Стратегия развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 493.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

83

 



 

Последнее десятилетие в жизни российских регионов характеризовалось большими изменениями в сфере управления, главным из которых следует счи­тать законодательное закрепление института местного самоуправления. Не­смотря на несовершенство ряда установленных принципов местного само­управления (таких как определение муниципального образования и др.), терри­ториальные единицы низового уровня (районы, города) фактически получили право самостоятельного определения своего развития. В этом процессе особая роль отведена стратегическому планированию и управлению развитием муни­ципального образования (МО).

Анализ принятия управленческих решений в муниципальных образова­ниях показывает, что руководителями органов местного самоуправления в ос­новном используются административные методы управления, базирующиеся на директивных предписаниях, поступающих от вышестоящих уровней власти. Это объясняется сложившимися традициями и принятыми принципами управ­ления, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент [23].

В настоящее время управляющие воздействия местной администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые связаны с «латанием дыр» и при этом оттягивают на себя все ресурсы. Между тем, пе­реход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действии, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повыше­нию конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципаль­ного хозяйства, распределить должностные обязанности и поручения внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты [12, с. 56].

83

 



Однако, несмотря на позитивные изменения в организации стратегиче­ского планирования на уровне муниципальных образований, в целом карди­нальных перемен не произошло. Во многом это связано с тем, что нет единой методологической     основы     стратегического     планирования     социально экономического развития на муниципальном

уровне, нет методических инст­рументов, раскрывающих сущность, принципы и задачи этого процесса.

В управляющих структурах муниципалитетов, как правило, отсутствуют подразделения, осуществляющие функции стратегического планирования, нет и соответствующих кадров.

Анализ имеющихся в литературе документов, характеризующих страте­гическое развитие, показывает, они относятся к регионам (субъектам федера­ции), или к крупным городам. Однако, зачастую и они не со­держат нескольких обоснованных сценариев развития в долгосрочной перспек­тиве. Большая часть разработанных документов рассчитана на такой короткий срок (2-3 года), что можно говорить о тактике, а не о стратегии развития терри­тории. Документы значительно отличаются друг от друга, как по структуре, так и по содержанию. При этом авторы, раскрывая одни и те понятия, вкладывают в них разный смысл.

Предложения по стратегическому развитию регионов и муниципальных образований не опираются на результаты комплексного анализа внутренних за­кономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факто­ров их перспективного социально-экономического развития. В концепции стра­тегического развития отсутствует система четко определенных целей, их пер­спективного комплексного социально-экономического развития, не содержит­ся, как правило, изложение намеченной к реализации региональной (муници­пальной) политики в различных сферах экономики и жизнеобеспечения терри­тории.             

Концепции стратегического развития регионов — субъектов РФ практи­чески повсеместно не увязаны с аналогичными документами, разрабатываемы­ми на муниципальном уровне, не содержат «муниципального среза». Практиче­ски нигде нет четко прописанного механизма реализации намеченных страте­гий развития.

Таким образом, тема дипломной работы является актуальной и достаточ­но сложной для реализации. Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.

2.      Исследовать построение  программы стратегического управления МО.

3.      Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.

4.      Рассмотреть цели и методологию разработки стратегии.

5.      Сделать анализ (SWOT- анализ ).

6.      Изучить основные этапы реализации стратегии МО.

7.      Определить основные препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению.

Объектом исследования является МО « город Ревда», включающее все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в его границах экономические и социальные процессы.

Предмет исследования - стратегия развития города.

Практическая значимость дипломной работы может состоять в том, что рассмотренные методологические основы стратегического управления и мате­риал по стратегическому развитию и планированию может быть использован при выработке стратегии развития конкретного муниципального образования, эффективной социально - экономической политики муниципального образова­ния.

Анализ литературы, использованный для подготовки дипломной работы, позволяет сделать вывод о существовании достаточно большого количества из­даний, учебников и справочной литературы по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию и управлению применительно к хозяйственным организациям. Методологического и практического материала по разработке стратегии развития в муниципальном образовании недостаточно, здесь можно опираться только на отдельные статьи в периодических изданиях. В исследо­вании использованы работы из таких журналов, как «Муниципальная власть», «Проблемы теории и практики управления», «Вопросы управления», «Госу­дарственная власть и местное самоуправление», «Консультант директора». В качестве эмпирического материала для написания работы использовались про­граммы и стратегии развития различных муниципальных образований: «Про­грамма развития социально-культурной сферы г. Новгорода» [16], «Перспекти­вы развития...» города Екатеринбурга [27], «Стратегический выбор города (на примере г. Тольятти Самарской области)» [35] и другие.

При определении соответствия основных стратегических мероприятий развития МО «город Ревда» в целом стратегии региона применялись норма­тивные материалы и планы МО.

 

1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.

1.1. Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования.

«Муниципальное образование рассматривается как открытая, целостная, сложная, многофункциональная система, способная к саморазвитию»[22, с.23]. При сборе и анализе информации необходимо учитывать, что систему нельзя описать в виде набора признаков. Муниципальное образование описывается как сложная структура, где все элементы связаны между собой и ни один из них не может быть изменен или проанализирован независимо от остальных. Вмеша­тельство в одну городскую подсистему непременно воздействует и на многие другие ее части.

Управление муниципальным образованием кардинально отличается от традиционного менеджмента (управления предприятиями, в том числе и стра­тегического). Проиллюстрируем это на примере города. Местная власть в горо­де не может быть уподоблена органу управления предприятием. «Существова­ние города как социально-экономического комплекса связано с развитием на его территории экономической деятельности, которая выражается в функцио­нировании производств или сферы услуг. Всю эту деятельность осуществляют предприятия, которые часто не имеют административных или имущественных отношений с органами местной власти» [10, с. 15]. Таким образом, местная власть, имея целью стабильное существование и развитие города, не рас­полагает управляющими ресурсами, непосредственно обеспечивающими дос­тижение этой цели.

Сказанное не означает, что местные органы власти совсем не имеют воз­можности управлять экономическими процессами на территориях. Они делают это в разной степени успешно, используя имеющиеся у них инструменты (фи­нансовые рычаги, налоговая политика, нормативные рычаги, кадровая политика и др.).

В то же время муниципальная администрация является не единственным субъектом управления городом. Такими субъектами могут быть и, как правило, являются группировки или кланы, связанные с градообразующими предпри­ятиями, федеральные и областные структуры власти, представители трансре­гиональных финансово-промышленных групп и т.п. В ряде случаев значимыми субъектами муниципального управления могут становиться национальные, культурные, экологические сообщества и организации.

При разработке стратегии развития муниципального образования учиты­вается его место в структуре федерации и области, учитываются его связи с верхними уровнями управления, особенностями политики, законодательства, экономической ситуации на областном и федеральном уровнях. В процессе разработки стратегических программ изначально принимают участие предста­вители всех групп городского сообщества. Для их реального участия целесооб­разно создание двух типов структур. Первый тип — для принятия принципи­альных управленческих решений, второй — для их подготовки и реализации.

Формирование и реализация стратегических программ организуется и ко­ординируется единым органом — муниципальной администрацией, которая также обеспечивает остальных участников методическими разработками и где, как правило, сосредоточены такие элементы системы стратегического управле­ния, как управление информационными потоками, экспертиза, управление про­граммами развития, обеспечение финансирования.

Построение системы управления, набор ее участников и содержание их деятельности в значительной степени определяются политикой муниципально­го образования в сфере стратегического управления. «Политика МО формиру­ется в кратком, открытом и доступном пониманию широкой аудитории доку­менте, официально опубликованном властями МО и лаконично определяющим основное предназначение и принципы осуществления стратегического управ­ления»]8,с.387]. Это может быть самостоятельный документ или раздел других документов.

В настоящее время не только назрела необходимость, но и формируются условия для осуществления работы по налаживанию взаимодействия между субъектами, функционирующими на территориях муниципальных образований.

Вместе с тем данные условия являются необходимыми, но недостаточными. Для того, чтобы потенциальные возможности были использованы, а отношения между субъектами хозяйствования стали действительно эффективными и взаи­мовыгодными, необходима объединяющая всех основа.

В качестве такой основы может и должна выступать стратегия развития муниципального образования, вокруг которой будут сплачиваться все здоровые силы, представляющие муниципальную общественность. Причем под стратеги­ей развития понимают процесс последовательной трансформации действую­щей территориальной социально-экономической системы и ее позиции в со­стояние, соответствующее желаемым, заранее определенным параметрам во времени и пространстве [33, с. 83]

В ряде работ утверждается, что сложное финансовое состояние муници­пального образования не только не отменяет возможности построения страте­гии развития, но увеличивает необходимость в подобных действиях [46, 47].

Ниже перечислены возможные принципы политики муниципального образования:

-         ориентация на повышение качества и уровня жизни населения муни­ципального образования: укрепление общественного здоровья, совер­шенствование образа жизни;

-         учет  интересов   всех   социальных,   профессиональных,   отраслевых групп и слоев местного сообщества;

-         совместное участие и объединение усилий всего сообщества муници­пального образования;

-         ориентация на достижение общественного консенсуса;

-         создание благоприятных условий для устойчивого, эффективного и динамичного развития муниципальной экономики, развития предпри­нимательства, привлечения инвестиций;

-         охват всех направлений развития МО;

-         ориентация на конкурентные преимущества муниципального образо­вания;

         - учет всех имеющихся и доступных для привлечения                     материальных, финансовых, человеческих и интеллектуальны  ресурсов;

-         управление муниципальным образованием как целостным объектом;

-         принятие решения на основе всестороннего анализа ситуации, учет всех возможных сценариев ее развития в муниципальном образовании и за его пределами;

-         гибкость стратегического плана, возможность корректировки страте­гии в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации в МО и за его пределами, потребностями жителей, ресурсами му­ниципального образования;

-         открытость и «прозрачность» всех стратегических решений для сооб­щества МО, проведение широких общественных обсуждений страте­гии МО;

-         определение понятных стратегических целей, конкретизация их в реа­листичных программах и проектах;

-              определение персональной ответственности за реализацию  стратегиче­ских планов и программ, обеспечение преемственности

стратегии развития му­ниципального образования при смене руководства МО [41, с. 83]

          Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания управления. Анализ существующей литературы указывает на наличие двух противоположных взглядов на понимание стратегии: первое - понимание бази­руется на том, что стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такое понимание - стратегии базируется на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако дан­ная предпосылка для работы районной администрации в условиях рыночной экономики неверна. «Скорость процессов изменения  среды, а также величина стратегии и оценка выбранной стратегии. На выбор стратегии существенное влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы: объем жилого и нежилого фонда; размер территории, разнообразие услуг, возможностей на которые ориентирована муниципальное образование,   отношение к внешнему воздействию.

Информация о работе Стратегия развития муниципального образования