Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
ВВЕДЕНИЕ
83
Последнее десятилетие в жизни российских регионов характеризовалось большими изменениями в сфере управления, главным из которых следует считать законодательное закрепление института местного самоуправления. Несмотря на несовершенство ряда установленных принципов местного самоуправления (таких как определение муниципального образования и др.), территориальные единицы низового уровня (районы, города) фактически получили право самостоятельного определения своего развития. В этом процессе особая роль отведена стратегическому планированию и управлению развитием муниципального образования (МО).
Анализ принятия управленческих решений в муниципальных образованиях показывает, что руководителями органов местного самоуправления в основном используются административные методы управления, базирующиеся на директивных предписаниях, поступающих от вышестоящих уровней власти. Это объясняется сложившимися традициями и принятыми принципами управления, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент [23].
В настоящее время управляющие воздействия местной администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые связаны с «латанием дыр» и при этом оттягивают на себя все ресурсы. Между тем, переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действии, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности и поручения внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты [12, с. 56].
83
Однако, несмотря на позитивные изменения в организации стратегического планирования на уровне муниципальных образований, в целом кардинальных перемен не произошло. Во многом это связано с тем, что нет единой методологической основы стратегического планирования социально экономического развития на муниципальном
уровне, нет методических инструментов, раскрывающих сущность, принципы и задачи этого процесса.
В управляющих структурах муниципалитетов, как правило, отсутствуют подразделения, осуществляющие функции стратегического планирования, нет и соответствующих кадров.
Анализ имеющихся в литературе документов, характеризующих стратегическое развитие, показывает, они относятся к регионам (субъектам федерации), или к крупным городам. Однако, зачастую и они не содержат нескольких обоснованных сценариев развития в долгосрочной перспективе. Большая часть разработанных документов рассчитана на такой короткий срок (2-3 года), что можно говорить о тактике, а не о стратегии развития территории. Документы значительно отличаются друг от друга, как по структуре, так и по содержанию. При этом авторы, раскрывая одни и те понятия, вкладывают в них разный смысл.
Предложения по стратегическому развитию регионов и муниципальных образований не опираются на результаты комплексного анализа внутренних закономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факторов их перспективного социально-экономического развития. В концепции стратегического развития отсутствует система четко определенных целей, их перспективного комплексного социально-экономического развития, не содержится, как правило, изложение намеченной к реализации региональной (муниципальной) политики в различных сферах экономики и жизнеобеспечения территории.
Концепции стратегического развития регионов — субъектов РФ практически повсеместно не увязаны с аналогичными документами, разрабатываемыми на муниципальном уровне, не содержат «муниципального среза». Практически нигде нет четко прописанного механизма реализации намеченных стратегий развития.
Таким образом, тема дипломной работы является актуальной и достаточно сложной для реализации. Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
4. Рассмотреть цели и методологию разработки стратегии.
5. Сделать анализ (SWOT- анализ ).
6. Изучить основные этапы реализации стратегии МО.
7. Определить основные препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению.
Объектом исследования является МО « город Ревда», включающее все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в его границах экономические и социальные процессы.
Предмет исследования - стратегия развития города.
Практическая значимость дипломной работы может состоять в том, что рассмотренные методологические основы стратегического управления и материал по стратегическому развитию и планированию может быть использован при выработке стратегии развития конкретного муниципального образования, эффективной социально - экономической политики муниципального образования.
Анализ литературы, использованный для подготовки дипломной работы, позволяет сделать вывод о существовании достаточно большого количества изданий, учебников и справочной литературы по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию и управлению применительно к хозяйственным организациям. Методологического и практического материала по разработке стратегии развития в муниципальном образовании недостаточно, здесь можно опираться только на отдельные статьи в периодических изданиях. В исследовании использованы работы из таких журналов, как «Муниципальная власть», «Проблемы теории и практики управления», «Вопросы управления», «Государственная власть и местное самоуправление», «Консультант директора». В качестве эмпирического материала для написания работы использовались программы и стратегии развития различных муниципальных образований: «Программа развития социально-культурной сферы г. Новгорода» [16], «Перспективы развития...» города Екатеринбурга [27], «Стратегический выбор города (на примере г. Тольятти Самарской области)» [35] и другие.
При определении соответствия основных стратегических мероприятий развития МО «город Ревда» в целом стратегии региона применялись нормативные материалы и планы МО.
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.
1.1. Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования.
«Муниципальное образование рассматривается как открытая, целостная, сложная, многофункциональная система, способная к саморазвитию»[22, с.23]. При сборе и анализе информации необходимо учитывать, что систему нельзя описать в виде набора признаков. Муниципальное образование описывается как сложная структура, где все элементы связаны между собой и ни один из них не может быть изменен или проанализирован независимо от остальных. Вмешательство в одну городскую подсистему непременно воздействует и на многие другие ее части.
Управление муниципальным образованием кардинально отличается от традиционного менеджмента (управления предприятиями, в том числе и стратегического). Проиллюстрируем это на примере города. Местная власть в городе не может быть уподоблена органу управления предприятием. «Существование города как социально-экономического комплекса связано с развитием на его территории экономической деятельности, которая выражается в функционировании производств или сферы услуг. Всю эту деятельность осуществляют предприятия, которые часто не имеют административных или имущественных отношений с органами местной власти» [10, с. 15]. Таким образом, местная власть, имея целью стабильное существование и развитие города, не располагает управляющими ресурсами, непосредственно обеспечивающими достижение этой цели.
Сказанное не означает, что местные органы власти совсем не имеют возможности управлять экономическими процессами на территориях. Они делают это в разной степени успешно, используя имеющиеся у них инструменты (финансовые рычаги, налоговая политика, нормативные рычаги, кадровая политика и др.).
В то же время муниципальная администрация является не единственным субъектом управления городом. Такими субъектами могут быть и, как правило, являются группировки или кланы, связанные с градообразующими предприятиями, федеральные и областные структуры власти, представители трансрегиональных финансово-промышленных групп и т.п. В ряде случаев значимыми субъектами муниципального управления могут становиться национальные, культурные, экологические сообщества и организации.
При разработке стратегии развития муниципального образования учитывается его место в структуре федерации и области, учитываются его связи с верхними уровнями управления, особенностями политики, законодательства, экономической ситуации на областном и федеральном уровнях. В процессе разработки стратегических программ изначально принимают участие представители всех групп городского сообщества. Для их реального участия целесообразно создание двух типов структур. Первый тип — для принятия принципиальных управленческих решений, второй — для их подготовки и реализации.
Формирование и реализация стратегических программ организуется и координируется единым органом — муниципальной администрацией, которая также обеспечивает остальных участников методическими разработками и где, как правило, сосредоточены такие элементы системы стратегического управления, как управление информационными потоками, экспертиза, управление программами развития, обеспечение финансирования.
Построение системы управления, набор ее участников и содержание их деятельности в значительной степени определяются политикой муниципального образования в сфере стратегического управления. «Политика МО формируется в кратком, открытом и доступном пониманию широкой аудитории документе, официально опубликованном властями МО и лаконично определяющим основное предназначение и принципы осуществления стратегического управления»]8,с.387]. Это может быть самостоятельный документ или раздел других документов.
В настоящее время не только назрела необходимость, но и формируются условия для осуществления работы по налаживанию взаимодействия между субъектами, функционирующими на территориях муниципальных образований.
Вместе с тем данные условия являются необходимыми, но недостаточными. Для того, чтобы потенциальные возможности были использованы, а отношения между субъектами хозяйствования стали действительно эффективными и взаимовыгодными, необходима объединяющая всех основа.
В качестве такой основы может и должна выступать стратегия развития муниципального образования, вокруг которой будут сплачиваться все здоровые силы, представляющие муниципальную общественность. Причем под стратегией развития понимают процесс последовательной трансформации действующей территориальной социально-экономической системы и ее позиции в состояние, соответствующее желаемым, заранее определенным параметрам во времени и пространстве [33, с. 83]
В ряде работ утверждается, что сложное финансовое состояние муниципального образования не только не отменяет возможности построения стратегии развития, но увеличивает необходимость в подобных действиях [46, 47].
Ниже перечислены возможные принципы политики муниципального образования:
- ориентация на повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования: укрепление общественного здоровья, совершенствование образа жизни;
- учет интересов всех социальных, профессиональных, отраслевых групп и слоев местного сообщества;
- совместное участие и объединение усилий всего сообщества муниципального образования;
- ориентация на достижение общественного консенсуса;
- создание благоприятных условий для устойчивого, эффективного и динамичного развития муниципальной экономики, развития предпринимательства, привлечения инвестиций;
- охват всех направлений развития МО;
- ориентация на конкурентные преимущества муниципального образования;
- учет всех имеющихся и доступных для привлечения материальных, финансовых, человеческих и интеллектуальны ресурсов;
- управление муниципальным образованием как целостным объектом;
- принятие решения на основе всестороннего анализа ситуации, учет всех возможных сценариев ее развития в муниципальном образовании и за его пределами;
- гибкость стратегического плана, возможность корректировки стратегии в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации в МО и за его пределами, потребностями жителей, ресурсами муниципального образования;
- открытость и «прозрачность» всех стратегических решений для сообщества МО, проведение широких общественных обсуждений стратегии МО;
- определение понятных стратегических целей, конкретизация их в реалистичных программах и проектах;
- определение персональной ответственности за реализацию стратегических планов и программ, обеспечение преемственности
стратегии развития муниципального образования при смене руководства МО [41, с. 83]
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания управления. Анализ существующей литературы указывает на наличие двух противоположных взглядов на понимание стратегии: первое - понимание базируется на том, что стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такое понимание - стратегии базируется на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка для работы районной администрации в условиях рыночной экономики неверна. «Скорость процессов изменения среды, а также величина стратегии и оценка выбранной стратегии. На выбор стратегии существенное влияние оказывают внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы: объем жилого и нежилого фонда; размер территории, разнообразие услуг, возможностей на которые ориентирована муниципальное образование, отношение к внешнему воздействию.
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования