Стратегия развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

-         Отсутствие отлаженных механизмов взаимодействия МО и внешних инве­сторов, в том числе международных финансовых институтов.

Внутренние проблемы.

-              Затруднен поиск сильного лидера (формальные и неформальные качества, умение организовать процесс).

Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов и организационно-правовых основ для их привлечения. Как правило, «слабые» команды администраций МО. Наличие на территории МО различных «политических группировок». Плохое представление об общих целях (в результате отношение к стратеги­ческим задачам как к «лишним», дополняющим текучку, борьба между под­разделениями за разные виды ресурсов и т.д.) внутри администраций МО. Плохие внутренние коммуникации, включая "разные языки» у разных под­разделений (юристы, финансисты, экономисты, информационщики и др. действительно говорят на разных языках).

Отсутствие единой муниципальной информационной системы в большинст­ве случаев.

Часто весьма затрудненный доступ к внешним информационным ресурсам (в первую очередь к сети Интернет). Низкий уровень технического обеспечения администрации МО.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МО г. РЕВДА.

      В процессе стратегического планирования выделяются следующие осно­вополагающие положения.

1.    Стратегия развития г. Ревда должна разрабатываться в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институ­тов). Это позволило снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования действий заинтересованных участников городского развития.

2.    Стратегия развития города не может быть аналогом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития. Данная стратегия за­трагивает только самое существенное для выживания, адаптации и развития го­рода в конкурентной рыночной среде. Стратегия касается лишь тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования города в каждый конкретный период, могут дать сильный импульс его развитию.

3.    Стратегия развития города не должна быть конечным планом, не под­лежащим изменениям, она предполагает постоянное обновление, изменение приоритетных направлений в соответствии с изменившейся достигнутой ситуа­цией. При этом стратегические цели должны оставаться неизменными.

Управление реализацией Стратегии развития должно быть непрерывным процессом с обязательным анализом обратных связей:

-         По развитию партнерских отношений по горизонтали между всеми учреж­дениями, предприятиями, организациями и общественными объединениями, вовлеченными в процесс реализации стратегии.

-         По процессу реализации Стратегии, когда происходит ее адаптация к изме­няющейся внешней среде. В качестве органа по корректировке Стратегии развития города должен быть сформирован Стратегический совет, возглав­ляемый Главой администрации города.

-         По активизации привлечения разнообразных инвестиционных ресурсов для реализации проектов Стратегии развития Ревды.

-         По   определению приоритетности использования ограниченных ресурсов в каждый конкретный период времени реализации стратегического плана.

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Цели и методология разработки стратегии. Результаты анализа (SWOT-анализа).

 

Разработка стратегии развития г. Ревда должна проводиться с целью формулировки требуемого будущего образа города на основании единовре­менного выборочного исследования муниципальной экономики с применением системного и стратегического анализа.

1.     В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явле­ние рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элемен­тов во внешней и внутренней среде.

2.     Важным методом анализа, позволяющим обобщить полученные данные, яв­ляется метод мозгового штурма. Данный метод применен при обработке ка­чественных данных исследования в целях корректировки стратегии и выра­ботки новых нестандартных идей в сфере направлений развития экономики города.

3.     Составление дерева целей. На основании собранной информации, главная цель разбивается на подцели низшего уровня, которые ранжируются по при­оритетности, выстраиваются по краткосрочности и долгосрочности испол­нения, оцениваются требуемые ресурсы для их выполнения.

4. Комплексный стартовый анализ может проводиться с использованием сле­дующих методов:

-         предварительное изучение условий экономического развития г. Ревда;

-         PEST - анализ;

-         SWOT – анализ.

Изучение условий экономического развития г. Ревда.

На предварительном этапе разработки Стратегии развития

г. Ревда долж­на быть проведена работа по инвентаризации состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации, а также по учету материальных, интеллек­туальных и прочих ресурсов, которыми располагает, или которые может реаль­но привлечь город Ревда на стратегические цели своего развития. Оценка реальных и потенциальных ресурсов города Ревда включает в се­бя предварительное изучение ситуации по следующим группам ресурсов:

-         Природные: минеральные, энергетические, рекреационные, прочие.

-         Ресурсы территории и недвижимости: наличие зонирования, готовность объ­ектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.

-         Инфраструктурные:  транспортное  положение,  обеспеченность  объектами транспортной  структуры,  средствами  телекоммуникации,  водо - ,  энерго­снабжения, канализации и утилизации отходов.

-         Финансовые: все возможные источники средств - бюджет, внебюджетные средства города, коммерческие (банки), средства региональных и федераль­ных программ. Возможности привлечения заемных средств, денежные сред­ства, находящиеся в распоряжении населения.

-         Трудовые: численность, половозрастной состав, численность и структура трудоспособного  населения,  профессиональный состав,  образовательный уровень, стоимость рабочей силы, производительность труда.

-         Организационные: уровень организации городского управления, наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут быть использо­ваны городом (университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее).
Политические силы, которые могут содействовать или препятствовать раз­витию.

-         Информационные: существование в городе упорядоченной маркетинговой информации. Готовность города использовать ее для разработки плана раз­вития и предоставления потенциальным инвесторам.

Применение PEST -анализа.

          Методологически город рассматривается как внешняя среда для деятель­ности бизнеса, общественных организаций и населения. Поэтому оценка стар­товой ситуации проводится по методике PEST-анализа и включала в себя оцен­ку городских ресурсов в 4 аспектах: политическом (Р), экономическом (Е), со­циальном (S) и технологическом (Т).

-   Политический аспект включает законодательство города, структуру управ­ления городом, общественно-политическую ситуацию.

-         Экономический аспект включает     структуру экономики Ревды, развитие малого бизнеса, состояние спроса (спрос населения, инвестиционный спрос предприятий,  спрос  государственных  органов  власти,  чистый  экспорт-импорт).

-         Социальный аспект включает   тенденции демографического развития, со­стояние и развитие социальной сферы, базовые ценности горожан, уровень и стиль жизни.

-         Технологический аспект состоит из уровня развития инновационных техно­логий в отраслях города.

83

 



Также необходимо выделить применение SWOT-анализа (S-силы, W-возможности, O- особенности, Т- угроза.)

Во второй части комплексного   анализа исходной ситуации проводится исследование конкурентоспособности г. Ревды на основе методики SWOT-анализа, подразумевающей следующую группировку выделенных тенденций:

-         сильные стороны, как факторы, способствующие развитию экономики   го­рода;

-         слабые стороны, как факторы, препятствующие развитию экономики;

-         возможности (внутренние и внешние факторы) для развития экономики го­рода;

-              угрозы (внутренние и внешние факторы) для развития экономики города.
5. Основной метод исследования - модель развития конкурентных преиму­ществ территории, которая  рассматривает экономику города как системный
механизм, состоящий из следующих элементов: состояние конкуренции,   со­стояние   спроса,   родственные   и   поддерживающие отрасли, условия для
факторов.

А. Внутренний спрос.

Внутренний спрос оценивался как сумма следующих составляющих:

-         внутренний потребительский спрос;

-         инвестиционный спрос предприятий;

-         государственные закупки;

-         чистый экспорт/импорт.

Оценка общей величины внутреннего спроса проводится, исходя из оце­нок каждой его составляющей, а также усиливающего или ослабляющего на­правления воздействия спроса на развитие территории.

Б. Отраслевой анализ. В отраслевой анализ включены:

-         Отрасли, вносящие наибольший вклад в валовой продукт города. Особое внимание уделяется крупнейшим предприятиям города и всей цепочке свя­занных с ними по производственной деятельности предприятий.

-         Отрасли, предоставляющие наиболее благоприятные возможности для раз­вития бизнеса на данной территории.

-         Сопутствующие отрасли, имеющие наибольшие внутренние/внешние взаимосвязи.

В результате отраслевого анализа устанавливаются основные характери­стики существующих в городе отраслей: размер, широта охвата и уровень раз­вития. Определены отрасли, которые могут быть развиты на данной террито­рии, а так же какие для этого необходимы действия и ресурсы.

Отрасли должны быть проранжированы по степени значимости для раз­вития территории, при этом чаще всего устанавливаются следующие приори­теты: наибольшая производительность труда; наибольшие возможности для развития взаимосвязанного бизнеса; большое число занятых; значительный объем производства; наибольшее количество внутренних взаимосвязей.

В. Анализ конкуренции включает в себя исследование организаций горо­да по следующим показателям: принадлежность к определенной отрасли, фор­ма собственности, удельный вес в общем объеме производства по предприяти­ям города, основные показатели финансово - хозяйственной деятельности, из­менение количества организаций в разрезе отраслей в динамике, объем инве­стиций в основной капитал, использование передовых производственных тех­нологий.

Г. Анализ факторов. На данном этапе анализируются системные элемен­ты качественного характера, которые имеют слабые количественные характе­ристики:

-    административная инфраструктура;

-          информационная инфраструктура;

-          научная и технологическая инфраструктура;
государственная политика;

-          нормативная база;

-          социокультурные особенности.

Применение модели развития конкурентного преимущества территории на акцентировании влияния политики местных органов власти на вышеописанные составляющие. От местных властей требуется инвестировать в создание факторов, прежде всего - развитых (образования, инфраструктуры, науки). Особая значимость принадлежит функции местных органов власти по улучшению качества внутреннего спроса путем использования таких инстру­ментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации {например, бесплат­ное тестирование), не препятствование иностранным конкурентам. Местные органы власти должны активизировать стратегическую функцию поддержки и усиления отраслей (в том числе региональных), поощрение внутренней дивер­сификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономи­ческой активности предприятий, расположенных территориально в городе.

Детальное изучение условий возникновения конкурентоспособной эко­номической среды в городе Ревда должно исходить из требования по после­довательному решению и описанию следующих задач:

-         запуск механизмов спроса на территории города, включая анализ основных
факторов, влияющих на спрос; возможностей развития потребительского
спроса, оценку и развитие инвестиционного спроса;

-         развитие конкуренции в экономической сфере Ревды, включая оценку предпринимательского и инвестиционного климата на настоящий момент, под­держка малого и среднего бизнеса, создание особой экономической среды, способствующей развитию конкуренции;

-         создание отраслей, как   взаимосвязанных конкурентоспособных промыш­ленных групп в   Ревде, включая   анализ существующих отраслей и их состав, определение стратегически приоритетных целевых отраслей и их опи­сание;

- создание и развитие промышленных факторов, обеспечивающих возникно­вение конкурентоспособной экономической среды в регионе, включая раз­витие городских инфраструктур, повышение качества образования и разви­тие рынка труда, политику в области занятости населения, создание эффек­тивных финансово-кредитных систем.

Информация о работе Стратегия развития муниципального образования