Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:50, контрольная работа
Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:
К сожалению, рынок услуг по стратегическому менеджменту, которые предоставляют отечественные фирмы, в настоящее время сам еще находится в начальной стадии своего становления. Однако даже при таком его состоянии в сравнении с иностранными компаниями можно отметить ряд серьезных преимуществ, которые отдельные консалтинговые фирмы уже продемонстрировали на практике.
В данном контексте к серьезным преимуществам некоторых отечественных организаций относятся: сопоставимое качество управленческих услуг, которое сочетается с несопоставимо более высоким уровнем специализированной и общей адаптивности рекомендаций; существенно более низкие цены; значительно более короткие сроки анализа и т.д.
С другой стороны, в условиях крайнего дефицита отечественных специалистов по стратегическому менеджменту (даже и указанных организациях — их считанные единицы) и реального отсутствия по – настоящему состоявшихся и при этом положительно себя зарекомендовавших отечественных консалтинговых фирм в данном вопросе предлагается делать свой самостоятельный поиск и выбор(8, 13, 16, 19)
В передовых компаниях — особенно в последние годы — практикуют регулярные заседания высших руководителей, посвященные только стратегии организации. Такие
заседания, как правило, проводятся методом «полного погружения».
Данный метод предполагает максимальную концентрацию только на рассматриваемой проблеме,
исключая какие-либо отвлечения участников на другие вопросы. Подобные заседания, получившие название «стратегические уединения», обычно продолжаются 1—2 дня.
Мероприятия, связанные со стратегическим уединением, чаще всего делают выездными, т.е. проводят в местах, где их участники действительно на время могут удаляться от оперативной «текучки» и по-настоящему «погрузиться» в проблемы стратегии. Основной способ работы в стратегических уединениях — это - «мозговой штурм» (9)
В стратегических уединениях обязательно участвуют топ - менеджеры организации.
В акционерных обществах при утверждении корпоративной стратегии, как правило, проводят совместное заседание высшего менеджмента и совета директоров общества.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт можно сформулировать стандартный перечень действий по становлению и развитию стратегического менеджмента в любой организации, который может быть основным действием даже после незначительной корректировкой и адаптации к конкретной специфики деятельности
1. Получение согласия и реальной поддержки первого руководителя организации и ведущих акционеров.
2. Создание подразделение стратегического развития.
3. Формирование методической основы создания и развития подразделения опыт и рекомендации, имеющиеся в информационного источника.
4. Поставка стратегических позиций как профессиональную деятельность в необходимых подразделениях организации.
5. Вовлечение в деятельность по разработке и развитию стратегии разумного числа специалистов организации, т.е. всех тех, кто реально способен обеспечить высокое качество стратегии.
6. Использование метода группового «мозгового штурма» в качестве основного метода достижения значимых результатов.
7. Внедрение «стратегического уединения», создание особой эффективной системы коллективной работы на каждом уединении.
8. Поставка в системе менеджмента организации подсистему «Менеджмент - Обучение» по стратегическим вопросам.
9. Создание в организации систем/культур «Стратегические беседы» (Strategic Conversation)
10. Организация взаимодействия с внешними консультантами по стратегическим проблемам.
11. Подчинение подсистемы стратегического менеджмента непосредственно первому менеджеру организации и/или её высшему коллегиальному органу управления.
12. Развитие стратегического менеджмента организации по спирали «Менеджмент - Обучение»
9.3. Развитие стратегического управления по спирали «Менеджмент – Обучение»
По данным ряда компетентных исследований, проведённых с 1996 г. в США и других странах Запада, руководители корпораций, консультанты по управлению и преподаватели школ бизнеса являются ныне приоритетными задачами управления и сохранят первостепенную значимость в долгосрочной перспективе.
Некоторые авторитетные специалисты считают, что стратегические проблемы бизнеса и в Беларуси для многих компаний уже стали наиболее актуальными.
В условиях усиления конкуренции острота потребности в эффективном стратегическом менеджменте объективно будет нарастать, а адекватное изменение внутрифирменной системы управления станет жизненной необходимостью не
только для крупных, но и для средних, а в определенной мере — и мелких организаций.
При этом задачи разработки и выбора правильной корпоративной стратегии, организации современного стратегического планирования и создания эффективной системы стратегического менеджмента в целом к настоящее время особо актуальны для крупных корпораций, ведущих конкурентную борьбу на глобальных рынках. Например, в России это в первую очередь относится к предприятиям и группам, связанным с экспортом высокотехнологичных продуктов, вооружений, а также к крупным компаниям, осуществляющим экспорт сырья и энергоносителей.
В данной теме неоднократно встречались примеры, системы, конкретные техники, которые так или иначе относят к обучению.
По другим темам можно добавить стратегические беседы; все представленные коллективные формы стратегического анализа, коллективные методы при развитии и реализации стратегии. Да и весь данный курс в целом — это тоже одновременно и результат, и средство системы «Менеджмент—Обучение».
Достаточно отчётливо значение «Менеджмент—Обучение» в обеспечении глобального стратегического лидерства прослеживается по разным группам крупнейших корпораций. Например, из упоминаемых в модуле такую группу составляют: General Electric; Hewlett—Packard, Intel, Nokia Group, Electronic Data Systems, 3M, Microsoft и многие другие.
Можно провести целевой анализ и по отдельным компаниям. Для этого лучше всех подходит General Electric. В результате анализа видно, что и в системе деятельности GE, и в практике ее менеджмента (особенно в работе первого менеджера Д.Уэлча) «Менеджмент – Обучению» придается исключительное значение.
Практика становления и развития стратегического менеджмента в различных коммерческих организациях. Подтверждает: в любой организации первым шагом в работе по стратегическому управлению должен быть семинар «Как поставить и/или развивать стратегический менеджмент». Такой семинар целесообразно проводить именно как обучающий семинар-практикум в режиме активного диалога с высшими и средними менеджерами организации.
Управленческая модель описывается и обосновывается с помощью различных теоретических построений. Наиболее известным из них является теория так называемой «Обучающейся организации» — Learning Organization (LO). Кроме того, параллельно развиваются теории Knowledge Management — «Менеджмент—Знание» или менеджмент посредством знания, The Knowledge Society — «Общество—Знание» и т.д. Все они по своей сути раскрывают одну и ту же модель в рамках одной и той же управленческой парадигмы — MBL - «Менеджмент-Обучение».
Данное направление теоретического и практического менеджмента на Западе в настоящее время быстро приобретает популярность и весьма активно развивается. Как уже отмечалось, практически все лидеры корпоративного мира наращивают именно те моменты, которые в теории называются элементами системы L0/ MBL, т.е. системы «Менеджмент—Обучение».
В заключении можно сделать два определяющих вывода в отношении практики создания и развития стратегического менеджмента в организации:
с первого момента, когда появится самый первый проблемный сигнал о необходимости заниматься стратегическим менеджментом и на всех последующих этапах становления и развития стратегического управления в организации необходимо практиковать данную профессиональную деятельность в соответствии с принципом «Менеджмент - Обучение»;
осуществляйте поступательное восхождение стратегического менеджмента организации, а также персональное восхождение к вершинам менеджерского мастерства по спирали парадигмы/системы «Менеджмент - Обучение».