы эволюции города.
Базовой концепцией такого подхода является выделение стратегических и краткосрочных целей Стратегии (дерево целей) и определение ключевых ресурсов развития города, соответствующих каждому временному этапу. Суть подхода заключается в преемственности, когда цели каждого этапа развития, будучи реализованными и достигнутыми, становятся исходным ресурсом развития на начале следующего этапа. Таким образом, достижение основных целей Стратегии развития (устойчивое развитие города и высокое качество жизни горожан) было достигнуто в результате поэтапного процесса реализации Стратегии, с последовательным решением конкретных целей (подцелей) на каждом из этапов.
Анализ социально-экономического развития г. Ревда в разрезе политической, экономической, социальной и технологической конфигураций должен быть основой для выделения сильных и слабых сторон муниципального образования, а также возможностей и рисков (угроз) дальнейшего развития:
- сильные стороны территории- ее конкурентные преимущества, естественные и созданные факторы производства;
- слабые стороны- отсутствующие или слаборазвитые конкурентные факторы территории;
- возможности – благоприятные тенденции и внешние риски для качественного развития территории.
Итоговые результаты комплексного стартового анализа структурированы по методу SWOT-анализа и приводятся в приложении А.
Стратегические возможности г. Ревда.
1. На сегодняшний день Ревда является городом, с сильной зависимостью от состояния металлургии. Любые негативные изменения в этой области хозяйствования тяжело отражаются на жизни города. Избежать подобной зависимости можно только диверсифицировать экономику города.
2. Сложные природно-климатические условия и психологические стереотипы уральского жителя соэдают повышенные требования к качеству жизни. Существует отложенный спрос на ряд товаров и услуг, формирующих подобное качество жизни. Необходима четкая программа по запуску механизмов этого спроса для удержания активного населения и успешного развития города.
3. Благоприятная демографическая обстановка в городе, большая доля трудоспособного молодого населения способствует развитию экономики города и росту величины добавочного продукта на душу населения. Но существует опасность оттока активной части населения, если ей не будут созданы хорошие условия для жизни и хозяйствования.
4. Удачная планировка города и достаточное количество свободной земли позволяет городу наращивать темпы строительства. Ввиду высоких затрат на
строительство в условиях Урала, неэффективно создавать производственные
мощности. Новое строительство должно обладать быстрыми сроками окупаемости: жилье, торговые центры, центры услуг, склады, и т.д.
5. В Ревде присутствует сильная материально-техническая и природная база для предоставления услуг по оздоровлению и реабилитации, выделяющая город среди близлежащих городов. Большой интеллектуальный потенциал накоплен работниками сферы здравоохранения. Актуально коммерческое использование этих потенциалов.
6. В Ревде существуют основные базовые институты для развития предпринимательства, но это развитие сдерживается рядом административных барьеров, отсутствием четкой политики поддержки предпринимательства. Создание благоприятного климата для хозяйствования приведет к интенсивному росту в краткосрочной и среднесрочной перспективе мелкого и среднего бизнеса, созданию новых дополнительных рабочих мест, как это произошло в сфере транспортных услуг (частные такси) за 2002 год.
7. В городе существует определенный инновационный потенциал (в рамках металлургического комплекса), но на сегодняшний день он практически не используется в экономике города. В долгосрочной перспективе только на базе этого потенциала возможно создавать диверсифицированную экономику.
Необходимы меры в краткосрочной и долгосрочной перспективе по его сохранению, упрочению и развитию.
8. Отсутствие инвестиционной и маркетинговой политики города является сдерживающим фактором в привлечении средств в экономику Ревды и не позволяет достойно конкурировать с другими подобными городами России.
Стратегические проблемы города Ревда
Сегодня Ревда - это социальный и культурный организм, который живет и развивается. По результатам проведения неструктурированного интервью с представителями различных социальных групп, жители города выдвигают качественно новые требования к социальной инфраструктуре, проявляя нуждающиеся в удовлетворении потребности в социализации, в автономии, в признании. Доходы как таковые не дают удовлетворения этих потребностей. Априори считается, что высокое качество жизни может быть только в больших городах. Стратегическими экономическими проблемами Ревды, влияющими на будущее развитие, являются:
1. Отсутствие традиционных промышленных производств, способных стать конкурентоспособными на российском и мировом уровне.
2. Моноструктура экономики города и зависимость города от металлургического комплекса, который не заинтересован в диверсификации экономики города.
3. Высокая доля зависимости города от внешних факторов, характерная для моногородов, что ведет к нестабильности любых планов развития на этапе их инициации.
4. Наиболее существенной видится проблема кадрового «голода» многих отраслей хозяйствования и социальной сферы, на фоне благоприятной демографической ситуации. Данный феномен обусловлен оттоком наиболее способной и активной молодежи из города в другие, более крупные города (прежде всего в расположенный поблизости Екатеринбург), вследствие психологических и поведенческих стереотипов, указанных ниже и нежеланием остающейся молодежи занимать неквалифицированные рабочие места. Таким образом, город испытывает нехватку как высококвалифицированной рабочей силы, так и неквалифицированной. В среднесрочной перспективе этот процесс может усугубиться и привести к культурным и интеллектуальным проблемам города.
Стратегические социальные проблемы города, тормозящие развитие города, на сегодняшний день лежат в двух плоскостях: проблемы качества жизни и проблемы, связанные со спецификой психологии «провинциальных» жителей. К проблемам качества жизни относятся:
1. Отсутствие развитой отрасли досуга для населения старше 14 лет. К данной отрасли относятся как индустрия развлечений и общественного питания, так и общественно-полезный и общеобразовательный, культурный отдых. Его отсутствие в значительной мере влияет на низкое воспринимаемое качество жизни в Ревде по сравнению с крупными городами и является толчком к оттоку наиболее способного и активного населения.
2. Значительный разрыв между качеством жизни работников металлургической отрасли и остального населения, ведет к появлению неудовлетворенных социальных амбиций жителей, не являющихся работниками этой отрасли, неявному расслоению общества и высокому уровню психологической нестабильности.
Относительно личностной специфики жителей города, необходимо отметить психологические и поведенческие стереотипы (характерные для многих уральских городов), выявленные в ходе опросов общественности, которые непосредственно влияют на развитие Ревды;
- Иждивенчество, следствием которого являются склонность требовать обеспечения своей жизнедеятельности за счет организации-работодателя и государства; привычка рассчитывать на различные льготы и дотации, неготовность платить в городе за что-либо кроме товаров первой необходимости.
- Комплекс «обособленного существования», выражающийся в ощущении замкнутости жизненного пространства и оторванности от внешнего мира, следствием которого являются психологическая усталость, ограниченность видимых способов социализации, боязнь конкуренции и страх быть обманутым.
Данные стереотипы имеют глубокие исторические корни, они обусловлены спецификой его развития. Они передаются от старшего поколения к младшему, которое в свою очередь утеряло ряд положительных установок (например, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка). Необходима комплексная программа изменения данных стереотипов и повышения воспринимаемого качества жизни.
Стратегически важной является психологическая задача формирования гордости проживания в комфортном и уютном городе. Данная задача трансформируется в экономическую стратегию обеспечения высокого качества жизни в городе. Данная формулировка стратегического видения явилась основой для выработки главных целей развития с учетом следующих наиболее важных для будущего развития г. Ревда факторов и тенденций:
- сильные стороны - наличие градообразующего предприятия, возможного лидера в области инноваций, наличие стабильного бюджетного процесса, наличие платежеспособного спроса населения;
- слабые стороны - металлургическая моноструктура экономики города, неразвитость сферы бытовых услуг, отсутствие системной промышленной, инвестиционной, инновационной и маркетинговой политики города;
- возможности - стабильный прогноз развития отрасли, использование промышленного и кадрового потенциала города как базового центра градообразующих предприятий при дальнейшем развитии отрасли, усиление конкурентоспособности инженерно-сервисных компаний, дальнейший рост потребления населения, повышение культуры потребления и требовательности к качеству предоставляемых товаров и услуг;
- угрозы - отток наиболее способной и квалифицированной активной молодежи, низкая деловая активность населения, иждивенчество, обособленность существования).
Результаты комплексного стратегического анализа социально- экономического развития г. Ревда.
Таблица № 1
| Сильные стороны. | Слабые стороны. | |
Природно-ресурсные факторы. | Выгодное географическое местоположение города. Доступные и относительно недорогие энергоресурсы- нефть, газ. Наличие богатой природы (разветвленная сеть озер и рек, леса). Большое количество зеленых насаждений, городской парк. Запасы строительного песка, глины. Наличие резервов земли, не вовлеченной в хозяйственную деятельность. | Отрицательные среднегодовые температуры, что приводит к увеличению энергозатрат и росту себестоимости продукции любого промышленного производства. Практическое отсутствие разведанных природных ресурсов, пригодных для промышленной разработки.
| |
Продолжение таблицы № 1 | |||
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
Экономические факторы.
Демографический/ трудовой факторы. | Высокоразвитая металлургическая промышленность. Стабильная доходность градообразующих предприятий. Стабильный рост валового муниципального продукта г. Ревда. Наличие собственной пищевой промышленности.
Наличие высококвалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях. Высокая доля специалистов со средним специальным, незаконченным высшим и высшим образованием по сравнению со средним показателем по России. Востребованность неквалифицированных специалистов. Высокая доля молодежи в демографической структуре. Относительно высокий уровень оплаты труда работников, занятых в отраслях материальной сферы. Низкий уровень безработицы и устойчивая тенденция к ее снижению. | Доминирование одной отрасли в городской экономике. Высокие риски, связанные с существующими отраслями (легкой, строительной); убыточность подобных производств. Отсутствие системной промышленной, инвестиционной, инновационной и маркетинговой политики города с выделением приоритетов развития. Резкое сокращение доли занятых в промышленности. Значительный разрыв в средней заработной плате между промышленным производством и бюджетной сферой. Нехватка молодых специалистов в бюджетных сферах (образование, медицина) на фоне предпенсионного возраста многих работников. Отток молодежи из Ревды, при значительном сокращении механического прироста населения. Психологические и поведенческие стереотипы «провинциального жителя». Фрагментарность телефонной сети и, кА следствие, низкое качество телефонной связи по некоторым номерам. Значительная доля (и быстрые темпы роста) аварийного и ветхого жилья. | |
Продолжение таблицы № 1 | |||
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
Инфраструктурные факторы. | Наличие свободных площадей для хозяйственной деятельности и застройки в черте города. Относительно высокий уровень телекоммуникаций (наличие телепорта, местного телевидения, телефонизация.) Удачная архитектурная планировка города, предусматривающая возможность его дальнейшего развития. Разделение города на промышленную и жилую зоны. Наличие базовой деловой инфраструктуры. | Значительное снижение темпов ввода нового жилья. Отсутствие сети посреднических и сервисных фирм для обслуживания бизнеса (закупка, логистика, лизинг, оформление, юридическая поддержка, аудит, промышленный дизайн). Отсутствие кооперации среднего и крупного, не входящего в металлургию, бизнеса с учебными заведениями (среднеспециальными и высшими) по переобучению и повышению квалификации необходимых специалистов. | |
Социальные факторы. | Наличие сети общеобразовательных учреждений (среднее и среднеспециальное образование, филиалы университетов из других городов, лицей.) Развитая сеть муниципальных детских культурных учреждений. Сильная материальная и профессиональная база Центральной Городской Больницы. | Отсутствие учреждений для проведения досуга, ориентированных на молодежь и людей среднего возраста. Недостаточное финансирование и устарелость материальной базы многих муниципальных учреждений культуры и спорта. Отсутствие базы для осуществления сложных медицинских процедур, обслуживания и операций.Неразвитость сектора бытовых услуг (гостиниц всех типов, бань, прачечных и т.д. | |
Факторы совокупного спроса. | Высокий уровень отложенного спроса. Стабильный рост доходов части населения и значительный рост сбережений. Рост доли средств населения, направляемых на потребление, при этом | Психологические и поведенческие стереотипы потребления (иждивенчество, пассивность). Отсутствие информированных и требовательных потребителей. Отсутствие современных | |
Продолжение таблицы № 1 | |||
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
| значительное опережение по непродовольственным товарам. Значительный рост инвестиций градообразующих предприятий на приобретение машин и оборудования. | финансовых инструментов для привлечения инвестиций в экономику. Низкий уровень капитальных вложений в отраслях, не относящихся к металлургии. Отсутствие крупных инвестиционных проектов. | |
Экологический фактор. | Относительно благоприятная экологическая обстановка. | Плохое качество питьевой воды в городе. Отсутствие производств по переработке отходов жизнедеятельности города. | |
Инновационный фактор. | Наличие в городе компании металлургического комплекса, лидирующей в области инноваций. Накопленный опыт решения производственных задач в условиях Урала, особенно в металлургической отрасли. Высокая доля специалистов с незаконченным высшим и высшим образованием. | Отсутствие инновационных структур и научных институтов. Представительства ВУЗов в Ревде готовят специалистов, которые не соответствуют специальностям, требуемым городской экономикой, а также не отражают перспективу потребностей бизнеса в трудовых ресурсах (структурное несоответствие спроса и рпедложения) | |
Фактор имиджа города. | Позитивная в целом оценка жителями своего города. Активная информационная политика Администрации по формированию образа города среди горожан. Историческая и экономическая доминанта г.Ревда в регионе.
| Низкий уровень сотрудничества с другими городами, в частности вне региона. Неучастиев федеральных и международных программах сотрудничества. Отсутствие внешней маркетинговой политики города.
| |
Продолжение таблицы № 1 | |||
| Возможности. | Угрозы. | |
Потенциалы/риски совокупного спроса. | Повышение культуры потребления и требовательности к качеству предоставляемых товаров у покупателей. Дальнейший | Быстрое развитие других близлежащих городов и, как следствие, переток платежеспособного спроса по ряду | |
| рост потребления (продовольственных и, в особенности, непродовольственных товаров.) Рост потребности населения в современных и качественных товарах и услугах. Реализация инвестиционных проектов в результате активной инвестиционной политики. Структурные изменения расходов муниципального бюджета с выделением приоритетов. | непродовольственных товаров и услуг. Снижение доверия потребителей к предлагаемым товарам и услугам. Значительное временное отставание в изменении платежеспособного спроса населения при изменении жизненных ценностей. | |
Экологические потенциалы/ риски | Участие в международных экологических инициативах. Создание заповедных и охранных зон вхождения в международные программы. | Экологические катастрофы, связанные с металлургией. Дальнейшее загрязнение водоемов. Рост наркомании и алкого-лизма. Несоответствие очистных сооружений нуждам города. | |
Инновационные потенциалы/ риски. | Усиление значения инновационной оставляющей в металлургию.Активное внедрение компьютерных технологий в средних образовательных школах, доступность пользования компьютерами для школь-ников. Возможность подклюю чения школ к Интернету, развитие молодежных инициатив и сотрудничества с сообществами других стран. | Создание альтернативного инновационного центра в регионе. Концентрация инновационных отраслей только в федеральных центрах. | |
Потенциалы/риски имиджа города | Разработка стратегии развития. Активное продвижение накопленных культурных и гражданских инициатив в различные международные программы. Развитие гражданского общества. | Неуверенность в будущем города. Ограничение контактов с другими регионами и городами. | |
Продолжение таблицы № 1 | |||
| Возможности. | Угрозы. | |
Природно-ресурсные потенциалы/ риски. | Использование водных ресурсов. | Возможное ухудшение качества воды и удорожание процесса ее очистки. | |
Демографический/ трудовой потенциалы/риски. | Создание новых привлекательных рабочих мест за счет поступательного развития экономики. Стремление населения к общему оздоровлению и укреплению здоровья. | Антиселекция: отток наиболее способной и квалифицированной активной молодежи. Общее старение в среднесрочной перспективе, снижение доли трудоспособного населения. Низкая деловая активность населения (иждивенчество и пассивность) | |
Экономические потенциалы/ риски. | Достаточно стабильный прогноз развития металлургии. Увеличение доли прибыли в металлургии. Активное сотрудничество в сфере межбюджетных отношений. Расширение списка целевых федеральных и окружных программ для городов Урала. Приватизация муниципальной собственности как условие оживления среднего и мелкого бизнеса. Повышение уровня собираемости налогов и платежей в бюджет.
| Неблагоприятные изменения федерального и окружного законодательства. Перерегистрация металлургии в другие города и потеря их налоговых и других поступлений. | |
Инфраструктур-ные потенциалы/ риски. | Развитие транспортно- логистических центров и оптовых баз, как способ оптимизации грузопотоков. Быстрое развитие телекоммуникаций. Новые строительные технологии, позволяющие снизить себестоимость жилья. Создание новых современных микрорайонов. Реформа ЖКХ и появление частных организаций. | Риск общего старения всех элементов инфраструктуры. Закрытость региона и появление таможенных складов в других городах. Значительное удорожание энергоресурсов. Обострение проблемы: износ жилищно-хозяйственного фонда (особенно деревянных строений.) |
2.2. Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению.
Реализация/Стратегии экономического развития города может быть представлена в виде трех этапов: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. На каждом этапе определены стратегические цели, задачи и ресурсы.
Долгосрочная стратегия развития может быть направлена на построение и поддержку экономики высоких узкоотраслевых технологий, создание высокоспециализированной инновационной инфраструктуры с опорой на существующие потребности градообразующих предприятий металлургической отрасли.
В среднесрочной и краткосрочной перспективе целевой установкой является повышение качества жизни и работы на основе активизации платежеспособного спроса со стороны населения, развития сферы социальных и бытовых услуг, создания деловой инфраструктуры г. Ревда. Начальный этап (краткосрочная перспектива)
Главная цель
Приоритетные задачи эконо- мической по- литики
Приоритетные задачи Социальной политики | - Высокое качество жизни: создание предложения товаров и услуг, отвечающих высоким стандартам качества - Промышленная политика по поддержке предприятий, политики имеющих потенциал продажи своей продукции и услуг в другие города.
- Промышленная политика по поддержке предприятий, предоставляющих товары и услуги высокого качества. - Преодоление дефицита коммерческих помещений. - Создание нормативной базы для повышения инвестиционной привлекательности города.
- Жилищное строительство и дальнейшее благоустройство города. - Ликвидация ветхого жилья и переселение людей в комфортабельные квартиры. - Формирование культуры потребления. - Подключение средних общеобразовательных школ к сети Интернет. - Популяризация и поддержка изучения иностранных языков (Английский, Испанский, Китайский...). - Активизация международных гражданских инициатив горожан. |
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования