Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:50, контрольная работа
Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:
В системе, построенной по принципу «купить», вместо процесса формирования необходимого персонала практикуется процесс его заказа и поиска.
3. Система вознаграждения как стратегический выбор
В компенсационной системе ориентированной на положение вознаграждение определяются природой выполняемой работы как таковой. Работы могут быть специфическим образом ранжированы в зависимости от того, какое место они занимают в иерархии организации, что и влечет за собой соответствующую величину вознаграждения.
В компенсационной системе, нацеленной организации, в которых на индивидуальный результат и эффективную деятельность большое внимание системы вознаграждения построены на очень дифференцированной или даже персонифицированной оценке деятельности.
4. Развитие менеджмента как стратегический выбор
Степень приверженности организации к развитию своего менеджмента определяется выбором между двумя факторами:
«неформальные (интенсивные)» или «формальные (экстенсивные) программы развития менеджмента»; «создание необходимого профессионального уровня» или «его определение и приобретение».
Компании, которые рассматривают развитие менеджмента как важнейшую задачу в области управления трудовыми ресурсами, прибегают к неформальным, т.е. интенсивным и четко формализованным, программам его развития. Причем в качестве стратегической цели ставится: создание и постоянное поддержание на должном уровне умений и знаний менеджеров, требующихся им для эффективного осуществления своей работы.
В организациях, которые стремятся приобретать менеджеров, как правило, практикуют либо хотя и регулярные, но формальные (экстенсивные), либо вообще спорадические программы развития менеджмента. Причем и в том, и в другом случае такие программы в основном используются для определения именно тех навыков, обладатели которых могут быть привлечены со стороны, т.е. с рынка труда.
Стратегические выборы по всем указанным 4 видам решений должны быть совместимы друг с другом. В противном случае стратегия управления персоналом может потерять внутреннюю целостность.
Стратегия управления персоналом, конечно, должна тщательно согласовываться со всеми другими специализированными стратегиями организации.
Кроме того, являясь одной из основных подсистем, которая непосредственно связана с персоналом как главным ресурсом организации, стратегия использования и развития потенциала персонала должна быть и наиболее органичной частью корпоративной стратегии, т.е. общей стратегии развития организации в целом.
В рамках стратегии управления персоналом организации, особенно в условиях относительно развитого стратегического менеджмента, может разрабатываться и реализовываться так называемая «программа действий».
Программа должна базироваться на информации, собранной на стадии диагностики; а также на конкретных стратегических выборах по указанным основным видам решений.
Упрощенный вариант такой программы представлен в виде табл. 6.2.
Таблица 6.2.
Персонал:
стратегическая программа широкого действия
(первичный формат)
______________________________
(наименование организации)
на период t-летней стратегии организации
Вид решения | ЦЕЛИ | Конкретные подпрограммы действий | |
стратегические | тактические | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Отбор, расстановка и продвижение кадров | Повышение квалификации действующего персонала посредством обучения для достижения необходимого положения в будущем | Формирование для всех категории персонала индивидуальных планов повышения квалификации | План повышения квалификации персонала (по всем категориям). Универсальные программы обучения. Анализ профессиональных навыков, которые потребуются в будущем. Корпоративные программы по тренингу менеджеров организации |
2. Оценка персонала | Превращение системы оценки в систему «тренер — обучение» | Превращение системы оценки в инструмент повышения эффективности менеджмента | Проведение семинаров по вопросам карьеры при совместном участии начальников и подчиненных. Семинары по коррекции текущего функционирования (по конкретным участкам работы организации). Семинары по взаимоотношениям внутри персонала. Семинары по развитию менеджмента |
3. Система вознаграждения (компенсаций) | Реализация принципа дифференцированного вознаграждения | Углубление дифференциации вознаграждения среди всех категорий персонала | Семинары для специалистов верхнего уровня, связанные с оценкой деятельности и вознаграждением. Система поощрения за качество оказываемых услуг. Вознаграждение за правильное обслуживание. Система поощрения за обеспечение роста прибыли. Программы по бонусам и премированию акциями организации |
4. Развитие менеджмента персонала | Увеличить долю рынка, улучшить обслуживание, повысить качество и производительность | Подготовить менеджеров к текущим изменениям бизнеса | Программы развития для менеджеров высшего звена. Семинары, посвященные развитию потенциала персонала на корпоративном уровне. Тренинги по навыкам управления в малых группах. Проекты по кадровому росту организации. Создание системы бездефектного функционирования |
Из табл. 6.2. видно, что предложенные в ней подпрограммы нацелены на устранение недостатков, выявленных на стадии диагностики.
Следует также обратить внимание на большое количество возможных действий, нацеленных на развитие посредством обучения для каждого типа решений.
Стратегическая программа широкого действия, представленная в формате табл. 6.2., хотя и с определенной долей условности, но все же может рассматриваться и в качестве первичного формата стратегии использования и развития потенциала персонала организации.
6.3. Финансовая стратегия
Финансовая стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по использованию собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов в организации для достижения стратегического конкурентного преимущества.
Значение финансовой стратегии, т.е. стратегического аспекта финансового фактора деятельности организации, представляется очевидным. И особенно это очевидно именно в российских условиях, которые по критериям нормального финансового состояния можно оценивать только как длительно и устойчиво кризисные (3, 18).
Но даже в таких условиях бизнес существует и как-то развивается. Следовательно, и он в целом, и его финансовая составляющая в частности подчиняются соответствующим общим законам и закономерностям.
Вместе с тем следует отметить, что финансовый фактор — это важнейший критический фактор любого бизнеса, причем как в его тактическом, так и в стратегическом аспекте. Это можно считать первой характерной особенностью финансовой стратегии.
Вторая особенность финансовой стратегии: финансовый измеритель — единый измеритель всех ключевых моментов любого бизнеса; финансовый аспект присущ каждой специализированной стратегии и для всех них является существенным; финансовые аспекты всех специализированных стратегий и стратегии в целом — это внутренние моменты финансовой стратегии.
Таким образом, финансовая стратегия в указанном смысле является универсальной стратегией, и, кроме того, через финансовую стратегию происходит особое — посредством финансов — интегрирование всех специализированных стратегий и всех отдельных стратегических позиций в единую, целостную и органическую стратегию организации.
Характерная особенность финансовой стратегии заключается также в том, что деятельность по ее разработке и контролю за реализацией и в теории, и на практике является одной из наиболее централизованных.
При правильно поставленном процессе разработки корпоративной стратегии, так же как и в случае с производственной стратегией, система целей финансовой стратегии должна логически следовать из мини-стратегии организации. Из установленных основных стратегических целей первого уровня система финансовых целей должна «вырастать» как особая финансовая ветвь общего дерева стратегических целей организации.
В случае построения дерева стратегических целей организации методика формирования финансовой ветви дерева, т.е. системы целей финансовой стратегии, может быть следующей.
Этап 1. Определение базового формата. Устанавливается общее дерево стратегических целей организации, например из 4 уровней (уровень 0 -уровень миссии организации).
Этап 2. Установление интегральной финансовой цели. На уровне 1 общего дерева стратегических целей задается только одна интегральная или общая финансовая цель организации.
Этап 3. Определение основных целей финансовой стратегии. На уровне 2 задаются цели, которые полностью соответствуют основным стратегическим целям установленного формата финансовой стратегии.
Этап 4. Задание стратегических указаний по финансам. На уровне 3 задаются конкретные стратегические указания по финансам, которые полностью соответствуют указаниям установленного формата финансовой стратегии.
Таблица 6.3.
Финансовая стратегия
(первичный формат)
______________________________
(наименование организации)
на t-летний период стратегии организации
№ п/п | Наименование стратегической позиции (виды основных стратегических решений) | Стратегические цели (отдельные примеры) | Стратегические указания (отдельные примеры) | Конкретные действия и мероприятия (отдельные примеры) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В составе наиболее часто разрабатываемых стратегических позиций (графа 2) присутствуют следующие виды основных стратегических решений:
1. Показатели корпоративной стратегии
Сводные финансовые показатели по всем основным позициям корпоративной стратегии (особенно по всем ее ключевым позициям) в финансовой стратегии, должны быть представлены обязательно.
2. Решения по оптимизации корпоративных финансов
Во-первых, по данной позиции всегда надо помнить, что речь идет именно о стратегических решениях, так как на практике по этой позиции зачастую рассматриваются тактические финансовые вопросы.
Во-вторых, предложенная конкретная структура данной позиции является исключительно примерной. И поэтому на практике для разных организаций данная позиция может и даже должна быть существенно разной.
3. Финансово-инвестиционная стратегия
Прежде всего по данной позиции необходимо помнить, что в рамках финансовой стратегии рассматривается только финансовый аспект инвестиционной стратегии организации.
Кроме того, сама инвестиционная стратегия организации, особенно в своем полном объеме, — это отдельный достаточно сложный объект управления; а каждое конкретное стратегическое решение по инвестициям, как правило, требует серьезного специального анализа и обоснования.
4. Лизинг
В рамках финансовой стратегии рассматривается только финансовый аспект лизинговой деятельности организации.
5. Решения по операциям с собственными ценными бумагами
Данная позиция касается только стратегических решений по размещению акций организации, а также по другим операциям с ее ценными бумагами.
6. Решения по финансовым рынкам
Стратегические решения, связанные с выбором организацией конкретных финансовых рынков, на которых она предполагает работать в заданной перспективе. При этом разделение, например, на отечественные и зарубежные рынки, может быть обусловлено только различиями в режимах их правового регулирования.
7. Стратегические альянсы
К данной позиции относятся только принципиальные финансовые решения по различным стратегическим альянсам, исключая тактику и технику осуществления таких решений.
8. Решения по венчурному капиталу
Имеются в виду именно стратегические решения — без излишней конкретизации по моделям, механизмам и т.д.
9. Поглощения и слияния
Рассматриваются сами такие решения и их цена в соответствующих финансовых показателях.