Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:28, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка стратегии развития МО «Ревда» и выработка предложений и рекомендаций по ее эффективной реализации (внедрению). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, принципы, формы, стратегии МО.
2. Исследовать построение программы стратегического управления МО.
3. Изучить проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты стратегического управления на муниципальном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Сущность, принципы, формы стратегии муниципального образования. 8
1.2 Построение программ стратегического управления МО. . . . . . . . . 16
1.3 Проблемы перехода к стратегическому планированию и управлению стратегическим развитием в МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Особенности построения системы стратегического управления МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Цели и методология разработки стратегии, результаты анализа (SWOT-анализа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Основные этапы реализации стратегии МО и препятствия эффективной реализации планов МО по стратегическому управлению. . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Основные стратегии развития МО г. Ревда. . . . . . . . . . . . . .55
3.1 Формирование бюджета МО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.2 Развитие социально-экономической сферы: образование, здравоохранение, розничная торговля и бытовые услуги. . . . . . . . . . . 64
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии развития г.Ревда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Приоритетные инвестиционные проекты:
- розничная торговля (магазины известных российских и зарубежных торговых марок, новые технологии торгового обслуживания - торговля в кредит, по карточкам, торговые фестивали, сезонные скидки);
- образовательные услуги (дополнительное образование с учетом специфики спроса в данном регионе, в том числе в коммунальной сфере, репетиторские услуги, классы интенсивного обучения, факультативы; обучение сервисному обслуживанию);
- промышленный и жилищный дизайн, качественные ремонтные услуги;
- гостиничные услуги (различный уровень гостиниц, частные мини-гостиницы, новая организация гостиничного бизнеса - центр высококачественного сервиса и бытовых услуг);
- развлекательно - досуговые тематические услуги (как минимум 2-3 предприятия следующих видов: рестораны национальной кухни, караоке-бары, интернет - кафе, спортивные бары, а также тематические рестораны);
- электронное книжное агентство (открытие магазина для торговли электронными копиями книг, создание обширной базы данных по электронным книгам в Интернете, предложение новинок литературы, а также книг и журналов на иностранных языках);
строительство Детских игровых комплексов для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- создание Интернет - клубов с возможностью формирования общегородских команд для участия в международных соревнованиях по компьютерным играм в режиме on - line, наличие тренеров призовой системы);
- организация дизайн — центра с технологией поставки по каталогам для массового покупателя мебели недорогого сегмента и хорошего качества);
- вовлечение молодежи в международные программы академических обменов, поиск контактов, клубов по интересам через Интернет;
Результат реализации данного этапа:
1. Привлечение в город известных торговых марок и брендов массового потребления, дающих стандартное качество товаров при сопоставимой цене.
2. Поддержка и создание предприятий общественного питания, предоставляющих качественный стандартизированный по международным меркам сервис.
3. Экономическое усиление предприятий, осуществляющих вывоз товаров и услуг.
4. Активизация малого и среднего бизнеса.
5. Улучшение структуры занятости.
6. Вовлечение горожан в известные международные проекты; активизация Гражданских инициатив.
7. Появление новых уютных зон в городской архитектуре.
Промежуточный этап (среднесрочная перспектива)
Главная цель - Высокое качество жизни и работы.
Приоритетные задачи - Развитие социальной и деловой экономической инфраструктуры высокого стандарта качества.
политики - Агрессивный маркетинг города:
перетягивание платежеспособного спроса соседних городов.
- Инвестиционная привлекательность города.
Приоритетные - Полномасштабная политика в области социальной задачи поддержки населения.
социаль-
ной политики - Взаимоувязанная политика в области образования, занятости.
Стратегический акцент делается на развитии смежных инфраструктурных элементов: телекоммуникаций, транспорта, элементов кредитно-финансовой и деловой инфраструктуры. Приоритетные инвестиционные проекты:
- крупный торговый комплекс ( шоппинг - центр) и торговая улица (пассаж); лечебно - диагностический центр, развитие страховой медицины;
- центр подготовки старшеклассников к поступлению в самые рейтинговые ВУЗы другие городов;
- создание системы качественной связи ( беспроводной Интернет, сотовая связь).
Развитие промышленной и социальной инфраструктуры повлечет за собой перетягивание в город на работу высококвалифицированных специалистов, регистрацию в городе наиболее прибыльных предприятий и привлечение международных программ, которые станут ключевым конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе. Результат реализации данного этапа:
1. поддержка реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе имеющих социальную значимость (образование, медицинские услуги, повышение качества жизни и отдыха);
2. формирование надежной и качественной городской инфраструктуры (транспортные системы, телекоммуникации, информационная среда);
3. информирование широких слоев общественности о достигнутом высоком качестве жизни в городе.
Этап интенсивного развития (долгосрочная перспектива).
Главная цель
Приоритетные задачи экономической политики
Приоритетные задачи Социальной политики/ | - Создание экономики высоких технологий.
- Формирование ключевых инновационных - Инфраструктурные отрасли металлургического комплекса. - Образование, медицинское обслуживание.
- Постоянное совершенствование социальной
|
Главным условием реализации долгосрочной Стратегии развития Ревды является информационная инфраструктура высочайшего класса (телекоммуникационные линии и оборудование, средства связи, возможность доступа к удаленным информационным ресурсам, наличие достаточного количества квалифицированных специалистов для обеспечения бесперебойного функционирования данных ресурсов.)
Анализ деятельности администраций МО свидетельствует о том, что в большинстве их в той или иной степени существуют следующие проблемы, препятствующие стратегической деятельности администраций МО.
1.)Не определены, цели работы сотрудников.
Сотрудники администраций МО не имеют перспективных планов на будущее, не способны сформулировать цели своей работы и самостоятельно планировать свою загрузку в зависимости от долгосрочных целей.
Необходимо появление измеримых и ясных целей, а также программ деятельности подразделений и отдельных сотрудников с разработанными показателями эффективности.
2.) Плохо налаженная работа с информацией.
В структуре администрации МО отсутствуют подразделения, задачей которых является работа с информацией, непосредственно предназначенной для целей стратегического планирования. В лучшем случае есть подразделения, которые занимаются техническим обеспечением и ведением нескольких баз данных. Не сформулировано представление о том, как и какая информация должна собираться, какие данные необходимы для разработки стратегических программ, руководители порой принимают решения, опираясь на неполную или субъективную информацию, интуицию и т.п.
3.) Дефицит хороших аналитиков и аналитической работы.
С одной стороны, в администрациях часто не хватает хороших аналитиков (что отчасти связано и с системой материального стимулирования), с другой - у ряда руководителей среднего звена существует установка экономить на аналитической работе. Аналитическая работа рассматривается как менее важная, чем текущая оперативная.
4.) Отсутствие современной эффективной системы материального и нематериального стимулирования сотрудников.
Отсутствует адекватная оценка индивидуальной деятельности сотрудников со стороны их руководителей. Соответственно снижается мотивация сотрудников, не организуют программы обучения и переподготовки, не прогнозирует долгосрочная потребность в кадрах.
Экономия финансовых средств, достигнутая подразделением, часто остается незамеченной, никак не поощряется.
Отсутствует и система нематериального поощрения (Доска почета, публичное признание результатов со стороны руководителей верхнего звена и т.д.).
5.) Негативное отношение сотрудников администрации к повышению эффективности ее работы.
В связи с отсутствием нормальной поощрительной системы и контролирующих механизмов у сотрудников нет реальной заинтересованности в повышении производительности на своем рабочем месте. Многие сотрудники не настроены на увеличение своей загрузки в рамках той небольшой, как правило, зарплаты, которую они получают. Описание реальной деятельности сотрудников, попытка усовершенствования процессов сталкивается с противодействием, искажением информации, вызванными страхом потерять работу или выглядеть
Управленцы среднего звена способны оказывать достаточно сильное противодействие изменениям, в то время как руководители более высокого уровня часто не имеют возможности и времени контролировать происходящее из нижних уровнях. Управленцы среднего уровня имеют достаточно много возможностей, позволяющих отсекать ту деятельность, которая их не устраивает.
6.) Перегрузка руководителей верхнего уровня.
Руководители верхнего уровня, и в первую очередь глава администрации МО и его заместители, вынуждены контролировать гораздо больше процессов, чем это возможно. Перегрузка чаще всего связана:
- с личностными особенностями ряда руководителей более низкого уровня
(отсутствие необходимых менеджерских навыков, соответствующею образования, нежелание брать на себя ответственность и т.д.);
- с отсутствием необходимой информации, предоставляемой в сжатой форме;
с нехваткой заместителей, на которых можно переложить часть задач, и с распределением нагрузки между заместителями;
с объективной ситуацией в стране и городе, с нестабильностью, с необходимостью адаптироваться к постоянно меняющейся среде.
7.) Слабое взаимодействие с внешними по отношению к администрации
МО организациями.
Существующее взаимодействие, как правило, носит формальный характер. Настоящие партнерские взаимоотношения отсутствуют. В частности, необходимо развитие продуктивного сотрудничества в сфере стратегического развития города. Следует расширять и укреплять связи с предприятиями и общественными организациями.
8.) Отсутствие программы, развития самого аппарата администрации МО.
Как правило, у сотрудников администраций нет представления о том, как будет совершенствоваться структура и система управления в администрации.
Довольно типичной проблемой подобных городов с монопроизводством и градообразующим предприятием является ситуаций, когда на место главы администрации МО «избирается», благодаря усилиям руководства предприятия, человек который отстаивает не столько интересы граждан, его избравших, а интересы предприятия, обеспечившего это избрание.
3. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РЕВДЫ.
3.1. Формирования бюджета МО.
Компетенция муниципальных органов управления в области экономики предполагает:
- создание благоприятных условий для развития муниципальной экономики и социально оправданных форм предпринимательства, решающих проблемы потребителей товарами и услугами;
-стимулирование и непосредственное участие в создании рациональной муниципальной производственной и социально-культурной инфраструктуры;
- содействие созданию новых современных рабочих мест с высоким уровнем доходов;
- материальную и финансовую поддержку социально незащищенных групп населения;
-дошкольное воспитание детей, образование;
- содействие жилищному строительству;
- подготовку и переподготовку кадров в целях их более безболезненной
адаптации к условиям структурной перестройки экономики и новых производственных отношений, социальное обеспечение людей, потерявших работу;
-воспроизводство природных ресурсов (земли, воды) и их рациональное использование;
- предотвращение загрязнения почвы, водных источников и воздушной среды.
В решение этих вопросов должен активно включиться малый бизнес, найти тут свою нишу. Его непосредственно не касаются проблемы стратегического характера, требующие долгосрочных накоплений, решение геополитических задач.
В целом оценка социально-экономической ситуации в муниципальных сообществах показала, что при наличии огромных возможностей по решению
социальных проблем используются они крайне неудовлетворительно. И одной из главных причин этого является отсутствие у муниципальной власти реальных рычагов для решения местных проблем (муниципальной собственности, местного производства, финансовых средств и т.п.), словом, не только декларируемых прав, но реальной материально-финансовой базы. Следовательно, фундамент муниципального управления, его экономическую базу, само здание, его основной смысл и цель существования - качество жизни - пока не удается создать простым декларированием некоторых юридических норм. В этой области давно назрели неординарные меры. С одной стороны, необходимы целая система мер федеральной политики по развитию МО, смена ее «верхнего вектора», делегирование вниз реальных полномочий и ресурсов по распоряжению территориями, ресурсами, собственностью, с другой - большая активность и компетентность самих муниципальных субъектов управления, всего местного населения по решению своих вопросов в рамках тех возможностей, которые есть в их распоряжении и пока явно недостаточно используются, особенно нетрадиционные источники дохода и пополнения местного бюджета [9, с. 132].
Информация о работе Стратегия развития муниципального образования