Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
- Отсутствие отлаженных механизмов взаимодействия МО и внешних инвесторов, в том числе международных финансовых институтов.
Внутренние проблемы.
- Затруднен поиск сильного лидера (формальные и неформальные качества, умение организовать процесс).
Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов и организационно-правовых основ для их привлечения. Как правило, «слабые» команды администраций МО. Наличие на территории МО различных «политических группировок». Плохое представление об общих целях (в результате отношение к стратегическим задачам как к «лишним», дополняющим текучку, борьба между подразделениями за разные виды ресурсов и т.д.) внутри администраций МО. Плохие внутренние коммуникации, включая "разные языки» у разных подразделений (юристы, финансисты, экономисты, информационщики и др. действительно говорят на разных языках).
Отсутствие единой муниципальной информационной системы в большинстве случаев.
Часто весьма затрудненный доступ к внешним информационным ресурсам (в первую очередь к сети Интернет). Низкий уровень технического обеспечения администрации МО.
2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МО г. РЕВДА.
В процессе стратегического планирования выделяются следующие основополагающие положения.
1. Стратегия развития г. Ревда должна разрабатываться в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Это позволило снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования действий заинтересованных участников городского развития.
2. Стратегия развития города не может быть аналогом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития. Данная стратегия затрагивает только самое существенное для выживания, адаптации и развития города в конкурентной рыночной среде. Стратегия касается лишь тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования города в каждый конкретный период, могут дать сильный импульс его развитию.
3. Стратегия развития города не должна быть конечным планом, не подлежащим изменениям, она предполагает постоянное обновление, изменение приоритетных направлений в соответствии с изменившейся достигнутой ситуацией. При этом стратегические цели должны оставаться неизменными.
Управление реализацией Стратегии развития должно быть непрерывным процессом с обязательным анализом обратных связей:
- По развитию партнерских отношений по горизонтали между всеми учреждениями, предприятиями, организациями и общественными объединениями, вовлеченными в процесс реализации стратегии.
- По процессу реализации Стратегии, когда происходит ее адаптация к изменяющейся внешней среде. В качестве органа по корректировке Стратегии развития города должен быть сформирован Стратегический совет, возглавляемый Главой администрации города.
- По активизации привлечения разнообразных инвестиционных ресурсов для реализации проектов Стратегии развития Ревды.
- По определению приоритетности использования ограниченных ресурсов в каждый конкретный период времени реализации стратегического плана.
2.1 Цели и методология разработки стратегии. Результаты анализа (SWOT-анализа).
Разработка стратегии развития г. Ревда должна проводиться с целью формулировки требуемого будущего образа города на основании единовременного выборочного исследования муниципальной экономики с применением системного и стратегического анализа.
1. В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явление рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде.
2. Важным методом анализа, позволяющим обобщить полученные данные, является метод мозгового штурма. Данный метод применен при обработке качественных данных исследования в целях корректировки стратегии и выработки новых нестандартных идей в сфере направлений развития экономики города.
3. Составление дерева целей. На основании собранной информации, главная цель разбивается на подцели низшего уровня, которые ранжируются по приоритетности, выстраиваются по краткосрочности и долгосрочности исполнения, оцениваются требуемые ресурсы для их выполнения.
4. Комплексный стартовый анализ может проводиться с использованием следующих методов:
- предварительное изучение условий экономического развития г. Ревда;
- PEST - анализ;
- SWOT – анализ.
Изучение условий экономического развития г. Ревда.
На предварительном этапе разработки Стратегии развития
г. Ревда должна быть проведена работа по инвентаризации состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации, а также по учету материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город Ревда на стратегические цели своего развития. Оценка реальных и потенциальных ресурсов города Ревда включает в себя предварительное изучение ситуации по следующим группам ресурсов:
- Природные: минеральные, энергетические, рекреационные, прочие.
- Ресурсы территории и недвижимости: наличие зонирования, готовность объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.
- Инфраструктурные: транспортное положение, обеспеченность объектами транспортной структуры, средствами телекоммуникации, водо - , энергоснабжения, канализации и утилизации отходов.
- Финансовые: все возможные источники средств - бюджет, внебюджетные средства города, коммерческие (банки), средства региональных и федеральных программ. Возможности привлечения заемных средств, денежные средства, находящиеся в распоряжении населения.
- Трудовые: численность, половозрастной состав, численность и структура трудоспособного населения, профессиональный состав, образовательный уровень, стоимость рабочей силы, производительность труда.
- Организационные: уровень организации городского управления, наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут быть использованы городом (университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее).
Политические силы, которые могут содействовать или препятствовать развитию.
- Информационные: существование в городе упорядоченной маркетинговой информации. Готовность города использовать ее для разработки плана развития и предоставления потенциальным инвесторам.
Применение PEST -анализа.
Методологически город рассматривается как внешняя среда для деятельности бизнеса, общественных организаций и населения. Поэтому оценка стартовой ситуации проводится по методике PEST-анализа и включала в себя оценку городских ресурсов в 4 аспектах: политическом (Р), экономическом (Е), социальном (S) и технологическом (Т).
- Политический аспект включает законодательство города, структуру управления городом, общественно-политическую ситуацию.
- Экономический аспект включает структуру экономики Ревды, развитие малого бизнеса, состояние спроса (спрос населения, инвестиционный спрос предприятий, спрос государственных органов власти, чистый экспорт-импорт).
- Социальный аспект включает тенденции демографического развития, состояние и развитие социальной сферы, базовые ценности горожан, уровень и стиль жизни.
- Технологический аспект состоит из уровня развития инновационных технологий в отраслях города.
83
Также необходимо выделить применение SWOT-анализа (S-силы, W-возможности, O- особенности, Т- угроза.)
Во второй части комплексного анализа исходной ситуации проводится исследование конкурентоспособности г. Ревды на основе методики SWOT-анализа, подразумевающей следующую группировку выделенных тенденций:
- сильные стороны, как факторы, способствующие развитию экономики города;
- слабые стороны, как факторы, препятствующие развитию экономики;
- возможности (внутренние и внешние факторы) для развития экономики города;
- угрозы (внутренние и внешние факторы) для развития экономики города.
5. Основной метод исследования - модель развития конкурентных преимуществ территории, которая рассматривает экономику города как системный
механизм, состоящий из следующих элементов: состояние конкуренции, состояние спроса, родственные и поддерживающие отрасли, условия для
факторов.
А. Внутренний спрос.
Внутренний спрос оценивался как сумма следующих составляющих:
- внутренний потребительский спрос;
- инвестиционный спрос предприятий;
- государственные закупки;
- чистый экспорт/импорт.
Оценка общей величины внутреннего спроса проводится, исходя из оценок каждой его составляющей, а также усиливающего или ослабляющего направления воздействия спроса на развитие территории.
Б. Отраслевой анализ. В отраслевой анализ включены:
- Отрасли, вносящие наибольший вклад в валовой продукт города. Особое внимание уделяется крупнейшим предприятиям города и всей цепочке связанных с ними по производственной деятельности предприятий.
- Отрасли, предоставляющие наиболее благоприятные возможности для развития бизнеса на данной территории.
- Сопутствующие отрасли, имеющие наибольшие внутренние/внешние взаимосвязи.
В результате отраслевого анализа устанавливаются основные характеристики существующих в городе отраслей: размер, широта охвата и уровень развития. Определены отрасли, которые могут быть развиты на данной территории, а так же какие для этого необходимы действия и ресурсы.
Отрасли должны быть проранжированы по степени значимости для развития территории, при этом чаще всего устанавливаются следующие приоритеты: наибольшая производительность труда; наибольшие возможности для развития взаимосвязанного бизнеса; большое число занятых; значительный объем производства; наибольшее количество внутренних взаимосвязей.
В. Анализ конкуренции включает в себя исследование организаций города по следующим показателям: принадлежность к определенной отрасли, форма собственности, удельный вес в общем объеме производства по предприятиям города, основные показатели финансово - хозяйственной деятельности, изменение количества организаций в разрезе отраслей в динамике, объем инвестиций в основной капитал, использование передовых производственных технологий.
Г. Анализ факторов. На данном этапе анализируются системные элементы качественного характера, которые имеют слабые количественные характеристики:
- административная инфраструктура;
- информационная инфраструктура;
- научная и технологическая инфраструктура;
государственная политика;
- нормативная база;
- социокультурные особенности.
Применение модели развития конкурентного преимущества территории на акцентировании влияния политики местных органов власти на вышеописанные составляющие. От местных властей требуется инвестировать в создание факторов, прежде всего - развитых (образования, инфраструктуры, науки). Особая значимость принадлежит функции местных органов власти по улучшению качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации {например, бесплатное тестирование), не препятствование иностранным конкурентам. Местные органы власти должны активизировать стратегическую функцию поддержки и усиления отраслей (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности предприятий, расположенных территориально в городе.
Детальное изучение условий возникновения конкурентоспособной экономической среды в городе Ревда должно исходить из требования по последовательному решению и описанию следующих задач:
- запуск механизмов спроса на территории города, включая анализ основных
факторов, влияющих на спрос; возможностей развития потребительского
спроса, оценку и развитие инвестиционного спроса;
- развитие конкуренции в экономической сфере Ревды, включая оценку предпринимательского и инвестиционного климата на настоящий момент, поддержка малого и среднего бизнеса, создание особой экономической среды, способствующей развитию конкуренции;
- создание отраслей, как взаимосвязанных конкурентоспособных промышленных групп в Ревде, включая анализ существующих отраслей и их состав, определение стратегически приоритетных целевых отраслей и их описание;
- создание и развитие промышленных факторов, обеспечивающих возникновение конкурентоспособной экономической среды в регионе, включая развитие городских инфраструктур, повышение качества образования и развитие рынка труда, политику в области занятости населения, создание эффективных финансово-кредитных систем.
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования